Лекция: ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФИЛЬМ

 

19. Особенности телевизионной коммуникации.

 

Телевизионная коммуникация стала новым способом взаимодействия людей. Телекоммуникация предлагает общение на пространственно-временном расстоянии, при котором оно отражает структуру общества и выполняет связующую функцию. Телевидение создает вторую реальность, которая необходима индивиду, чтобы сохранять равновесие в реальном мире. Оно помогает человеку мгновенно перенестись в любую точку земного шара; дает большую свободу выбора информации, чем газеты, журналы; предоставляет человеку переживать эмоции и впечатления, которых он лишен в жизни.

 

По мнению Э.Фромма, человек превращается в существо «с открытым, вбирающим в себя без усилий и без внутренней активности» информацию, пребывает в гипнотическом состоянии, пассивно усваивая «образцы и мерила» поведения, при котором не всегда может соотнести большую долю сведений получаемых через ТВ, со своим ограниченным опытом, поэтому создается иллюзия знаний. «Иллюзия чистой воды, имманентное свойство ТВ внушать, будто после передачи все стало ясно и понятно».

 

Важнейшим результатом деятельности телевидения стало увеличение визуальных стимулов. ТВ создало целое общество потребителей «имиджей». Восприятие телевизионных образцов – процесс, происходящий на сознательном и бессознательном уровне. Причина внушаемого воздействия ТВ на аудиторию – в эмоциональной, а не рациональной сфере. Слагаемые эффекта внушения – это достоверность, созданная фактографической природой кино (ТВ) и показом окружающего мира в движении. Телевидение манипулирует пространством и временем, обращаясь к бессознательным реакциям зрителей.

 

Посредством телевидения выявляются и существуют конкретные социокультурные символы. Овладение языком символов стало такой же необходимостью, как понимание речи. Появляются новые, опосредованные

 

(через языки культуры, идеологии, массовой культуры) отношения «творца» «второй реальности» и ее потребителя.

 

Любой человек в высказанной информации ищет смысл не отдельно от говорящего, а корректируя сообщение отношением к личности говорящего. Информация воспринимается персонифицировано.

 

Для функционирования телевидения характерно появление людей-символов, которые «творят» судьбы многих миллионов зрителей (ТВ – очеловеченная реальность). Зритель выбирает себе того, кто на его взгляд, заслуживает большего доверия. Он привыкает смотреть на мир его глазами, ощущая свою сопричастность к миру.

 

Образ коммуникатора (ведущего, диктора) – важная смысловая единица передачи. Человек на экране выступает не только как объект оценивания, но и как субъект общения, поэтому взаимодействие «человека в кадре» с аудиторией подчиняется тем же законам, что и взаимодействие людей в межличностной коммуникации. Коммуникатор предстает сначала как возможный партнер общения, а затем уже как специалист в какой-либо области.

 

По мнению психологов, взаимное влечение людей больше определяется внешними признаками человека, нежели его внутренними качествами. Личность, обладающая физической привлекательностью, воспринимается как личность, которая превосходит других и по ряду прочих показателей (ум, честность и т.д.) Следовательно, привлекательность коммуникатора становится основой доверительных отношений между ним и аудиторией. Люди постоянно появляющиеся на телеэкране, в зависимости от своего профессионального амплуа обладает неодинаковыми возможностями личностного самопроявления (телевизионный образ диктора, например, более обобщен). Их имидж создается через внешний вид и манеру держаться. В образе диктора воплощаются культурные коды. Их одежда – знак современной моды, эталон.

 

Имеет значение возраст дикторов. Молодость, красота, обаяние женщин вызывает симпатию у зрителей. Напротив, солидный мужчина-диктор привлекает значительно больше. Его облик ассоциируется с серьезностью, основательностью, жизненным опытом.

 

При восприятии ведущих в сознании аудитории происходит ориентация на определенные факторы: одаренность, артистизм, активность, деятельность, организованность, самостоятельность, объективность.

