Лекция: ПОВЕСТКА

 

Когда он очнулся на этот раз, Радамант был рядом с ним, а потому комната выглядела иначе, она была прилично обставлена и отделана. Обстановка напоминала швейцарскую горную хижину, может быть, охотничий домик. На полу из широких досок лежали медвежьи шкуры, в камине пылал огонь, на каминной полочке красовались наградные кубки. Напротив окна располагалась стойка с мушкетами. Теперь шкаф был сделан из полированного дуба с вырезанными на нем геральдическими символами. Из французских окон ромбовидной формы с хрустальными стеклами открывался тот же вид, однако несколько симпатичнее.

Рядом стоял Радамант, теперь он был лакеем. Он с поклоном протянул Фаэтону брюки, сорочку и пиджак. Фаэтон сбросил шелковые простыни и вылез из кровати с пологом.

Его тело не выглядело на этот раз уродливым и толстокожим, Фаэтон был таким же, как в виртуальности. Когда он подошел к шкафу, лакей услужливо распахнул для него дверцы, причем произносить команды вслух ему не пришлось.

Внутри по-прежнему находились его золотые доспехи.

— Я хочу видеть вещи в их настоящем виде, — высказал он свое желание.

Тотчас изящный домик превратился в уродливый блеклый кубик. Ощущения притупились, кожа стала толстой и грубой, как дешевый пластик. Только доспехи не изменились. В отличие от всего остального, они стали даже лучше.

— Радамант, можешь выяснить, как эти доспехи открываются?

На поверхности доспехов, словно ручейки, появились вертикальные полосы, доспехи раздвинулись вдоль этих полос. Шлем сложился. Доспехи снова выглядели так, какими он их видел в первый раз: черными с золотыми боковыми пластинами, золотыми украшениями на воротнике, на плечах и на бедрах.

— Раз уж я должен предстать перед Высоким судом Курии, позволь мне явиться во всем блеске, чтобы изумить мир! Не хочу исчезнуть незамеченным.

Вразрез принятым правилам Серебристо-серой школы ответ Радаманта прозвучал непосредственно в голове Фаэтона.

— Извините, сэр, если я недостаточно понятно объяснил вам ситуацию. Вас вызывают не в Высокий суд. Вы должны явиться в суд по делам о завещаниях и наследствах. Я полагаю, они соберутся, чтобы передать вам наследство, а не для каких-либо действий по отношению к вам.

Фаэтон надел доспехи на плечи. Черная ткань распалась на летучие нити, которые обхватили его тело, обернули ноги и руки. Золотые адамантиновые пластины встали на свои места. Черная субстанция буквально срослась с его кожей. Он снова ощутил чувство полного благополучия. Наномашины доспехов проникали в его плоть, насыщая клетки организма куда эффективнее естественных механизмов, которые обычно переносят по телу питательные вещества и жидкости.

Он немного постоял, наслаждаясь чувством все возрастающей жизненной энергии, которую доспехи распространяли по его нервам и мышцам. Только через несколько минут до него дошел смысл слов Радаманта.

— Наследство? Суд собирается вручить мне наследство? Что за ерунда? Я всегда считал, что Курия вмешивается только в дела, связанные с повторными насильственными действиями, с нарушением контрактов либо невыполнением взятых обязательств. Судьи Триумвира не вручают наследство.

— Это наследство по завещанию, молодой хозяин. Судьи имеют право решать вопросы о спорном наследстве умерших.

— Я всегда считал, что эту обязанность выполняют либо археологи, либо попечители музеев. Какое это может иметь отношение ко мне? А впрочем, какая разница! Мне не терпится покончить с этим делом. Мы можем отправиться прямо сейчас?

Одна из стен убогой комнаты была сделана из так называемой псевдоматерии. Этот материал нельзя было назвать ни веществом, ни энергией в том смысле, в каком их понимали древние. Это была третья форма, третье проявление пространства-времени. Вибрация илемских суперструн в устойчивых геоматериях (так называемых октавах) порождала кванты вещества-энергии, а неустойчивые пульсации образовывали виртуальные частицы. Неестественная, но идеально самосогласованная (и не порожденная вселенной в течение первых трех секунд после Большого взрыва) топология представляла собой полустабильную волну (так называемый тритон). Псевдоматерия, созданная из этих тритоновых полуквантов, могла имитировать форму и объем лишь в присутствии стабилизирующего энергетического поля. Как только энергетическое поле отключалось, псевдоматерия теряла точность локализации, а с нею и вещественность до нового восстановления поля.

Стена вздулась, словно мыльный пузырь, когда Фаэтон проходил сквозь нее, а пропустив его, вновь приняла прежнюю форму. Некоторые школы по эстетическим и метафизическим соображениям не одобряли использования псевдоматерии, и сейчас он, наверное, согласился бы с ними, ведь было бы намного легче жить, если то, что выглядит твердым, было твердым на самом деле.

Пройдя сквозь стену, Фаэтон оказался у ряда окон, глядящих в большой круглый тоннель, по форме больше всего напоминавший трубу. Он тянулся вверх насколько хватало глаз, а под ногами, как колодец, уходил вниз, и казалось, что у этого колодца вовсе нет дна. Переплетавшиеся на вертикальных стенах рельсы и генераторы полей, гасящих трение, были похожи на тигровую шкуру. Все это вместе больше напоминало живой организм, а не механическое сооружение. Фрактальная, органическая спиралевидная архитектура постройки ничем не напоминала Эвклидову линейную геометрию.

