Лекция: Песня землепашца

Я слышал, что люди на этой земле горько жаловались, как им трудно обрабатывать землю. Хорошие годы доброго урожая минули – люди забыли, что такое шутки, и больше не поют песен. Теперь мы должны только работать, нам не осталось ничего другого: я не могу больше жить, собирая колосья после жатвы; но еще горше, когда приходится просить милостыню, ибо каждый четвертый пенни должен идти королю.

Так, мы жалуемся королю, но получаем холодный ответ, и, надеясь поправить свои дела, все время теряем больше и больше; тот, кто имеет какое-либо добро, не надеется его сохранить, но всякий раз мы в конце концов теряем самое дорогое.

Тяжело терять, когда мало, что есть, а у нас много нахлебников, ожидающих нашего добра; луговой сторож норовит причинить нам ущерб, чтобы получить мзду; бейлиф постоянно приносит нам вред, считая, что поступает хорошо; лесной сторож занят тем, что сторожит нас, следя за нами из-за деревьев. У нас не может быть ни достатка, ни покоя.

Так они грабят бедняка, который для них ничего не значит: он должен гибнуть в поту и в труде.

Он должен изнывать, хотя он принял присягу, и у него нет даже шапки, чтобы прикрыть голову. Так произвол шествует по стране, право нарушается и вся рыцарская спесь опирается на труд бедняка.

Так они грабят бедняка и полностью обчищают его [карманы]; богатые лорды делают это без всякого права, так что их земли и их люди находятся в убожестве – настолько большой ущерб наносят им бейлифы своими вымогательствами, [из-за этого] терпят унижение многие монахи, бароны и крестьяне, клирики и рыцари. Так произвол шагает по стране, наводя на всех ужас, выкармливая обман и заставляя всех склоняться перед его могуществом.

А тот, кто заставляет нищих бродить с посохом и сумой, остается безнаказанным и неумолимым. Так, нас выгоняют из хороших домов в углы; и те, кто прежде носил хорошее платье, теперь одеты в лохмотья.

А потом является бедль с насмешливыми словами: «Приготовь мне серебро для оплаты штрафа – ведь твое имя занесено в мои документы, и ты отлично это знаешь».

А я уже более чем десять раз уплатил свои поборы! И все же я должен отнести ему жареных кур, а в рыбный день – миногу и лосося.

И вот я должен на выбор или выставлять поручителей, или продать мой хлеб, когда он еще на корню. И для тех, кто получит все мое добро, я все же останусь грязным грубияном и буду вынужден, таким образом, истратить все, что я собирал целый год.

Я вынужден отдать то, что я накопил раньше, и позаботиться об этом до того, как придут судебные приставы. Ведь господин бедль является, как дикий кабан: он кричит, что он опустошит мое жилище; чтобы его умилостивить, я должен дать ему марку или еще больше, хотя я продал свою кобылу в установленный [обычаем] день. Так под видом штрафа они притесняют нас, охотясь за нами, как собаки охотятся за зайцами.

Они преследуют нас, как собаки преследуют зайцев на холме. С тех пор как работаю на земле, я постоянно терпел такие обиды. Бедли никогда не призывались к ответу: ведь они умеют избегать этого, мы же всегда попадаемся.

Так я с холодом в сердце несу все эти заботы, с тех пор как веду хозяйство и владею своей хижиной. Чтобы уплатить налог королю я продал зерно, предназначенное для посева, и теперь моя земля пустует и привыкает к отдыху. С тех пор как они увели из моего хлева мой лучший скот, я готов плакать, думая о своей судьбе, — так рождаются нищие, и наша рожь гниет на корню. Наша рожь гниет на корню из-за плохой погоды. По свету бродит отчаяние и горе; насколько лучше сразу погибнуть, чем так трудиться.

еще рефераты
Еще работы по истории