Курсовая работа: Быт и интерьер в романе Евгений Онегин

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный университет

Курсовая работа

на тему:

Быт и интерьер в романе

«Евгений Онегин »

Выполнила: студентка 2 курса факультета

ИФиЖ, специальность:

«Журналистика»,

Проверил:

Саратов 2009г.

Содержание

Введение

1. Быт и интерьер как художественная форма изображения человека

2. Быт в изображении образов главных героев в романе «Евгений

Онегин»

3. Интерьер в изображении образов главных героев в романе «Евгений Онегин»

Заключение

Список литературы и источников.

Введение

Роман «Евгений Онегин» — самое значительное по объёму, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А. С. Пушкина. Не каждая настоящая энциклопедия даёт такое лаконичное и в то же время полное представление об эпохе: об идеалах, нравах и страстях, о быте представителей всех сословий, какое даёт «Евгений Онегин» о своем времени.

Но, изображая русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, автор, в первую очередь, создает художественное произведение, в основе которого лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как — уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. При этом, насколько человек оказывает влияние на формирование окружающей его среды, настолько же его сознание и образ жизни являются «продуктом» среды обитания. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту, его взаимодействие с миром природы.

Такой прием в литературе принимает особую художественную форму, и чем глубже мы сможем изучить особенности этой формы, тем полнее откроется нам содержание образа человека. Все это в полной мере относится к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя — молодого столичного дворянина Евгения Онегина. Описывая один обычный день Онегина, останавливаясь на деталях быта и интерьера, давая зарисовки внешнего облика героев, и, даже, делая отступления на гастрономические темы, автор, по ходу сюжета романа дает читателю полное представление о среде, в которой формировался характер героев, складывалось их духовное состояние.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни занимает значительное место во многих литературных произведениях. Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Цель настоящей работы — рассмотреть описание быта и интерьера как художественной формы изображения главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В соответствии с целью были определены следующие задачи:

— изучить роль описания быта и интерьера в характеристике героя произведения, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;

— исследовать особенности и эстетическое своеобразие описания быта и интерьера в романе;

— рассмотреть описание быта и интерьера как художественную форму изображения главных героев романа «Евгений Онегин».

1. Быт и интерьер как художественная форма изображения человека

С самого начала «Евгений Онегин» задумывался Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Это одно из самых неисчерпаемых и глубоких произведений русской литературы, что подтверждает огромное количество исследований современных литературоведов, посвященных форме, жанру романа в стихах, сущности замысла и его воплощению, идейной, эстетической, нравственной и философской проблематике романа.

Этим исследованиям положили начало критические труды XIX — XX веков. Самым значительной и фундаментальной критической работой является труд Белинского представляющий собой цикл из 11 статей под общим заглавием «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846).

Интересна история комментирования романа «Евгений Онегин». Ведь как только пушкинский роман перешагнул свое время и оказался достоянием новой читательской среды, многое в нем потребовало дополнительного объяснения. В XX веке первые послереволюционные издания сочинений Пушкина вообще отказались от комментирования «Евгения Онегина». Появлялись отдельные издания «Евгения Онегина», снабженные краткими комментариями Г.О. Винокура и Б.О. Томашевского и рассчитанные в основном на широкий круг читателей.

В 1932 г. новый комментарий был создан Н.Л. Бродским, который писал в предисловии к третьему изданию, заявляя, что возникла задача обрисовать время, определившее судьбу и психологию главных героев романа, раскрыть круг идей самого автора в постоянно изменявшейся действительности.

В 1978 г. «Евгений Онегин» вышел с комментариями А.Е. Тархова.

Одним из наиболее значительных событий в современном истолковании «Евгения Онегина» явилась публикация в 1980г. Комментария Ю. М. Лотмана. В книгу «Евгений Онегин». Комментарий» включен «Очерк дворянского быта онегинской поры» — ценное пособие при изучении не только «Евгения Онегина», но и всей русской литературы пушкинского времени.

Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, — пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека».

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек — это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой… И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё — лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.

