Лекция: Одиннадцатый член Символа веры
363. Что такое «Воскресение мертвых»?
«Воскресение мертвых», которого мы ожидаем — это действие всемогущества Божия, через которое тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и станут духовны и бессмертны: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 44); «…тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).
364. Может ли тело воскреснуть?
Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет. Поскольку Бог в начале сотворил тело из земли, постольку Он в конце из земли восстановит рассыпавшееся. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого произрастает растение: «…то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор. 15, 36).
365. Все ли воскреснут?
Все умершие воскреснут, а грубые тела тех, кто во время общего Воскресения останется в живых, мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными: «…не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 51–52).
366. Когда будет Воскресение мертвых?
Воскресение мертвых совершится в конце этого видимого мира.
367. Чем кончится видимый мир?
Этот мир, в котором царствует смерть, окончится тем, что преобразится в мир без смерти: «…сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 21); «…по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3, 13).
368. Посредством чего мир должен преобразиться?
Мир преобразится посредством огня: «…нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3, 7).
369. В каком состоянии пребывают души умерших до Всеобщего Воскресения?
Души умерших праведников до Всеобщего Воскресения пребывают во свете, покое и предначинании Вечного блаженства, а души грешников — в противоположном тому состоянии.
370. В полном ли блаженстве пребывают души умерших праведников?
Души праведных не воспринимают полного блаженства, потому что полное воздаяние по делам предопределено получить человеку по воскресении его тела и последнего Суда Божия. Апостол Павел говорит: «…а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 8); и еще: «…всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, — доброе или худое» (2 Кор. 5, 10).
371. Откуда мы знаем, что души праведных пребывают в предначинании блаженства?
Души праведных пребывают в предначинании блаженства прежде последнего Суда согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16, 22).
372. В чем состоит предначинание блаженства?
Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это дает понять апостол Павел: «…имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1, 23).
373. В чем состоит надежда душ верующих, не успевших принести плоды покаяния?
Душам умерших с верой, но не успевших принести достойных плодов покаяния, для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память.