Из глубины тоннеля стремительно вылетела машина, передвигаясь с помощью конечностей, похожих на лапы то ли паука, то ли краба, и остановилась перед окнами. Внутри трубы был выкачан воздух, и потому здесь царила непроницаемая тишина. Протуберанец, вырвавшийся из внутренностей машины, потянулся к окнам, раскрываясь, словно рот. Дверей не было, субстанция окна сжалась и раскрылась, словно бутон, сливаясь с протуберанцем. Теперь перед Фаэтоном открылся короткий извилистый, чем-то напоминавший пищевод коридор, ведущий внутрь вагона. Здесь не было ни стен, ни пола, ни потолка. Яркая обшивка из мягкого материала покрывала все пространство, не имевшее ни твердых форм, ни острых краев. Материал, обладавший способностью мимикрировать, обеспечивал удобство существам самой разнообразной формы. Неподалеку, шагах в десяти от Фаэтона, в неглубокой воронке, мучительно напоминавшей желудок, плескалась живая вода.

— Где мы? — не скрывая отвращения, спросил Фаэтон.

— Это место не подчиняется Консенсусной эстетике.

— Я заметил!

— Его создавала одна из Антиэстетических школ, нео-морфисты, принадлежащие к движению «Никогда не будем первыми». Они самые ярые противники традиционных социальных и художественных форм…

— Да, я их знаю, — раздраженно остановил его Фаэтон. — Я не все забыл.

«Никогда не будем первыми» набирались из второго поколения, родившегося после изобретения бессмертия. Они отвергают все, что так нравится старшему поколению. Основная идея этого движения, кажется, заключается в том, что богатства и власть, принадлежащие старшему поколению (и надо сказать, они их заслужили), должны быть отобраны у них по не очень понятным причинам и переданы молодым (а они, кстати, еще ничего не заслужили). Возможно, до изобретения бессмертия законы и институты были иными, но сейчас подобные идеи казались весьма и весьма спорными.

— Гелий называет их какофилами, то есть любителями всего дурного, — сказал Фаэтон. — Я всегда спорил с ним, думал, что в них есть что-то обнадеживающее, футуристическое, отчаянное, но теперь мне кажется, что Гелий прав. Вода в этом бассейне очень неприятного цвета. В воде есть галлюциногены?

— Только успокоительное, чтобы снизить воздействие перегрузок на организм, хозяин, и еще веселящие химические вещества, чтобы поездка прошла приятно.

— Действительно? А сколько времени она займет?

— Отсюда до геосинхронной орбиты? Триста секунд.

— Думаю, я в состоянии пережить скуку одиночества в течение пяти минут и не впасть в отчаяние. Спасибо. Мне кажется, я прекрасно обошелся бы без этих любителей дурных манер и без этого лифта.

Внутри костюма он обнаружил мыслительное пространство. Ощущения поступали от костюма прямо в мозг, память обогатилась новыми мыслительными способностями и возможностями, а двигательные нервы — регуляторами. В его доспехах было встроено множество контрольных интерфейсов, серворазумов и операционных иерархий. Создавалось впечатление, что все они не соединялись в цепи или каналы, и пока он не мог понять, какими именно машинами или системами должны управлять эти доспехи, но сложность их была просто невероятной. Используя доспехи, Фаэтон мог управлять контрольными интерфейсами и заставить работать локальное мыслительное пространство. В считанные секунды он вычислил поток энергии в трубе, создал соответствующие анкерные поля и генераторы под оболочкой костюма, установил зону магнитного поля вокруг себя и направил энергию вверх по оси трубы со скоростью, в несколько раз превышающей скорость звука. Аварийная программа, не давая воздуху вырваться в вакуум трубы, раскрыла вздувшееся от этого окно, которое тут же захлопнулось. Фаэтон взмыл вверх. Черная внутренняя обшивка доспехов проникала в его плоть, делая его тело, нервы и кости твердыми, как дуб. Он с легкостью переносил девятикратное ускорение. Внутренний монитор костюма сообщил ему, что, если бы он потратил больше времени на завершение регулировки натяжения в клетках и мембранах своего организма, он смог бы выдержать все девяносто.

— Радамант, я представляю опасность для окружающих?

— Если бы это было опасно, я предупредил бы вас, молодой хозяин.

Невидимая сила подхватила Фаэтона и понесла вверх. Он оказался в невесомости в обширном пространстве сферической формы, примерно миля в ширину. По стенам теснились доки и закрытые решетками проходы к межпланетным космическим кораблям, а также к поселениям города-кольца. Фаэтон переключил фильтр ощущений на подтекстовый режим и сразу же увидел карты и диаграммы, пояснявшие работу механизмов и энергоустановок вокруг него, а также показывавшие его местоположение.

Теперь он видел работу механизмов и трубопроводы, проходившие между ними. Он заглянул в среднюю виртуальность, чтобы узнать смысл производившейся работы, и обнаружил, что в связи с его появлением в сверхкостюме софотеки приняли необходимые меры безопасности. Были подсчитаны возможные издержки по страхованию, которые были бы вычтены со счета Фаэтона, если бы произошел несчастный случай, там же указывалось, что, поскольку Фаэтон — банкрот, все денежные вычеты, наряду с расходами, проистекавшими из сложившейся ситуации, будут сделаны со счета Гелия.

