Курсовая работа: Реабилитационные возможности театрального искусства

БЕЛАРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра социальной работы

Реабилитационные возможности театрального искусства

Курсовая работа

Минск 2009

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Драматерапия как вид терапии искусством………………………5

1.1 Понятие драматерапии………………………………………………...5

1.2 Использование сценического искусства в психотерапевтических целях……………………………………………………………………….11

1.3 Техника драматизации и общие принципы работы………………...17

1.4 Терапевтическое воздействие драматерапии на развитие ребенка…………………………………………………………………….22

Глава 2. Исследование самооценки у детей с помощью проективных методик………………………………………………………………………..26

2.1Теоретические основы и практическое применение проективного метода………………………………………………………………………26

2.2 Исследование самооценки у детей с помощью проективной методики «Смешные человечки»…………...……………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованной литературы………………………………………...37

Приложение 1

Приложение 2

Введение

С самых древних времен искусство оказывало на человека только положительное воздействие. Оно помогало людям раскрыться, преодолеть внутренние комплексы.

Театр, как яркая разновидность искусства привлекает к себе людей творческих, помогая им раскрыть себя, реализовать свой внутренний потенциал, эмоционально выразить свои чувства. В наше время терапия искусством также широко используется в работе с детьми, имеющими патологии. Арт-терапия позволяет получить доступ к переживаниям и конкретно помочь детям, которые погружены в себя. Ведь любое вмешательство в их мир может вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивную реакцию. Исключением является коммуникация на символическом уровне посредством визуальных образов.

Наиболее ярким, на мой взгляд, разделом арт-терапии является драматерапия. Драматерапия включает не просто обсуждение, а «проживание» проблем. Драматерапия делает акцент на художественной форме драмы как таковой и на ее универсальной применимости к житейским проблемам. В драматической роли человек может вернуться к деструктивным ситуациям своей жизни, где он чувствовал себя беспомощным, и мысленно трансформировать их так, чтобы достичь большего контроля над ситуацией и большей свободы. Таким способом можно помочь людям выбраться из тупиковой житейской ситуации. Драматерапия поощряет людей к внешнему выражению подавленных мыслей и чувств, к опробованию новых способов поведения и в результате к открытию новых аспектов собственной личности. Драматерапия очень важна и эффективна в работе с детьми. Она позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием, но для нас важнее то, что она дает уникальную возможность провести ребенка

через все эпохи становления человечества. От пробуждения эмоций через формирование душевных качеств к высшим гуманитарным ценностям.

Цель и задачи исследования. Общей целью настоящей работы явилось определение механизмов лечебного действия и изучение эффективности оригинального базирующегося на театральных системах направления в психотерапии, драматерапии, призванного посредством разработки на его основе новых психотерапевтических методов способствовать повышению самооценки ребенка.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи :

1.Выявить сущность драматерапии, области ее применения.

2.изучить технику драматизации и общие принципы работы

3. Исследовать влияние занятий драматерапией на застенчивых, аутичных, испытывающих проблемы в общении детей.

Объект: дети 7 лет, испытывающие проблемы в общении.

Предмет: влияние драматерапии на детей с заниженной самооценкой и испытывающих проблемы в общении.

Гипотеза: Драматерапия способствует снятию барьеров межличностного общения и повышению самооценки у детей. На примере исследования самооценки и межличностных взаимодействий в коллективе до и после драматерапевтического процесса.

Глава 1 Драматерапия как вид терапии искусством

1.1 Понятие драматерапии.

Драматерапию обычно считают разновидностью групповой психотерапии. Даже когда драматерапевтический подход используется в индивидуальной работе — а это нередко случается, — он сохраняет признаки групповой психотерапии. Драматерапия всегда связана с групповыми феноменами, также как и драма являет собой групповое событие, хотя иногда предполагает присутствие лишь двух человек. Люди обладают способностью “разыгрывать” драмы в своем воображении, представляя при этом любые персонажи, но подлинная межличностная драма требует присутствия, по меньшей мере, двух человек для того, чтобы между ними состоялся диалог и каждый из них осознал значимость своей личности и воздействие сказанного и сделанного им на другого человека. Иными словами, подлинная драма предполагает межличностное взаимодействие. Социальные психологи обратили внимание на то, что любая встреча между людьми является своего рода драмой.

Наше общение с другими людьми представляет собой “маленькие драмы”, в ходе которых мы используем определенные способы, позволяющие привлечь внимание другого человека. Так или иначе мы всегда презентируем себя другим людям, и это характерно для любых видов человеческих драм — даже для происходящих лишь в нашем воображении и невидимых для окружающих. Те, кто разделяют драму и театр на том основании, что театр предполагает обязательное наличие аудитории, а драма — нет, не принимают во внимание тот факт, что любому человеку нравится тем или иным способом представлять себя окружающим. Театр является одним из наиболее ярких проявлений этой закономерности — мы вплоть до самой смерти стараемся представлять себя окружающим, не только играя роли в отношениях с другими людьми и в своем воображении, но и создавая свои собственные “театры”. Театр представляет собой инструмент, позволяющий нам взглянуть на себя со стороны и проявить нашу способность к действию. Первые созданные в Европе театры — театры древней Греции — возникли из традиций разыгрывания разных сцен всего двумя актерами, выступавшими перед аудиторией.

Все это позволяет осознать, что драматерапия — это всегда групповая психотерапия, даже тогда, когда она реализуется в индивидуальной работе с клиентом. Как и всякий драматический процесс, драматерапия предполагает наличие определенной аудитории. Она также связана с попыткой вовлечь других людей — пусть даже в воображении — в драматическое действие и отвести им при этом определенные роли, пускай эти люди и остаются невидимыми и неслышимыми. Драма любого вида это групповое событие, связанное с тесным взаимодействием людей, их активными поступками и реакциями друг на друга. Можно сказать, драма сама по себе является действием, направленным на сплочение людей и преобразование их действий в некое значимое событие. Она включает в себя различные компоненты социального опыта и различные происходящие с людьми события, позволяя сфокусировать наше внимание на том, каким образом люди взаимодействуют друг с другом как существа, движимые стремлением постичь смысл своего существования. Благодаря вовлечению людей в специально сконструированный “мир игры”, в котором межличностное взаимодействие проявлено наиболее зримо и встраивается в заранее созданный сценарий, драма помогает им установить более тесную связь с обыденной реальностью, хотя сперва может показаться, что она, напротив, уводит их от реальности. Актеры и зрители объединяются в едином переживании и разделяют друг с другом то, что характеризует их как людей. Иными словами, они образуют единую группу.

