Лекция: Освоение Сибири

В XVII столетии русский народ совершил подвиг освоения Сибири. Это огромная территория (в полтора раза превосходящая по разме­ра Европу).Она и посей день поражает суровостью природы и в то же Время ее разнообразием. Само это слово по-разному трактуется исследователями. Некоторые выводят его из монгольского «Шибир» (лесная чаща), другие — из русского «север» и т. д. Ясно одно: распространения данного названия на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением за Урал.

Страна эта была заселена давно, но неравномерно. Самые отста­лые формы экономики и социальных отношений наблюдались у народов северо-восточной Азии: юкагиров, чукчей, ительменов. Наиболее. Многочисленными этническими группами Сибири были якуты, кото­рые жили по реке Лене, и буряты, заселявшие бассейн Ангары и берега Байкала. Эти племена занимались скотоводством и были знакомы земледелием. Бассейн Амура занимали оседлые народы (дауры, ульчи и др.), которым было хорошо известно земледелие.

Продвижение русских по Сибири осуществлялось двумя маршру­тами. Одно направление — северо-восточное вдоль оконечности мате­рика. В 1648 г. казак Семен Дежнев со своими соратниками открыл

 

144 История России с древнейших времен до наших дней

пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Другое направление вдоль южных границ Сибири. На этом направлении служилый человек Василий Поярков в 1645 г. вышел по Амуру в Охотское море. Первооткрывателем земель по Амуру стал устюжский торговый человек Ерофей Хабаров. К началу следующего столетия на северо-востоке Aзии необследованными оставались только внутренние районы Чукотки

Северные и восточные границы определялись береговой линией; сложнее было с юго-восточными границами, где пришлось столкнутся с Ценской империей. Мужественная борьба немногочисленном русского населения с маньчжурской агрессией (основателями Ценской династии и завоевателями Китая были маньчжуры) позволила заключить важнейший Нерчинский договор 1689 г., который в общих чертах установил границы в этом регионе.

По словам В. В. Покшишевского, «географический подвиг открытий непосредственно переходил в трудовой подвиг освоения». На начальной стадии колонизации русские переселенцы оседали на жительство, концентрируясь в построенных первопроходцами «городах» и «острогах» — немногочисленных и разбросанных на большом расстоянии друг от друга укрепленных селениях. Отношения с местными племенами были далеко не всегда мирными, но русское население никогда не применяло политики геноцида.

Города и остроги в Сибири выполняли одновременно несколько важнейших функций — военно-оборонительную, административную, налогово-финансовую, культовую, перевалочно-транспортную, торговую и т. д. Население, как и в древнерусский период, оседало прежде всего по берегам сибирских рек. Основным занятием его был рыбный промысел и добыча пушнины, которая в большом количестве вывозилась в Европейскую Россию. Торговля была также одним из самых ран них хозяйственных занятий русского населения. Со временем сибирский город, по наблюдениям Н. И. Никитина, «даже при решительной преобладании в нем военно-служилого элемента не терял облика торговое промышленного центра».

Делает первые шаги и сибирская добывающая промышленность, прежде всего соляной промысел. Русское население несло в Сибирь В столь присущие ему навыки земледельческого труда. В итоге упорно­го труда к концу столетия в Сибири сложилось пять аграрных районов, в которые вошла практически вся доступная для хлебопашества сибирская территория, причем если северная граница земледелия определи лась в основном природными факторами, то южная почти целиком за висела от политической обстановки. Самым развитым земледельческим районом являлся Верхотурско-Тобольский — главная житнице Сибири. В течение одного столетия практически бесхлебная Сибирь превратилась в край, обеспечивавший себя собственным хлебом.

В Сибири сразу же возобладали государственно-крепостнические формы. Здесь, в отличие от Европейской России, не получило разви­тия помещичье землевладение: вся территория от Урала до Тихого океа­на стала, как и черносошное Поморье, «государевой вотчиной». Си-

 

 

Россия в XVII в. 145

 

сибирский крестьянин был прикреплен не к земле, а к тяглу. Он мог создать своё тягло другим лицам, поменять местожительство и даже статус. основной для барщинной эксплуатации крестьянства была так называемая десятинная пашня. Если объем барщины постепенно снижался, другие повинности регулярно росли. Холопов за Уралом было мало.

Служилые люди по прибору были весьма загружены и ратными делами, и административными поручениями. При этом сибирские стрельцы кашки широко использовались как рабочая сила. Все слои сибирского населения весьма страдали от притеснения воевод. Интересами Им государственно-крепостнического строя определялись и отношения государства с местными народами. Как отметил А. А. Преображенский: цивилизованные" западноевропейские державы того времени уже во всю вели истребительные войны, очищая от «дикарей» целые конине ты. А «варварски-азиатский» российский царизм в отсталой стране к присоединенным народам старался не применять насильственных ме­тодов.

Это объясняется не только русским национальным характером, но тем, что Российское государство больше всего было заинтересовано в выкачивании средств из местного населения, рассматривая сибирских аборигенов прежде всего как поставщиков пушнины. Вот почему основной формой эксплуатации местного населения был сбор ясака, Во многом напоминающего древнерусскую дань.

еще рефераты
Еще работы по истории