 

Здесь, пожалуй, уместно сказать о страшной тайне телевидения, которая является непосредственным участником процесса общения ведущего и зрителей и за частую играет недобрую шутку в искажении имиджа «Человека в кадре». Речь идет о телесуфлере. Самый безобидный обман телевидения. Обман заключается в том, что мы у экранов думаем, будто человек с нами беседует. А на самом деле он читает текст, выплывающий на невидимом для зрителя экране. Если ведущий это делает непринужденно и артистично, мы не догадываемся о существовании суфлера, и радуемся встречая открытый взгляд ведущего. Но иногда этот взгляд омрачен труднообъяснимой странностью повадки. Например, запинки во время произнесения простой фразы. Оказывается это происходит по причине неисправности суфлера, который вдруг остановился или, наоборот, устремился с большой скоростью вперед. Телесуфлер – приспособление техническое, которое гармонирует с техническим характером задачи — бесстрастным чтением фактов. И высшим пилотажем считается, если ведущий умело комбинирует это со своими изюминками, которые отличают его стиль от стиля другого ведущего. Это большой труд и искусство, искусство общения телевизионного, которое так же влияет и формирует имидж «человека в кадре.

 

Оценку имиджу популярных ведущих дают опросы аудитории и экспертиза специалистов, они определяют эффективность личного эмоционального кода, выступающего в эфире, способствуют развитию его коммуникативных данных. Каждый ведущий получает суммарную характеристику своих личностных коммуникативных качеств. Если результаты социального общения оказываются неэффективными, специалисты дают коммуникатору индивидуальные рекомендации. По эмоциональной корректировке поведения.

 

Процесс общения диктует вопрос о выборе видеоряда, звукоряда, речи, которые должны максимально соответствовать целям коммуникатора. Проблема восприятия, психолингвистические ее аспекты, культура речи приобретают в условиях массовой коммуникации особое значение для решения вопроса о повышении информативности выступления. К основному предмету общения примыкает дополнительный, связанный с аспектами коммуникации и восприятием личности на экране как носителе информации. Реализуя свои функции, коммуникатор выбирает свой стиль общения с аудиторией.

 

Стиль «я – центрация»: направленность личности на себя, здесь идет демонстрация формального отношения к партнеру по общению. Журналист говорит без связи с предшествующими высказываниями партнера, приписывает ему мысли и намерения.

Стиль «другой – центрация»: выражается в стремлении делать то, что требуется партнеру. Коммуникатор демонстрирует озабоченность его проблемами, навязывает свою помощь, уступает инициативу в общении, одобряет намерения и планы партнера.

Стиль «я – другой – интеграция»: наиболее плодотворный, здесь ощутимо стремление доверять партнеру, строить свои отношения с ним на равных.

В ходе развития СМИ сформировались и основные типы общения (классификация С.М. Газарха).

 

ближнедистанционный тип, при котором журналист пытается создать ощущение непосредственного контакта. Он обращается к реципиенту от своего имени; здесь уместен вариант коллективного автора, ведущие авторских программ. Это прямой контакт как бы стирает грань и входит в пространство и время зрителя. Ближняя дистанция аппелирует к разуму, к сознанию зрителя, а только потом – к его эмоциям (от рацио к эмоцио).

Дальнедистанционный тип общения предполагает, что субъект устраняется от непосредственного контакта, уходит на задний план и скрывается за мнимыми субъектами общения (персонажами). Авторская мысль не высказывается впрямую, она моделируется на персонажах телевизионного действия, специально создается ситуация, из которой эту мысль предстоит извлечь. Это закрытое информационное действие: персонажи общаются не со зрителем, а только друг с другом. Механизм информированного воздействия – от эмоцио к рацио.

Среднедистанционный тип общения предполагает присутствие субъекта общения где-то рядом с происходящими событиями или внутри его. Коммуникатор – посредник между зрителем и участниками программ, представитель зрителя в событии. Здесь достигается синтез «интимности» и «глобальности».

Всякий ТВ — образ включен в «субъективную картину мира». Один и тот же объект репрезентируется у каждого человека по-разному. Один из способов осмысления телеинформации задается через субъективный образ человека на экране. Большое значение для явления персонификации имеют его индивидуально-личные характеристики (внешность, физические данные, оформление внешнего облика); коммуникативные качества – тембр голоса, дикция; внутренние характеристики (знание, интеллект, эмоциональность, моральные ценности).