Другой предпосылкой объединения людей в группу в процессе драматической игры является ее форма. Эта форма определенным образом связана с “выделением” из жизни тех или иных ее фрагментов и приданием им статуса независимого существования, что позволяет использовать для демонстрации разные типы человеческих отношений. Чтобы это сделать, необходимо прервать цепь взаимосвязанных событий и смоделировать событие особого рода, поместив его в центр всеобщего внимания. Тогда можно будет более отчетливо увидеть происходящее между определенными людьми в том или ином месте, при тех или иных обстоятельствах. Мы воспринимаем реальность через призму событий, фокусируем на них свое внимание и не отвлекаемся на другие вещи благодаря тому, что эти события помещаются в особое пространство. Любое событие при этом обретает определенную форму и имеет завязку, кульминацию и развязку. Для того чтобы привлечь наше внимание, событие должно иметь определенные временные границы — тем самым оно отделяется от происходившего до и после него. Игра прерывает течение жизни для того, чтобы сказать о ней нечто на своем собственном языке. В большинстве случаев, пытаясь описать особенности поведения того или иного человека и суть происходящих событий, мы формулируем некие умозаключения. Драма же пытается их имитировать, используя возможности воображения и такие аутентичные “материалы”, как человеческое тело, разум и дух, проявляющие себя в действии, а не только в мыслях или словах. Таким образом, драма требует определенного пространства, вынесенного за пределы повседневной жизни.

Сценическая игра отделена от жизни определенными границами. В то же время она сохраняет связь с жизнью — не столько в теории, сколько в реальных поступках. В игре все изображается реально — чувства, мысли, способы поведения и реагирования. Чтобы игру можно было квалифицировать как драму, она должна стать таким событием и обладать определенными границами, наподобие тех, которые обозначает певец, когда кланяется зрителям перед выступлением и делает это вновь, заканчивая петь. Иными словами, для того, чтобы отнести игру к драме, она должна иметь начало, середину и финал. Думая про те сценические постановки, о которых читали, которые видели или в которых принимали непосредственное участие, мы неизменно представляем их в качестве завершенных событий. Благодаря этому мы их запоминаем. Мы говорим, что они были о том или об этом, имея в виду не столько их смутную связь с определенными событиями, сколько то, что они запечатлелись в нашей памяти в качестве реальных примеров этих событий. Драма имеет для нас самые разнообразные значения; она пробуждает в нас различные воспоминания, оживляет чувства, причем гораздо более яркие и глубокие, чем те, которые показываются на сцене. Однако сила и глубина ее воздействия связаны со способностью драмы выражать события и переживания точно и ясно и представлять их в качестве легко распознаваемых феноменов, а не как один из элементов каких-либо иных явлений. Сценическая игра предполагает фокусировку на разных видах человеческого опыта — на тех или иных “осколках” жизни. Если драматерапия хочет быть действительно драматичной, то есть вести к исцелению через получение драматического опыта, она должна быть связана не только с воображаемыми персонажами и ситуациями, но и воспроизводить свою форму. Драматерапия — не просто способ рассмотрения человеческих проблем и противоречий посредством их “отреагирования” в сценической игре. Многие виды психотерапии для создания некоей альтернативной ситуации предполагают активность воображения.

Драматерапия основана на сознательном воспроизведении драматической формы. Даже тогда, когда ее содержание далеко не драматично, она предполагает использование именно такой формы. В этом отношении она напоминает театр, который обязательно предполагает моделирование различных воображаемых событий, стремясь передать их предельно четко и ярко. Драматерапия, конечно же, практикуется не в каком-либо особом здании вроде театрального, где подчеркивается разница положения актеров и зрителей. В ней не обязательно использование занавеса, декораций, специального освещения.

В то же время драматерапия обозначает различия между жизнью и искусством, повседневной реальностью и воображаемым миром, хотя и делает это не столь явно как театр. Она подчеркивает эти различия, воздействуя на состояние людей примерно таким же образом, как и театр. Во многом это связано с тем, что драматерапия базируется на фундаментальном театральном процессе, характерном для всех видов театра и предполагающем вхождение человека в иную реальность, пребывание в ней и выход из нее. При этом яркость происходящих в ней событий в значительной мере определяется тем, насколько ясно мы осознаем момент входа и выхода в эту реальность. Театр — это особое место и время, а потому пребывание в нем может запечатлеваться в нашей памяти так же, как мы можем его предчувствовать. Это позволяет ощутить драму как явление особого рода, обладающее специфическими характеристиками и способное воздействовать на нас особенным образом. Сила их воздействия в определенной степени коренится в той троичности, которую Эвклид назвал формой совершенства, имеющей начало, середину и конец.

Драматерапия использует троичность в качестве основы драматической формы для структурирования изображаемых событий и привлечения внимания к явлениям, которые обычно воспринимаются нами как нечто само собой разумеющееся, к тем поступкам, событиям и отношениям, которые являются частью повседневной реальности, названной Т. С. Элиотом “жизнью и полужизнью”. Следовательно, для того чтобы сделать их центром нашего внимания, мы должны поместить их за пределы обыденной реальности. Очевидно, что троичность драматерапевтического процесса придает ей качества подлинной драмы.[1]

Драматерапевтическая сессия делится на три части. Это деление не является произвольным — каждая из частей органично связана с остальными. С одной стороны, драматерапевтическая сессия представляет собой непрерывный процесс; с другой, это сочетание трех разных видов опыта, каждый из которых имеет очевидные отличия от двух других. Так, первая стадия заключается в подготовке к взаимодействию с другими людьми и взаимному раскрытию, в подготовке к активной работе воображения и совместимым поступкам, мыслям и чувствам, что может быть для людей необычным и вызывать тревогу. Первая стадия предполагает постепенное укрепление ощущения человеком своей способности оказывать поддержку другим членам группы и, в свою очередь, получать ее от них. В определенной мере она напоминает театральную репетицию или подготовку к выходу на сцену. Вторая стадия обладает более драматичным характером. При этом создается сценарий, исследуются прошлые ситуации и их изображение в новом свете, происходит освоение ролей и экспериментирование с ними. Даже если действие не носит выраженного драматического оттенка, участники группы могут по-новому взглянуть на мир и прожить различные события совершенно по-иному. При этом они испытают чувство приятного удивления от проживания тех событий и состояний, которые представлялись им вполне обыденными и ничем не примечательными. Ощущение особой яркости и реальности чувств и поступков, вызванное драмой, в определенной мере возникает благодаря активизации воображения и попыткам изобразить привычные вещи по-новому. На третьей стадии к участникам возвращается привычный взгляд на мир и обычные способы поведения. Если содержанием второй стадии был обмен ролями с другими членами группы, отождествление с того или иного рода вымышленными персонажами и переход из обыденной реальности в альтернативную, воображаемую реальность, третья — последняя стадия драматерапевтического процесса — предполагает разотождествление с ролями и восстановление привычной для членов группы идентичности. Наличие трех стадий является обязательным свойством драматерапевтического процесса.[2]