Фаэтон повернулся к Радаманту, который теперь, когда Фаэтон снова включил фильтр, принял материальный облик. На этот раз он был пингвином, одетым в доспехи из адамантина. Его шлем выглядел почти так же, как выполненный в древнегреческом стиле шлем Фаэтона, только лицевая пластина, закрывавшая клюв, больше выступала вперед.

— Радамант! Что это такое?!

Вытянув шею, пингвин принялся себя разглядывать. Он задумчиво осмотрел свое круглое тело, обтянутое золотом, даже поднял крылья и заглянул под мышки.

— Что-то не так, хозяин? Протокол Серебристо-серой требует, чтобы я принял вид, не нарушающий атмосферу места действия.

— Ты все перепутал! Ну разве может быть пингвин в космическом скафандре!

— Видите ли, пингвин не мог бы висеть в вакууме здесь с вами без специального костюма. Это нереалистично.

— По-моему, ты несерьезно воспринимаешь мои неприятности.

— Когда имеешь дело с людьми, сэр, чувство юмора очень полезно.

— Судя по всему, оно так же полезно, когда имеешь дело с софотеками. Все, что я делаю и куда иду, всегда известно Гелию, ты и твои собратья постоянно информируют его об этом. Или это тоже шутка?

— Просто он имеет право знать о том, что его касается, например, на что вы тратите его деньги.

— И даже несмотря на то, что моя амнезия вычеркнула из памяти тот факт, что это его деньги, а не мои? Так ведь?

— Возможно, это не совсем справедливо, но вы сами согласились на эти условия.

— И судя по всему, я забыл, что согласился. Все утверждают, что мы живем в золотом веке. Не кажется ли тебе, что он мог бы быть более справедливым?

— Что вы хотели бы предложить, молодой хозяин?

Фаэтон поболтал ногами и повернулся к переходному люку. Его костюм изменился: вдоль спины и ног выросла целая микроскопическая система маленьких пушек, из которых с огромной скоростью, близкой к световой, вылетали почти ничего не весившие частицы, вылетая же, они увеличивали массу до такой степени, что двигали вперед тело Фаэтона. Тонкие рубиново-красные параллельные лучи света с шипением вырывались из доспехов у него за спиной.

Впереди появился первый сегмент города-кольца. В отличие от ангара с космическими кораблями этот сегмент вращался вокруг своей оси — таким образом создавалась гравитация. Двигаясь вдоль оси, Фаэтон понял, что цилиндр имел традиционную форму, а впереди и внизу были видны зеленые леса и голубые озера.

— Возможно, нет необходимости соблюдать обязательства, если я их не помню.

— Однако в таком случае у всех появится соблазн избегать своих обязательств, просто-напросто стирая их из памяти. Если бы вы хотели включить подобный пункт в подписанный вами контракт, вероятно, именно так вы бы и поступили.

— По всей видимости, вторая сторона, подписавшая контракт, уж не знаю, кто это был, не согласилась на это.

— Благоразумное предположение.

За первым цилиндром следовало еще несколько: три первых были жидкокристаллическими, их заполняли какие-то странные формы и извилистые линии, за ними был цилиндр, стены которого покрывал океан оловянно-голубого цвета, а под толщей воды светились окна настоящим земным светом. За следующим переходником находился цилиндр, вращавшийся с меньшей скоростью, а стены его покрывали ржаво-красные каньоны, сухие снега и льды Марса.

— И все же мне хотелось бы знать, — произнес Фаэтон, — почему мне пришлось подписывать такое идиотское соглашение?

— Вы можете присоединиться к Ортомнемосистам, чья школа предписывает им изменение памяти только с целью омоложения. Вы также можете стать одним из примитивистов, они вообще против всякого вмешательства в память.

— Ты же прекрасно понимаешь, о чем я говорю. Софотеки значительно сообразительнее нас. Почему ты позволил мне сделать такую глупость?

— Мы всегда отвечаем на любые вопросы, если наши ресурсы и параметры позволяют нам сделать это, и мы счастливы дать вам хороший совет, если вы нуждаетесь в совете.

— Это не ответ. И ты это знаешь.

— Вы что же думаете, если вы приняли решение, мы должны применять силу против вас? Не надо так думать, сэр. Вы сами принимаете решения, и ваша жизнь целиком в вашем распоряжении, вы можете ее портить или разрушать, если вам того хочется.

Следующий цилиндр наполняли переплетавшиеся кристаллические глыбы Тахиструктуралистов. Эта жизненная форма бестелесных людей, пожертвовавших биохимическими мозгами, пытаясь достичь сложности и скорости мысли софотеков, была вытеснена нептунцами, чьи холодные сверхпроводящие матрицы разума переносили мысль значительно быстрее. Этот цилиндр и эти несколько миль упрямых кристаллов были последними остатками некогда престижной школы Тахиструктуралистов.

— Это намек? Ты хочешь сказать, я разрушаю свою жизнь? Люди на празднике дважды сказали мне, прямо или обиняками, что я представляю опасность для Ойкумены. Кто остановил меня?

