Контрольная работа: Древний Египет 5

Министерство образования и науки Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ЯКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Кафедра менеджмента

Специальность:032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Контрольная работа

Дисциплина: Культурология

Тема: Древний Египет

Выполнил: Евдокимова Н.С.

Студент группы ДОУ 10-с

Проверил: Титов Я. Н.

Якутск 2011

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………3-4

2.Основная часть:

I) У истоков…………………………………………………………………………..4-6

II) История……………………………………………………………………………6-9

III) Великие египетские сооружения и их создатели……………………………..9-11

IV) Религия. Боги и культ..………………………………………………………..11-15

V) Научные достижения Египта...………………………………………………..16-18

3.Заключение…………………………………………………………………………..18

4.Библиографический список…………...……………………………………………19

Введение

Это случилось 10 тыс. лет назад или чуть раньше…. Небольшой отряд охотников, пришедших из Сахары, тогда еще цветущей равнины, подошел к краю плоскогорья, за которым открылась новая, неведомая страна. Охотники за антилопами, знакомые лишь с небольшими, пересыхающими летом речками родных степей, такого чуда не видели ещё никогда! Широкая, полноводная река величественно несла мимо них мутные воды; откуда и куда – не знал никто. Не нарушая молчания, люди долго смотрели на реку, охваченные священным трепетом и желанием пасть на колени перед могущественным властелином этих мест. Перед ними открылась одна из самых красивых, могучих и известных в наше время рек земли – Нил. И одна из самых древнейших восточных стран – Египет.

Египет – самая популярная арабская страна современности. С интереснейшей историей, древними загадками и мифами, не разгаданными даже в столь технически развитое время. Со своей культурой и бытом, имеющая в своем «сердце» аорту – реку Нил; омывающаяся прекрасными морями – на востоке Красным морем, а на севере Средиземным. Ну и конечно египетские пирамиды – на протяжении всего времени с момента их создания манящие своим величием и секретом их сооружения.

За несколько веков до рождества Христова существовали семь чудес света, слава которых затмевала остальные диковинки древнего мира, и увидеть эти чудеса своими глазами стремились многие. Шесть из чудес – сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей – гробница царя Карии Мавсола, Колосс Родосский и Александрийский маяк на острове Фарос – были разрушены временем. И до наших дней сохранилось только одно из «чудес света» — египетские пирамиды. По этому при выборе темы, я отдала предпочтение именно Древнему Египту. Чтобы и самой окунуться к истокам, и ознакомить своих однокурсников с интереснейшей историей, акцентировать внимание именно на последнем из семи «чудес света» сохранившимся до наших дней, которое можно реально увидеть самому!

Основная часть

I. У истоков

Охотники, о которых я упомянула выше, тогда даже не решились спуститься вниз, к самой воде, около которой кишели ядовитые змеи. Берега реки на сотни метров были заболочены и поросли густым тростником. На отмелях отдыхали бегемоты и крокодилы. И тогда охотники ушли, но им, а впоследствии и их потомкам пришлось вернуться к заманчивым и пугающим берегам.

Заселение людьми территории древнейшего государства планеты началось сравнительно поздно – по разным оценкам историков в 10- 6 тысячелетии до н. э. и в 6-4 тысячелетии до н. э. Население долины Нила складывалось постепенно из небольших, «просачивающихся» сюда групп, среди которых были люди с разным цветом кожи – оливково- желтым, коричневатым или совсем темным.

Поселения располагались на высоких участках речной долины, далеко от воды, т. к. люди боялись наводнений. Плодородную почву «нижних полей» они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы ухода за культурными растениями были им уже известны. Но уже в 5 тысячелетии до н. э. здесь распространилось земледелие, ставшее экономической особенностью египетской державы.

Поселенцы (их позже стали называть египтянами) сохранили ласковое и почтительное отношение к могучему потоку. Нил был для них живым существом; в молитвах и песнях они обращались к нему как к отцу. А отец в представлении древних – это тот, кто дает еду, заботится о своих детях. Конечно, египтянам приходилось самим добывать пропитание, но отец Нил давал им самое главное – плодородные земли своих берегов и воду для их орошения.

Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну «Кемет» — «Черная». Необыкновенную землю приносила сама река, миллиметр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменистое основание берегов. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек разного происхождения – есть в ней и крупинки горных пород, подхваченные рекой там, где она течет по каменистому ложу, и остатки растений, принесенные притоками из прибрежных тропических лесов. В стоячей воде взвешенные частицы постепенно оседают вниз, и, когда река возвращается в свое русло, берега оказываются покрытыми новым слоем плодородного ила. В южных областях Египта подъем воды начинается в середине июля. Во время разлива вода прибывает медленно, уровень её повышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают уйти, прихватив имущество и скот. А уже к августу – сентябрю подъем достигает своего апогея – 8-10 метров над обычным уровнем воды! И держится высоко до середины ноября.

Главная трудность при обработке самых плодородных затопляемых «нижних полей» была связана с тем, что после спада воды влага распределялась неравномерно — высоко расположенные участки теряют её слишком быстро, прибрежные же поля, наоборот, заболачиваются. И египтяне придумали очень простое устройство, позволяющее регулировать количество воды на полях по своему усмотрению. Почти так же как дети, строящие весной на ручейках земляные запруды, египтяне начали возводить на заливных берегах реки стенки из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтоб сквозь них не просачивалась вода. С высоты птичьего полета долина Нила становилась похожа на расчерченный в клетку тетрадный лист. Во время разлива вода попадала в «клеточки» — бассейны, и люди могли её распоряжаться по необходимости – надолго задержать на высоких местах, или, наоборот, пробив земляную стенку, спустить лишнюю воду. Постепенно отдельные сооружения связались в длинные цепочки, протянувшиеся вдоль Нила на десятки километров.

Для поддержания этой сложной системы люди создали центры управления цепочками запруд – первые египетские города. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее завоевавшие Египет, называли «ном», а её правителя – «номарх». Правители отдавали приказания о подготовке полей к посеву, возведении новых земляных стен – плотин и прокладке отводящих лишнюю воду каналов, следили за тем, чтоб весь урожай с полей свозился в городские амбары, а зерно в течение года более или менее поровну раздавалось всему населению. А сами номархи, конечно, жестоко боролись между собой за верховную власть над всей страной.

Египтяне были трудолюбивыми земледельцами и получали на своих богатых землях самые высокие в Древнем Мире урожаи, хотя орудие труда для работы почти не отличалось от тех, что применяли другие народы Древнего Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. Но о том, как и что египтяне строили, я расскажу позже.

И еще один интересный факт я хотела бы осветить в этой главе. Египтяне редко готовили еду сами – чаще всего они относили полученное зерно в специальные «столовые», в которых кормились вся деревня или несколько соседних деревень.

II. История

Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к 6-4 тысячелетиям до н. э. Приблизительно в середине 4 тысячелетия образовалось два царства – Верхний и Нижний Египет. Столицей Верхнего Египта служил Некхеб, располагавшийся неподалеку от Иераконполя; покровительницей города считалась богиня с головой грифа, Некхебет. Столицей Нижнего Египта был Пе, город в Дельте; ему покровительствовала богиня Эджо с головой кобры. Факт существования двух царств не забывался никогда, и всех фараонов именовали «Правителями Двух Стран» или «Царями Верхнего и Нижнего Египта». Обе святые покровительницы – Эджо и Некхебет распостранили свое благоволение на территорию всего Египта и стали изображаться с двойной короной – красная обозначала Нижний Египет, а белая Верхний.

Около 3000 г. до н. э. эти два царства объединяются в единое государство. Египтологи полагают, что впервые царства были объединены Менесом (Мина), могущественным повелителем Верхнего Египта, которого называли «королем скорпионов». Считается, что примерно в 3100 г. до н. э. он покорил Нижний Египет, объявил себя владыкой страны и основал первую династию. С этой даты обычно и связывают начало египетской истории. Столицей своего царства Менес избрал город Мемфис, город среди пальм на западном берегу Нила. То, что столица находилась у самого начала дельты, имело и политическое, и символическое значение, поскольку именно здесь проходила граница между Нижним и Верхним Египтом.

