Лекция: Экспедиция Ж.Магранера
1987 — 89 годах на южных отрогах Гиндукуша в Северном Пакис-тане работала экспедиция английского этнографа Дж.Магранера. Как он сам объяснил, выбор этого района он обосновал после знакомства с мате-риалами, собранными и опубликованными в 50 — 60-х годах профессором Б.Ф.Поршневым, а именно с данными по Тянь-Шаню и Памиру.
Справедливо считая, что в этом районе Пакистана природные усло-вия аналогичны Памиру, он выехал на отроги Гиндукуша, который древние авторы называли “Грозные горы”.
Магранер дважды выезжал в Северный Пакистан, в район Шатраа, расположенный вблизи Памира у южных границ Таджикистана. В общей сложности он провёл там около года. За это время он и его спутники записали 31 сообщение очевидцев о наблюдении 27-ми особей ванмасов (барману).
Правда, за всё время работы са-мим членам экспе-диции не удалось увидеть ни самого гоминоида, ни даже его следов, Но в своём отчёте Маг-ранер приводит нес-
колько зарисовок
внешнего вида и следов ванмасов, выполненных со слов очевидцев. Подавляющее большинство наблюдавшихся особей имели небольшой рост, от 160 до 170 сантиметров, всего пару раз упоминается рост около 175 см. Следы были трёх размеров: 15 х 10; 20 х 14; 26 х 16 см.
Вот несколько из записанных им в этом районе рассказов:
Один пастух пас коз на склоне горы. Время клонилось к вечеру. Неожиданно он почувствовал запах “дохлой кошки”. Он оглянулся и увидел неподалёку от себя ванмаса. Тот был занят ловлей муравьёв (очевидно, термитов) и так увлёкся, что не заметил человека. Пастух не испугался и стал наблюдать. Ванмас выискивал муравья, хватал его двумя пальцами и отправлял себе в рот. Пастух хорошо рассмотрел ванмаса — у него было монгольского типа лицо, имевшее снизу что-то вроде бороды. Нос был широкий, уплощенный, хорошо видны ноздри. На лице сильно выделялись брови. Подбородок был сильно скошен. Кисти рук и стопы ног, по словам пастуха, были очень широкие. Пастух обратил внимание на огромных размеров, как у осла, половой член. Магранер замечает, что другие очевидцы подобной особенности у наблюдавшихся ими особей не отмечают, и поэтому предположил, что подобная аномалия была вызвана возбуждением, вызванным охотой на мелких муравьёв.
Другой очевидец наблюдал барману, который сидя на склоне, рвал растущий возле него дикий чеснок и поедал его. Это был мужчина, но половой член у него был обычных размеров.
В другой раз этот же пастух встретил барману, когда возвращался в своё селение с молодой женой. Дело было поздно вечером. Неожиданно барману подбежал и схватил жену пастуха, но пастух отобрал её и прогнал барману, который при этом какого-то сопротивления или агрессии не проявил и убежал.
Ещё один очевидец заметил барману, который прятался за низкими ветвями дерева. Увидев, что его заметили, барману вышел из своего укрытия, подобрал с земли камень и бросил его в человека.
По словам очевидца, этот барману держал в руке палку. Он был темноволосый. Охотник испугался, схватил палку и стал отбиваться от не званного гостя, но тот не уходил. Это продолжалось около двух часов. После этого с явным чувством выполненного долга барману удалился.
Другой очевидец рассказал, что рано утром он увидел барману, который забрался в сад, залез на дерево и поедал фрукты. Рассказчик запомнил, что у него были длинные волосы на голове.
Во время охоты, ночью, при полной луне к охотнику неслышно приблизился барману и прикоснулся к нему, после чего удалился.
Другой очевидец видел барману женского пола. Он отметил, что она была очень сутулая, массивная и мускулистая, хорошо различались большие груди, они были без волос и свисали почти до пояса.
На окраине одного селения играли несколько детей. Вдруг к ним подошла женщина-бараману, взяла одного четырёхлетнего мальчика на руки и унесла. Оставшиеся дети побежали в селение и рассказали об этом происшествии. Родители и односельчане бросились на поиски, но никаких следов пропавшего ребёнка не обнаружили. Только через три дня пастухи обнаружили труп этого мальчика — он упал со скалы и разбился. Из раны на голове ещё текла кровь, то-есть он упал буквально несколько минут назад, перед тем, как его нашли. Характерно, что никто в селении, включая и родителей, не обвинил в его гибели барману. Все решили, что мальчик самостоятельно возвращался домой и упал со скалы.
Магренор отмечает, что хотя барману (ванмасы) и всеядны, но основу их пищи составляет растительная. Из животных они предпочитают ящериц и различных грызунов. Когда Магранер показывал очевидцам фотографии человекообразных обезьян, древних людей и труп “замороженого”, то все, словно сговорившись, выбирали последнего.
Ванмас (барману).