Драматерапия всегда предполагает активность, и это является предпосылкой изменения личности. Ее эффективность связана с предполагаемым изображением реальных действий. Драматическая форма помогает ощутить реальность происходящего и сфокусировать на нем свое внимание, из-за чего изображаемые жизненные события приобретают особую яркость. Новое ощущение своего “я” становится более устойчивым благодаря непосредственному участию членов группы в определенных совместных действиях. Поскольку драматерапия основана на творчестве, она обязательно предполагает активность воображения. А потому, даже не включая в себя совместную постановку драмы, она все равно приводит к созданию таких условий, когда люди проявляют свой творческий потенциал, используя имеющиеся в группе материалы и возможности. Драматерапия неизменно акцентирует внимание на том, чтобы помочь членам группы взглянуть на жизнь через призму деятельного участия в ней и тем самым преодолеть восприятие самих себя лишь как жертв обстоятельств, неподвластных собственному контролю. Воспринять жизнь в таком свете — значит отнестись к ней как к драме. Благодаря этому мы можем осознать свою способность ее контролировать. В драме применяется закон перевоплощения — применяется сознательно, целенаправленно и эффективно, а также, чтобы утвердить личную реальность и дать возможность членам группы получить трансформирующий опыт, не разрушив при этом “я” каждого, используется воображение всех членов группы. Этому способствует форма драматерапевтического процесса, и именно потому она имеет в драматерапии чрезвычайно большое значение.[3]

1.2 Использование сценического искусства

в психотерапевтических целях

На сегодняшний день нельзя не признать, что любой театральный опыт

может оказывать терапевтическое воздействие: одна из главных функций сценического искусства состоит в том, что театр помогает и актеру, и зрителям приобрести опыт поведения в ситуациях, с которыми в реальной жизни они сталкиваются не часто. Неудивительно, что человек стремится насколько возможно подготовиться к исключительным ситуациям, «репетируя» свои реакции и добиваясь, таким образом, их большей подконтрольности с помощью фантазии и игры, которые, в частности, находят свое формальное воплощение в театре. «Живое» театральное представление – это не только имитация реального поведения, но и мощный эмоциональный и биологический стимулятор. При удачном выступлении актеры, певцы и танцовщики действительно заряжают аудиторию энергией. Симптомом этой физической активации является то, что публика, по-настоящему увлеченная представлением, начинает активно выражать свои эмоции – хлопать в ладоши, подпевать, свистеть, визжать, топать ногами. Говоря о психотерапевтической функции сценического искусства, следует в первую очередь отметить, что оно даёт возможность в безопасной обстановке пережить и выразить глубокие чувства: страх и горе, любовь и торжество, приводит к катарсису, то есть обеспечивает именно то, на что притязает психотерапия. Благодаря публикациям многочисленных статей об исцеляющем эффекте катарсиса и созданию театров на базе психиатрических клиник Франции и Германии в XIX веке началось возвращение в западную культуру сценического искусства в качестве психотерапевтического метода. Хотя сама традиция лечения с помощью драмы восходит к истокам цивилизации.[4]

В России развитие «системы» (школы) Станиславского привело к появлению

«психотерапевтического театра», основанного на использовании катарсиса, а также импровизационных и игровых элементов.

В большей степени связь между импровизацией (спонтанностью) и катарсисом характерна для психодрамы. Завоевавшая значительную популярность в Америке и Европе психодрама, представляет собой терапевтическое использование прежде всего познавательных и учебных функций театра. Разыгрывая роли и пытаясь разобраться в человеческих взаимоотношениях в безопасной обстановке клиенты (или пациенты клиники), получают возможность отрепетировать межличностные столкновения, не расплачиваясь за возможные ошибки тяжелыми последствиями.[5]

Однако необходимо заметить, что, поскольку цели психодрамы порой довольно расплывчаты, то эмпирически оценить ее эффективность сложно. До сих пор нет публикаций результатов контролируемых экспериментов в этой области. Тем не менее, популярность психодрамы доказывает, что она, как минимум, обеспечивает развлечение людям, испытывающим проблемы в отношениях с окружающими, а некоторым пациентам, возможно, даже помогает изменить в лучшую сторон их образ жизни (как бы ни было трудно описать и измерить её воздействие). Голд Д.К. определяет благотворные эффекты психодрамы следующим образом: «Она позволяет нам лучше понять те вещи, которые часто остаются невысказанными или подвергаются внутренней цензуре. Благодаря ей, мы можем разыграть свои страхи, желания и конфликты в безопасной и комфортной обстановке. Она дает нам возможность опробовать новую манеру поведения, что в иных обстоятельствах было бы затруднительно. И, наконец, она позволяет наглядно увидеть, как другие люди реагируют на типичные житейские драмы, как они противостоят им, уклоняются или ищут возможные пути решения».[6]

Более эклектичные методы терапевтического использования драмы обычно называют драматерапией. Подобно психодраме, драматерапия включает не просто обсуждение, а «проживание» проблем, но для этого используются готовые драматические произведения более общего, неперсонифицированного содержания. Драматерпия делает акцент на художественной форме драмы как таковой и на ее универсальной применимости к житейским проблемам. Поскольку в театре время и пространство «сжаты», то в одну пьесу порой вмещается опыт всей человеческой жизни, передать и понять который иными способами просто невозможно.

Как и в психоанализе, в драматерапии используется понятие «перенос».

Предполагается, что мы способны переносить – и неизбежно переносим – свои прошлые чувства и отношения на тех, кто окружает нас в настоящем (в том числе – и на персонажей пьесы). Более того, играя роли вымышленных персонажей, клиенты (пациенты) начинают лучше понимать самих себя и получают уникальную возможность пережить мысли и чувства, которые нельзя выразить иными способами. Поскольку есть возможность дистанцироваться от персонажа, то ситуация оказывается менее угрожающей, чем в реальной жизни, и может быть проанализирована более глубоко. Важной функцией процесса драматерапии состоит, по мнению Дженнингса, в возможности преобразовать прошлый опыт. В драматической роли человек может вернуться к деструктивным ситуациям своей жизни, где он чувствовал себя беспомощным, и мысленно трансформировать их так, чтобы достичь большего контроля над ситуацией и большей свободы. Факты могут остаться в общем и целом почти неизменными, но поменяется манера, в которой передается (разыгрывается на сцене) история из прошлого пациента, а следовательно, и восприятие пациентом этой истории. [7]

Таким способом, можно помочь людям выбраться из тупиковой житейской ситуации. Драматерапия поощряет людей к внешнему выражению подавленных мыслей и чувств, к опробованию новых способов поведения и в результате к открытию новых аспектов собственной личности. По мнению Грэйнджера Р., драматерапия освобождает человека, поскольку помогает ему понять, «что роль можно по собственному желанию принять либо отказаться от нее или сменить; что в каждом из нас живет целое семейство непохожих друг на друга личностей». Вместо попыток приблизить драму к жизненной реальности люди начинают сознавать, что сама жизнь в какой-то мере является ролевой игрой и, следовательно, содержит ярко выраженный драматический элемент. Всем детям — как «обыкновенным», так и «особенным» — необходима драматерапия, участие в постановке спектакля, театрализованного действа в любой доступной для них форме.