В литературоведении различаются несколько видов художественных описаний, таких как: портрет, пейзаж, жилище, а также быт и интерьер. Но подчеркнем, что и то, и другое, и третье главной задачей ставят именно изображение человека. Важно иметь ввиду, что это — виды художественных описаний, и именно описание выражает авторскую оценку.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни всегда волновала художников. Поэтому быту, в широком понимании этого слова, в литературе отводится особое, почетное место.

Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Очень часто, знакомство с человеком начинается с описания среды его обитания, уклада его жизни. В литературе часто встречается ситуация, когда через описание образа жизни, автор стремится раскрыть внутренний мир героя произведения, его характер.

Быт, как образ жизни, представляет собой совокупность связей и отношений по удовлетворению материальных потребностей человека и обеспечению его душевного комфорта в повседневной жизни. Реализация духовных устремлений героя, раскрывающих его жизненную позицию, в рамках материальных возможностей и социального положения.

Иногда, описание бытовых сцен может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека.

Интерьер в литературном произведении — это вид художественного описания внутреннего состояния дома или места в котором постоянно находится герой произведения, с тех сторон, которые представляют его в авторском видении и позволяют наиболее ярко раскрыть образ описываемого персонажа.

Этот художественный прием является одним из важнейших средств характеристики литературного героя. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище — это овеществленная «модель» нашего внутреннего «я».

Описание интерьера — одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления или жанра, так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения и т.д.

Место описания быта и интерьера в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:

— с описания интерьера может начаться знакомство читателя с героем произведения;

— описание интерьера и образа жизни может быть монолитным, когда автор все его особенности приводит сразу, единым «блоком», и «разорванным», при котором описываемые детали «рассеяны» по тексту;

— отдельные бытовые подробности могут быть описаны автором или кем-то из персонажей;

— по особенностям авторской манеры и стилистике литературные картины могут быть весьма разнообразны: «парадным», ироничным или сатирическим, передавая авторскую оценку или формируя мнение у читателя;

— описание может быть фрагментарным: изображена не полная картина интерьера, а только характерная деталь, черта; при этом автор мощно воздействует на читательское воображение, читатель становится как бы соавтором, восполняя полученное представление в собственном сознании;

— иногда описание включает пояснения автора, акцентируя внимание читателя на мыслях, привычках героя и т.д.

Известное определение Белинского, назвавшего «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского романа. Конкретизируя этот тезис, Г. А. Гуковский писал:… «уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев". И далее: «Не в том заключено реалистическое новаторство «Евгения Онегина», что в нем описан быт, неоднократно изображенный до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу».

Быт и интерьер тесно связаны с таким аспектом поэтики литературного произведения, как художественная деталь, то есть небольшая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа. Именно через деталь нередко и передаются основные характеристики персонажа. Как целое можно представить через его часть, множественное увидеть в единичном, так глубину образа как художественного единства можно передать посредством детали.

Одной из особенностей «Евгения Онегина» является то, что описание бытовых реалий дает нам необходимое понимание характеров главных героев романа даже тогда, когда они непосредственно не упоминаются или лишь мелькают в виде кратких отсылок, намеков. Это заставляет нас рассматривать характеристику некоторых черт дворянского быта онегинской эпохи как важный художественный прием, помогающий раскрыть сущность образов главных героев романа. При этом мы, разумеется, не ставим перед собой цели характеризовать быт эпохи как таковой — внимание будет привлекаться лишь к тем его сторонам, которые прямо или косвенно отразились в тексте пушкинского романа в отношении его героев.

2. Быт в изображении образов главных героев в романе

«Евгений Онегин»

Быт — часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в: пище, одежде, жилье, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода), а также духовных потребностей в повседневном обеспечении душевного комфорта и общении с другими людьми.

Бытовые сцены, а иногда даже целые главы, полностью посвящённые быту, составляют значительную важную часть литературных произведений. Очень часто в произведениях прослеживается определение быта как «низкой» стороны жизни человека в противопоставление различных «высоких» сторон: любовь, культура и др.

Быт в широком смысле — уклад повседневной жизни.

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя — молодого столичного «повесы» Евгения Онегина. Не описание жизни как набора биографических последовательных событий, а именно описание образа жизни героя, ее повседневного уклада, дает нам представление о среде, в которой формировался характер героя и, реалии которой определили систему ценностей, которые стали во главу угла его жизненной позиции.