— Не я. Пока существует жизнь, существует и риск. Насколько риск оправдан, невозможно оценить объективно. В этих вопросах расходятся мнения даже самых разумных людей. Мы же, софотеки, и вовсе не станем вмешиваться в это.

Фаэтон пролетел еще два цилиндра, они были жаркими и пахучими, как атмосфера Венеры. Здесь жили рожденные в Аду существа с Плато Лакшми и Иштара. Фаэтон видел их серо-коричневые, напоминавшие ульи города, соединявшиеся дамбами из лавы либо дорожками, проделанными специальными машинами. Только по одной, может быть, по двум из этих пылающих дорог передвигались продолговатые фигуры. Эти адские формы тел стали непопулярны еще несколько веков тому назад, когда завершилось формирование твердой поверхности на Венере. Однако дети Ада, по каким-то лишь им ведомым причинам, предпочитали сохранять прежнюю форму тела, так хорошо им знакомую.

Он пролетел сквозь цилиндр, в котором рядами выстроились блеклые пирамиды, тротуары между ними были пустынны. Фаэтон не заметил ни малейших признаков жизни. Дальше следовал цилиндр, в котором там и тут можно было видеть группы детей, слишком крупных младенцев, каждую такую группу окружала теплая розовая плоть с сотнями сочащихся молоком сосков. И наконец Фаэтон пересек цилиндр очень холодный, в нем были целые зоны, погруженные в темноту, в которых копошились и пульсировали еще более темные тени. Фаэтон не знал ни школ, ни существ, наполнявших цилиндр.

Радамант продолжил:

— Мы не можем управлять вашей жизнью, потому что в противном случае мы завладеем вашими жизнями, а вы будете лишь опекунами или распорядителями. Как вы думаете, вы бы больше или меньше ценили вашу жизнь в таком случае? А если бы вы ценили свою жизнь меньше, разве не стали бы вы рисковать еще больше и не привело бы это к саморазрушению? С другой стороны, если человек свободно распоряжается своей жизнью, он может свободно экспериментировать, рискуя лишь тем, что принадлежит ему, пока не достигнет счастья.

Повсюду в этих цилиндрах мы можем видеть результаты неудачных экспериментов, загубленные жизни, людей, которые не могут покинуть единые системы умов, эти тупиковые формы существования.

Пока существует жизнь, будут и эксперименты, и прогресс, и невозможно избежать боли и неудач. Самое большее, что мы можем сделать, это дать людям максимум свободы, чтобы никому не приходилось расплачиваться за чужие ошибки. В таком случае боль поражения затронет лишь того, кто рисковал. Невозможно предугадать, какие именно жизненные пути ведут в тупик. Даже мы, софотеки, не сможем предсказать это.

— До чего же вы великодушны! Нам всегда будет предоставлено право совершать ошибки.

— Берегите эту свободу, молодой хозяин, она — основа всех остальных свобод.

— А как же частная жизнь? Гелий ведь один из них? Из тех, кому выгодна моя амнезия?

— Очень смелое предположение. Не думаю, что выдам чужой секрет, если скажу, что, скорее всего, именно Гелий прислал к вам Дафну.

— Что? Я думал, что ты — в смысле, эта твоя версия — знаешь не больше, чем знаю я.

— Совершенно верно, хозяин. Но я в состоянии делать выводы, основываясь на простой логике. Где была Дафна, когда вы уходили?

— В контейнере для виртуальных видений. Она собиралась поиграть в какую-то игру… Подожди минуту… Я полагал, она пробудет в симуляции несколько дней. Она ведь не новичок в играх.

— Она играла на приз?

— Вроде бы да.

— Она была на маскараде, значит, никто не знал, где она находится. Кто мог знать, как ее найти? Кто мог вмешаться в игру? Кто мог попросить ее сделать что-то, зная, что, по ее мнению, это «что-то» важнее игры? И еще… этот кто-то должен был знать, где находитесь вы…

— Мы ведь нищие с Дафной? В таком случае, если она участвует в игре, если я запускаю программу или просто отправляю сообщение, Гелий получает счет. Полагаю, он все знает о нас, ему стоит только просмотреть счета. И… О господи! Он даже знает, что сейчас я разговариваю с тобой.

— На эти беседы уходит компьютерное время. Гелий не знает, о чем мы разговариваем, но знает, сколько времени и умственных усилий я трачу.

— Он знает, куда мы сейчас отправились? Он знает, зачем я понадобился Курии?

— Я бы удивился, если бы он не был извещен.

Наконец Фаэтон добрался до главного цилиндра, раньше в нем располагался ангар звездолетов и верхняя площадка лифта. Он оказался меньше, чем ожидал Фаэтон, всего несколько миль вдоль оси. Стены его сверху донизу покрывали знаменитые сады Ао Нисибуса, которые тот создавал накануне Пятой ментальной структуры, тогда это место было выбрано в качестве одной из резиденций администрации Золотой Ойкумены.

Это были классические сады, решенные в изящной манере. Возле оси, в зоне минимальной гравитации, плавали шары воздушных лунных кустов и деревьев, почва находилась внутри них. Виноградники, лианы и плющ марсианского происхождения расположились подальше, посередине между осью и поверхностью цилиндра. А уже на самих стенах произрастала земная флора. Фруктовые деревья, посаженные рядами или прямоугольниками с соблюдением правил золотого сечения, были окружены колоннадами или решетками. От заросших лилиями прудов кругами расходились ярко цветущие растения, лучами разбегались дорожки. Некоторые исчезнувшие на Земле виды здесь можно было увидеть, ведь здесь был воссоздан «первозданный облик Земли», чем и славились эти сады.