Можно выделить два направления работы: собственно постановка спектакля и литературно-драматическая игра. Спектакль предполагает наличие отдаленной цели — проигрывания действия в костюмах перед зрителями. Обязательным условием является занятость всех детей в постановке, наличие общих для всех детей задач — например, изучение-проживание эпохи или смены времени года или социально значимого жеста («да», «нет»).[8]

Литературно-драматической игрой я назвала бы мини-спектакль, при постановке которого главным является создание образа, архетипа. Здесь главная цель — дать возможность одному или двум героям пережить, преодолеть то, что мешает им в жизни. Переживание катарсиса, успешное разрешение ситуации в сказочной атмосфере спектакля помогает справляться с робостью, трусостью и чувством отверженности в реальной жизни. Такое занятие можно проводить в мини-группе из 2-3 человек, либо остальные дети играют роль массовки. История проигрывается не более двух-трех раз, т.к. здесь затрагиваются слишком глубокие переживания и частое повторение или неосторожная реакция публики может привести ребенка к нервному срыву. [9]

Драматерапия позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием, но для нас важнее то, что она дает уникальную возможность провести ребенка через все эпохи становления человечества. От пробуждения эмоций через формирование душевных качеств к высшим гуманитарным ценностям.

Так же как малыши играют в машинки, в куклы, постепенно переходя от простых манипуляций с предметами к более сложным ролевым играм, так младшим школьникам и подросткам необходимо переживание ранее накопленного человечеством опыта.

Пространство, выделенное под сцену, может быть больше или меньше, в зависимости от числа занятых в спектакле детей и от выбранной пьесы, но необходимо учитывать, что если у ваших актеров есть серьезные проблемы с речью и (или) с мелкой моторикой, вам понадобится больше пространства, т.к. длинные диалоги и сложные жесты будут заменены крупными широкими жестами и красивыми проходами по сцене. Однако в этом есть и свои плюсы, т.к. слишком «разговорные» пьесы «не для всех» не очень сценичны и трудны для восприятия даже в исполнении профессиональных актеров. [10]

Начинать занятие желательно с некоторого «волшебного» звука — колокольчика или металлофона, — и им же заканчивать, подчеркивая этим переход от реальности к сказочно-театральному пространству и обратно. Причем обратный переход для многих оказывается даже важнее, особенно для тех, у кого повышенная эмоциональность сочетается с ригидностью, склонностью к застреванию на одной теме. Они могут настолько войти в роль, что оказываются неспособными потом ни думать, ни говорить ни о чем другом. Далее следует «экспозиция» — рассказ истории с параллельным распределением ролей. Если на следующих занятиях вы хотите поменять детям роли, необходимо заранее их об этом предупредить. Затем собственно проигрывание всего спектакля или отдельных действий, но обязательно с кратким проговариванием связок и конца. Эта часть занятия может изменяться в зависимости от умственного развития детей, сложности спектакля и степени знакомства детей с материалом. При инсценировке классических произведений очень важно не подменять текст оригинала вольным пересказом, но, и сокращая, сохранять ритм, стиль и язык подлинника.[11]

1.3 Техника драматизации и общие принципы работы

Одной из наиболее интенсивных по глубине переживаний является ролевая драматизация с масками с использованием видеоанализа. Данный вид работы имеет комплексный характер и включает следующие действия участников группы.

— Составление «Ролевой карты». Пациенты пишут о своих привычных социальных ролях. Затем обсуждают в мини-группах свои чувства, связанные с отношением к обозначенным ролям и их местом в жизни.

— Проведение направленной визуализации «Поиск маски тени», которая дает возможность участникам группы погрузиться в бессознательное и встретиться с теневыми аспектами собственной личности. В процессе направленной визуализации им предлагается найти маску, примерить ее и задать самим себе ряд вопросов, которые «запускаются» в бессознательное для поиска ответов. Сами ответы могут прийти позже. На дальнейших этапах работы как внезапные озарения.

— Наложение грима или изготовление масок.

— Актуализация образа героя. Образ героя используется для того, чтобы актуализировать и передать активные, положительные, жизнеутверждающие грани Я. Мы исходим из того, что работа с образом героя стимулирует раскрытие внутреннего потенциала, конструктивных аспектов личности участников группы. Нередко это ощущается как прилив сил, оживление, сопровождается сильными переживаниями. Данный этап работы осуществляется следующим образом: сначала участники «примеряют» на себя образ героя, «вживаются» в роль. Они также отвечают на вопросы, заполняя специально подготовленные бланки-дневники, где описывают чувства героя, его состояние, мысли, что он хочет сказать и сделать, чему учит. После этого проводится постановочная фотосессия и подготовка к драматическому действию (прописывание роли, сочинение монолога, создание дополнительных реквизитов).

— Драматическое выступление, которое записывается на видео.

— Снятие маски. Этот этап связан с разотождествлением с ролью, внутренним дистанцированием от тех обстоятельств, которые изображались в ходе драматического выступления.

— Просмотр и анализ фотографий и видеоролика, которые происходят на следующей сессии. Пациенты получают возможность посмотреть на себя в образе героя и свое драматическое выступление как бы со стороны, отстраненно, и получить обратную связь. Обычно драматическое выступление с воплощением образа героя производит на пациентов сильное впечатление. Увидеть героя, а под ним распознать собственные черты для многих является «шоком», своего рода «пиковым» переживанием. Участники группы нередко лицом к лицу встречаются с вытесненным, конфликтным материалом, и это помогает им пережить момент озарения и осознания. Возможность актуализировать, выразить связанные с ведущим конфликтом чувства в индивидуальном драматическом действии и принять пережитый опыт помогает разрешить ключевые внутренние противоречия, интегрировать и изменить личность.

— «Трансформация героя», создание ресурсной, позитивной маски или наложение грима, передающих представление о новом образе «Я». Затем проводятся еще одна фотосессия или видеосъемка с последующим просмотром и анализом. На данном этапе работы дается возможность изменить, трансформировать прежний образ героя и закрепить позитивные, ресурсные переживания и качества Я.[12]

Необходимо кратко отметить следующие правила драматизации, которые стремятся учитывать при использовании данного вида работы: (1) позитивная трансформация образа в процессе драматической игры, (2) постепенное вхождение в драматическую реальность, пребывание в ней и последующий выход из нее в обыденную реальность (с этой целью используются элементы ритуала), (3) реальное действие «на сцене» с использованием предметов.

Суть драматерапии заключается в драматизации событий, лежащих в основе чрезмерных эмоций человека. Рекомендации, разработанные специалистами в области драматерапии и адаптированные к работе с обычными детьми, могут быть успешно использованы в музыкально-образовательном процессе в школе при инсценировке песен и постановке музыкальных спектаклей.