Одним из самых важных и интересных примеров раскрытия характера главного героя посредством литературного описания образа жизни, который, в конечном итоге, оказал влияние на его духовное состояние, можно рассматривать приведенное в романе описание распорядка дня столичного дворянина Евгения Онегина.

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга могла себе позволить вести подобную жизнь.

День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма.

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

(Гл.1, XV)

Утренний туалет и чашка чаю или кофе сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Излюбленное место гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. Так и Онегин в эти часы гуляет по «бульвару».

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

(Гл.1, XV)

Время обеда наступало около четырех часов пополудни.

Уж тёмно: в санки он садится…

…К Talon помчался: он уверен,

…Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет…

(Гл.1, XVI)

Еще бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

(Гл.1, XVII)

Послеобеденное время, промежуток между рестораном и балом, Онегин, как и молодые люди его круга, проводит в театре. Он для петербургского франта той поры не только художественное зрелище и своеобразный клуб, где происходили светские встречи, но и место любовных интриг и доступных закулисных увлечений:

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложе незнакомых дам.

(Гл.1, XХI)

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он.

(Гл.1, XХII)

Отношение героя романа к одежде определяется, прежде всего, мнением той общественной среды, в которой он живет, и автор очень точно, в нескольких строках, описывает это так:

…Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад.

(Гл.1, XХV)

Онегин спешит на бал. Описание бала дает нам важные детали и помогает понять поведение главного героя. Бал в эпоху Онегина начинался польским (полонезом), который в торжественной функции первого танца сменял менуэт. Показательно, что поэт вводит нас в бальную залу в тот момент, когда,

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята…

(Гл.1, XХVIII)

т.е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Евгения. Не бал цель Онегина, а всего лишь его собственное появление, которое через опоздание выражает отношение героя романа к празднику как некоторое пренебрежение, создавая впечатление о «высоте» своего положения.

День Онегина заканчивается в утренних сумерках:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

(Гл.1, XХХV)

Но, шумом бала утомленный

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

(Гл.1, XХVI)

Перед нами предстает беззаботная светская жизнь Онегина — однообразная в своем блеске череда дней, калейдоскоп повторяющихся событий. Начав вести светскую жизнь в юном возрасте, герой постепенно усваивает нравы и обычаи окружающего общества, становится полноправным его членом. Но соответствие предопределенного ему происхождением и общественным положением образу жизни, ограничивает его созидательную деятельность, препятствует духовному росту Онегина. В результате внутреннего неразрешимого противоречия следует разочарование в жизни.

…Но к жизни вовсе охладел.

Как Chaild-Harold, угрюмый томный

В гостиных появлялся он…

…Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

(Гл.1, XХXVII)

Текст в «Евгении Онегине» построен по принципу, когда внетекстовой мир в романе отображается посредством представления многообразных, очень точных и органически связанных между собой описаний. Очень точное описание «мелочей» быта, учитывая все детали, вплоть до мельчайших черточек помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, судить о внутренней (бытовой) культуре общества того времени.

Онегин попадает в деревню. Совсем другая жизнь. Отсутствие светской мишуры столичного города, размеренное течение спокойной деревенской жизни, неприхотливая пища определяют иное ощущение о времени. И снова, перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев», которые формируют у нас цельное и законченное представление об укладе деревенской жизни героя романа.

…В седьмом часу вставал он летом…

…Потом свой кофе выпивал,

Плохой журнал перебирая,

И одевался...

(Гл.4, XXXVI, XXXVII)

Прогулки, чтенье, сон глубокой…

… Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая…

(Гл.4, XXXVIII, XXXIX)

Один, в расчеты погруженный,

Тупым кием вооруженный,

Он на бильярде в два шара

Играет с самого утра.

Настанет вечер деревенский:

Бильярд оставлен, кий забыт,

Перед камином стол накрыт…

(Гл.4, XLIV)

Но что же наш герой, что изменилось в его жизни? Все та же праздность, отсутствие жизненной цели, существование подчиненное сложившимся бытовым обстоятельствам и, отчасти, «деревенским» обычаям.

Прямым Онегин Чильд-Гарольдом

Вдался в задумчивую лень…

(Гл.4, XLIV)

Духовное опустошение, отсутствие «движения души» делают его жизнь похожей на жизнь стороннего наблюдателя лишь невольно участвующего в происходящих событиях, но играющего роковую роль в чужих судьбах.