В поисках здания суда Фаэтон заглянул в среднюю виртуальность. В его разум хлынули символы, описывавшие значение цветовой гаммы растений, деревьев и листьев, их формы и места в общем рисунке. Информации было невероятно много: архитектор использовал в композиции несколько уровней символизма, и каждая часть вплеталась в единое значение всего сада.

Вряд ли до изобретения софотехнологий мог существовать разум, способный увидеть и понять послание-символ каждой части, каждой группы, притом так, чтобы уловить, что все они вместе образовывают единую композицию, тоже имеющую скрытый смысл. Ао Нисибусу, дизайнеру этих садов, удалось сделать вид, будто у него как раз такой мозг, что тем более удивительно, что сам он не принадлежал к Цереброваскулярной нейроформе.

Сады и лужайки на противоположной стороне цилиндра сияли, как изумруды, в падающем сквозь длинные окна в стенах цилиндра свете, окна эти шли вдоль стен параллельно оси, и в них были видны звезды. Голубая Земля, огромная и ослепительная, как бы восходила по ходу вращения цилиндра. Через окна нижних ярусов пробивались косые лучи солнца, они создавали перемещавшиеся полосы зеленоватого света и зеленоватой тени на противоположной стороне. Фаэтон почувствовал скрытый ритм этого движения. Созерцание поглотило все его внимание.

Наверху памятник Основателю и ослепительный пруд образовывали знак масонской ложи. Розовые клумбы были обсажены лилиями, две дорожки с очанкой и рутой по бокам символизировали истину и раскаяние, они пересекались, и это тоже был символ — символ благородной жертвы. В месте их пересечения был сделан круглый пруд, и круг символизировал мир. В центре круга находился холмик, напоминавший могильный курган, он весь был усыпан незабудками. В этом также был заложен какой-то смысл. Послание? Предупреждение? Какое-то смутное воспоминание… о настоящей реальности, о Вселенной…

Из созерцательного транса Фаэтона вывела автоматическая программа безопасности, встроенная в фильтр. Он на секунду зажмурился и вспомнил, что ищет здание Суда. А вот и оно. На поляну вела дорожка, вдоль которой были посажены дубы и темные ясени, их количество тоже было магическим. С трех сторон дорожку окружали изгороди живого самшита, образующие сложный лабиринт. Посаженные кольцом оливы охраняли темный пруд с чистейшей водой. Значение, в них заложенное, было тем же, что и традиционная богиня с завязанными глазами, держащая в руках меч и весы.

Чуть наклонившись, Фаэтон стал спускаться и мягко приземлился на траву. Теперь, когда он был у самого пруда, он понял, что сквозь хрустальную воду можно увидеть дно. Пруд казался темным только потому, что под водой располагалась просторная неосвещенная комната.

Каменная глыба на берегу была, видимо, сделана из пара-вещества, потому что прямо из нее появился человек, одетый в серебристо-синий костюм-хамелеон. Сверху на костюм был надет короткий плащ, расшитый тесьмой, на голове у человека был голубой стальной шлем, а на руках белые перчатки. В руке он сжимал копье, возвышавшееся над перьями, украшавшими шлем. Фаэтон сразу узнал его.

— Аткинс! Рад снова вас видеть. Уверен, никто во всей Золотой Ойкумене не сможет носить ничего подобного, — Фаэтон посмотрел на его подтяжки и длинные носки, — и при этом не выглядеть смешным.

— Добрый день, сэр. — Его лицо было спокойно и бесстрастно как всегда. — Я — Аткинс Секондус, парциал.

— Свободный?

— Нет, мы считаемся одним лицом. Большего я не могу себе позволить на зарплату солдата, поэтому свою копию я послал выполнять другую работу. Тот, кого вы видите, бейлиф и старшина полиции Суда. Правила запрещают военным выполнять полицейские функции, поэтому мне пришлось создать отдельную личность, при этом все воспоминания о моей военной деятельности вырезаны.

Фаэтон посмотрел на него с интересом. У них было что-то общее.

— А вам не мешают провалы в памяти?

Аткинс даже не улыбнулся, но складки у кончиков губ выступили резче.

— Когда как, сэр. Военнослужащий должен принимать на веру, что командование знает, что делает, даже если это не так. Если с моим разумом сделали что-то, я уверен, на это была причина.

— А если не было?

Аткинс не пожал плечами, но позволил себе приподнять бровь.

— Правила устанавливаю не я. Я лишь делаю то, что положено делать. Кто-то ведь должен. Для гражданских, наверное, это непонятно.

Его хорошее настроение испарилось, и голос снова стал отрывистым и серьезным.

— А сейчас я вынужден просить вас отключить все оборудование вашего костюма. В Суде запрещено иметь оружие.

Фаэтону пришлось обратиться за помощью к Радаманту, чтобы тот разъяснил ему значение слова «оружие». Получив ответ, Фаэтон одновременно удивился и почувствовал отвращение.

— Наверное, вы шутите! Не думаете же вы, что я способен…

Аткинс посмотрел на Фаэтона задумчиво и равнодушно.