Одной из важнейших таких рекомендаций является целенаправленное распределение учителем различных ролей между учащимися при инсценировке песни или постановке музыкального спектакля. Поскольку в музыкально-сценической деятельности у ребенка обычно происходит идентификация самого себя с исполняемым им сценическим персонажем, учитель, работая с учеником над ролью, имеет возможность «высвечивать» положительные качества личности ребенка и нивелировать его негативные личностные качества и состояния, например, повышенную агрессивность, замкнутость, завышенную или заниженную самооценку и др.

Существенной основой для использования драматерапии в школе является создание учителем психолого-педагогических условий для «выплеска» детьми их чрезмерных эмоций в процессе музыкально-сценического творчества.[13]

Владение методами драматерапии позволяет учителю связывать разыгрывание детьми сюжетов песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определенных жизненных ситуаций. Это дает ребенку возможность для осмысления таких ситуаций, позволяет ему как бы взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счете, преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.

Драматерапия может эффективно способствовать выявлению и регулированию межличностных отношений в классе в процессе коллективной музыкально-сценической деятельности.

Театрализация движений.

Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально, в группе или коллективно. Техника перевоплощения:

придумать свое животное и изобразить его;

изобразить животное, название которого написано на карточке;

передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей и т.п.

Изобразить процесс (работа по группам, задания на карточках):

-связка воздушных шариков, которые сдуваются;

-клумба с распускающимися цветами;

-отклеивающиеся от стены обои;

-тающий снег и капающие сосульки;

-аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками;

-падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак;

Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств.

«Я – эмоция» — передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, отчаяние, смущение, радость, спокойствие и т.п.

Техника круговых движений.

Изобразить характерные походки: солдата, балерины, мышки, бегуна, павлина, обезьяны, маленького ребенка, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; мамы, идущей из магазина и т.п.

Структуры театрального процесса и психотерапии содержат в себе признаки родства, что указывает на обоснованность и целесообразность интеграции трансформированных приемов театрального искусства в психотерапию.[14]

1.4 Терапевтическое воздействие драматерапии на развитие ребенка

Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактиче­ски способен. Способности, как и все в личности, развиваются в процессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, к которой стремится человек, всегда сохраняет свою ак­туальность. Всегда человек так или иначе оценивает соответствие желаемого им – возможному. Но эта оценка не всегда правиль­на. В одних случаях человек переоценивает свои возможности и силы, т. е. притязает на большее, чем может. В других же, напро­тив, – его самооценка оказывается слишком робкой, и он спосо­бен на несравненно большее, чем сам предполагает.

Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему обли­ку. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, ка­ким его считают другие, самооценка чаще всего бывает непра­вильной, или, как ее называют психологи, неадекватной.

Как по­вышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, под­дается воздействию, изменению. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценоч­ных суждений других (учителей, сверстников) относиться опреде­ленным образом, как к реальным результатам своей учебной дея­тельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные дости­жения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными лич­ностными качествами. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личност­ных качеств. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обыч­но даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: «Мол, инте­ресно, в чем? Какая?» Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча, перечиты­вают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям дру­гих. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооцен­кой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бра­куют все, что делают другие. Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка скла­дывается в процессе воспитания, в котором основная роль при­надлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стрем­лением к достижению успеха как в учении и общественной ра­боте, так и в играх.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность — неуверенность в себе. Занятия драматерапией может способствовать тому, чтобы застенчивые дети лучше адаптировались в коллективе, почувствовали себя увереннее, проявляли себя.[15] На мой взгляд, дети, которые хотя бы один раз выступали на сцене, проигрывали какие-то роли или же просто демонстрировали свои умения, отличаются большей уверенностью, легкостью в общении. Оценка выступления зрителями в виде бурных аплодисментов, безусловно, влияет на самооценку детей. Так же ребенок в этом видит некую поддержку, одобрение, что так же немало важно в развитии его личности.

Ребенок становится более раскованным в своих движениях, поступках. Дети, которые занимаются каким-либо видом театрального искусства становятся наиболее уверенными на уроках, увереннее выражают свои мысли. Получая определенную роль, ребенок начинает отождествлять себя с героем, при этом начинает воображать, мыслить, придумывать историю, образ. Здесь очень важна правильная работа педагога, индивидуальный подход к каждому ребенку, важно знать какие роли ему подходят и которые повлияют на него положительно, а какие наоборот не принесут ожидаемый успех. В своем исследовании я больше коснулась влияния драматерапии на самооценку ребенка. В детском возрасте занятия драматерапией или же просто театральным искусством может очень сильно влиять на развитие адекватного отношения ребенка к самому себе.

В целом драматерапия помогает нам понять, что мы в праве сами выбирать себе роли и их исполнять, и вовсе не обязательно исполнять роли, навязанные нам другими. Драматерапия позволяет человеку стать более гибким и в большей степени реализовать себя как человека. Она дает ему ощущение большей свободы.

Глава 2 Исследование самооценки у детей с помощью проективных методик

2.1 Теоретические основы и практическое применение проективного метода

«Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта».[16] Основное отличие качественной методологии исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики. «Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний».[17] Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту.

Значительным плюсом проективных методик является то, что они эффективны в исследованиях с детьми. Чем младше дети, тем меньше вероятность того, что они смогут ответить на прямые вопросы. Здесь на помощь модератору приходят проективные методики, которые в привычной для детей игровой форме позволяют выяснить необходимые моменты. [18]

В силу того, что проективные методики требуют от респондентов напряжения фантазии, творчества, их хорошо использовать в разогревающей части брейнстормингов, креативных групп и т.д.

Еще одним важным положительным моментом использования проективных методик является их развлекательность: оригинальность и неожиданность стимулов или заданий вносит в групповую дискуссию или интервью элемент игры, в которую респонденты с удовольствием включаются.

Анализ и интерпретация данных, полученных с помощью проективных методик, практически не отличается от интерпретации качественных данных в целом. Здесь не существует системы подсчетов, вместо этого интерпретируется база данных, созданная из описания и объяснения реакций респондентов. При составлении этой базы учитываются все компоненты: тематика высказываний, рисунков и т.д., а также ситуация, язык, тон, цвета, настроение и т.д.

Самое главное для исследователя — понять разницу между тем, что респондент сказал и тем, что он имел в виду. Для этого модератору необходимо просить респондентов объяснить свои действия или слова. Не получив от респондентов объяснения их личного отношения к тому, что они высказали, нарисовали, сыграли и т.д., модератор может интерпретировать данные проективных методик неадекватно. В этом случае он будет исходить из собственных представлений, свойственных определенному возрасту, социальному статусу, профессиональному опыту и т.д. Очень важным фактором для интерпретации данных, полученных с помощью проективных методик, является сам интерпретатор.[19]

2.2 Исследование самооценки у детей с помощью проективной методики «Смешные человечки».

Данное исследование было проведено с 2 марта 2009 г по 27 марта 2009 г.

