Лекция: Определение Новых Цветов мулине 4 страница

1Моисси Александр (1880--1935) — немецкий актер-трагик, албанец по происхождению. Играл в труппе Макса Рейнгардта. Гастролировал во многих странах, в том числе дважды и с большим успехом — в России (в 1911/12 г. и 1924/25 г.). Высоко ценил русскую драматургию; наряду с Гамлетом и Эдипом в его репертуаре была роль Протасова в «Живом трупе» Л. Н. Толстого. Моисеи был другом МХАТ и горячим поклонником Станиславского.

2 Речь идет о предложении Рейнгардта Станиславскому весной или осенью 1925 г. выступить в его театре в Берлине в качестве режиссера-гастролера и поставить «Гадибук», «Месяц в деревне» или какую-нибудь пьесу Чехова.

3 «Месяц в деревне» И. С. Тургенева был поставлен в Художественном театре 9 декабря 1909 г.; режиссеры К. С. Станиславский и И. М. Москвин, художник М. В. Добужинский. Это был один из первых спектаклей, в которых Станиславский применил на практике свою «систему» (см. об этом спектакле Собр. соч., т. 1, стр. 326--332, и т. 7-- письма No 337, 339, 340, 341).

4 «Режиссерские гастроли» Станиславского за границей не состоялись.

5 «Пугачевщина» — «картины народной трагедии» К. А. Тренева. Режиссеры спектакля: Вл. И. Немирович-Данченко, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов. Роль Пугачева играли И. М. Москвин и Л. М. Леонидов. Премьера состоялась 19 сентября 1925 г. Это была первая пьеса советского драматурга на сцене MXАT и первое обращение театра к историко-революционной теме.

6 Гастроли Художественного театра по городам СССР (Тбилиси, Баку, Ростов-на-Дону, Одесса, Харьков, Екатеринослав, Киев) проходили с апреля по июль 1925 г.

 

76*

Печатается по идентичным копиям на французском и русском языках,, хранящимся в музее МХАТ (архив КС).

Эберто Жак (р. 1886) — французский театральный и общественный деятель, писатель, журналист, режиссер. Был директором Театра Елисейских полей.

1 Эберто сообщал Станиславскому о продаже акций возглавляемого им Общества, которое объединяло несколько журналов и театров, в том числе тот, в котором играл Художественный театр во время гастролей в Париже (Театр Елисейских полей). (Письмо от 23 февраля 1925 г., Музей МХАТ, архив КС.)

 

77*

1 Работа над постановкой оперы «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (режиссер В. С. Алексеев, дирижер M. H. Жуков, художник В. А. Симов; первый спектакль — 28 ноября 1926 г.) была начата К. С. Станиславским в Оперной студии перед его отъездом на гастроли по СССР.

Схему мизансцен и соображения по поводу постановки первых двух актов «Царской невесты» см. в письме к З. С. Соколовой и В. С. Алексееву от 10 мая 1925 г.

2 Артист Государственного академического театра драмы Юрий Михайлович Юрьев рекомендовал Станиславскому прослушать певца-баритона из Ленинграда. Письмо Юрьева не сохранилось, поэтому фамилию певца установить не удалось.

3«Дочь золотого Запада» — опера в трех действиях Пуччини, либретто Д. Беласко, русский перевод В. С. Алексеева. В одном из писем к М. Гесту Станиславский выражает благодарность его брату С. Гесту за присылку снимков оперы «Дочь золотого Запада» в постановке Беласко в Нью-Йорке.

На сцене Оперной студии им. К. С. Станиславского постановка этой оперы не была осуществлена.

 

78*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата устанавливается по предшествующему письму к А. В. Богдановичу от 10 мая 1925 г., где говорится: «Сегодня с Юстиновым, который едет в Москву, я посылаю схему мизансцен и кое-какие соображения по поводу постановки первых двух актов „Царской невесты“.

1Баритон-опричник — Григорий Грязной, один из главных персонажей оперы „Царская невеста“.

2Ларинский бал — в опере П. И. Чайковского „Евгений Онегин“.

