Курсовая работа: Гасан-Джалаляны династия



План
Введение
1 Исторический очерк
1.1 Предыстория
1.2 Гасан-Джалаляны

2 Князя Гасан-Джалаляны
3 Титулатура Гасан-Джалалянов
Список литературы

Введение

Гасан-Джалаляны (арм.Հասան-Ջալալյաններ) — армянский княжеский род[1][2][3][4][5] Хачена (Нагорный Карабах) XIII – XVIII веков. Изначально князья Нижнего Хачена, с XIII века сюзеренные правители всего Хаченского княжества.

1. Исторический очерк

1.1. Предыстория

Род Гасан-Джалалянов происходил от древнего княжеского рода Араншахов (Ераншаик), наследственных правителей Восточного края или Алуанка (армянское правобережье Куры). У Мовсеса Хоренаци сохранилось предание о происхождении этого рода, согласно которому Араншахи были потомками Арана, отпрыска легендарного прародителя армян Хайка[6]. Новое возрождение этого рода началась с 820 гг., когда последний[7][8] представитель Михранидской династии Вараз-Трдат II был убит[9], и древний армянский[10][11][12] род Араншахиков восстанововил свое правление над Восточным краем. Михраниды (персидского происхождения) правили Алуанком с конца VI в., после того, как они истребили князей Араншахов[10], но в армянской среде сами они были быстро арменизированы[10][11]. В начале IX века после падения Михранидов, новым родоначальником Араншахской династии становится Сахл Смбатян, который в арабских источниках упоминается на арабский манер Сахл ибн Сунбат ал-Армани[13], то есть армянин Сахл сын Сунбата. Дальнейшие князя Хачена являлись ответвлением его потомков.

1.2. Гасан-Джалаляны

В конце XII века Хаченское княжество разделилось на три ветви (Нижний Хачен, Верхний Хачен и Атерк), сюзеренными правами среди которых изначально владели князя Атерка. В 1214 году скончался последний атеркский князь Вахтанг Тагаворазн, а с 1216 года территории его правления были поделены между Верхним и Нижним Хаченом. В 1214 году правление над Нижнем Хаченом унаследовал Гасан-Джалал Дола — сын князя Вахтанга II Тангика и Хоришах — дочери Саркиса Закаряна и Саакандухт Арцруни. Тогда же он становится сюзеренным правителем всего Хачена. От имени одного из знатных князей Хачена — Вахтанга Сакара ветвь Араншаиков Нижнего Хачена в то время именовалась также Вахтангян [14]. В Верхнем Хачене[15] правили родственные им князя из рода Допян. После смерти Григора II Допяна они окончательно утратили свое политическое влияние. В годы правления Гасан-Джалала (1214—1261) Хачен являлся одним из центров армянской духовности и национальной культуры[16]. Гасан-Джалал Дола становится родоначальником династии Гасан-Джалалян. Родовые крепости и замки Гасан-Джалалянов были Хоханаберд, Дарпасы, Качахакаберд. В 1216—1238 был построен Гандзасарский монастырь, один из шедевров армянского средневекового зодчества[17]. Современники похвально отзывались о Гасан-Джалале:

Наследником Гасан-Джалала был его единственный сын Иванэ-Атабак I. Он продолжил культурное строительство отца. Дальнейшие потомки Гасан-Джалалянов в исторических источниках не отмечаются особыми культурно-строительскими делами, хотя и являлись хранителями национальных-христианских традиции армян Хачена. С XIV века католикосы Агванского католикосата также избирались из рода Гасан-Джалалянов. В XV веке родовое владение Гасан-Джалалянов Гандзасар становится центром Агванского католикосата Армянской церкви. Представитель династии Гасан-Джалалянов Джалал IV становится последним князем собственно Хаченского княжества.

