Контрольная работа: Уроки по творчеству И.С. Тургенева

Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

Цель урока: развивать навыки выразительного чтения, переска­за, навыки анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, пересказ, состав­ление плана, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование урока: репродукции картин В.Е. Маковского «Ночное», К.В. Лебедева «Бежин луг»; иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Определение жанра очерка.

Дается итоговое определение очерка, которое записывается все­ми в тетрадь.

2. Пересказ встречи охотника с мальчиками.

П. Общая характеристика героев

1. Составление плана характеристики. Примерный план:

1) Портрет мальчика.

2) Его роль среди товарищей.

3) История, которую рассказывает герой.

4) Поведение мальчика.

5) Характер героя.

6) Отношение к нему автора и ваше.

2. Подбор цитат к пунктам плана.

Ученики работают некоторое время самостоятельно, выбрав для себя одного из героев. Можно заранее распределить, кто какого ге­роя характеризует, а можно не делать такую установку: тогда выяс­нится, какой мальчик больше других заинтересовал учеников.

Вопросы:

— Кто из мальчиков больше понравился охотнику? Почему?

— Какие приемы использует автор при создании портрета Павлуши?

(Тургенев активно использует эпитеты: «проворно спрыгнул», «равнодушным голосом», «проворно дыша», «некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой ре­шимостью». В этой характеристике встречаются и метафоры: «лицо… горело», «твердой решимостью».) III. Пересказ текста и беседа

1. Пересказ одной из быличек.

2. Пересказ повествования о светопреставлении (по рассказу одного из мальчиков — Павлуши или Ильюши).

3. Беседа.

— Приходилось ли вам слышать подобные рассказы, поверья,

былички? Пояснения учителя:

В этом рассказе мы видим мир почти языческих представле­ний о непонятных событиях. Отметим, что Тургенев тщательно выбирал слово, которое уместно применить к рассказам мальчи­ков: «россказни», «предания», «поверья». В беловом автографе и в цензурной рукописи это «предания», в публикации журнала «Со­временник» — «россказни», а в окончательном варианте — «пове­рья». Что отличает значения этих близких слов? Слово «предания» звучит торжественно и очень книжно; слово «россказни» несет в себе оттенок некоего недоверия; слово «поверья», безусловно, наи­более удачно для обозначения всех историй, которые рассказали ребята у костра.

Современные исследователи ввели новый термин для обозна­чения рассказов такого типа — это слово «быличка»-

Запишем в словарь определение.

Быличка — рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

— Как вы считаете, верили ли мальчики в то, о чем рассказывали?

— Чему в рассказах мальчиков вы верите?

— Что в их рассказах показалось забавным, смешным?

IV. Сравнительная характеристика рассказов Павлуши и Ильюши

П а в л у ш а

И л ь ю ш а

«Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам

«А ты не знаешь? — с жаром подхватил Ильюша. — Ну, брат, откентелева ты, что Тришки не знаешь? Сидни у вас в деревне

предвиденье, а как затем­нело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба-стряпуха, так та, как толь­ко затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки пе-ребила в печи: «Кому те-перь есть, говорит, насту-пило светопрестановле-ние». Так шти и потекли. А у нас на деревне такие, брат, слухи ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку уви­дят».

Далее см. по тексту после рассказа Ильюши

сидят, вот уж точно сидни! Тришка — эфто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный чело-век, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет. Такой уж будет удиви-тельный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне, выйдут на него с дубьем, оцепят его, а он им глаза отведет — так отведет им гла-за, что они сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладошки затрепещется — они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять на-род хрестиянский… — ну, а сделать ему нельзя будет ничего… Уж такой он будет удивитель­ный, лукавый человек»

1. Слово учителя.

Мы видим, что одно и то же явление — солнечное затмение, или «светопреставление», или «предвиденье», как называют его мальчики, описывается совершенно по-разному. Почему так про­исходит? Через рассказ, через особенности речи проявляется ха­рактер человека. Поэтому мы и говорим о речевой характеристи­ке, дающей возможность узнать героя поближе. В чем же разли­чие рассказов этих мальчиков?

2. Беседа по вопросам.

— Чей рассказ вам больше понравился? Почему?

— Чей рассказ объемнее, длиннее?

(Рассказ Ильюши. Павлуша лаконичнее, его речь свободна от повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить свою речь, а, скорее, от желания утвердить слушателей в том, что он рассказывает. Это, так сказать, ораторский прием.)

— Чей рассказ эмоциональнее?