 

79*

Печатается по подлиннику из личного архива А. Н. Пагавы.

Пагава Акакий Несторович — режиссер, педагог. В 1922--1926 гг. руководитель драматической студии Тбилисской государственной консерватории, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Профессор Государственного театрального института им. Руставели. В 1909--1916 гг. был помощником режиссера в МХТ.

1 Во время гастролей МХАТ в Тбилиси Станиславский присутствовал на репетициях в драматической студии Тбилисской консерватории.

 

80*

1 Л. Я. Гуревич неоднократно писала Р. К. Таманцовой о том, как подвигается ее редакторская работа над русским изданием книги К. С. Станиславского „Моя жизнь в искусстве“.

2 »… Пока я жива, — отвечала Л. Я. Гуревич,-- Вы можете безусловно рассчитывать на мою помощь, поскольку она Вам нужна, ибо Ваши книги, результаты Вашего художественного опыта, не могут не зажигать меня" (письмо от 28 июня 1925 г., Музей МХАТ, архив КС).

3Дневник ученика — литературная форма, которую избрал Станиславский для начатой им в это время книги «Работа актера над собой».

4 Станиславский имеет в виду книгу «Моя жизнь в искусстве».

 

81*

 

Печатается по черновому автографу, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата устанавливается по содержанию телеграммы: день кончины В. Н. Давыдова. Телеграмма послана из Екатеринослава во время гастролей МХАТ.

Народный артист республики Владимир Николаевич Давыдов (1849-- 1925) играл в Малом театре с 1923 г.

 

82*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Академии наук СССР в Ленинграде (ф. 12, оп. 1, No 6).

Ольденбург Сергей Федорович (1863--1934) — востоковед, академик, непременный секретарь Академии наук СССР (1904--1929).

Празднование 200-летнего юбилея Академии наук происходило в Ленинграде с 6 по 10 сентября и в Москве с 11 по 14 сентября 1925 г. На праздновании в Ленинграде от Художественного театра были К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко.

 

83*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Дата устанавливается в связи с отъездом Музыкальной студии МХАТ во главе с Вл. И. Немировичем-Данченко на гастроли в Ленинград, а затем в Западную Европу и США. В ответ на это письмо Вл. И. Немирович-Данченко послал К. С. Станиславскому 3 сентября телеграмму, в которой говорилось: «Очень ценю Ваше желание быть вместе в трудные минуты. Вам и мне трудно, потому что мы не можем ни на один шаг оставаться равнодушными к достоинству наших работ. Но пока в нас это есть, живо все то, что мы вкладывали в наше общее дело» (полный текст телеграммы см. в книге: Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, стр. 359).

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Имеются в виду гастроли Художественного театра по городам СССР и затем отъезд Станиславского на отдых.

2 Письмо коллектива Украинского драматического театра им. М. Заньковецкой в архиве Станиславского не сохранилось.

 

85*

Дата определяется по письму (от 12 ноября 1925 г.) Вс. Э. Мейерхольда, в котором он приглашал К. С. Станиславского на свои спектакли: «Сообщаю Вам, что на будущей неделе „Лес“ и „Д. Е.“ идут в следующие дни: 18, среда — »Д. Е."; 19, четв.-- «Лес»; 20, пятн.-- «Д. Е.». Сообщите, пожалуйста, в какие дни угодно Вам пожаловать к нам. Вам будут оставлены билеты (скажите — сколько?) и за Вами будет прислан автомобиль" (Музей МХАТ, архив КС).

1 Станиславский видел в Театре РСФСР I спектакли «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка и «Мандат» Н. Эрдмана (по устному свидетельству П. А. Маркова, А. В. Февральского, M. M. Коренева). Возможно, что он видел и другие, более поздние спектакли Вс. Э. Мейерхольда.

 

86*

Телеграмма послана в Берлин, где 16 октября спектаклем «Лизистрата» открылись гастроли Музыкальной студии МХАТ.

Поездка по Европе и Америке продолжалась до июня 1926 г. В репертуаре студии были спектакли: «Дочь Анго», «Перикола», «Лизистрата», «Карменсита и солдат» и Пушкинский спектакль («Алеко», «Бахчисарайский фонтан» и «Египетские ночи»).