Сейчас конечно можно только догадываться о том, какую большую роль в формировании египетской культуры и государства сыграл ранний период египетской истории и период Раннего Царства (3000-2800 гг. до н. э.) До нас дошли всего несколько табличек (или «палеток») с изображениями первых фараонов, поражающих своих врагов. Большое количество титулов и должностей, упоминаемых в древнейших египетских надписях, говорят о том, что египтяне искали наилучший способ организации государства. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились к первым, ранним векам своей истории.

Всего Египтом правили, со времен объединения страны Менесом, тридцать две династии, включая греческих Птолемеев, воцарившихся здесь после завоевания Египта в 332 году до н. э. Александром Великим. Последней царицей до 30 года до н. э., когда могучий Рим сделал Египет своим владением была Клеопатра VII, после смерти которой Египет становиться провинцией Рима. 30г до н. э. – 640 г н. э. – Римский период.

Постепенно в Египте распространяется христианство, и начинаются гонения на христиан. После распада римской державы в конце 6 века н. э. Египет вошел в состав Византии и находился под ее контролем вплоть до 7 века н. э. После 642 г. н. э. – исламизация Египта. С распадом Арабского Халифата в 9 веке н. э. страна в очередной раз обрела независимость. В дальнейшем Египет находился под властью Омейядов, Аббасидов, Ихшидов, Фатемидов, Айюбидов, а с 1250 г. – мамлюков, потомков арабских наемников и телохранителей тюркского происхождения. Столь рьяная и разнообразная ( в плане нападающих народов) борьба за жемчужину Нила привела к смешению населения и религии: этнический состав населения разделился на хамитов (египтян) в большой мере, и в меньшей на бедуинов и нубийцев; а вероисповедание: ислам суннитского толка (ок.90%), коптская православная церковь, греческая православная церковь, католическая церковь. Хотя египетские христиане молятся, воздев руки к небу, как мусульмане.

Основные даты, относящиеся к Древнему Египту:

· 3100-26860 до н. э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта

· 2686-2181 до н. э. Древнее царство. Рост и укрепление власти фараонов; их хоронят в пирамидах.

· 2182-2040 до н. э. Ослабление власти фараонов, Египтом управляют два правителя из разных столиц – Иераконполя и Фив.

· 2040-1786 до н. э. Среднее царство

· 1786-1567 до н. э. Египет подвергается нашествию из сиро – палестинских земель.

· 1570-1085 до н. э. Новое царство. Египетские фараоны снова приходят к власти, и цивилизация расцветает.

· 1083-333 до н. э. Конец империи. Египет распадается на отдельные государства.

· 333-323 до н. э. Египет становится частью империи Александра Великого.

III. Великие египетские сооружения и их создатели.

Египетские пирамиды – поистине одно из чудес света! Вот уже на протяжении многих тысячелетий они волнуют умы и сердца многих. Геометрическая точность, огромные размеры, невообразимые шахты и коридоры, неприступность и скрытность. Что это за сооружения, кто их проектировал и возводил, какое их предназначение? – вот лишь несколько вопросов, неизменно ассоциирующихся с египетскими пирамидами.

Современная египтология не дает на это достаточно убедительного ответа. Практически в любой книге говорится, что пирамиды служили гробницами фараонов. Но за чем создавать могильник в 147 метров? Эти колоссальные сооружения, по сравнению с которыми камни Стоунхенджа выглядят детскими кубиками. А ведь египтяне не имели ни подъемных кранов, ни мощных самосвалов. У них не было не только стальных тросов, но и простейших железных инструментов. Но они подняли буквально горы камня и с изумительной точностью уложили эти монолиты.

В нескольких километрах к западу от Мемфиса расположен древний некрополь Саккара, место погребения царственных особ, которое использовалось по своему назначению на протяжении всей истории Древнего Египта. Именно там находиться знаменитая ступенчатая пирамида фараона Джосера, спроектированная и построенная его архитектором Имхотепом.