— Меня совершенно не касается, на что вы способны, сэр. Я лишь следую правилам.

Но Фаэтон заметил оценивающий профессиональный взгляд, который бросил на него Аткинс. Возможно, в нем была неприязнь. Не исключено, что Аткинс изучал вероятного противника. В любом случае взгляд был вызывающим.

Радамант клюнул Фаэтона в колено и шепнул:

— Тише-тише. Это старая традиция. Никто не ходит в Суд вооруженным.

— Ладно, я не стану спорить с традициями, — пробормотал Фаэтон. Он снял шлем и позволил Аткинсу вставить в черную ткань костюма прибор, отключавший оборудование. Мыслительные группы костюма гасли одна за другой, Аткинс выключил даже те, которые ничем не управляли, даже простейшие программы реагирования на рефлексы. Фаэтон подавил гордость, он не знал, можно ли к нему применять насилие.

Фаэтон что-то сделал в прошлом, и сам он не знал, что это было, тогда как Аткинс знал все. Фаэтон спросил его об этом. Аткинс пристально посмотрел на него.

— Сэр, я не уверен, что мне следует отвечать. Я при исполнении обязанностей. Бейлиф Курии не должен способствовать нарушению законного контракта, даже если контракт этот глупый. Почему бы вам не оставить это дело в покое?

 

КУРИЯ

 

 

Они вместе ступили на поверхность камня. Фаэтон погружался в него медленно — микроскопические, размером с молекулу, устройства, скрытые в паравеществе, проходили через доспехи и через тело в поисках спрятанного оружия. Суперметалл крисадамантин мешал проверке, поэтому устройства, осматривая внутренность костюма, проникали через ворот. Никакого неудобства Фаэтон не испытывал, но почувствовал себя униженным.

Наконец они оказались на ведущей вниз лестнице. Эстетический протокол, действовавший наверху, отличался от протокола, применявшегося здесь. Старомодный костюм Аткинса изменился. Скорее всего, он тоже был сделан из псевдоматерии, а не на основе нанотехнологий, так как в момент смены костюма окружающая температура не поднималась. Во время переодевания Фаэтон успел заметить, что под костюмом на Аткиясе был еще один костюм с множеством вертикальных карманов, в которых лежали запасные картриджи, реагирующие элементы, сборное нанооружие.

На поясе у него висели нож и катана. Фаэтон не мог не изумиться такому анахронизму. Как может человек настолько следовать традиции, чтобы иметь при себе острые металлические предметы, предназначенные для протыкания и разрезания людей?

Весь процесс переодевания занял не больше доли секунды. Теперь на Аткинсе было белоснежное пончо с жестким воротником, вместо копья он сжимал в руке дубинку, принадлежавшую иному периоду военной истории — Фаэтон не знал к какому. Он догадался, что белое пончо — одежда периода Объективной эстетики, относившегося к поздней Пятой эре, то есть много раньше эпохи Эстетического единства.

В те времена, когда еще не существовали софотехнологические программы преобразования, различия между нейроформами создавали трудности в переводе и понимании между нейроформами (Основной, Магической, Цереброваскулярной и Инвариантной). Невозможно было адекватно воспринимать искусство друг друга. И как следствие Объективная эстетика была геометрической, безликой, стилизованной, она больше напоминала об иконографии, нежели о живописи. Фаэтону она не нравилась.

Внизу, в вестибюле, кто-то стоял. Фаэтон не сразу узнал его в полумраке.

— Ганнис! Это вы или один из вас?

Человек повернулся. Да, на самом деле это был Ганнис, они работали вместе над юпитерианским проектом. Сейчас на нем был надет официальный костюм, а на голове — широкий головной убор, какие носили в Европе Пятой эры. Тяжелый полуцилиндрический плащ, похожий на надкрылья жука, свисал с широких наплечников. На них же крепились то ли кисточки, то ли усики с мыслительными коробками, листочками для заметок и интерфейсами — множество рук всегда было популярно в Европе.

— Рад вас видеть, Фаэтон!

Однако в его глазах Фаэтон увидел какую-то пустоту или напряженность. Он сразу понял, что тот пользуется программой, контролирующей выражение лица. Ганнис наверняка узнал доспехи Фаэтона.

Значит, Ганнис был одним из них.

Фаэтон подумал: «Боже мой! Есть ли в Золотой Ойкумене хоть один человек, кроме меня, кто не помнит, что я сделал?»

Из финансовых отчетов было видно, что он неоднократно бывал на Юпитере. От этой мысли Фаэтон сразу же успокоился, словно они с Ганнисом были старыми друзьями или деловыми партнерами.

В ту же минуту, как озарение, он ощутил уверенность: что бы ни сделал Фаэтон, Ганнис участвовал в этом деле или, по крайней мере, помогал ему.

— Вы тоже прибыли, чтобы предстать перед Курией? — вежливо спросил Фаэтон.

— Предстать? Не понимаю, что вы хотите сказать. Мой групповой разум представляет здесь интересы Гелия.

— Вы его адвокат?

С чего это Ганнис помогает Гелию? Фаэтон всегда считал, что эти двое соперничают между собой. Естественно, Синноэтическая школа с ее прямыми интерфейсами разумов-машин, с ее групповым массовым разумом, не могла принимать индивидуалистические традиции манориальных школ, к тому же они были конкурентами в борьбе за клиентов, за нишу в социальной экономике.