1 14 ноября 1925 г. состоялось пятисотое представление спектакля «Дочь Анго».

 

87*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Оранский Виктор Александрович (1899--1953) — композитор, автор балетов «Футболист», «Три толстяка», «Виндзорские проказницы». Написал музыку к многим драматическим спектаклям, в том числе к «Сестрам Жерар» и «Трем толстякам» в МХАТ.

1 27 декабря 1925 г. в Художественном театре состоялось «Утро памяти декабристов». Оркестром и хором МХАТ была исполнена «Траурная кантата», написанная к 100-летию восстания декабристов В. А. Оранским.

Из «Утра памяти декабристов» возник замысел спектакля «Николай I и декабристы»; пьеса А. Р. Кугеля была поставлена режиссером H. H. Литовцевой; художники — Д. Н. Кардовский и В. А. Симов. Художественным руководителем постановки был К. С. Станиславский. Музыку к спектаклю написал В. А. Оранский. Премьера состоялась 19 мая 1926 г.

 

88*

Печатается по подлиннику из личного архива В. Д. Тихомирова. Дата уточнена составителем по прямой связи письма с днем юбилея В. Д. Тихомирова.

Тихомиров Василий Дмитриевич (1878--1956) — солист балета (с 1893 г.) и балетмейстер-постановщик (с 1900 г.) Московского Большого театра. Преподаватель классического танца в хореографическом училище Большого театра. Народный артист РСФСР.

1 7 февраля 1926 г. отмечался (с опозданием) 30-летний юбилей артистической деятельности В. Д. Тихомирова. К. С. Станиславский был почетным председателем юбилейного комитета. В этот вечер на сцене Большого театра в первый раз в новой постановке В. Д. Тихомирова шел балет «Эсмеральда» («Дочь народа»), музыка Пуни, переинструментовка Р. М. Глиэра. Роль Эсмеральды исполняла народная артистка республики Е. В. Гельцер, Феба — В. Д. Тихомиров.

2 Станиславский имеет здесь в виду нападки, которым подвергались в первые годы после революции МХАТ, Малый, Большой театры и, в частности, классический балет — со стороны пролеткультовцев и их единомышленников, отрицавших классическое художественное наследие как якобы враждебное пролетариату.

 

1 13 февраля 1926 г. Л. Я. Гуревич писала К. С. Станиславскому: «Работа над Вашей книгой идет ускоренным темпом, и через месяц она будет готова».

2 О постановочных приемах Вс. Э. Мейерхольда К. С. Станиславский пишет в главе «Отъезд и возвращение» (см. Собр. соч., т. 1, стр. 391--400).

3 Константин Сергеевич работал над книгой не только дома, но и в театре, иногда во время спектакля. В этот вечер он играл роль Крутицкого в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты».

 

Печатается по подлиннику из личного архива родных П. Н. Орленева.

Орленев Павел Николаевич (1869--1932) — народный артист РСФСР. Окончив драматическую школу Московского Малого театра (1886), работал в провинции, в театре Корша, в петербургском театре Литературно-художественного общества (театр Суворина). Гастролировал по всей России. С огромным успехом выступал за границей (Германия, Англия, Норвегия, США). «Орленевский нерв и темперамент, — сказано в адресе от Художественного театра, поднесенном П. Н. Орленеву в день 40-летия его сценической деятельности, — стали именами нарицательными, определяющими высокую степень творческого, артистического подъема. Эти свойства Вашего таланта с особой силой проявились в произведениях Достоевского, Ибсена, особенно в заглавной роли пьесы А. Толстого „Царь Федор“, которая очень близка и памятна нам потому, что мы в 1898 году одновременно с Вами выводили ее, после долгого цензурного запрета, на свет рампы, Вы в бывшем Суворинском театре, а мы в МХТ. В то время наше творческое горение, художественная цель, волнения, забота о любимом произведении стали общими с Вами и сблизили нас».