На самой границе с пустыней, неподалеку от города Мемфис, находится плато Гизе – оно является тем местом, где стоят самые знаменитые пирамиды, навсегда обессмертившие имена своих создателей, три пирамиды фараонов Третьей династии – Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса (Хуфу) – крупнейшая и самая знаменитая из всех пирамид. Высота ее в древности составляла примерно 146,7 метров, сложенная из 2 млн. 300 тыс. каменных блоков, каждый из которых весит около 2,5 тонн. Общий вес пирамиды 6,5 – 7 млн. тонн – следовательно, рассчитать его надо было так, чтобы давление на внутренние помещения (галереи, погребальные камеры, святилища) распределялся равномерно, и пирамида не обрушилась внутрь от собственной тяжести. Со временем вершины пирамид довольно сильно пострадали, и сейчас они на несколько метров ниже.

В Гизе находиться еще множество небольших пирамид – «спутников», а так же менее значительных по размерам погребальных сооружений, храмов и, конечно же, легендарный Большой Сфинкс. Большой Сфинкс – имеющий тело льва и голову фараона, символизировал царскую власть. Он высечен из известняка ок. 2620 г. до н. э. и достигал примерно 18,3 м. в высоту и 55 м. в длину.

Именно пирамиды Гизе поражали воображение всех поколений, и под словом «пирамиды» многими в наше время понимаются именно эти сооружения. И лишь немногие из туристов знают, что отец Хеопса возвел еще две гигантские пирамиды в Дашуре, примерно двадцатью километрами южнее Гизе. К сожалению, район Дашура принадлежит военной базе, и немногие туристы могут туда попасть.

На противоположной Мемфису стороне реки находиться легендарный город Анну, или Гелиополь, как его позднее назвали греки. В тамошнем величественном Храме солнечного бога Ра жрецы передавали знания и мудрость своим ученикам. Примерно на той же широте, что и Гелиополь, расположен ещё один важный центр: древний город Кхем, названый позднее Летополем. Этот город в дельте Нила когда–то был связан с именем Гора – бога с головой сокола, и в нем сохранился храм, более древний, чем пирамиды. Самые крупные храмы и пирамиды строились десятилетиями, храм, не достроенный одним царем, завершал его приемник на троне, а вот пирамида иногда оставались не завершенной. К сожалению, большинство пирамид и гробниц были разграблены ворами и разбойниками еще в далекой древности.

IV. Религия. Боги и культ.

Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов — сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.). Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой — огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри — утреннее солнце, Ра — дневное, Атум — вечернее.

Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа — город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним (Ра — Атум) становится во главе Эннеады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет — грозное око Ра, богиня войны, богиня — целительница; Тефнут — любимое око Ра, богиня влаги; Хатор — солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все богини считались дочерьми Ра, их объединяла «иконография»: все они изображались в виде женщины с головой львицы.

Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа — Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога — Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп VI. Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона — солнечного диска; меняет свое имя на Эхнатон, что означает «Угодный Атону» и строит новую столицу Ахетатон («Горизонт Атона»), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков «законных» фараонов — в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.

Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов. Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался «днем виноградной лозы и полноты Нила». В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери — Сехмет: когда Ра состарился и «его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури», люди перестали почитать бога-царя и даже «замыслили против него злые дела».Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая, превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула… Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах…

Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.

Хапи — бог Нила. Его символы — лотос и папирус. Его праздник соединялся с началом разлива Нила.

Апис — бог плодородия в виде быка — черного, но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте. Кроме того, он был душой бога Птаха и бога Ра.

Хнум — бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека.

Рененутет — богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: «владычица плодородия», «правительница закромов». Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы.

Шаи — бог виноградной лозы и судьбы.

Онурис — бог охоты и войны.

Маат — богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.

Тот — бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные — павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря.

Сиа — богиня мудрости и познания — женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны.

Птах — помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным письменным источникам относятся следующие произведения: «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -ой династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).

«Тексты саркофагов» — ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11 -ой династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из «Текстов пирамид» и размещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства.

«Книга мертвых»- составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.

Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа — имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.

