Лекция: Инф-ка в младшем и среднем школьном звене: необходимость переноса, проблемы приемы иетод. систем.

Снижение возрастной границы, начала обучения информатики в школе, происходит в 1-й половине среднего звена в 5-6кл и даже в младших классах. Считается, что нужно начин. изучен. инф-ки во втором классе. Актуальность изуч. Инф-ки.: 1.одна из целей — развитие мышления и струк-го стиля мышления. К 10му кл уже сформирован. Младший возраст благоприятен для формиро-ия важных для последуюшей жизни учебы психич. проц-ов; рефлексия и внутренний пландей-ий – это основа становления алгоритм-го стиля мышления.(Умение строить план действий); 2.Подготовить уч-ов к дальнейшему труду и учебе в информац-ом общ-ве. Уч-к будет в др. школьн. предметах применять умение работы с компьютером. 3. Обучение инф-ки благоприятно строить в групповой форме. Такая форма в большей степени хар-на для младших школьников. Для понимания сложных вещей нужна игровая форма, но старшие шк-ки уже выросли. 4. Временной фактор: больше можно изучить за 6 лет чем за 2года. Проблемы: 1. Воздействие на психику и физиологию младших школьников (влияние работы с компом). Разрыв м/у реальностью и фантазией, м/у желаемым и действительным. 2. Уч-ки не готовы в силу св. возраста извлекать пользу из работы с символами и манипулировать ими. 3.Затруднение в получ. опыта, оперирования реальными объектами. 4. Должен ли быть отдельн. ур-к инф. или же сделать его частью урока матем-ки, и др.предмета. Кто должен вести? 5.Отбор материала для обуч. в младш. школе, средней школе. 6.Выбор м/у программированием и технологией. Цели.1.В младших классах инф-ка готовит сознание уч-ов основных положений инф-ки (методы, теорет. полож., понятия), формирует компьютерную грамотность и информационную культуру. 2. Развитие логич-го мышления формирование алг-го мышления, к-ое поможет ориент-ся в любой компьют. среде. 3.Развитие алг-их навыков и системы подходов решения задач. 4.Формирование элемент-ых комп-ых навыков. Умение орг-ть поиск инф-ции. Методы и формы обучения: 1.Работа построена на диалоге. 2.Работа в группах. 3. игровые методики. 4. эвристический подход.

Игра – основной вид Дея-ти на уроках в младшем звене.: 1. Дает перерыв повседневности, монотонности и жесткой определенности образа жизни; 2. дает порядок, т.к. есть правила игры равные для всех; 3.дает возможность создать и сплотить коллектив; 4. дает понятие о чести и ограничении и самопожертвовании; 5. развивает воображение, создается либо проигрывается ситуация; 6. дает развитие психической пластичности – умение подстроиться под состояние, учит не быть упертым.; 7. снимает дискомфорт.

Эвристический подход – игра, но с активным началом в руках уч-ля. Цель – создание личного образовательного продукта. Этапы: 1. мотивация; 2. установка проблемы; 3. создание собственного продукта; 4. демонстрации; 5. рефлексия.

 

45. Методическая система обучения информатики по Ершову: основные идеи, история становления, содержание, средства и методы обучения.

Основная идея МС по Ершову — идея алгоритмизации, ибо цель компьютерной грамотности видит в достижении алгоритмической. Во главе ставит умение алгоритмизации — это необходимое и достаточное условие успешного общения человека и ВТ.

Можно выделить основные методические положения Ершова, Монаха, Кушнеренко: 1. Ведущая роль алгоритмизации 2.При изучении алгоритмов используется школьный алгоритмический язык. 3.Разработан существующий практикум и комплекс Кушнеренко. 4. Система исполнителей. Переход от математических задач к наглядным практическим. Индуктивный подход изложения алгоритмических конструкций. Преподавание ведется как на машинах, так и без них.

Методическая система обучения информатике по В.А. Каймину: основные идеи, история становления, содержание, средства и методы обучения.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ – лекции, семинары, лаб. работы. Практика должна опережать теорию, предполагается зачетная форма контроля.

ЦЕЛИ: 1) компьютерная грамотность. 2) логическое мышление. 3) информационная культура (задачей минимума — овладение всеми учащимися компьютерной грамотностью, а максимум — формирование у них информационной культуры). В работе с ЭВМ информационная культура раскрывается в умениях решать задачи с помощью ЭВМ. Это предполагает умение ставить задачу, записывать алгоритмы, проводить отладку, создавать математическую модель. Не менее важной составляющей в информационной культуре является гуманитарная часть – выслушать чужую точку зрения и с уважением отнестись к ней, умение излагать и доказывать свою точку зрения, умение находить общее решение, составлять программу с в совместн деят-ти.) перечисленные умения предполагают необходимость определения логической культуры — это умение рассуждать, ставить вопросы, подбирать факты, доказывать и обосновывать выводы опираясь на логику.

Методика преподавания по данному учебнику машинно независима(годится для любого вида техники Курс рассчитан на 102 часа, рекомендован в 9-10 классах. Рекомендуется делить весь курс на 4, относительно самостоятельных блока.

2 вида практикумов: 1) по овладению комп грамотностью и изуч применения ЭВМ, 2) по составлению алгоритмов и программ (исп языка пограммир-я). Для поддержки практикумов изготовлены методич пособие и задачник.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МС Каймина:

1. расширение представления об информатике, введение раздела основ информатики и включение логики.