 

Успех программ обусловлен точно найденным имиджем, соответствующим социальному заказу, моде, требованиям времени, и настроениям в обществе. Точно найденным фирменным стилем телепрограмм, где наряду с содержанием уделяется внимание оформлению студии, заставкам, символам, атрибутике, использованию таких важных факторов воздействия, как цвет, свет, музыка. Имидж ведущего формирует тип контакта с аудиторией. Однако изменение современных требований корректирует и сами имиджи. Это становится научной проблемой, поскольку формирование имиджа – многогранный творческий процесс, требующий профессионального мастерства. Удачно найденный имидж – это не только успех у зрительной аудитории, но и часть творческой биографии журналиста.

 

Многие исследователи «человека на экране» (Н.Н. Богомолова, О.Т. Мельникова, Е.Е. Пронина и др.) при описании типажей телегероев используют харизматическую модель коммуникатора Д. Голдхабера. Д. Голдхабер предлагает несколько элементов харизмы (личного магнетизма), посредством которой и происходит рождение нового образа (имиджа): внешность, привлекательность, «ожидаемость» высказываний, действия, профессиональное мастерство. Первый тип – «герой», идеализированная личность: смел агрессивен, говорит, «что мы хотим», выглядит, «как мы хотим». Второй – «антигерой», «простой человек», один из нас, выглядит «как мы все», говорит, «что и мы». С таким коммуникатором зритель чувствует себя безопасно. Третий тип – «мистическая личность» – чужой нам, необычный, непредсказуемый человек.

 

Так или иначе, все эти типажи отвечают запросам аудитории. Результаты исследований показывают, что существует тесная взаимосвязь между предпочтениями аудиторией передач с участием того или иного ведущего и оценкой убедительности. Для аудитории оказываются значимыми многие характеристики ведущих: демографические, ролевые, индивидуально-личностные. Ей не безразлично, как оформляет коммуникатор свою внешность, каким обладает голосом, какова его манера говорить. Так, например, предпочтение отдается голосу среднего тембра (по результатам исследований видно: баритон предпочитают 62% опрошенных, тенор – 32%, бас – лишь 7%). (19). Многие центральные каналы заключают договор с ведущими о том, что они не имеют права во время работы в кадре самовольно изменить свою внешность. Таким образом, внешность «человека в кадре» становится собственностью телекомпании. К сожалению, на провинциальных студиях внешность принадлежит ведущему, который не всегда способен ей правильно распорядиться.

 

Часто ведущие выступают доминантой своей программы. Их работа в кадре высоко ценится аудиторией и потому хорошо оплачивается. Популярных ведущих отличают стремление к открытости и искренность. Однако не всегда созданный на экране имидж вызывает положительные эмоции у зрителя. Не всегда совпадают оценки экспертов и телезрителей.

 

Нет «идеального» телеведущего, кроме того, меняются и запросы аудитории. Лишь при более чутком отношении к требованиям аудитории и более внимательном отношении к рекомендациям психологов, передача и ее ведущий могут надеяться на успех.

 

Еще одной, особой формой общения на телевидении является взаимоотношения в команде. В тележурналистике, более чем в каком-либо другом жанре журналистике, репортеры должны учиться работать в контакте со своими коллегами, в едином коллективе.

 

Репортеры, операторы, монтажеры, редакторы должны обладать навыками эффективного общения, чтобы успешно осветить события и подготовить программу. Иначе программа будет обречена на провал. И, пожалуй каждый работающий теле журналист знает и понимает, что репортеры и операторы должны уметь вести непрерывный профессиональный диалог на месте съемки сюжета, чтобы скоординировать все аспекты процесса сбора информации, подготовки материала к эфиру и, наконец, выдачи ее в эфир.

 

При работе на месте событий задействованы обычно два человека: репортер и оператор. Поскольку на репортере обычно лежит вся ответственность за точность, достоверность материала, переданного в эфир, то именно репортер выполняет функцию лидера команды.

 

В процессе сбора информации должны активно участвовать каждый из членов команды. Опыт показывает, что самые лучшие результаты как правило, представляют собой продукт взаимодействия репортера и оператора.

 

Каждый из членов команды должен стремится понять, какую цель старается достигнуть его коллега. Репортер стремится собрать всю информацию, необходимую для оперативной подготовки сюжета. Оператор также испытывает давление фактора времени, когда, с камерой в руках, он стремится сделать наилучшие кадры, которые дополняли бы сюжет.