В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают «поля блаженных» (поля Иалу), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая. Повелителем загробного мира был Осирис — один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений — умер Осирис — умерла природа; расцветет все весной — значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд.

Особо следует указать на такую черту религиозных представлений Древних Египтян, как почитание животных. Эту черту подчеркивают, не обращая внимания на хронологические рамки ее существования. Между тем эта черта проявлялась только в самые ранние периоды истории Древнего Египта и в самые поздние периоды, когда можно говорить об упадке и деградации его культуры. В эпоху высшего расцвета Древнего Египта этот культ не играет существенной роли.

Конечно, говорить о прекрасных необычных сооружениях Древнего Египта можно долго, исписать еще десятки страниц, рассказывая о различных обелисках и статуях, о Луксоре, о Фивах, о прекрасной царице Нефертити и о молодом царе Тутанхамоне, о богах, которые правили. Поспорить об истинном предназначении пирамид. Эти сведения и так укоренились в сознании людей, и неизменно ассоциируются с Египтом. Я бы хотела осветить еще научные достижения египтян. Ведь нам со школьной программы прививают мнение, что наиболее культурно развитыми древними цивилизациями были римская и греческая. Но при изучении книг о Древнем Египте я нашла факты, говорящие об обратном.

V . Научные достижения Египта

Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение, по сей день.

Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день.

Грандиозное открытие древних египтян было сделано в области физики — для уменьшения силы трения, рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид).

В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений.

Периоду Среднего царства принадлежат первые математические и медицинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого слова).

Особенно развита в Древнем Египте была математика – и это несмотря на громоздкую и неудобную числовую систему. Египтяне знали сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной; они уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.

Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах). Появляются догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце.

Физика — изобретены водяные часы (карманные, нашейные египетские часики, инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами).

Медицина — лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа.

География — до нас дошли куски подробных чертежей карт горных промыслов пустыни.

Возможно, современному человеку эти знания покажутся слишком примитивными, однако не следует забывать, что это – ранний этап человеческой культуры. Далеко не случайно древние греки считали египтян мудрейшими из людей, ездили в Египет за мудростью, учились у египетских жрецов. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций. Образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, в «Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н.э. Анания Ширакского. Египетские нормы права и государственного управления в той или иной мере усвоены римлянами и Византией, народами христиан Востока и Русью. Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры. Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены величайшие практические знания.

Культура фараоновского Египта, связь с которой поначалу отвергались и христианами и мусульманами, ныне рассматривается всеми как неотъемлемая часть их исторической и духовной цивилизации.

Заключение.

Изучение древней истории во многом напоминает изучение сцены преступления, только в этом случае все происходит в гораздо более широком масштабе. Чем значимее свидетельства, тем больше надежды на то, что исследователям в конце концов удастся выяснить, что именно здесь произошло, когда все это случилось и кто был вовлечен в данные события. Точное датирование истории отягощается тем фактом, что древние египтяне не стремились записывать даты, относящиеся к тем или иным значимым событиям, например: дата рождения или смерти фараона, или дата какого либо празднования. Создается такое впечатление, что все свои знания они пытались сохранить в неком вакууме, передавая их из уст в уста только избранным. Но все же мы имеем представление о становлении древних цивилизаций.

Библиографический список.

1. Энциклопедия для детей «Аванта +» том 1. Всемирная история. М., 2000

2. Всемирная история. Иллюстрированная энциклопедия. М.: АСТ: Астрель,2010.

3. Нефертити и Эхнатон: Солнечная чета/ Пер. с фр.; М.: Молодая гвардия, 2006.

4. Бьювел Р., Джильберт Э. Секреты пирамид. М.: Вече, 1996.

5. Малковский Э. Ф. Боги, построившие пирамиды: Египет до фараонов/Эдвард Ф. Малковский/М.: Эксмо,2008.

6. все страны мира от А до Я. Ростов н/Д: Владис, 2010.

7. Тайны Великой пирамиды Хеопса. Загадки двух тысячелетий. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005

8. Журнал «Всемирный следопыт» № 21/2006. Тема путешествия: Египет потомки фараонов.

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству