Контрольная работа: Типы и формы государства в современном мире

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Реферат

по дисциплине: «Политология»

на тему: «Типы и формы государства в современном мире»

Выполнила студентка гр. ЭКИ-07

Рудницкая Л.

Проверила Кокорская О.И.

Донецк 2010

Содержание

Введение 3

1.Типология государств 4

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств 4

1.2 Формационный подход к типологии государств 5

1.3 Цивилизованный подход к типологии государств 6

1.4 Современные подход к типологии государств 7

2. Формы государства 9

2.1 Понятие и виды форм государственного правления 9

2.2 Понятие и виды форм государственного устройства 11

2.3 Понятие и виды форм государственного режима 12

Вывод 15

Список использованной литературы 16


Введение

Государство – это, прежде всего, исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая, сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества.

Поэтому целью данной работы является исследование типов государства и формы государственного устройства, его понятие и виды.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью с современных позиций рассмотреть проблемы формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.

С этой целью будут решаться такие задачи:

— рассмотрение современных и исторических типов государств;

— определение существующих видов форм государственного устройства, государственного правления и режима в современном мире.

Проблема формы государства является одной из самых древних и наиболее разработанных. Уже античных мыслителей (Платона, Аристотеля, Цицерона и др.) волновал вопрос о форме государства, а также о тех причинах, под влиянием которых происходит смена государственных форм, их постоянный круговорот.

Типы и формы государства, будучи, как и само государство, исторически меняющимися феноменами, на каждом новом витке развития предстают перед исследователями своими новыми гранями, ставя их перед необходимостью заново осмысливать данные явление. Если античные и средневековые авторы целиком и полностью отождествляли форму государства с формой правления, то в наши дни преобладающей является трехэлементная трактовка этой категории, охватывающая форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим.


1.Типология государств

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств

Тип государства — это совокупность наиболее существенных черт, характерных для множества различных государств. Тип государства определяется в результате типологии, которая представляет собой научный процесс, связанный с поиском общих черт, присущих различным государствам.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

1.2 Формационный подход к типологии государств

Формационный подход — исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Согласно данному направлению, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных компонента: 1) экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности; 2) надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости их соответствия.

С позиций формационной теории теория государства, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Поэтому выделяют такие исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этого государства – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальное государство – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство — есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов.

Буржуазное государство функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа.

Переходное государство – представляет собой государственность, возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства (капиталистическому или социалистическому). Концепция была разработана В.И.Лениным.

Первопричина смены исторических типов государств — социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответствует новый тип государственности и права.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

1.3 Цивилизационный подход к типологии государств

Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот.

3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

Цивилизованный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров, над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.

1.4 Современные подходы к типологии государств

Учение о типах государства сейчас разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства — государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности).

Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Государство как политико-территориальная организация общества является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Государство как организация обособленной от народа политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка.

Отправным пунктом политологической типологии является разграничение непосредственных и абстрактных политических типов государства: непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия. Каждый из этих типов государства характеризуется спецификой единства политической власти с собственностью (общинной и частной).

В зависимости от того, что лежит в основе взаимоотношений между индивидом и обществом, добрая воля или насилие, различаются контрактное государство и эксплуататорское (рентоискательское) государство.

Гражданин, с одной стороны, участвует в управлении государством, а с другой стороны, он должен сам подчиняться тем правилам, которые далеко не всегда его устраивают. В результате возникают две опасности:

1) обмана со стороны государства – оно может выйти за пределы полномочий, установленных общественным договором (конституцией);

2) обмана со стороны индивида – неисполнении законов и (или) уклонения от финансирования деятельности государства путем неуплаты налогов.

В контрактном государстве эти потенциальные опасности сдерживаются. Когда же эти тенденции получают развитие, то перед нами – эксплуататорское государство.

Контрактное государство возникает при: наличие конституции, задающей рамки деятельности государства; существование механизма участия граждан в деятельности государства; наличие механизмов контроля и сдерживания со стороны институтов гражданского общества.

Эксплуататорское же государство использует монополию на насилие для максимизации благосостояния правящей группы, действуя зачастую в ущерб интересам всего общества в целом. Крайним типом эксплуататорского государства считается тоталитарное государство.

В зависимости от того, какова степень влияния церкви, выделяют светское и клерикальное государства. Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Клерикальное предполагает активное вмешательство церкви в «мирские дела», осуществление судебной деятельности. В настоящее время клерикальное государство существует в ряде мусульманских стран (Иран, Саудовская Аравия), где законы шариата господствуют над светскими законами. Но и в некоторых странах европейской культуры обычаи во многом подчинены церковным распорядкам. Например, в США принято приносить присягу на Библии, а в Израиле не-иудеям де-факто закрыт доступ к государственной службе.

