Лекция: Двух разных менталитетов — менталитета, созданного вековой
традицией, опирающегося на исторически обусловленную систему
ценностей и моральную философию, и нарождающегося, возникшего
вместе с непривычной культурой XX в., имеющей дело с
релятивизмом, полифонией, многозначными символами и хаотичностью
мышления, маскирующимися за филологической и гуманитарной
образованностью, противопоставляемой технократической
культуре.
В этой связи чрезвычайно показательно творчество Джона Фаулза (1926-2005), выступившего с первым романом в 1963 г.,
когда уже отгремела слава «рассерженных». «Коллекционер» —
парафраз на сюжет «Бури», поднимающий важнейшую проблему
XX в.— оскудение души и утраты духовности. Главный повествователь
— клерк Клегг (он же Калибан) —олицетворение чудовищного
бездушия и жестокости. Миранда—полная противоположность
своему похитителю, она художница, чувствует глубоко
и разнообразно, ее духовность не убита даже тяжким испытанием,
выпавшим на ее долю,— пребыванием в обществе этого, как она
считает, сумасшедшего, тюремщика, коллекционирующего красивых
девушек. Миранда ведет дневник, отчасти чтобы не позволить
Клеггу окончательно умертвить в ней душу, отчасти потому, что
Фаулз хочет показать человека с выхолощенной человечностью,
который имеет власть над недосягаемой, непостижимой для него
творческой натурой.
В художественном мире Джона Фаулза сочетаются две национальные
традиции — английская и французская. Фаулз использует
в своем творчестве и жанровые формы, не свойственные английскому
национальному сознанию (например, лэ Марии Французской
в сборнике новелл «Башня из черного дерева»). Писатель с радостью
отдается игровой стихии, пародирует модернизм —и попадает под
его влияние, восстанавливает викторианский стиль мышления и
сам же смеется над реконструированными моральными ценностями,
сталкивает два века —викторианский и современный —в романе
«Женщина французского лейтенанта» (1969). Знание
французской культуры и философии дает ему возможность взглянуть
на собственную литературу как бы со стороны, не боясь смелых
экспериментов с героями, жанрами, повествовательными формами.
Герою своего романа «Маг» (1966—1977) он дает имя д'Юрфе,
заимствованное у автора знаменитой «Астреи». Пасторальный роман
уходит в глубокое подполье творческого сознания писателя,
который использует в этом произведении постмодернистскую
структуру, основанную на игре иллюзий, положений, столкновений,
пограничных ситуаций, для того чтобы заставить своего героя
пропутешествовать по затаенным уголкам собственного сознания.