Но Онегин не может оставаться совсем равнодушным к происходящему вокруг него. Автор дает описание дня рождения Татьяны. Для людей живущих в глубинке и далеких от столичных развлечений это событие действительно праздник и отношение к нему неподдельно радостное. Взять хотя бы эпизод со встречей гостей.

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога…

(Гл.5, XXV)

Но настоящий ажиотаж и всеобщий восторг вызывает известие:

…Музыка будет полковая!

Полковник сам ее послал.

Какая радость: будет бал!

Девчонки прыгают заранее…

(Гл.5, XXVIII)

Онегин, как человек духовно развитый и умный, он тонко чувствует сложившуюся эмоциональную обстановку и искренне реагирует на нее. Это видно из сцены поздравления Онегиным Татьяны.

…Но как-то взор его очей

Был чудно нежен. Оттого ли,

Что он и вправду тронут был,

Иль он, кокетствуя, шалил…

(Гл.5, XXXIV)

Бытовые представления в структуре пушкинского романа играют совершенно особую роль. Автор тонко выявляет особенности характера своего героя через детали бытовой обстановки, описывая уклад его жизни, формирует не только авторское, но и читательское отношение к герою. Давая описание образа жизни и быта героев, автор формирует ту среду, с которой как с аурой органически связана жизнь героя, позволяя читателю глубоко и точно чувствовать и понимать героя как неразрывное целое с этой средой. Но кроме образа действия в романе отводится немалая роль месту действия.

3. Интерьер в изображении образов главных героев в романе

«Евгений Онегин»

Место действия играет в пушкинском романе большую и совершенно специфическую роль. События все время развиваются в каком-либо конкретном пространстве. При этом характер событий оказывается тесно связанным с местом, в котором они развертываются.

Описание окружающего героев пространства является одновременно и детально точным и несет метафорические признаки их культурной, идеологической, этической характеристики.

Интерье́р (фр. intérieur — внутренний) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

В основе дизайна интерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме. Интерьер складывается из трёх составляющих:

— строительная оболочка — пол, стены, потолок;

— предметное наполнение (оборудование, мебель);

— функциональные процессы, формирующие и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.

Интерьер — в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

В этом отношении роман Пушкина не является описательным — автор почти нигде не дает детальных картин места действия. В романе нет описания внутреннего убранства обычного помещичьего дома в деревне или интерьера петербургского аристократического особняка на набережной Невы, он делает лишь скупые указания, акцентируя внимание читателя на отдельных деталях.

Набор: зала, гостиная, спальня, кабинет — был устойчивым и выдерживался как в планировке петербургского дома так и в деревенском помещичьем доме, в котором сосредоточена и происходит часть действия романа. Вот в главе 2 автор описывает деревенское жилище Онегина. Читателю передается ощущение силы патриархальной традиции, прочности и надежности бытия, создается атмосфера спокойствия и умиротворения, предполагающая глубокое и серьезное отношение к последующим событиям.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах…

(Гл.2, II)

Но здесь же, в нескольких строках, представлено отношение ко всему этому «торжеству старины» самого героя романа. При этом автор не раскрывает мнение Онегина, а акцентирует внимание читателя на внутреннем состоянии главного героя, которое и определяет отношение Евгения к окружающей его обстановке.

…Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

(Гл.2, II)

И далее уже никакой торжественности, а следует прозаическое перечисление вполне заурядных бытовых деталей интерьера, которое, собственно, и завершает формирование у читателя целостного представления о деревенском доме Онегина.

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года…

(Гл.2, III)

Нельзя не обратить внимание, как с помощью интерьера А. Пушкин мастерски создает изумительно точную и пронзительную атмосферу домашней обстановки, простой деревенской жизни, того мира, который меняет представление человека о времени, несет в себе память о прежней жизни. Особенно обращает на себя внимание такая деталь интерьера, как «календарь осьмого года», которая превращается в символ истории и традиции, знаменует собой ушедшее время, подчеркивает вечность бытия.