Ганнис непринужденно взмахнул рукой.

— Возможно. Сторазумные с Юпитера думают, что только судебная ошибка позволила дать ход вашему иску. Вы ведь нарушили подписанное вами соглашение относительно памяти, которое мы заключили на Лакшми. Теперь ни один пэр не желает обсуждать дела с человеком, которому нельзя доверять.

Лакшми находится на Венере. Интересно, что делал Фаэтон на Венере? Фаэтон предполагал, что согласие на амнезию он дал перед самым открытием праздников, в январе. Он посмотрел в календарь-программу. Венера в тот момент находилась в третьей фазе с Землей — замечательное положение для того, чтобы использовать ее гравитацию на участках между Землей, Марсом, Деметрой или Солнечной структурой. Меркурий в то время находился с другой стороны от Солнца, то есть в положении, неудобном для полетов. В примечании говорилось, что все полеты внутри системы были отменены в связи с солнечными бурями.

Именно в это время произошла катастрофа в Солнечной структуре.

Фаэтон внимательно смотрел на Ганниса. Ганнис был человеком недоверчивым, а недоверчивые люди зачастую относятся к гипотезам как к достоверным фактам. С ними можно блефовать.

— Значит ли это, что мне можно доверять меньше… меньше, чем остальным? — спросил Фаэтон, многозначительно кивнув. Он принял вид человека, хорошо знающего, что говорит.

— Вы имеете в виду, что Гелию нельзя доверить его собственное состояние? Или ваш иск к нему сильнее, чем его права?

Иск? Какой иск? У Фаэтона не было ни малейшего представления, что имел в виду Ганнис, но, разведя руками, он заговорщицки улыбнулся:

— По-моему, это очевидно. Можете делать соответствующие выводы.

Ганнис покраснел от злости. Явно его программа контроля выражения лица дала сбой. Или он нарочно показал свой гнев.

— Вы обвиняете Гелия в катастрофе на Солнце? Это просто черная неблагодарность, сэр, чернее черного. Особенно принимая во внимание ту жертву, которую он принес ради вас! Да вы просто скотина после этого, сэр! Чистейшей воды скотина! К тому же мой клиент не признает все, что произошло в Солнечной структуре! Его там даже не было!

— Не было? А я думал, ваш клиент — Гелий!

Ганнис весь как-то дернулся, словно получив удар в челюсть. И тут на какую-то долю секунды Фаэтон увидел на его лице понимание, после чего сразу же снова включилась программа контроля. Ганнис понял, что Фаэтон его дурачит, и произнес предельно вежливым тоном:

— Я уверен, что Курия сообщит вам все, что вы имеете право знать.

— Я знаю, что вы нарушили заключенное в Лакшми соглашение, а я нет.

Но Ганнис уже повернулся к Фаэтону спиной.

Аткинс наблюдал за происходившим, растягивая уголки губ, что должно было означать улыбку, а в холодных глазах светился интерес. Он кивнул Фаэтону и произнес:

— Ну что ж, джентльмены! Идем?

Взмахнув дубинкой, он распахнул перед ними высокую дверь вестибюля. Зал Курии выглядел довольно строго. Насколько понимал Фаэтон, он был отделан в спартанском стиле Объективной эстетики.

Простые серебряные колонны поддерживали черный купол. В центре купола находилась огромная хрустальная линза, а над ней располагался пруд. Таким образом, свет, проникавший сквозь толщу воды, не был ровным, по полу бегали блики и паутинки теней. Мозаичный узор на полу представлял правовую структуру Курии. На небольших иконках в центре были изображены факты, относящиеся к делу. Яркими линиями выделялись сами факты, а темными — особое мнение или дополнительные высказывания. В случае появления новой информации добавлялась еще одна иконка, и таким образом весь пол был покрыт концентрическими кругами иконок.

Во всем этом сквозила ирония, ведь мозаика утверждала незыблемость закона, а блики воды заставляли мозаику все время меняться и дрожать при малейшем ветерке.

Над полом, не касаясь его, беззвучно и неподвижно висели три массивных куба из черного материала.

Эти кубы символизировали судей. Кубическая форма означала твердость и неумолимость закона. Их положение над поверхностью пола — отрешенность судей от всего земного, они были выше эмоций. Каждый куб венчала толстая золотая спираль.

Золотые спирали на черных кубах означали жизнь, движение и энергию. Возможно, они еще означали живой интеллект Курии, а может быть, все это представляло жизнь и цивилизацию, опирающуюся на прочные законы. Если так, то и здесь архитектор позволил себе поиронизировать: сам закон в таком случае висел в воздухе и ни на что не опирался. Фаэтон вспомнил, что, в конце концов, Ао Нисибус был чародеем и принадлежал к Магической школе.

— Слушайте! Слушайте! — выкрикнул Аткинс, ударяя дубинкой об пол. — Всех, кто имеет отношение к делу по праву на собственность Гелия Изначального, рассматриваемому Высоким апелляционным судом Федерального Вселенского Содружества, прошу подойти! Порядок ведения определен, ваши светлости, пломбы установлены, ведется запись.

Ощущение необъяснимого давления, напряженности в атмосфере, странное чувство, будто тебя внимательно осматривают, подсказали Фаэтону, что в кубах появился разум Курии.