 

Репортер и оператор должны постараться заранее обсудить свои планы работы над сюжетом – если только они не работают в чрезвычайных обстоятельствах.

 

Репортер должен делиться с оператором всей имеющейся у него информацией; оператор, со своей стороны, также должен доводить до сведения репортера все свои профессиональные соображения.

 

Основная задача состоит в создании репортерской команды, которая была бы в состоянии подать сюжет с точки зрения и информационного содержания, и операторских выразительных средств.

 

Как минимум, оба члена команды должны сходиться во мнении относительно таких вопросов, как:

 

зерно сюжета;

продолжительность материала;

сроки сдачи готового материала.

Проработав некоторое время в новостях, у меня сформировались свои правила, которыми мне бы хотелось поделиться.

 

Репортер должен всегда говорить оператору, какие конкретные сцены, планы необходимы для подачи материала;

Оператор должен в свою очередь информировать репортера о тех существенных и полезных кадрах, которые ему удалось запечатлеть. А так же о тех кадрах, которые снять не удалось.

Репортер и оператор должны работать в режиме непрерывного, вежливого, профессионального диалога – делиться идеями, соображениями, взглядами, поддерживать друг друга.

20. Организация и экономика Интернет-СМИ.

Интернет – «большая информационная свалка и помойка». И чтобы выделиться в этом информационном шуме вам придется приложить много усилий и иногда даже «поработать локтями». Детальное изучение конкурирующих проектов должно стать не только вашим первым шагом, но ежедневной постоянной работой.

Возможно, я выскажу крамольную мысль для журналистов, но для маркетологов это – аксиома. Cоветую каждому журналисту эти слова выписать, повесить на стенку в рамочку, а еще лучше — выучить наизусть.

Газета, и вообще любое СМИ – это ТОВАР. Не важно кто или что: газета, актер, губернатор, чупа-чупс или военный истребитель, всё это – товар и всё это нужно продавать по всем правилам маркетинга.

Залог успеха — создание конкурентоспособного товара. Здесь всё классически, по старику Котлеру. Это тот минимум, который вы должны сделать на самом начальном этапе.

Первый шаг. Изучите рынок. Всех конкурентов, в нашем случае — поставщиков информации. Изучите их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, сделайте SWOT, проанализируйте форматы, темы, фишки.

Второй шаг. Изучите потенциальных потребителей, их интересы и потребности. Особенное внимание уделите группам людей, чьи потребности еще не удовлетворены.

Третий шаг. Определите чего конкуренты НЕ делают. Найдите пустующую нишу. И начинайте её осваивать.

Результатом Вашего кропотливого анализа должны стать разработка концепцииУТП(уникальное торговое предложение) – короткой фразы, отражающей вашу уникальность и отличие от конкурентов. “Мы расскажем о том, о чем молчат официальные СМИ”. Это была декларация независимости, молодости, и наглости Интернет-газеты “Ваши новости”.

Но всё быстро меняется. Нишу «скандалы, интриги, расследования» занял, правда не надолго, появившийся в марте 2011 года новый Интернет-ресурс novgorodinform.com со слоганом «Скандалы, конфликты, коррупция в Новгородской губернии».

В идеале каждый стартап (от англ. start-up — запускать) должен создавать собственную нишу. Нет смысла слепо копировать уже существующие форматы, ведь в нише может быть только один, максимум, два лидера.

Вашим КОНКУРЕНТНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ может стать, например, оперативность. Тогда каждая новость должна появляться на вашем ресурсе раньше остальных, через 10-20 минут после события. Будьте готовы расстаться с перфекционизмом, иначе, пока вы стремитесь к совершенству и оттачиваете новость – первыми её выдадут более быстрые. Не забудьте, что если вы будете выдавать 1-2 новости в день, а Ваш конкурент 10-15, то человек пойдет туда, где есть разнообразие и полная «картинка дня».

Если Вы чувствуете, что не сможете удержать такой темп, то выбирайте второй вариант – «подробности». Здесь у вас будет уже 1-2 часа. За это время вы успеете собрать подробности, найти очевидцев и взять у них комментарии. Третий вариант – «аналитика». Но писать большие аналитические тексты – трудоёмкое занятие, оно занимает много времени. Поэтому будьте осторожны — не попадите в ловушку «линейного расширения», как это произошло с «Вашими новостями».