(Вопрос спорный. Рассказ Ильюши эмоционален. Он говорит «с жаром», в его речи много ораторских приемов: обращений к слуша­телям, восклицательные и вопросительные предложения, многото­чия, обозначающие многозначительные паузы, повторы. Павел же говорит «неторопливым голосом», в его речи тоже есть восклицатель­ные предложения. Он в лицах передает чужую речь. Ильюша расска­зывает об «удивительном, лукавом человеке» Тришке, Павлушин же рассказ — о реакции односельчан на приход мнимого Тришки, ока­завшимся бочаром Вавилой со жбаном на голове.)

7337

11 'чмботки по программе под ред. В.Я. Коровиной

— I- II ■ ■ i… пни рассказчика к предмету своего повество-

(Ильюша верш в I ришку, рассказывает взахлеб, переживает свой рассказ, i гарастся поразить слушателей, испугать их. Павлу-ша более спокоен, он тоже верит в приход Тришки, но относится к своему былому страху с иронией.)

— Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?

(Рассказ Ильюши, скорее всего, напугал мальчиков, они со стра­хом и уважением к Ильюше, гордящемуся своей осведомленнос­тью, слушают его историю. Более сдержанный, короткий, но выра­зительный рассказ Павлуши вызывает общий смех, страх исчезает.)

— Как строит фразы каждый из мальчиков?

(В речи Ильюши много повторов, за счет повторений слов и целых фраз предложения получаются длинными. Речь Павлуши гораздо лаконичнее. В небольшом рассказе он сумел передать мно­го событий. Фразы короткие, встречаются неполные предложения, пропуски слов (эллипс): «да кто куды!», «та с цепи долой, да через плетень, да в лес».)

— Какие непривычные слова вам встретились в речи мальчи­ков? Как называются такие слова?

(В речи мальчиков есть диалектные слова, то есть те, которые употребляются только в данной местности, и просторечные сло­ва, характерные для необразованного человека.

Диалектные: «откентелева» (откуда), на-поди», напредки (напе­ред, сначала), бочар (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).

Просторечные: «хоша» (хоть), «перетрусился», эфто (это), «слышь», «светопрестановление», «шти» (щи), «хрестьяне», «хре-стиянский» (христиане — крестьяне), «испить», «зачнется» (нач­нется), «куды», «запужала», «авось».)

Примечание. Можно сделать словарик диалектных и просто­речных слов, встретившихся в речи мальчиков, по вариантам: один выписывает слова Ильюши, другой — Павлуши. Можно расши­рить границы такой работы: создать словарик всех рассказов маль­чиков. Можно сопоставить речь мальчиков с авторской речью, дать комментарии к сноскам, сделанным самим Тургеневым.

Вывод: речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична. Речь Ильюши эмоциональна, он не только пове­ствует — он вновь и вновь переживает рассказанное, и это вызыва­ет сочувствие его слушателей.

V. Итоги урока

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторе­чия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять ха­рактеры героев, их образ мыслей.

— Упоминанием о каком событии заканчивается рассказ?

Урок26. Урок-прктикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева...»

145

(Павлуша погиб, упав с лошади. Это был смелый, решитель­ный мальчик, может быть, его и погубила его удаль.)

— Как вы объясните финал рассказа «Бежин луг»? (Печальный финал — повод высказать авторскую симпатию с

Павлуше, выделить его среди всех мальчиков. Гибель Павлуши была предсказана в разговоре о водяном. Павлуша рассказывал, что ему послышалось, как его из воды звал голос утонувшего Васи. На слова Ильюши, что это дурная примета, Павлуша решительно произносит: «Своей судьбы не минуешь». Вот он и не миновал своей судьбы.)

— Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он слу­чайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

— Почему рассказ называется «Бежин Луг»?

(В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудил­ся, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши — все это связано с Бежиным лугом как геогра­фическим местом происшедшего, так и цельным ощущением ав­тора от всех этих событий).

Домашнее задание

1. Найти в тексте рассказа «Бежин луг» картины природы, оп­ределить художественные приемы, с помощью которых Тур­генев рисует пейзаж.

2. Пересказать близко к тексту фрагмент рассказа, где дается описание природы.

3. Ответить на вопросы учебника №№4, 8-10 (стр. 234).

Урок 26. Урок-практикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Цель урока: показать взаимосвязь человека и природы в рас­сказе; определить роль пейзажа; совершенствовать навыки анали­за текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, пересказ, анализ текста.