Наряду с «чистыми» типами государств часто встречаются промежуточные, сочетающие черты разных типов. Идеальным образцом в современном мире считается контрактное государство, являющееся республиканским, федеративным и светским. Однако вряд ли хотя бы одно из почти 200 существующих в наши дни государств в полной степени соответствует этому идеалу.

2. Формы государства

2.1 Понятие и виды форм государственного правления

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма государственного правления (управления) характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, т.е показывает нам: как создаются высшие органы власти в государстве; их структуру; какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны; в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Существует две формы государственного устройства:

1) Монархия (вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу — монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правя­щей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает пе­ред населением за свои властные действия).

— Абсолютная монархия (монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти). В таком государстве нет ни парла­мента ни конституци­онных актов, ограничивающих власть монарха (например, Саудовская Аравия, Российская Империя до издания царем законов 1906 г.

— Конституционная монархия (власть монарха по конституции ограничена представительным органам). Конституционная монархия возникла в период становления бур­жуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бель­гии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентар­ной. В дуалистической монархии монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное пе­ред ним, а законодательная власть принадлежит парламенту (Марокко, Иордания, Кувейт, Бах­рейн).

В парламентарной монархии исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соот­ветствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом; главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте (Великобри­тания).

2) Республика — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок.

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Для президентской республики характерно соединение в руках президента полномочий главы государства и прави­тельства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика); президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не пар­ламентом.

Главной отличительной особенностью парламентской республики являет­ся принцип политической ответственности правительства перед парламен­том (Италия, ФРГ, Греция, Ислан­дия, Индия и др.).

Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

История становления республиканской формы государственного правле­ния знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укреп­ления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверени­тету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Вене­ция, Генуя — в Италии, Новгород и Псков — в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

2.2 Понятие и виды форм государственного устройства

Форма государственного устройства — это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное иконфедеративное.

Государственное устройство может быть простым и сложным .

Простым является унитарное государственное устройство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, од­но правительство, один верховный суд); одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; единая денежная система, одноканальная система налогов.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть цент­рализованным (местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники), децентрализованным (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью)и смешанным .

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе го­сударства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др. Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных.

Для федерации характерна двухуровневая система органов государственной власти; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается со­юзной (федеральной) конституцией или федеральным договором; двухпалатное строение парламента; наличие в большинстве федераций двойного гражданства; двухканальная система налогов; суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее го­сударственных единиц; после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают; у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматри­вает ни одна из конституций федеративных государств).

Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).

Если федерация — это союзное государство, то конфедерация — это «госу­дарственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие черты: создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических); создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется; члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на ос­нове юридически обоснованного одностороннего волеизъявления; при неустойчивости конфедерации либо распадают­ся после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство — унитарное или федеративное; у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой сис­темы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация — достаточно редкое образование.

2.3 Понятие и виды форм государственного режима

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима, существующего в обществе.

Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию (тоталитаризм).

Политический режим демократического типа имеет своей социально — экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Политическими предпосылками этого режима являются:

1) отсутствие единой официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно — исторического развития;

2) наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

3) ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они отражающей интересы представляемой социальной группы общества;

4) функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении;

5) существование не определяющего государственную политику меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка программ общественного развития, критика государственного руководства;

6) наличие политических свобод, при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Политический режим тоталитарного типа обладает насильственным навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся СМИ. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор (Чехословакии, Венгрии, СССР, Германия).

Политический режим авторитарного типа — является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления каудильо Франко, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов). Массовый террор отсутствует.

Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима. Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, требуют корректировки.

Вывод

На основе рассмотренных форм и типов государства хотелось бы попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII — XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория «политический режим» возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире — так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Список использованной литературы:

1. Мамут Л.С. Сверим ориентиры: наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении. Пульс реформ., М., 2000.

2. В.П. Пугачев А. И.Соловьев. Введение в политологию. «Аспект Пресс»: М., 2000 г.

3. А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Интерпракс, М., 1995.

4. ru.wikipedia.org/wiki/ — электронная энциклопедия.

5. Байтин М.И. Сущность и типы государства. // Теория государства и права. Саратов, 1999.

6. Четвертин В.А. Понятие права и государства. М., 2003.

7. Хейвуд Э., Водолазов Г.Г. / Политология: Учебник для студентов вузов / Москва / ЮНИТИ-ДАНА / 2005

еще рефераты
Еще работы по политологии