2. компьютерная грамотность заменяется 1) компьютерная грамотность в узком смысле слова (пользование готовыми программами) 2) информационной культурой, которая включает не только самостоятельное создание новых готовых продуктов, но и умение общаться друг с другом.

3. перенос в начало курса наработки навыков –оправдан, введен раздел «основание инф-ки», введение его представляется спорным, т к по времени занимает очень много.

4. решение задач на ЭВМ начинается от постановки задачи и заканчивается анализом результатов.

5. уделяется внимание развитию логического мышления а) рассматриваются элементы математической логики (понятия, суждения, высказывания); б) использование элементов языка ПРОЛОГ; в) работа с базами знаний; г) рассматривание принципов работы электронных логических элементов.

6. зачетная форма контроля: должна быть ориентирована на умение пользоваться в процессе решения задач источниками информации, а в перспективе — умение пользовать современными информационными технологиями.

ДОСТОИНСТВА:

— введение в курс информатики формальной логики и ее использование в курсе задач

— знакомство с современными программными продуктами

— красочно оформленный, хорошо иллюстрированный учебник

— включение в этапы решения задач составление сценария диалога

— введение в школьный курс сведений о логическом программировании

— ориентация на новые информационные технологии

— изложение элементов доказательного программирования

НЕДОСТАТКИ:

— низкий научный уровень содержания раздела основания информатики

— неоправданное расширение предмета школьной информатики (включение в информационную культуру З и Н по общению людей друг с другом и передача информации людям)

— методический просчет. Основная методическая задача — обучение технологии решению задач, основанной на технике построения алгоритмов с одновременным доказательством их правильности. Стремление писать без ошибок — технологический просчет

— недостаточный научный уровень при раскрытии содержания о логике.

— избыточный объем материала (пример: истина либо суждение, либо его отрицание)

Методическая система обучения информатике по Житомирскому: основные идеи, история становления, содержание, средства и методы обучения.

Цель курса: подготовка шк-ков к жизни в инфор-ном обществе, для чего их нужно научить основным принципами технологии реш-я задач на ЭВМ (рассказать об основных классах задач, реш-ых на ЭВМ, основные этапы реш-я задач, суть инфор-ных технологий). Курс обу-я должен строится на 3-х основных базовых технологиях: составление моделей задач, составление алгоритмов реш-я задач, использование ПО. Структура курса:

1.знакомство с ЭВМ, первонач-е знак-ство с базовым ПО.

2.первонач-е сведения о том, как поставить задачу, что такое модель реш-я задачи и каковы этапы реш-я задач на ЭВМ.

3.алгоритмизация-изучение технологии построения алгоритмов.

4.поакомиться с базовым ПО, включая изучение основ языка прог-ния и осн. принципов строения ЭВМ.

Основные типы задач:

1) решение вручную по алг.,

2) нахождение ошибок в гот. алг.,

3) самост. составление для задачи мат модели, алг., программы.

4) работа на ЭВМ по решению задач.

Задачи разбиты по блокам, соответствующим достижению определенных дидактич. целей: закрепление знаний, отработка навыков… Отмечены задачи для обязат. реш-я. А) основная цель курса: научить шк-ка решать задачи с помощью ЭВМ, для задач определенных классов предусмотрены исполнители со своим набором доступных действий. Б) знакомство с исполнителем как сочетанием инструмента и устройства управления, встречаемого и в других программных устройствах. В) показать широкое применение ЭВМ. ПО курса: исполнитель-Чертежник (прост, объясняет организацию данных в алгоритмах); исполнитель-Робот, Вычислитель. Каждый из них работает в 4-х режимах:

1)уч-к пишет программу, отлаживает.

2) подробное комментирование гот. программ

3) ученик может восстановить программу учителя по результатам ее работы.

4) учитель может создавать демонстрац. программы.

Учебное базовое ПО: БД, текст и граф редакторы, ЭВМ цель: обучить 3-м принципам Фон-Неймана (принцип двоичного кодир-я, хранимой программы, программного управ-я). Методические особенности: 3 составные части курса:

1) метод структурируют тему (ядро, основные понятия...); подробно разбирают процесс реш-я задач в ходе диалога: учитель-уч-к; подбор задач по сложности, типу, дидактическим целям.

2) мотивационное обеспечение каждой темы: общая мотивация создается упором на реш-е жиз. задач, на применение ЭВМ в жизни.

3) авторы рекомендуют начать курс с изучения этапов реш-я задач.

Демонстрируется универсальный подход к реш-ю задач: модель, алг., программа, результат, анализ реш-я. Построение мат модели необходимо начинать с четкой постановки задачи: выделение осн-ых св-в объекта и т.д. Составление алг. — второй этап реш-я задачи, авторы учат сначала составлять алг., а потом их записывать. Третий этап — программа. Четвертый — сопоставление результатов с моделью.

Достоинства: вводят в мир ин-ки легко, увлекательно, доступно; практикум позволяет многое проверить на деле; курс очень полезен для среднего звена — носит ознакомительный характер; авторы впервые предложили цикл л/р. Конспекты глав; много задач.

Недостатки: низкий научный уровень при рассмотрении понятия Алг., Испол. алгоритма. Нет физических принципов работы логических элементов, очень мало о ППО, нет граф редактора.

еще рефераты
Еще работы по информатике