Оборудование урока: репродукции картин В.Е. Маковского «Ночное», К.В.Лебедева «Бежин луг»; иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Пересказ близко к тексту фрагмента рассказа, где дается опи­сание природы. П. Анализ текста

Задания:

— Дать названия описаниям пейзажей, встретившихся в рас­сказе.

|оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

11анример:

1) «Прекрасный июльский день» (с. 212-213).

2) «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча...» (с. 214-215).

3) У костра: «запах русской летней ночи» (с. 216-217).

4) «Торжественно и царственно стояла ночь» (с. 227).

5) «Недолги летние ночи!» (с. 231).

6) «Утро зачиналось» (с. 232).

7) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, загово­рило» (с. 232).

— Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы?

Это задание лучше разделить между учениками. Например, одна группа находит тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра; дру­гая — в описании леса, растений; третья — в описании животных.

(Примеры тропов.

Эпитеты: «солнце… светлое и приветно лучезарное… мирно всплывает, свежо просияет»; «неприятная, неподвижная сырость», «пустынное поле»; небольшая ночная птица… пугливо нырнула в сторону»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «глу­хо отдавались шаги в застывающем воздухе»; «какой-то зверек сла­бо и жалобно пискнул»; «страшная бездна».

Сравнения: облака, «подобно островам, разбросанным по беско­нечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными ру­кавами ровной синевы,… почти не трогаются с места»; они «так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопреде­ленные, как дым»; «ночь приближалась и росла, как грозовая туча»;

Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливает­ся кротким румянцем»; солнце… мирно всплывает»; «хлынули иг­рающие лучи»; «трава… белела ровной скатертью»; «даже с выши­ны лилась темнота»;

Олицетворения: «заснувшие верхушки» леса; «звездочки… за­шевелились»; на дне лощины «торчало стоймя несколько больших, белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного сове­щания»; «стремительный, безостановочный бег земли»; «жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею».) — Как на протяжении рассказа писатель показывает связи меж­ду человеком и окружающей его природой? (Это задание тоже можно разделить по группам: группы анализируют раз­ные фрагменты рассказа.) (Герой рассказа вступает с природой в разнообразные отноше­ния. Их описание создает соответствующее настроение — то тре­вожное, томительное, то радостное, бодрое, ясное.

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной и не­зависимой жизнью. Человек как будто смотрит на нее снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меня­ющимися картинами неба. Человек может лишь уповать на при-

Урок26. Урок-прктикум «Природа и ее роль в рассказе И.С. Тургенева...»

147

роду, как на высшую силу — он зависит от ее расположения: «По­добной погоды желает земледелец для уборки хлеба».

В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб»; «летучие мыши уже носились,., таинственно кружась и дрожа»; «какая-то неторная дорожка»; «все кругом бы­стро темнело и утихало»; «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука»; «вдруг очутился над страшной бездной».

Человек чувствует себя частью природы. Ночь у костра: «Слад­ко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и све­жий запах — запах русской летней ночи»; Конец рассказа: «Жид­кий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью». «Всюду лучисты­ми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чис­тые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принес­лись звуки колокола...» Кстати, и церковь, и звук ее колоколов тоже вписаны в пейзаж, гармонируют с природой.

Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, при­рода, с одной стороны — их жизнь, даже праздник: «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют дей­ствием потусторонних сил: в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.

Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опаснос­тей, которыми полна природа: «Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Пав­луша полностью доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь».)

III. Итог урока

Слово учителя:

«Бежин луг» — произведение о сложных связях человека и при­роды, у которой, по мысли Тургенева, есть не только «приветно-лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: «Природа — единое чудо и це­лый мир чудес: таким же должен быть каждый человек — таков он и есть… Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без при­роды? И то и другое немыслимо!., как бесконечно сладостна — и горька — и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»

Домашнее задание

1. Прочитать стихотворения в прозе (по хрестоматии).

2. Прочитать рассказ «Бирюк» к уроку внеклассного чтения.

3. Составить цитатный план рассказа «Бирюк».

4. Ответить на вопросы и выполнить задания пособия «Чита­ем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121).

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк»

Цель урока: углубить понятие о русском национальном харак­тере, совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения.

Методические приемы: объяснение учителя, сообщение учени­ка, выразительное чтение, повторение изученного, комментиро­ванное чтение, элементы анализа художественного текста.

Ход урока I. Проверка домашнего задания

Примерный цитатный план рассказа «Бирюк»:

1. «Гроза надвигалась...»

2. «Невесело войти ночью в мужицкую избу...»

3. «Редко мне случалось видеть такого молодца...»