Живая история: Сначала существовала одна рубрика «АКТУАЛЬНО», куда выкладывались все большие материалы, в том числе интервью. Однако захотелось большего. Так появился «ГОРОД» с пятью отдельными рубриками: «Интервью», «Аналитика», «Актуально», «Комментарии», «События». Это не считая того, что остались «РЕПОРТАЖИ» и «АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ».

Была опасность, что редакция просто не будет успевать писать столько новых материалов (чтобы раз в неделю в каждой подрубрике появлялся новый материал, а это — минимум 5 больших материалов в неделю), но решили рискнуть. В результате, в некоторых рубриках материалы не обновляются по 1,5 – 2 месяца, и постоянные читатели видят каждый день одни и те же, уже устаревшие материалы. Сейчас левая колонка растянута на «три прокрутки», и посетители просто перестали видеть появление новых материалов. Поэтому иногда «Лучше меньше да лучше».

Дальше начинается ПРОДВИЖЕНИЕ. Первый путь — собственно он-лайн. Для продвижения были создана группа ВКонтакте, куда мы выкладывали фото. Виджет на Яндексе, трансляция новостей в ЖЖ, пересылка ссылок друзьям.

Второй – в оффлайне (то есть вне Интернета). Это биллборды, ролики на радио и ТВ, и конечно же цитирование «Ваши новости» в новостном блоке «Европой плюс» как источника новостей. Это то, что должно быть видно и на слуху. Вы можете быть замечательным изданием с оригинальным контентом, но если о вас никто в городе не слышал – ваш удел случайные посетители.

И третий путь – поисковое продвижение по пользовательским запросам. Но это уже полностью ответственность SEO-оптимизатора. Более подробно о продвижении в 6 главе.

При продвижении соблюдайте правила единства и синхронности. Интегрированные маркетинговые коммуникации — концепция, согласно которой компания тщательно продумывает и координирует работу своих многочисленных каналов коммуникации — рекламы, личных продаж, стимулирования сбыта, пропаганды, прямого маркетинга — с целью выработки четкого, последовательного и убедительного представления о компании и ее товарах. Если кратко – “один товар – одна идея”. Выработайте одну единственную, уникальную, а главное понятную потребителям идею и транслируйте её по всем каналам.

Некоторые считают, что сделать сайт в Интернете проще простого. На первый взгляд, это кажется не только простым, но и бесплатным… Но это не так.

На практике продолжительность жизни провинциальных новостных сайтов коротка. Такие сайты, создаются, как правило, на энтузиазме, не могут быстро выйти хотя бы на уровень самоокупаемости – что неизбежно приводит к закрытию. Я помню одного яростного критика (не буду называть его имя), который кричал про редизайн «Ваши Новости»: «всё — говно, я вам покажу кузькину мать! как надо делать!». Он сделал сайт, странслировал пару чужих новостей… и всё… забросил его. Я потом у него спрашивала в чем дело, он сказал, что некогда, много других дел… Именно так заканчивается большинство стартапов, основанных на одном энтузиазме.

Вот так или примерно так мог бы звучатьМОНОЛОГ ВЛАДЕЛЬЦА Интернет-СМИ: «Любое СМИ, в первую очередь – коммерческое предприятие, если не финансируется властью с вполне определенной целью – пропагандой себя и своих действий.

Если вы хотите исключительно самовыражаться как журналист, вы – альтруист и борец за правду и справедливость… Заведите себе блог и развлекайтесь. Цель любого коммерческого предприятия – зарабатывание денег. Не просвещение или информирование, а привлечение аудитории. А новости и информация используются как приманка».

Если говорить об ЭКОНОМИКЕ: необходимы минимум 1-2 журналиста, которым нужно платить зарплату плюс аренда офиса, так как работать из дома в какой-то момент становится не практично. Даже минимально постоянные затраты составляют не менее 30 тысяч рублей в месяц. А в среднем это 60-100 тысяч рублей ежемесячных расходов или инвестиций, кому как удобнее называть.

Даже если вы готовы в одиночку писать, делать фотографии, поддерживать сайт и продавать рекламу, встает вопрос о зарплате, которую вы, конечно, хотите получать — хотя бы 20 тысяч рублей в месяц. А, значит, вам придется ежемесячно продавать рекламы как минимум на эту сумму.