В исследовании участвовали ученики 1»Б» класса СШ №108 г.Минска. Целью этого экспериментального исследования является проведение сравнительного анализа группы детей до и после терапевтического воздействия.

Задачами, способствующими достижению цели, являются:

— Постановка гипотезы;

— Выбор испытуемых;

— Тестирование испытуемых с помощью проективной методики «Смешные человечки»

— Обработка полученных данных;

— Подтверждение либо опровержение поставленной эмпирической гипотезы.

Выборка испытуемых составляет 10 человек. Средний возраст- 7 лет.

Гипотеза: Драматерапия способствует снятию барьеров межличностного общения и повышению самооценки у детей. На примере исследования самооценки и межличностных взаимодействий в коллективе до и после драматерапевтического процесса.

Ход исследования:

За основу была взята проективная методика «Смешные человечки», являющееся графическим проективным методом.[20] Для проведения необходимо показать ребенку рисунок, на котором изображены смешные человечки, сидящие на дереве попросить показать, где располагается он, его друзья, родственники. Затем полученные результаты интерпретируются, и составляется психологический портрет испытуемого. Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает остальных, тем лучше к ним относится, и тем большой значимостью они обладают в его глазах. Во время рисования ребенку задавались уточняющие вопросы по выбору цвета, расположения, по поводу того, почему ребенок так, или иначе назвал героев рисунка и т.д.

На протяжении месяца с детьми велась терапевтическая работа коррекции самооценки. Использовалась драматерапия, на примере проигрывания ситуаций, этюдов, конфликтов и т.д. С детьми проводились беседы. А так же в завершении работы был поставлен спектакль, в котором участвовали только дети. Проводились полноценные репетиции. Вместе дети придумывали себе костюмы и грим. Ребята отнеслись к постановке серьезно, ответственно. После беседы выяснилось, что детям понравился сам процесс подготовки и игры перед зрителями. Затем методика «Смешные человечки» была проведена снова, с той целью, чтобы проследить изменение самооценки ребенка, а так же его взаимоотношений в семье и коллективе.

Характеристики детей

Костя, 7 лет

По результатам первого исследования у мальчика была выявлена адекватная самооценка — он изобразил себя почти на верхушке дерева. Анализируя рисунки, а так же после бесед и занятий с Костей в течение некоторого времени можно сказать, что у Кости хорошие отношения в семье. На рисунке он выделил всю свою семью ярким цветом. Во время бесед он часто рассказывает про маму и папу. Все время упоминает братьев. Но не очень много друзей. На рисунке он больше уделил внимания свои братьям и сестрам, нежели друзьям. Мама и папа изображены снизу. Папа изображен наблюдающим за Костей, наверняка он активно участвует в воспитании сына, но в тоже время не является авторитетом для мальчика. Во время беседы Косте был задан вопрос: «на кого он хочет быть похож в будущем?». И мальчик не задумываясь ответил: «На старшего брата». Так же на самой вершине дерева Костя изобразил брата, тем самым назначил самым авторитетным для себя человеком. Скорее всего, это старший брат, с которым Костя легко общается, делится своими мыслями, находит общий язык. В целом, по рисунку видно, что круг общения ограничивается семьей. Рисунок яркий, аккуратный, из чего можно заключить, что у ребенка нет явных проблем с самооценкой и взаимоотношениями. Во время работы ребенок проявлял интерес и фантазию.

На протяжении месяца с детьми велась драматерапевтическая работа, в виде проигрывания этюдов и ситуаций, эмоций и настроений, а также проведение конкурса талантов. После чего исследование было проведено повторно. Рисунок Кости не в большой степени, но изменился. Он без всяких колебаний поместил себя на вершину дерева, что говорит о том, что Костя стал более уверенный в себе и своих способностях.

Маргарита, 7 лет

Когда проводилось исследование в первый раз, девочка изобразила себя на не очень высоких ветках дерева. Сначала она нарисовала себя спрятанной за деревом, и было видно лишь часть ее человечка. Во время беседы она пояснила, что не очень хотела, что бы ее нашли другие человечки. Скорее всего, это можно объяснить неуверенностью в себе, скованности в поступках и действиях. Но потом, почти сразу она нарисовала себя еще раз, недалеко от первого человечка. Но этот был уже виден полностью. Возможно, Маргарита стремится проявить себя, чувствует, что сможет, но ей не хватает уверенности. Мама стоит на самой вершине, является авторитетом для девочки. Папа занимает наблюдательную позицию, но внизу, скорее всего он проявляет заботу, но не очень активно. Отношения в семье хорошие. Что касается друзей, они все изображены рядом с Маргаритой, выделены яркими цветами следовательно, она зависима от дружеской поддержке и хороших отношений.

После повторного исследования рисунок изменился. Маргарита теперь ставит себя на самую вершину, друзей изображает внизу. Самооценка девочки явно стала выше. Она чувствует, что полностью реализовала свой потенциал. Родители также изображены на разных концах дерева, но теперь уже папа является авторитетом — находится высоко, почти рядом с Маргаритой. Конечно же здесь уместен ситуативный компонент, но если проводить такую работу с детьми на протяжении длительного времени, то эта случайность может перерасти в закономерность.

Максим, 7 лет

Во время первого исследования Максим изобразил себя примерно на середине дерева, что свидетельствует о невысокой самооценке. Ребенок недостаточно уверен в себе, нерешителен, чаще может отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Максим, в то же время, очень общительный, активный. На его рисунке много друзей, из них находятся рядом с ним, а остальные расположены высоко. Значит, друзья являются наиболее авторитетными для него. Родители же находятся немного ниже, чем сам ребенок. Папа изображен усталым, неактивным, нерешительным, он крепко держится за ствол дерева. Но все же папа находится ближе к мальчику, чем мама. Мама занимает позицию снизу и наблюдает, она активна в воспитании сына.

Повторное исследование показало, что Максим ставит себя на вершину. Он показал каким он может быть, что в нем есть потенциал, который мальчик хочет реализовывать. Он удовлетворил свои ожидания, стал увереннее. Мама и папа изображены рядом друг с другом. Папа проявляет активность – он изображен лезущим наверх, ближе к Максиму.

Друзья располагаются внизу. Кто-то падает с ветки, кто-то пытается забраться на дерево. Очевидно сейчас друзья играют небольшую роль в жизни Максима. Они также изображены не ярким цветом.