Но с помощью интерьера поэт не только рисует законченные, исторически точные картины. С помощью интерьера автор дает возможность в динамике развития процесса проследить важные изменения, которые произошли с героем за определенный промежуток художественного времени. В качестве примера можно представить сопоставление двух фрагментов, рисующие интерьер кабинета Онегина в Петербурге и через несколько лет в старой бывшей дядюшкиной усадьбе.

Изображу ль в картине верной

Уединенный кабинет,

Где мод воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет?

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, —

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

(Гл.1, XXIII)

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов…

(Гл.1, XXIV)

Но проходит определенный отрезок времени, происходят события, меняющие судьбы героев романа. Мы смотрим на мир глазами главной героини. Татьяна впервые попадает в пустой дом Онегина и видит, какие вещи его окружали, какие книги он читал, как сквозь мелочи быта проявились его привычки и характер. Все это помогает ей по-настоящему глубоко постичь натуру Онегина, понять его как личность, найти то самое «слово», которое отражало бы его противоречивый внутренний мир.

Таня входит в дом пустой,

Где жил недавно наш герой.

Она глядит: забытый в зале

Кий на бильярде отдыхал,

На смятом канапе лежал

Манежный хлыстик (…)

(Гл.7, XXVII)

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на все глядит,

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом*.

(Гл.7, XIX)

* — Чугунная статуэтка Наполеона.

Татьяна долго в келье модной

Как очарована стоит…

(Гл.7, XX)

Косметический салон исчезает, теперь Онегин живет почти в «келье», хотя некоторые светские увлечения им все же не забыты, но он уже больше похож на отшельника, нежели на «мод воспитанника примерного» и «забав и роскоши дитя». Отсутствие роскоши, простота обстановки, «груда книг», немыслимая в его кабинете прежде, портреты романтических кумиров — все это говорит об изменении жизненных ценностей Онегина, об эволюции его внутреннего мира, является свидетельством его духовного роста.

Как целое можно представить через его часть, множественное увидеть в единичном, так глубину образа героя романа как художественного единства Пушкин передает посредством описания детали. Это заставляет нас рассматривать характеристику некоторых черт интерьера дворянского жилища онегинской эпохи как важный художественный прием, помогающий раскрыть сущность образов главных героев романа. Создавая интерьер жилища героя романа, автор проникает в глубины души человека, представляя жилище как овеществленную «модель» его внутреннего «я».

Заключение

Роман Пушкина «Евгений Онегин» — произведение в высшей степени совершенное, поистине необъятное по глубине своего содержания и верному отражению действительности, которая не только онтологически и исторически широко показана в романе, но каждый ее факт превращен автором в явление искусства.

Известное определение Белинского, назвавшего «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского романа. В романе перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев.

Но одной из особенностей «Евгения Онегина» является то, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу. Описание бытовых реалий дает нам необходимое понимание сути происходящих в романе событий, заставляет нас рассматривать характеристику некоторых черт дворянского быта онегинской эпохи как важный художественный прием, помогающий раскрыть сущность образов главных героев романа.

Зачастую именно быт и интерьер воплощают в себе сущность такого аспекта поэтики литературного произведения, как художественная деталь, становясь важнейшей чертой образа героя романа.

Сочетание точных и органически связанных между собой описаний «мелочей» быта и деталей интерьера помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека, позволяет судить о внутренней культуре общества того времени.

Список литературы и источников.

1. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. Т.5. 3-е изд. М., Наука, 1964.

2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1953-1959.

3. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина. М., 1964.

4. Лотман Ю.М. 'Роман А. С. Пушкина 'Евгений Онегин'. Комментарий' — Ленинград: Просвещение, 1980 — с.415

5. Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. Пер. с англ. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М., 1999.

6. Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. Серия «Пушкин в XX веке», вып.VI. М., «Наследие», 1999.

7. Онегинская энциклопедия: В 2 т./Под общ. ред. Н.И. Михайловой. М., Русский путь, 1999.

8. Слонимский А. Мастерство Пушкина. Изд. 2-е. М., 1963.

9. Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1976.

10. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., Наука, 1969.

11. Тархов А. Вступительная статья и комментарий в кн.: Пушкин А. С. «Евгений Онегин». М., 1978.

12. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

еще рефераты
Еще работы по литературе и русскому языку