И. П. Петрушевский о Гасан-Джалалянах пишет:

В 1603 году Хаченское княжество распалось на несколько меликств. Владения Гасан-Джалалянов были ответвлены на меликства Джраберд, Хачен, Гюлистан, ставших основой Меликств Хамсы[20]. Хамс становится последним очагом армянского национально-государственного устройства[21][22]. Документ XVIII века отмечает о Хамсе/Карабахе, как о «едином остатке древния Армении сохранявшем чрез многие веки независимость свою »[23]. В 1747 году Хамс был захвачен Панах-Али-ханом из племени Сарыджалы кочевавшего на Кавказ из Туркестана[24]. Многие из князей Гасан-Джалалянов были изгнаны. Во многом благодаря усилиям Гасан-Джалалянов Карабах вошёл в состав Российской империи.

2. Князя Гасан-Джалаляны

Персидский хроник, XIII век [25]

«Хачен страна труднодоступная, среди гор и лесов. Это одна из областей Аррана, где проживают армяне. Люди Абхаза называют их падишаха «тагавер»

· Гасан-Джалал Дола (†1261)

· Иванэ-Атабак I (1261—1287)

· Джалал II

· Иванэ II

· Джалал III (†1431)

· Агбаст (1431—1456)

· Сайтун (1456—1470-гг)

· Величан (ок. 1470—1510-гг.)

· Меграб (ок. 1510—1560-гг.)

· Джалал IV (ок. 1570—1590-гг.)

В 1603 году на территории Хаченского княжества образовались несколько меликств

3. Титулатура Гасан-Джалалянов

В источниках Гасан-Джалал Дола носил титулы «великий князь Хачена и местностей Арцаха », «самодержный князь князей, владыка Хачена » и т. д. В титулатуре князей Хачена встречается также термин «Албания», т. к. с V века армянское правобережье Куры было присоединено к вассальной от Персии Кавказской Албании (V—VIII в.). С этого исторического периода топоним «Албания-Агванк» был перенесен и на правобережную территорию Куры. Источник XI века отмечает:«Страна Агванк, которую называют глубинной Арменией», «страна армянская в гаварах[26] Агванка» .[27] Один из ведущих западных специалистов по истории Закавказья Роберт Хьюсен отмечает:

«Я не нашел ни малейших свидетельств того, что мелики когда-либо называли себя иначе, нежели армянами, хотя и принадлежали к албанской ветви армянской церкви». [28]

A. Якобсон в статье «Гандзасарский монастырь и хачкары: факты и вымыслы» комментируя фальсификационные концепции[29] азербайджанского историка Р. Б. Геюшева отмечает[30]:

«Некоторые выдающиеся произведения армянской художественной культуры средневековой эпохи—Гандзасарсккй монастырь, созданный в начале XIII в., а также хачкары XIII—XIV вв. вновь стали предметом своеобразного обсуждения. Десять лет назад Р. Б. Геюшев уже объявил, что этот монастырь отнюдь не армянский, а албанский (агванский). То, что он построен на территории армянского княжества Хачен (в Нагорном Карабахе), что ктитором его был армянин հАсан Джалал—владетель этого княжества (о чем ясно сообщает Киракос Гандзакеци), и что на стенах храма вырезаны многочисленные армянские надписи, что форма храма и его гавита типичны для армянской архитектуры того времени—все это не смущает автора. »

Список литературы:

1. Hewsen, Robert H. «The Kingdom of Arc'ax» in Medieval Armenian Culture (University of Pennsylvania Armenian Texts and Studies). Thomas J. Samuelian and Michael E. Stone (eds.) Chico, California: Scholars Press, 1984

2. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв… — Л.: 1949. — С. 28.

3. Michael P. Croissant. The Armenia-Azerbaijan conflict: causes and implications. — Greenwood Publishing Group, 1998. — С. 11.:

In the thirteenth century, after having survived the Seljuk and Mongol invasions, an important Armenian family arose in Karabakh. Known as the Jalalians, they embarked on a campaign to restore major Armenian culture works in the mountainous region, including monasteries and monuments

4. Тномас Де Ваал. Черный сад: Армения и Азербайджан между миром и войной. — Текст, 2005.