В своих воспоминаниях П. Н. Орленев рассказывает о первом знакомстве с К. С. Станиславским, о дальнейших встречах с ним и о приглашении его в Художественный театр (см. книгу «Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим», М.--Л., «Academia». 1931).

 

91*

1 В письме к К. С. Станиславскому от 12 декабря 1925 г. П. Н. Сакулин сообщал, почему он не мог быть на первом собрании Общества друзей Оперной студии. «Почел бы за честь быть членом Общества, — писал он, — и посильно содействовать его задачам… Нередко с удовольствием вспоминаю о том лете, когда я вместе с Вами гулял по окрестностям „Узкого“ (Музей МХАТ, архив КС).

2 Общество друзей Государственной оперной студии имени народного артиста республики К. С. Станиславского было основано в июне 1925 г. Среди учредителей Общества были М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Е. К. Лешковская, А. В. Нежданова, Е. В. Гельцер, В. Н. Давыдов, К. С. Станиславский, Л. В. Собинов, В. И. Сук, А. И. Южин, А. А. Яблочкина, А. В. Богданович, Н. С. Голованов, С. И. Мигай и ряд других деятелей искусства. Председателем совета Общества был Н. А. Семашко.

В уставе сказано, что Общество друзей Оперной студии „ставит своей задачей объединение в г. Москве и Московской губернии лиц, которые имеют целью:

а) Материальное и всякое другое содействие Государственной оперной студии им. К. С. Станиславского.

б) Собирание, научную разработку и издание материалов, касающихся этой студии и ее руководителя народного артиста К. С. Станиславского“ (ЦГАЛИ, ф. 751, оп. 1, ед. хр. 1).

На первом собрании членов Общества (15 ноября 1925 г.) К. С. Станиславский выступил с докладом об истории и задачах Оперной студии (ЦГАЛИ, ф. 751, оп. 1, ед. хр. 2, лл. 101--106).

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Луначарский Анатолий Васильевич (1875--1933) — государственный и общественный деятель, один из выдающихся строителей социалистической культуры. Народный комиссар просвещения РСФСР (с 1917 по 1929 г.). Публицист, историк литературы, литературный и театральный критик, драматург. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко в ряде писем и высказываний характеризуют А. В. Луначарского как талантливого и отзывчивого руководителя, подлинного друга Художественного театра.

1 Письмо послано по случаю празднования 50-летия со дня рождения и 30-летия литературной деятельности А. В. Луначарского. Чествование А. В. Луначарского работниками искусств состоялось 20 марта в клубе „Красная площадь“. 21 марта юбилей отмечался в Государственной Академии художественных наук, где К. С. Станиславский присутствовал.

 

93*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГИАМ, ф. 1129, оп. 3, ед. хр. 992.

Кропоткина Софья Григорьевна — жена Петра Алексеевича Кропоткина (1842--1921), одного из виднейших деятелей и теоретиков анархизма, выдающегося географа и путешественника.

1 Посылая К. С. Станиславскому рецензию на книгу „Моя жизнь в искусстве“ в американском издании, С. Г. Кропоткина писала ему 15 марта 1926 г.:

»Читая этот отзыв о Вашей книге, я думала, как бы это порадовала Петра Алексеевича… Он очень Вас любил и высоко ценил" (Музей МХАТ, архив КС). Рецензия, присланная С. Г. Кропоткиной, в архиве не обнаружена.

 

Письма и телеграммы к А. Я. Головину печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ, ф. 739, оп. 1, ед. хр. 68.

Головин Александр Яковлевич (1863--1930) — живописец и театральный художник. Народный артист РСФСР. В 1926 г. работал над оформлением спектакля МХАТ «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке К. С. Станиславского (см. дальнейшие письма).

1 23 апреля 1926 г. А. Я. Головин писал Станиславскому: "… Не разрешите ли Вы занять небольшой уголок в фойе Вашего театра для эскизов «Маскарада»?" (Музей МХАТ, архив КС).