Рома, 6 лет

Из результатов первого исследования, бесед и наблюдения в течение некоторого времени можно вынести следующее: Рома имеет заниженную самооценку, стремится к лучшим результатам, стремится проявить себя. Он нарисовал себя на лесенке, лезущим наверх, что означает, что Рома активный, заинтересованный в том, чтобы добиться какого-либо успеха и удовлетворить себя. Так как в семье кроме Ромы еще три ребенка, а Рома нарисовал только одного брата, для мальчика явным примером для подражания и авторитетом является его брат. Рома нарисовал его и себя одним цветом и практически в похожих позах. В ходе беседы Рома объяснил, что он не нарисовал второго брата, потому что тот никогда с ним не гуляет и не помогает ему с уроками. Родители нарисованы на далеком расстоянии. Они не смотрят ни друг на друга, ни на мальчика, каждый занят своим делом. Вероятно, и в жизни они не уделяют сыну достаточного внимания в силу того, что семья многодетная. При повторном исследовании, после того как Рома успешно выступил на сцене и получил поддержку зрителей, его самооценка и уверенность в себе стали намного выше. Он сразу разместил себя на самой верхней ветке дерева. Брат по -прежнему находится рядом, выделен ярким цветом, а значит является примером, авторитетом для Ромы. Родители изображены так же далеко от мальчика, как и на предыдущем рисунке, мама здесь удаляется стремительно, теряет доверие. Она пытается сохранить их. Но так как и папу Рома не располагает на рисунке рядом с собой, можно сделать вывод, что сохранить доверительные отношения все сложнее.

Настя, 7 лет

На первом рисунке Настя изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Может быть, что качанием на качелях она восполняет недостаток ласки в раннем детстве. Но, не смотря на свою самостоятельность и самодостаточность, у Насти заниженная самооценка – качели и ее человечек находятся почти у корней дерева. Там же, рядом с ней расположились и родители. Мама сидит совсем рядом с Настей, папа чуть поодаль. Друзья расположены далеко от девочки, но несмотря на это Настя ставит на самую высокую ветку свою подругу. Вероятно, она влияет на испытуемую, даже немного подавляя ее своим авторитетом.

При повторном исследовании, после наблюдения в течение некоторого времени, а также после выступления, Настя не изменилась, она все также качается на качелях, а рядом с ней ее родители. Но одно изменилось все же – Настя нарисовала только одного друга, и он также оказался рядом с ней. Для испытуемой стало незначительным давление со стороны подруги, Настя проявила себя, почувствовала себя более уверенной, раскрепощенной. Смело выражала свои мысли и эмоции, стола более смелой в движениях.

Глеб, 7 лет

Исходя из результатов первого исследования, бесед и наблюдения можно сказать, что Глеб имеет завышенную самооценку, что, в принципе, нормально для ребенка его возраста. Он уверен в своих силах, целеустремленный. Может быть только немного застенчивый. На рисунке Глеб изобразил всех членов семьи, вплоть до бабушек и дедушек, это говорит о том, что для ребенка семья очень важна. Родители расположились рядом с Глебом, чувствуется постоянная поддержка, внимание, опора.

Глеб нарисовал много друзей, а также героев сказок и мультфильмов, это свидетельствует, что ребенок очень общительный, активный, всегда занят делом, довольно сообразительный и мечтательный. Рисунок яркий, разукрашены все детали, аккуратный.

После повторного исследования серьезных изменений не наблюдается. Глеб по прежнему располагает себя на самой верхней ветке дерева, родители находятся рядом. Можно сказать, что отношения в семье у ребенка очень доверительные, теплые. Нужно заметить, что в семье объединены разные поколения, которые тесно контактируют между собой.

Ангелина, 7 лет

На первом рисунке Ангелина изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Девочка любит фантазировать, мечтать, придумывать. Но, недостаточно уверена в себе, в своих возможностях, не смело проявляет инициативу. Родители изображены не далеко от Ангелины, примерно на одинаковом уровне.

Значительно выше Ангелина разместила двух друзей, из этого следует, что у девочки не очень широкий круг общения. При повторном исследовании Ангелина все также нарисовала себя на качелях. Мама осталась на прежнем месте, рядом с Ангелиной. А папу девочка наоборот перенесла на самую высокую ветку. С одной стороны он оказался дальше от девочки, а с другой, вероятно, в нем разгляделся значимый персонаж, глава семьи. Что касается друзей, то теперь на рисунке их больше. Все изображены рядом с Ангелиной, яркими цветами, что показывает, что девочка стала более общительной, активной, дружелюбной.

Вероника, 7 лет

По результатам первого исследования и бесед можно сказать, что Вероника очень ответственная, исполнительная, всегда готова помочь другим детям. Проявляет инициативу, интерес. Однако, девочке не хватает уверенности, она старается делать правильно, боясь допустить ошибку.

На рисунке изображены друзья Вероники. Но лишь двое находятся с ней рядом. В общении с детьми девочка старается быть немного в стороне, не проявляет заинтересованности в разговоре и игре с детьми.

Родители изображены далеко друг от друга. Мама рядом с Вероникой на верхушке дерева, а вот папа у самых корней дерева. Вероника нарисовала папу смотрящим на них с мамой, вероятно папа не очень активен в проявлении внимания. В целом рисунок яркий, аккуратный.

При повторном проведении исследования рисунок не изменился. Вероника все там же на верхушке дерева. Но вот родители теперь расположены рядом с девочкой, папа занимает активную позицию.

Алина, 7 лет

Алина проявила себя требовательной девочкой, все время добивалась внимания со стороны взрослых. Чтобы казаться лучше на фоне других детей, нередко жаловалась. Для Алины свойственно быть в центре внимания, что можно подтвердить тем, что на двух рисунке она расположила себя на самой верхушке и выделила самым ярким цветом. Также на ее дереве очень много друзей, что свидетельствует о том, что она общительна, активна, не замкнута, быстро заводит знакомства и привязывается к людям. Родители также рядом с ней, это показывает, что отношения в семье доверительные, дружеские, чувствуется постоянная поддержка, внимание, опора.

Лера, 7 лет

На первом рисунке Лера изобразила себя на качелях, тем самым подтвердила, что она самостоятельный ребенок, сама ищет себе развлечения, не нуждается в компании, достаточно игривая. Может быть, что качанием на качелях она восполняет недостаток ласки в раннем детстве. Но в то же время, Лера замкнута в себе. Старается не показывать свои чувства, иногда очень сложно понять какое у нее настроение – она улыбается, но на самом деле она чем-то расстроена. Друзей на рисунке нет. Мама для девочки значимый персонаж, авторитет. Лера расположила ее на самой высокой ветке. Еще одна важная деталь- Лера назвала маму и папу по имени (мама Оля). Если ребенок всех называет по имени, то в таком случае становится непонятным, кто мама, кто папа, бабушка, дедушка и т.д. Стирается разница поколений; каждый может быть кем угодно. Хоть и на уровне слов, но упраздняется структура семьи, где у каждого члена есть свое место. Кроме того, редко сам ребенок является инициатором таких отношений. Обычно это бабушки и дедушки, которые не могут смириться со своим новым статусом, родители, которые неловко чувствуют себе в новых ролях, хотят, может быть, оставаться детьми.

При повторном исследовании все в рисунке осталось так же, кроме появления друзей. Девочка стала более раскованной, общительной, находит много интересных занятий в кругу детей.

Конечно, здесь уместен ситуативный компонент, но если проводить такую работу с детьми на протяжении длительного времени, то эта случайность может перерасти в закономерность.