4. «В лесу шалят...»

5. «Он держал под собою вора...»

6. «Отпусти… Ей-богу, с голодухи...»

7. «Убирайся к черту… Да смотри, в другой раз у меня!..»

П. Подготовка заданий в группах

Группам даются карточки с заданиями и вопросами (на подго­товку достаточно 8—10 минут). Первая группа. Пейзаж.

Подготовить чтение пейзажных зарисовок, прокомментировать их.

Проанализировать фрагмент, начинающийся словами «Гроза надвигалась...» с точки зрения художественных средств изображе­ния (выделить слова, которые передают состояние природы, крас­ки, звуки, запахи).

— Какие части речи преобладают в этом фрагменте? Какова их роль?

— Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

— Какую роль играет образ-символ грозы?

— Как пейзаж связан с развитием действия рассказа?

— Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы? Вторая группа. Интерьер.

Подготовить пересказ описания избы Бирюка.

— Какие слова в описании являются ключевыми?

— С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу?

— Какую роль играет описание интерьера избы?

— Как это описание помогает понять характер героя? Третья группа. Портрет.

— В чем особенности портрета Бирюка?

— Какие детали портрета героя вы считаете главными?

— Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк»

149

— Как портрет помогает раскрыть характер героя?

— Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора? Четвертая группа. Словарная работа.

Найти в словаре В.И. Даля значения слова «бирюк».

— Объяснить, почему герой рассказа носит такое прозвище.

— Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

— Зачем Тургенев сделал примечание о слове «бирюк»?

— Найти в толковых словарях объяснения словам «дрожки», «полати», «лучина», «замашная рубашка», «рогожка», «ку­шак» и др. Составить словарик.

Пример словарика:

бирюк — волк-одиночка (обл.); одинокий, нелюдимый человек (пояснение Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губер­нии человек одинокий и угрюмый»);

верста — примерно 1060 м;

верх (здесь) — овраг;

взыскать — заставить уплатить или подвергнуть наказанию;

дрожки — легкий открытый рессорный экипаж;

живот (здесь) — домашнее животное, лошадь;

замашная (рубашка) — домашняя рубаха из грубого холста;

засов — дверной запор в виде задвижки;

кушак — пояс, сделанный обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура;

лозники — ивовый кустарник;

лучина — тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель;

мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремеслен­ников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги — ничего не видеть;

не давать спуску — не уступать власть, держать под контролем; оглобли — две жерди, служащие для запряжки лошадей; плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле — возле;

покромка — обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити — по кромке, по краю;

полати — в деревенской избе: нары для спанья, устроенные под потолком;

полка (ружья) — часть кремневого замка (пускового механиз­ма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламене­ния порохового заряда в стволе;

понурить — уныло склонить плечи или голову;

ракиты — ивы; вожжа (вожжи) — часть упряжи: ремни, верев­ки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лоша­дью;

рогожа — грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца;

оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

рысистая — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лоша­ди, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);

справлять (здесь) — выполнять (должность);

челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка.

Пятая группа. Лексика.

В чем различие лексики разных героев рассказа?

— Какое значение имеет это различие?

— Сделайте речевую характеристику героев рассказа. Шестая группа. Устное иллюстрирование.

Выберите сцену для иллюстрации. Объясните свой выбор. Дайте устное описание «картины», которой вы бы иллюстри­ровали сцену.

Итоговый вопрос:

— Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»?

Примечание:

На уроке также можно использовать материалы пособия «Чи­таем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121).

Вариант урока внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

Цель урока: формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа.

Оборудование: иллюстрации к рассказу «Бирюк» и фотографии окрестностей родины Тургенева Спасского-Лутовинова; иллюст­рации к французскому изданию «Записок охотника» 1858 года с рисунками Годфруа Дюрана.

План урока:

1) выявление и обозначение основных приемов создания ху­дожественного образа;

2) пейзаж как средство характеристики героя;

3) описание интерьера и его функции в создании образа героя;

4) роль и значение авторской характеристики;

5) поступок героя как способ его характеристики.

Ход урока

I. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Турге-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

151

нева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне...»

В «Записках охотника» писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.

П. Словарная работа

— Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника бирюком?

— Несет ли это слово, помимо обозначения одиночества лес­ника, оценочное значение?

Бирюк1 —

1. Волк-одиночка (обл.).

2. (Перен.) одинокий, нелюдимый человек (пояснение Турге­нева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек оди­нокий и угрюмый»).

— Когда, при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему? Когда и почему он сам себя так называет?