2 Письмо к Ю. М. Юрьеву почти дословно совпадает с текстом письма к А. Я. Головину и потому не включено в настоящее издание (машинописная копия — в Музее МХАТ, архив КС). Ю. М. Юрьев поддерживал просьбу А. Я. Головина в связи с предстоявшими гастролями Государственного академического театра драмы в Москве (спектакль «Маскарад»).

 

95*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Дата устанавливается по связи с письмом Жемье к Станиславскому от 8 апреля 1926 г. (архив КС).

Жемье Фирмен (1869--1933) — выдающийся французский актер и режиссер, один из прогрессивных деятелей французского театра. В 1922--1930 гг. возглавлял театр Одеон. После первой мировой войны Жемье выступил с идеей создания Всемирного театрального общества. Во время своего пребывания в Москве в 1928 г. встречался со Станиславским.

1 8 апреля 1926 г. Жемье писал Станиславскому: «Посылаю Вам экземпляры первого номера „Cahiers du Thêâtre“, органа Международного театрального общества, которое имеет целью создание интернационала всех искусств и ремесел театра». Вспоминая, что Станиславский, находясь в Париже, сочувственно отнесся к идее Международного союза работников сцены, Жемье просил его написать статью об этом для журнала «Cahiers du Thêâtre».

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник не обнаружен.

Главный машинист сцены МХАТ И. И. Титов (1876--1941) работал с К. С. Станиславским еще в Обществе искусства и литературы. В Художественном театре И. И. Титов работал с его основания до конца своей жизни. В 1933 г. ему было присвоено звание Героя Труда, в 1937 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. (См. статью Г. Заявлина «Иван Иванович Титов», «Ежегодник МХТ» за 1951 — 1952 гг., М.--Л., «Искусство», 1956.)

 

1 Ответ на письмо от 25 мая 1926 г., в котором А. Я. Головин сообщал К. С. Станиславскому в связи с постановкой комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»: «Я высылаю Вам несколько костюмов и не знаю, подойдут ли они Вам и так ли я Вас понял; я все-таки ввожу испанский элемент, чуть-чуть на французский лад».

2 Имеется в виду согласие К. С. Станиславского ставить в Ленинграде, в Театре оперы и балета, оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

«И. В. Экскузович мне сообщил, — писал А. Я. Головин, — великую и истинную радость, что Вы согласились поставить у нас „Онегина“. Как бы это было великолепно… Я бы, окончив „Фигаро“, принялся за „Онегина“, которого во всю мою службу не пришлось написать» (Музей МХАТ, архив КС).

В июне 1926 г. К. С. Станиславский телеграммой на имя И. В. Экскузовича (в то время — управляющего ленинградскими академическими театрами) отказался от предложения ставить «Евгения Онегина» в Ленинграде: «Мне стоит большого труда уклониться от работы ставить любимую оперу с большим любимым художником, но, боясь внести беспорядок в ваши планы, считаю себя обязанным отказаться от предложенного интересного дела» (Музей МХАТ, архив КС).

3 Следующей работой А. Я. Головина в Художественном театре был спектакль 1930 г. «Отелло» (план постановки К. С. Станиславского, режиссер И. Я. Судаков).

Начатая А. Я. Головиным работа над оперой Д. Россини «Севильский цирюльник» в Оперном театре имени К. С. Станиславского не была завершена: в это время А. Я. Головин тяжело болел и вскоре умер.

 

98*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

«Елизавета Петровна» (пьеса Д. Смолина) — спектакль Второй студии, перенесенный на Малую сцену МХАТ. Режиссеры В. Л. Мчеделов и Л. В. Баратов. Первое представление состоялось 29 марта 1925 г. В этом спектакле, несмотря на недостатки пьесы, ярко проявились сценические дарования молодых актеров В. С. Соколовой (Елизавета Петровна), Н. П. Хмелева (Ушаков), В. Я. Станицына (Разумовский), M. H. Кедрова (Меншиков), М. М. Яншина (пономарь), А. М. Комиссарова (Петр II), М. И. Пузыревой, Е. К. Елиной (Анна Иоанновна) и других.

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Письмо адресовано труппе и всем работникам театра в связи с окончанием сезона 1925/26 г.