Но сайт требует постоянного инвестирования не только в журналистов. Затраты на создание сайта, лицензия на систему управления контентом, программное обеспечение (отдел «К» — по борьбе с компьютерными преступлениями в последнее время активизировался), оплата хостинга или покупка и поддержка серверного оборудования, техническое обслуживание сайта, продвижение сайта – это лишь небольшая часть инвестиций, которые требуются.

Но, как добавил Михаил Боголюбов:1-2 журналиста – маловато. Это уровень редких походов куда-то и переводов (в том числе, а ля «Гоблин») пресс-релизов, эксклюзива будет очень мало. Оптимальный вариант — команда из 4-5 человек, включая постоянно сидящего редактора и «бегунков».

Интернет-СМИ, как и остальные, живут за счет рекламы. Но пока Интернет не оправдывает тех надежд, которые на него возлагались. Рекламодатели так и не перевели свои телевизионные рекламные бюджеты в Интернет. И многие российские и даже американские новостные порталы до сих пор убыточны, и содержатся за счет доброй воли и отваги их владельцев. Безумству храбрых пою я песню.

Интернет в 2010 году так и не стал ожидаемым лидером по объему размещенной рекламы, сохранив существенный отрыв от печатных СМИ и наружной рекламы, такие выводы сделали эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) по итогам прошлого года. А это значит, что рекламодатели пока не верят в эффективность Интернет-рекламы. И с их стереотипами бороться сложно.

АНАТОМИЯ ИНТЕРНЕТ-СМИ

 

Посещая новостные порталы, многие читатели рассуждают о том, что бы они подправили, добавили на месте редакций сайтов. Но все меняется, когда вы встаете по другую сторону монитора. Побывав в шкуре руководителя Интернет-проекта я могу не только показать вам «кухню» Интернет-СМИ изнутри, но и выступить в качестве «патологоанатома». Начнем препарирование! Придумывая ИМЯ будьте осторожны. Оно воспринимается именно так, какой смысл в него вложили создатели. Вложен смысл – Ваши новости, значит, будет воспринимается не как серьёзное, а как демократичное издание: «Для вас, простым человеческим языком, без заумностей», и второй смысл – обращение к читателям писать свои новости. Таким образом, вы можете стать заложником своего же названия. Главное правило Интернета – «80% успеха в ЗАГОЛОВКЕ». Иногда придумывание заголовка может занимать больше времени, чем собственно написание текста новости. В этом и заключается основное отличие Интернет- журналистики от бумажной. В газете человек видит всю новость целиком и может начать читать даже с конца. В Интернете у вас есть только заголовок и всего 2 секунды. Если человека не зацепит заголовок, то он не кликнет на новость. Ни один читатель не открывает каждую новость, вместо этого он скользит по заголовкам, и именно в эти секунды вам нужно его «зацепить». Даже самому неопытному Интернет-юзеру на вашем сайте должно быть интуитивно понятно и удобно перемещаться. Быстро находить информацию, видеть новые материалы и последние комментарии. Навигация по сайту должна быть простой, доступность информации – в 1 клик. Именно поэтому, еще на этапе старта, уделите пристальное внимание ЮЗАБИЛИТИ, что в самом общем значении определяется как удобство пользования. Всегда помните, что ваши читатели не такие продвинутые Интернет-пользователи, как вы. Главное отличие Интернет-СМИ от классических — интерактивность. И именноКОММЕНТАРИИ дают возможность получить от читателей обратную связь. Однако у них есть и «оборотная сторона». И иногда минусы перевешивают плюсы, поэтому некоторые федеральные СМИ просто отключают функцию комментирования своих новостей. В «Ваших новостях» комментарии сначала были «открыты», любой человек не регистрируясь мог «откомментить» новость. Тогда, конечно, комментов было больше, ведь люди не любят «запариваться», регистрироваться и терять анонимность. Но мы были вынуждены ввести регистрацию, чтобы первое — отгородиться от ботов-спамеров, и второе — от хамства и оскорблений. Многие со мной не согласятся, возразив, что немало людей приходят на сайт именно из-за комментариев, порою резких, в обычной жизни не высказываемых вслух. Что и предлагал некогда популярный “Новгородинформ». Соглашусь, что комменты иногда более интересны, чем сами новости. Но лето 2010 стало для нас испытанием. Как минимум в 10-15 новостях мы что-то удаляли, «запикивали», еще несколько часов в день занимало само «вылавливание» таких комментариев. После введения регистрации их стало меньше. Вспомните самый конец «Новгородинформа», когда там уже никто не работал. Он был «загажен» кучей спамерских ссылок, и читать комменты было невозможно. Поэтому из двух зол мы выбрали меньшее, регистрация хоть немного дисциплинирует людей. Также не забывайте, что если ваш сайт – СМИ, то множество бредовых комментариев и нецензурщина — не только моветон, но и причина снижения авторитетности в глазах читателей. Что позволено форуму, непозволительно СМИ. А теперь немного о плохом. В Интернете нет понятия СРОК ДАВНОСТИ. Новости устаревают уже на следующий день. Бумажные газеты никто не хранит, но у вас на сайте они будут храниться практически вечно. Поисковые роботы, приводящие к вам читателей, не смотрят на дату, они судят текст по релевантности. И большой архив может ввести посетителей, пришедших с поисковых систем и не обративших внимание на дату новости, в заблуждение. Что в итоге приведет к большому количеству отказов. Потенциальными читателями любого Интернет-СМИ будут не только ваши земляки, но и жители других городов, а может и зарубежья. Фактор ГЛОБАЛИЗАЦИИ нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому, если вы пишете о каких-то событиях, например, о постановке «Новгородского вече», имейте в виду, что эта новость — не только для новгородцев, но и для людей из других регионов. В каждой новой новости писать все подробности, конечно, не нужно, но, как минимум, поставьте гиперссылки на предыдущие новости, где могут быть важные подробности и объяснения.