III. Анализ пейзажа

1. Слово учителя

По словам В.Г. Белинского, Тургенев «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему пред­ставляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу...»

Рассказ «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающей­ся грозы. Выясним, какое значение имеет пейзаж в структуре по­вествования и в создании образа главного героя.

2. План анализа пейзажа

1. Найти и прочитать описание начала грозы.

2. Ответить на вопрос: «Каким образом Тургенев описывает природу?» Для этого:

1) отметьте, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь;

2) выделите художественные средства, с помощью которых Тур­генев передает зрительное впечатление от леса, слуховые и осяза­тельные ощущения;

1 Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

3) ответьте на вопрос: что придает динамизм описанию?

4) покажите, как автор одушевляет природу.

— Какой прием использует автор для изображения усиления грозы?

(Изменение вида глагола: я «ехал», кобыла «бежала», собака «не отставала» — жар «сменился», ветер «загудел», деревья «забушева­ли» и т.д.; т.е. постепенная замена несовершенного вида глаголов совершенным; дважды применяется эффект неожиданности: «вне­запно», «как вдруг».)

3. Комментарии учителя

Тургенев описывает поле и лес в различное время суток. Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от лета к осени, от дня к ночи, от солнечной погоды к ненастью. В большинстве случаев картины природы у Тургенева невелики по объему- Для них характерна сжатость и лаконичность.

В рассказе «Бирюк» автор отобразил несколько моментов транс­формации душного вечера в грозовую ночь-

Первая часть: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстре­чу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали».

Вторая часть передает тот особый момент, когда гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».

Последняя, третья часть картины, когда все вокруг заливается мраком и лес погружается в царство грозы- «Сильный ветер вне­запно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гро­за разразилась. Дождь полил ручьями».

Динамический характер пейзаж приобретает не только оттого, что природа описана в состоянии перехода, но и оттого, что угол зрения автора постоянно меняется. Сначала он замечает огром­ную лиловую тучу, длинные серые облака, потом слышит шелест и лепетание ракит, и наконец, его взгляд опускается на землю.

Кроме цветовой гаммы, создаваемой конкретными эпитетами (лиловая, серая), переданы и другие впечатления — слуховые, ося­зательные: длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод.

Приемы аллитерации и ассонанса в описании леса и грозы по­зволяют читателю слышать, как «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям», «гроза разразилась».

Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Метафорические образы и олицетворения (гроза надвигалась, ра-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

153

киты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя заш­лепали по листьям) одушевляют лес.

Пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания геро­ев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь важно обратить внимание на детали, которые помогают мак­симально полно и точно определить воздействие грозы на само­чувствие человека и его поведение.

IV. Анализ образа Бирюка

1. Общая характеристика героя, основанная на комментиро­ванном чтении описания избы, портрета и слова повествователя;

2. Анализ эпизода столкновения Бирюка и мужика. Каждый этап анализа образа-персонажа предваряется зада­ниями.

1). Найти в тексте и прочитать описание обстановки избы лес­ника, его портрет и авторскую характеристику героя. 2). Ответить на вопросы:

— При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесни­ком?

— Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в гро­зовую ночь?

— Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

— Каковы условия жизни Бирюка?

— В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)?

— Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков? Комментарии:

Бирюк появляется неожиданно «при блеске молнии», автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внут­реннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. «Мы ехали довольно долго; наконец мой про­водник остановился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спо­койным голосом». Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол: «Белая молния озари­ла лесника с головы до ног», — в описываемой далее жизни героя нет ничего романтичного, напротив, она обыденна и даже трагич­на. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: невесело войти ночью в мужицкую избу».

Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и бе­зотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых усугубляет общую безрадостную кар­тину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.

Если в описании избы — социальная характеристика героя, то художественный портрет помогает выразить его индивидуальные черты: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза. В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе» му­жиков связывается с картиной грозы.

Для создания характеристики героя автор использует высказы­вания о нем мужиков: «Вязанки хворосту не даст утащить», «на­грянет, как снег на голову», «силен… и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не потому, что чужд своему брату-мужику, а просто Бирюк — че­ловек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное. «Дол­жность свою справляю… даром господский хлеб есть не прихо­дится». Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам».

3). Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.

4). Ответить на вопросы:

— В чем причина конфликта мужика с Бирюком?

— На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются со­бытия?

— Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

— Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?

Комментарии:

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы — сначала физической, потом моральной — не толь­ко выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углуб­ляет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физи­чески мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоин­ству они становятся равными друг другу.

Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существо­ванием: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщи­нистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза...». Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Тургенев при помощи ярких художественных деталей показы­вает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние крес­тьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разби­тым», обращаясь к леснику по имени-отчеству «Фома Кузьмич», просит отпустить. Но когда чаша его терпения переполнилась,

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

155

мужик «внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал свирепым, и речь стала иной: вместо обрывистых фраз — «Отпусти… приказчик… разоре­ны, во как… отпусти!» — зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби -один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё… А до тебя, погоди, доберемся!».

V. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» — один из немногих рассказов «Записок охот­ника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить про­тест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замеще­ния. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он высту­пает перед нами как образ трагический: человек честный, суро­вый, жестокий, как собственная его судьба, он весь проникся прин­ципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование: «Ей-богу, с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Бирюк отпускает кресть­янина не из-за страха перед его угрозами: «Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», — а из сочувствия ему. Бирюк не выдерживает того беспросветного отчаяния, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.

— Почему вся эта сцена, чрезвычайно эмоциональная и на­пряженная, проходит как бы под аккомпанемент дождя? За­читаем фрагменты эпизода.

(«Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы»; «Дождик стучал по крыше и сколь­зил по окнам; мы все молчали»; «Бедняк потупился… Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет». В самом конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, — прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать...». Так картины природы углубляют смысл расска­за, напоминают о том, что ненастье — ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа — еще продолжается.)

— Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина именно так, грубовыталкивая?

(Одновременно и злится на него, и жалеет. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.) _

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.

2. Решить кроссворд «И.С. Тургенев. «Бирюк» (пособие «Чи­таем, думаем, спорим», стр. 123-124).

рочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Информация для учителя

Критика о «Записках охотника»

«В «Записках охотника Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства… косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; пси­хологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предмет­ное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни — в мимике, жестику­ляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т.п.)»

«В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосред­ственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тур­геневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями» (СЕ. Шаталов. «Проблемы поэтики Тургенева».)

«… это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко взволновываю-щая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле, книга, уже пропитанная той ностальгией, которой болел всю жизнь добровольно оторвавшийся от России Тургенев и горечь которой нам теперь пришлось отведать» (А.Н. Бенуа.)

«Бежин луг» вводил в русскую литературу проблему изображения детского мира, дет­ской психологии, так ярко освещенной Л.Н. Толстым в повести «Детство» вскоре после появления рассказа Тургенева.

Образы мальчиков — героев «Бежина луга» — овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия… Однако рассказ кончается жизнеутверждающей, какой-то праздничной картиной наступающего утра...» (С.Н. Петров.)

«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских де­тей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ре­бятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» (М., 1983).)

Урок 2 7. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Цель урока: показать особенности жанра стихотворения в про­зе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чте­ние, анализ текста.

Ход урока

«… что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование»

П. В. Анненков.

Урок 27. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

157

I. Слово учителя

Мы познакомились с произведениями Тургенева, которые об­рамляют его творческую жизнь. Цикл рассказов «Записки охотни­ка» был создан в начале творческого пути. Сборник стихотворе­ний в прозе Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творче­стве. Им и посвящен сегодняшний урок.

Тургенев создал новый для русской литературы жанр произве­дений — стихотворения в прозе. Это лирические произведения, в которых выражены мысли и чувства писателя, поэтому они и на­званы стихотворениями.

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как эскизы для будущих стихотворений, затем критик и писа­тель М.М. Стасюлевич уговорил его напечатать эти стихотворе­ния. При первом издании автор написал следующее предисло­вие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра дру­гое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Восемьдесят три стихотворения различны и по тематике, и по настрою, но есть нечто объединяющее их. В 1818 году была опуб­ликована работа Л.П. Гроссмана о «Стихотворениях в прозе», ко­торая названа «Последняя поэма Тургенева». В ней утверждалось, что все эти стихотворения — единое целое: «Это строго согласо­ванное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной фор­мы, отшлифованное и законченное создание представляет в сво­ем целом поэму о пройденном жизненном пути...»

Стихотворение «Русский язык» написано в дни русско-турец­кой войны 1877—1878 гг. В нем отражена боль «при виде того, что совершается дома», выражается надежда, что если у народа такой великий язык, то и народ велик и сможет справиться с испытани­ями, которые выпали на его долю.

II. Выразительное чтение стихотворения «Русский язык» и беседа

Стихотворения читает учитель.

— Какая мысль заключена в этом отрывке? (Мысль о величии русского языка и русского народа.)

— Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая инто­нация главенствует здесь?

(Чувство любви и восхищения передается торжественной, при­поднятой интонацией.)

— Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпи­ческое?

(Это произведение лирическое, потому что выражает чувства автора.)

оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

— В стихотворении всего три предложения. Какие это предло­жения по цели высказывания, по интонации? Какое значе­ние то имеет?

(Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели высказывания вопросительное. Это риторический (ораторс­кий) прием, придающий тексту патетическое звучание, передаю­щий искреннюю взволнованность автора.)

— Какие художественные приемы используются в стихотво­рении?

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю: «великий язык» — «великому народу».)

Комментарий учителя:

Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный», — сразу вошли в культур­ный обиход страны и стали звучать в публицистических выступ­лениях, использоваться в критических работах. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка.

III. Выразительное чтение стихотворения «Близнецы» и беседа

— Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало «жутко»?

— Какое значение имеет многократное повторение слова «оди­наковый»?

— Какое чувство стремится вызвать автор у читателей?

— Каков философский смысл этого стихотворения?

IV. Выразительное чтение стихотворения «Два богача» и беседа

— Какова главная мысль этого стихотворения?

— В чем, по-вашему, превосходство мужика над Ротшильдом? (Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том,

что помощь мужика — естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например, «умиления»).

V. Итоговый вопрос

— Какой жанр угадывается в прочитанных нами стихотворе­ниях в прозе: басня, притча, сказание, ораторское выступ­ление?

Домашнее задание

1. Выучите наизусть одно из стихотворений в прозе.

2. Попытайтесь написать свое стихотворение в прозе.

Информация для учителя

Материал для дополнительного и углубленного изучения темы. Анализ некоторых стихотворений.

Урок27. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

159

К стихотворению «Собака»

Стихотворение демонстрирует активное стремление найти общее со всей живой при­родой, философски и даже мистически ощутить свою близость к ней. Это вовсе не озна­чает, как в предшествующие годы писали некоторые исследователи, обращения к «сум­рачной символике». Скорее это признание достаточно очевидной истины о неразрывнос­ти всего живого.

— Каковы могут быть убедительные приметы того, что перед нами лирическое про­изведение?

В стихотворении «Собака» речь ведется от имени лирического героя. Это «я» вовсе не обязательно автор. Но читатель остро чувствует самую глубокую личную заинтересован­ность автора в том, о чем размышляет, глядя в глаза этому живому существу.

В «Собаке» речь идет о жизни всего живого, а не о конкретной собаке. Попробуем проследить, как рисуют жизнь всего живого эти несколько строк. Фон безмолвного диалога Собаки и автора — страшная, неистовая буря. Единственное, что в состоянии противостоять этой буре, — это тождественность мироощущения двух живых существ. В них — одна и та же жизнь. Космическим холодом веет от фона, на котором развертывается этот грустный дуэт.

Но главное в этих строках не старческая грусть прощанья с жизнью. В стихотворении есть то, что сейчас мы так стремимся пробудить в своих учениках: умение видеть свою умиротворяющую общность со всем живым вокруг нас.

Сатира «Дурак» неожиданна среди произведений, часто трогательных и исполненных патетики. Думается, что если даже Тургенева с его душевной мягкостью и доброжела­тельностью не раз «доставали» самонадеянные и злоречивые дураки, то это может слу­жить и для нас своеобразным психологическим сигналом. Агрессивное обличение всего и всех как способ самоутверждения — вещь опасная. Обозначить свое отрицательное отношение к ней — просто обязанность порядочного человека.

Интересно, что в списке названий стихотворений Тургенев, которого очень угнетали нападки злоязычных критиков, назвал его «Дурак (рецензент)» — и только Стасюлевич уговорил автора убрать слово «рецензент» из заглавия, чтобы никого не дразнить.

Решение вопроса о том, можно ли считать последнюю фразу стихотворения в прозе -«Житье дураку между трусами» моралью произведения, как мы это делаем в баснях, нео­днозначно. Читателю в тексте стихотворения предложены: отзыв дурака о живописце; отзыв дурака о «прекрасной книге»; отзыв дурака о благородном человеке. Вывод: общий хор по поводу ретивого обличителя «Но какая голова!», «И какой язык!».

Очевидно, можно было бы принять всех представителей окружения дурака равными ему по интеллекту. Но наблюдение Тургенева глубже, и это еще более обидно. Оно за­фиксировано в финальной фразе стихотворения: «Житье дураку между трусами».