1 В Пушкино (под Москвой) начиная с 14 июня 1898 г. ученики К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко с энтузиазмом готовились к открытию своего театра (см. Собр. соч., т. 1, стр. 186--210).

Еще в 1919 г. Станиславский призывал коллектив МХТ возродить творческую атмосферу, царившую когда-то в Пушкино и потом еще не раз одухотворявшую работу театра. «Мы должны пережить как бы вторую молодость, пережить „Пушкино“, воскресить его утраченную дисциплину… — говорил он. — Пусть все вспомнят времена постановки „Юлия Цезаря“, когда весь театр обратился в „муравейник“ и каждый вложил в дело инициативу и свой труд» (из выступления на собрании труппы в 1919 г. Архив КС).

2 Имеются в виду резкие и часто несправедливые по отношению к МХАТ выступления представителей так называемого «левого фронта» искусства в печати и на различных диспутах о театре.

3 В сезон 1925/26 г. Художественным театром были подготовлены следующие спектакли: «Пугачевщина» К. А. Тренева (режиссеры Вл. И. Немирович-Данченко, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов); «Горячее сердце» А. Н. Островского (режиссеры К. С. Станиславский, M. M. Тарханов, И. Я. Судаков); «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля (художественный руководитель К. С. Станиславский, режиссер H. H. Литовцева); «Продавцы славы» П. Нивуа и М. Паньоля (художественный руководитель К. С. Станиславский, режиссеры В. В. Лужский, H. M. Горчаков).

К «законченным постановкам» Станиславский относит также показанную 23 июня 1926 г. на генеральной репетиции пьесу М. А. Булгакова «Дни Турбиных» (премьера 5 октября 1926 г.; художественный руководитель К. С. Станиславский, режиссер И. Я. Судаков, художник Н. П. Ульянов) и, очевидно, «Прометея» Эсхила. Этот спектакль готовился почти два года (с 19 марта 1925 г. по 18 января 1927 г. состоялось 249 репетиций), но, несмотря на огромную работу актеров во главе с В. И. Качаловым, а также режиссера В. С. Смышляева, постановка осталась незавершенной. Преимущественный интерес режиссера к внешней форме спектакля в конце концов пришел в полное противоречие с основами творческого метода МХАТ.

«Актерски заготовленные» спектакли — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше и «Соломенная шляпка» Лабиша (работа не была доведена до конца).

 

100*

Печатается по машинописной копии на русском языке, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Там же находится и французская копия.

1 Имеются в виду выступления Художественного театра в Париже в 1922 и 1923 гг. в театре Общества, которое возглавлял Эберто (Театр Елисейских полей).

2 В письме от 5 мая 1926 г. Эберто сообщал Станиславскому о возобновлении деятельности Общества.

 

101*

Письма к Р. К. Таманцовой печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).

Письмо No 101, как и ряд следующих писем к другим лицам, написано в дачном месте Дарьино под Москвой, близ станции Жаворонки, Белорусской ж. д., где К. С. Станиславский проводил свой летний отдых в 1926 г.

Таманцова Рипсимэ Карповна (1889--1958) — с 1919 г. заведовала репертуарной конторой МХАТ; с 1924 г. — секретарь дирекции театра и личный секретарь К. С. Станиславского; с 1940 г. была помощником режиссера в МХАТ.

1 Речь идет, очевидно, о выдаче драматургу М. А. Булгакову аванса по пьесе «Дни Турбиных».

2 Дмитрий Иванович — Юстинов, заведующий финансовой частью МХАТ до 1928 г.

3«Хижина дяди Тома» — инсценировка В. Г. Лидина («Невольники») по роману американской писательницы Г. Бичер-Стоу. Пьеса не была поставлена в Художественном театре.

4… эта постановка была бы уже готова вместо водевилей.-- В сезон 1925/26 г. в театре готовился спектакль, который должен был состоять из четырех водевилей «эпохи Великой французской революции»: «Ты и тебя», «Король Георг сошел с ума», «Падение Парижа» и «Демократ поневоле» (режиссеры Н. Н. Литовцева, Н. М. Горчаков и К. И. Котлубай). Постановка не была завершена.

5 «Посылаю пьесу (перевод Н. В. Петрова), скажите ему, что, по-моему, пьеса хорошая, но не вижу надобности ставить такую пьесу у нас в театре. Если играть водевиль, то основанный не на адюльтере, а [на] гротеске нравов, или веселую белиберду — в духе „Соломенной шляпки“ (из письма к Ф. Н. Михальскому).

6 С 1926 г. В. А. Симов после длительного перерыва вновь был привлечен к работе в МХАТ. Вместе с Д. Н. Кардовским он оформлял спектакль „Николай I и декабристы“, с А. В. Щусевым — спектакль „Сестры Жерар“, был художником спектакля „Бронепоезд 14-69“. Станиславский считал его высококвалифицированным консультантом и руководителем художественно-постановочной части МХАТ. Однако Д. И. Юстинов, недооценивая опыт и значение В. А. Симова в театре, постоянно старался свести его деятельность к монтировочным работам и приемке декораций. Это вызвало решительный протест Станиславского.

 

102*

Письма к Н. А. Семашко печатаются по подлинникам из его личного архива, хранящегося у М. С. Гольдиной.

Семашко Николай Александрович (1874--1949) — видный деятель Коммунистической партии и Советского государства, один из организаторов советского здравоохранения, первый народный комиссар здравоохранения РСФСР. В своей общественной деятельности Н. А. Семашко много внимания уделял театру, в частности МХАТ и Оперной студии имени К. С. Станиславского.

1 Станиславский имеет в виду решение СНК СССР о передаче Оперной студии театрального здания на Б. Дмитровке (ныне Пушкинская улица), д. 17 (»Дмитровский театр").

2 Подразумеваются частые обращения к Н. А. Семашко работников искусств, нуждавшихся в лечении.

3К. О., т. е. Комическая опера (Музыкальная студия им. Вл. И. Немировича-Данченко), вернулась из-за границы в 1926 г. без Вл. И. Немировича-Данченко, который оставался за границей до 1928 г. По возвращении в Москву Музыкальная студия через некоторое время возобновила свою работу в одном помещении с Оперной студией.

4Красный директор — директор-коммунист.

Г. С. Колосков был с 1925 по 1927 г. директором Большого театра. Судя по ряду писем, К. С. Станиславский всегда относился к нему и к его деятельности крайне отрицательно.

Лехт Фридрих Карлович (в подлиннике письма у Станиславского здесь описка: «Ф. К. Лер») — художник. Был начальником научно-художественных и музейных учреждений Главнауки. С 1926 по 1929 г. возглавлял объединенную дирекцию Оперной студии им. К. С. Станиславского и Музыкальной студии им. Вл. И. Немировича-Данченко.

 

Письма к Ф. Д. Остроградскому печатаются по подлинникам из его личного архива.

Остроградский Федор Дмитриевич — с 1924 по 1933 г. заместитель руководителя Оперной студии, позднее театра им. К. С. Станиславского по административной, финансовой и хозяйственной части; член Правления и Художественного совета Студии-театра им. К. С. Станиславского.

1Константин Федорович — Бухарин, сотрудник финансовой части студии.

2Владимир Сергеевич — Алексеев.

3Иван Николаевич — Соколов, дирижер Оперной студии, преподаватель Московской консерватории.

4Стольники из сотрудников З. С. Соколовой. — В Оперной студии им. К. С. Станиславского была группа учеников, которых З. С. Соколова обучала драматическому искусству. Станиславский наблюдал за их работой и организовал из них группу сотрудников, которые участвовали в спектаклях театра.

5 Режиссер Оперной студии им. К. С. Станиславского В. В. Тезавровский был режиссером-администратором спектакля «Царская невеста».

6 Предложение Станиславского было осуществлено. Во втором акте спектакля «Царская невеста» выходила группа монахинь.

7 Ф. Ф. Федоровский готовил контрольные макеты в красках для спектаклей «Царская невеста» и «Богема». Художником обоих спектаклей был В. А. Симов.

еще рефераты
Еще работы по иностранным языкам