Рисунок 1

Самооценка

Из результатов можно сделать вывод, что у семи из десяти детей самооценка повысилась, а у трех из десяти осталась на прежнем уровне. Следовательно, гипотеза подтвердилась — драматерапия способствует снятию барьеров межличностного общения и повышению самооценки у детей.

Заключение

Не всегда получается заглянуть во внутренний мир человека, понять причину его беспокойства, а терапия с помощью творческой деятельности наиболее эффективно помогает в этом. Люди, которым сложно словесно выражать свои эмоции, чувства, переживания с легкостью могут перенести их на бумагу или проиграть на сцене. Драматерапия — не просто способ рассмотрения человеческих проблем и противоречий посредством их “отреагирования” в сценической игре. Драматерапия всегда предполагает активность, и это является предпосылкой изменения личности. Ее эффективность связана с предполагаемым изображением реальных действий. Драматическая форма помогает ощутить реальность происходящего и сфокусировать на нем свое внимание, из-за чего изображаемые жизненные события приобретают особую яркость. Новое ощущение своего “я” становится более устойчивым благодаря непосредственному участию членов группы в определенных совместных действиях. В работе с детьми драматерапия позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием. Занятия драматерапией может способствовать тому, чтобы застенчивые дети лучше адаптировались в коллективе, почувствовали себя увереннее, проявляли себя. На мой взгляд, дети, которые хотя бы один раз выступали на сцене, проигрывали какие-то роли или же просто демонстрировали свои умения, отличаются большей уверенностью, легкостью в общении. Оценка выступления зрителями в виде бурных аплодисментов, безусловно, влияет на самооценку детей. Так же ребенок в этом видит некую поддержку, одобрение, что так же немало важно в развитии его личности. Дети становятся более раскованными и уверенными в общении.

Я исследовала самооценку детей, а также уровень их межличностного общения до и после драматерапевтического процесса. В ходе исследования с детьми проводились различные игры, проигрывались этюды на различные темы. В конце работы дети участвовали в конкурсе «Мистер и Мисс Весна», где им представилась возможность выступать на сцене перед зрителями, получить огромное удовольствие, зарядиться энергией. После чего методика было проведена повторно, по результатам которой можно заключить, что гипотеза подтвердилась.

Список использованной литературы:

1. Андерсен-Уоррен М., Р. Грейнджер Драматерапия. – М., 2002.

2. Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. –СПб., 2002.

3. Митчелл, Стив Драматерапия. Практические исследования. / С. Митчелл.- М.,2002.

4. Копытин, А.И. Основы арт-терапии. / А.И. Копытин. — Спб., 1999.

5. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб., 2006.

6. Догваль, М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.

7. Колошина, Т.Ю. — Драматерапия и сценическая пластика. – М., 2008.

8. Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. — Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — М., 2001

9. home.damotvet.ru/parenting/544650.htm автор Гущина Е.А.

10.Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г

Приложение 1

Проводимая коррекционная работа

На протяжении всей работы с детьми проводились различные ролевые игры, в которых они могли проявить свою фантазию, мышление, смекалку. В основном это подвижные активные игры, где участвуют все дети. Занятия проводились в просторном классе, парты стояли полукругом, так детям было лучше видно друг друга. Вот некоторые из проведенных игр и этюдов:

Игра «Страшный зверь»

Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь».

Прямо в комнатную дверь

Проникает страшный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся,

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лоснится…

Может это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул: «Рысь!!»

Храбрый мальчик крикнул:

— Брысь!!!

Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчика, действуют согласно тексту. (Модификация игры: подключаются все дети – вместе изображают персонажей стихотворения.)[21]

Игра «Сказочная шкатулка».

Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, уверенности в себе, самопринятия.

Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите, какие они, чем они вам нравятся Опишите, как они выглядят, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев. Покажите, как они ходят, танцуют, веселится и т. д.». [22]

Так же с детьми разыгрывались различные этюды. Цель которых помочь ребенку эмоционально раскрыться, научится передавать свои эмоции с помощью мимики и жестов.

Этюд «Шарик».

Цель: Развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения прийти на помощь.

Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Шарик»:

На веревочке у Вари

Красный шарик с петушком.

Ой, какой красивый шарик!

Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг

Шарик выхватил из рук!

Улетает красный шарик

Высоко под облака.

Чуть не плачет наша Варя:

Очень жаль ей петушка.

Подошла к подружке Таня,

Стала Варю утешать:

— Шарик твой мы не достанем,

Так давай с моим играть!

Зайчик беленький на нем,

Будем с ним играть вдвоём!

После чтения дети отвечают на вопросы: какие чувства переживают девочки? Какие добрые качества у них проявляются? Как игрушка влияет на развитие отношений между девочками? И разыгрывают этюд по ролям.[23]

Этюд «Два друга»

Цели: Сопоставление различных черт характера; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; коррекция сферы ребенка.

Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга».

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться — стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли два юных друга кататься на коньках.

Один стрелою мчится — румянец на щеках!

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу.

Один пробежку сделал — согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»

Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети его иллюстрируют.[24]

В заключение всей работы дети принимали участие в конкурсе «Мистер и Мисс Весна». Там ребята смогли проявить себя на сцене, показать свои таланты, прочувствовали на себе поддержку со стороны зала. Каждый из них с радостью читал стихи, танцевал, проигрывал ситуации.

После чего методика «Смешные человечки» была проведена снова. В ходе интерпретации результатов по рисунку каждого ребенка была написана характеристика. И в результате получилось, что самооценка у семи из десяти детей повысилась, а у трех осталась на прежнем уровне. Следовательно гипотеза о том, что занятия драматерапией способствуют повышению самооценки у ребенка, а так же способствует снятию напряжения межличностного общения.

Приложение 2


[1] Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – СПб., 2002. с. 65

[2] Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. –СПб., 2002. с. 67

[3] М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер – Драматерапия – М., 2002. с 23

[4] Колошина Т.Ю. Драматерапия и сценическая пластика. – М., 2008. с. 80

[5] Колошина Т.Ю. — Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с 83

[6] М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер – Драматерапия – М., 2002. с 45

[7] Колошина Т.Ю — Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 94

[8] Колошина Т.Ю. — Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 107

[9] Колошина Т.Ю. — Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с 109

[10] Догваль М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008. с 57

[11] Догваль М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.с. 60

[12] Колошина Т.Ю. — Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 125

[13] Колошина Т.Ю. — Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 127

[14] Догваль М.П.-- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.с 93

[15] home.damotvet.ru/parenting/544650.htm, автор: Гущина Е. А.,

[16] Психологический словарь, 1990г.

[17] Психологический словарь, 1990г.

[18] Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. — Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка.-- М., 2001. с. 34

[19] Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. — Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка.-- М., 2001. с. 35

[20] Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб., 2006. с. 43

[21] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 54

[22] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 59

[23] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 64

[24] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 71

еще рефераты
Еще работы по психологие