К стихотворению в прозе «Воробей»

В академическом издании есть варианты отдельных строк стихотворения и даже его названия. В черновом автографе рассказ назван «Герой». В этом варианте текста сильнее звучит личностное начало — не только взволнованность автора, но и стремление пока­зать, как близки его личному миру и окружающим его реалиям события, о которых идет речь в стихотворении. В окончательном варианте встреча с воробьем изменяет масшта­бы, становится более общезначимой.

Так, вместо «по аллее моего сада» — стало «по аллее сада».

Вместо «с березовой ветки» — «с близкого дерева».

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

В окончательном варианте опущена целая фраза: «Я благоговею перед тобой, маленький герой!»

Небольшая правка в тексте дает нам право сказать не только о требовательности автора к каждому слову текста, но и о его умении при помощи крохотных изменений как бы менять масштаб изображаемых событий.

Можно показать и чисто стилистические варианты, которые помогут поразмыслить и над творческой лабораторией автора, и над бесконечным многообразием оттенков слова. Сравним начальный и окончательный варианты текста: «недвижно, с поникшим носом, беспомощно...» и «недвижно, беспомощно»; «стало быть, и он...» и «видно, и он...», «только ею, только любовью держится, а следовательно, и движется жизнь» и «только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Урок 28. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»

Цель урока: расширить знания учеников о личной и творчес­кой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотвор­ным текстом, познакомить с исторической основой поэмы «Рус­ские женщины».

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Оборудование урока: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Ма­териалы для выставки в школе и детской библиотеке. Н.И. Якуш-кин. М., 1987.

Материал для учителя: Бойко М.Н. Лирика Некрасова. М., 1977; Гессен А. «Во глубине сибирских руд»; Гукасова А.Г. Некра­сов в школе. М., 1960; Бойко М.Н. Лирика Некрасова. М., 1977; Скатов Н.Н. Я лиру посвятил народу своему… М., 1985; Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Сост. Н.И. Якушкин. М., 1987; Евге-ньев-Максимов В. Некрасов в школе. М., 1986.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть одного из стихотворений в прозе Тургенева.

2. Чтение и анализ стихотворений в прозе, написанных уче­никами.

П. Слово учителя

1. Чтение учителем стихотворения «Еду ли ночью по улице тем­ной...»

Еду ли ночью по улице темной, Бури заслушаюсь в пасмурный день -Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень! Сердце сожмется мучительной думой. С детства судьба невзлюбила тебя:

Урок 28. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя

Беден и зол был отец твой угрюмый, Замуж пошла ты — другого любя. Муж тебе выпал недобрый на долю: С бешеным нравом, с тяжелой рукой; Не покорилась — ушла ты на волю, Да не на радость сошлась и со мной...

Помнишь ли день, как, больной и голодный, Я унывал, выбивался из сил? В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил. Помнишь ли труб заунывные звуки, Брызги дождя, полусвет, полутьму? Плакал твой сын, и холодные руки Ты согревала дыханьем ему. Он не смолкал — и пронзительно звонок Был его крик… Становилось темней; Вдоволь поплакал и умер ребенок… Бедная! слез безрассудных не лей! С горя да с голоду завтра мы оба Также глубоко и сладко заснем; Купит хозяин, с проклятьем, три гроба — Вместе свезут и положат рядком...

В разных углах мы сидели угрюмо. Помню, была ты бледна и слаба, Зрела в тебе сокровенная дума, В сердце твоем совершалась борьба. Я задремал. Ты ушла молчаливо, Принарядившись, как будто к венцу. И через час принесла торопливо Гробик ребенку и ужин отцу. Голод мучительный мы утолили, В комнате темной зажгли огонек, Сына одели и в гроб положили… Это стихотворение, опубликованное в 1847 году, в журнале «Библиотека для чтения», сделало известным молодого поэта, ко­торый, несмотря на дворянское происхождение, в начале своего пути вел жизнь бедного человека, вынужден был не только проби­вать себе дорогу на литературном поприще, но и зарабатывать себе на хлеб насущный порой очень тяжелым трудом. Позднее П.Д. Бо-борыкин писал о Некрасове: «Натура у него была железная, донельзя выносливая и в умственном труде, и в разных физических упраж­нениях...» Именно это качество помогло молодому, никому не из­вестному автору стать великим писателем, несмотря на то что отец отказал ему в материальной поддержке, когда узнал, что сын не хочет поступать на военную службу, а хочет учиться в университе­те и стать писателем. Некрасов поступил вопреки воле отца. Он

еще рефераты
Еще работы по литературе и русскому языку