5. Киракос Гандзакеци, История Армении, гл.55

6. Мовсес Хоренаци, Истории Армении, кн. II, гл. 8

7. V. Minorsky. Caucasica IV. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 15, No. 3. (1953), pp. 504-529

8. В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда, М. 1963, стр., 30

9. Arran — статья из Encyclopædia Iranica. C. E. Bosworth (англ.):

The Mihranids were extinguished through the assassination of Varaz-Trdat II by Nerseh Pʿiłippean in 207/822-23, and the Armenian prince of Šakkī to the north of Arrān, Sahl i Smbatean (Arabic, Sahl b. Sonbāṭ), extended his power over Arrān.

10. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М.-Л.: 1959. — С. 232.:

Не имеем ли мы тут дело с захватом власти местным гардманским владетелем (может быть, с помощью персов), уничтожившим представителей армянских княжеских родов, владевших землями в этой области. Историк в рассказе своем говорит о враждебности Михрана к древнему армянскому роду Ераншахиков (владетели Арцаха), членов которого он почти поголовно истребляет. Все это дает основание думать, что в сохраненном у автора предании мы имеем дело с отзвуками борьбы между арменизированными албанскими и армянскими феодальными родами за захват сюзеренных прав над феодальной Албанией.

11. В.А.Шнирельман, «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», М., 2003

12. The History of Al-Tabari. Storm and stress along the northern frontiers of the ʻAbbāsid Caliphate / Под ред. Clifford Edmund Bosworth. — SUNY Press, 1991. — Т. 33. — С. 76-77.:

Sahl b. Sunbat (Armenian Smbat), from a local Armenian family of eastern Transcaucasia, lord of Shakki (Shak'e) to the north of the upper reaches of the Kur River

13. Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). М., 2002, стр., 262 (ср. также прим., 52)

14. Gandzasar.com

15. Приблизительно соответствует территории современного Кельбаджарского района

16. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002

17. А. Л. Якобсон. «Гандзасар», 1987

18. Киракос Гандзакеци, гл.55

19. Петрушевский И.П., Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв., Л., 1949, с. 28

20. Hewsen, Robert H. «The Meliks of Eastern Armenia: A Preliminary Study.» Revue des Études Arméniennes. NS: IX, 1972, pp. 299-301

21. James Stuart Olson, Lee Brigance Pappas, Nicholas Charles Pappas. An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires, p.44:

Only pockets such as Karabagh (Karabakh) and Zangezur in eastern Armenia and Sasun and Zeitun in western Armenia remained autonomous

22. Hewsen, Robert H. «The Kingdom of Arc'ax» in Medieval Armenian Culture (University of Pennsylvania Armenian Texts and Studies). Thomas J. Samuelian and Michael E. Stone (eds.) Chico, California: Scholars Press, 1984, pp. 52-53

23. «Кавказский календарь на 1864 год», Тифлис, 1863, с. 183-212: АКАК, т I, с.111-124

24. Мирза Джамал Джеваншир Карабахский, гл.3

25. АДЖА’ИБ АД-ДУНЙА (Чудеса мира), раздел «ха»: ЛО ИВ РАН, рукопись А-253, л. 202 б; Ср.: Н.Д. Миклухо-Маклай. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. Ученые записки Института Востоковедения. Том IX. М.-Л. 1954, с. 204-205

26. Арм. область

27. Матеос Урхаеци, «Хроника», Вагаршапат, 1898, стр. стр. 220-221, 230—231

28. Том де Ваал, Глава 10. Урекаванк. Непредсказуемое прошлое (интервью с Р. Хьюсеном)

29. Якобсон А. Л. Гандзасарский монастырь и хачкары: факты и вымыслы, стр.456:

Таким образом, определение орнаментики хачкаров из Нораванка как азербайджанской просто неверно, если не сказать фальшиво

30. Якобсон А. Л. Гандзасарский монастырь и хачкары: факты и вымыслы, стр. 449

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Гасан-Джалаляны_(династия)

еще рефераты
Еще работы по истории