 

21. Пользователи как особый тип аудитории СМИ.

Читатели делятся на профессионалов (регулярно мониторят большое количество источников), профессиональных читателей (регулярно читают несколько любимых сайтов) и случайных, которые читают новости только если их что-то сильно заинтересовало, или прислали ссылку друзья. Вот именно за внимание последнего большинства вам и придется бороться.

Ваш читатель ленив. Интернет-издание — не научный журнал и даже не газета, его не читают от корки до корки. Читатель скользит взглядом по заголовкам. Читатели решают, какую новость открыть исключительно исходя из заголовка. Более того, по некоторым данным 60-80% саму новость не открывают.

Ни один читатель не читает всех новостей. Тем более не мониторит все новости, как это делают журналисты, поэтому он не знает всех подробностей. Он не помнит ваших предыдущих новостей, поэтому гиперссылки на предысторию — не только обязательное условие для продвижения сайта, но и хороший тон, уважение к вашим читателям.

Не надейтесь на лояльность. Люди скачут от сайта к сайту, они непостоянны и в любой момент готовы вам изменить. Посетители – предатели. Они легко, не задумываясь, одним кликом изменят вам.

Одно из условий успеха в Интернете — многогранность. Новости являются продуктом массового спроса и товаром широкого народного потребления. И аудитория в Интернете слишком разношерстная.

Однако, угодить всем одновременно нереально. Поэтому вам нужно собрать вокруг себя “ядро” — тех, для кого вы и будете создавать контент. Вы должны писать не то, что интересно или важно для вас, а то, что хотят читать эти люди.

«Ядро» малочисленно, но именно этот портрет должен всегда стоять у вас перед глазами. Мы исходили из гипотезы, что бизнесмены — тоже люди и ничто человеческое им не чуждо, ни скандалы, ни светская жизнь, ни ДТП.

Чтобы продавать рекламу на сайте и убедить рекламодателя в её эффективности иногда важен не только и не столько трафик. Рекламодателю можно показать «потрет читателя». И чем лучше вы знаете портрет своего читателя, тем проще будет убедить рекламодателей доверить вам свой рекламный бюджет.

Портрет читателя «Ваши новости» выглядел так: успешный предприниматель, топ-менеджер с высшим образованием (ему интересны бизнес, экономические и политические новости), но которому «ничто человеческое не чуждо» (светская жизнь, сплетни, развлечения, театр ...)

Поэтому мы создавали два принципиально разных продукта, под разные потребности. Первое – новости и информация для принятия решений, второе — отдых.

длежность к клубу, бренду.

еще рефераты
Еще работы по информатике