Когда-то в старые времена эти места занимали люди. Теперь скопированный в электрофотонную матрицу мозг не знал страстей и симпатий. Если бы судей обвинили в нечестности или предвзятости, можно было бы увидеть и изучить даже самые тайные их мысли. Движение «Никогда не будем первыми» требовало, чтобы судьи менялись каждые выборы, как и члены Парламента. Более традиционные школы возражали, утверждая, что закон может быть справедливым только в том случае, если благоразумные люди будут знать заранее, как осуществляется правосудие, поскольку только так они смогут понять, что законно, а что нет. Настоящий состав судей действовал уже 7400 лет, поэтому разум Курии был на самом деле легко предсказуем, как надвигающийся ледник, как неспешное движение планет.

Из центрального куба раздался голос:

— Заседание суда считается открытым. Мы должны отметить, что адвокат предполагаемого выгодоприобретателя предстал в виде пингвина в доспехах. Мы напоминаем адвокату о наказании, предусмотренном за неуважение к суду. Требуется ли адвокату перерыв или дополнительные каналы связи, чтобы предстать в более презентабельном виде?

— Нет, не требуется, ваша светлость.

Образ пингвина исчез, а на его месте появился большой зеленый конус, гораздо больше соответствующий эстетике помещения.

Фаэтон с сомнением посмотрел на конус.

— Да, теперь намного лучше… — пробормотал он.

— Тишина! — отозвался куб слева.

Фаэтон невольно выпрямил спину. Он никогда раньше не бывал в суде по статутному и общему праву, и он не знал никого, кто бывал, он видел подобное лишь в исторических постановках. Все возникающие споры разрешались либо Наставниками, которые легко находили компромисс, либо софотеками, решавшими любые проблемы еще до того, как они возникали. Должен ли Фаэтон воспринимать эту старомодную церемонию всерьез? Чем дальше, тем менее интересным становилось зрелище. Оно не сопровождалось даже музыкой или психостимуляторами.

Фаэтон посмотрел на Аткинса-бейлифа, тот стоял в свободной выжидательной позе, по-прежнему сжимая дубинку в руке. Скорее всего, Аткинс был единственным вооруженным человеком во всей Ойкумене. Сама идея суда, мысль, что человека можно заставить подчиняться законам цивилизации, угрожая ему насилием, казалась анахронизмом в этот просвещенный век. Однако Аткинс воспринимал происходящее абсолютно серьезно.

Возможно, все это и было серьезно. Очень серьезно. Будущее Фаэтона решалось сейчас, решалось за него и без его участия.

— Радамант! — шепнул Фаэтон. — Сделай что-нибудь.

Зеленый конус выступил вперед и произнес:

— Ваши светлости, у меня есть предварительное ходатайство.

— Мы готовы выслушать ваше ходатайство, адвокат, — ответил средний куб.

— Выгодоприобретатель…

— Предполагаемый выгодоприобретатель! — вмешался Ганнис.

— … считает, что он несколько не подготовлен к судебному разбирательству, поскольку ситуация является для него полнейшей неожиданностью. Однако он бы оказался в другом положении, если бы нарушил свое слово и вернул себе воспоминания, включенные в соглашение. Если бы Высокий суд потребовал предъявления доказательств, мой клиент мог бы воспользоваться своими воспоминаниями, чтобы подготовиться к суду. В таком случае он избежал бы гражданско-правовых санкций за нарушение условий контракта.

— И как бы он избежал наказания? — поинтересовался Ганнис. — Возвращая воспоминания, он нарушает контракт!

Зеленый конус возразил:

— Мой ученый коллега ошибается. Фаэтон нарушает контракт только в том случае, если откроет запретные воспоминания по собственной воле. Если же суд потребует открыть файлы его воспоминаний, преднамеренности с его стороны не будет.

Вмешался куб слева:

— Здесь не место для споров. Адвокаты должны обращаться к суду.

Ганнис повернулся к черным кубам.

— Ваши светлости, позвольте мне привести аргументы против ходатайства ответчика.

— Мы готовы выслушать ваши замечания, адвокат.

— На данном этапе разбирательства ходатайство не имеет оснований. Суду лишь необходимо определить личность ответчика, утверждающего, что он является Фаэтоном Праймом Радамантом. Даже не учитывая вышесказанное, жалоба ответчика на то, что у него не было времени подготовиться к суду, может быть удовлетворена предоставлением ответчику времени на подготовку. Естественно, что мой клиент не будет возражать против того, чтобы заседание было отложено, если суд посчитает это необходимым в целях объективности.

— Учитывая предысторию дела, — голосом, полным иронии, ответил куб справа, — суд не удивлен тому, что адвокат не возражает против откладывания дела. Тем не менее возражение принимается. Вопрос о памяти Фаэтона при определении его личности не является существенным. Ходатайство ответчика отклоняется.

Фаэтон прошептал:

— Что за чертовщина здесь происходит, Радамант? Кто здесь ответчик? Я? Что они собираются здесь решать?

Куб слева воскликнул:

— Призываю к порядку в здании суда! Что за перешептывания и шум? Требую соблюдения традиционных правил и порядков!

Зеленый конус слегка оживился.

— Но, ваши светлости, традиции как раз и нарушаются здесь. Традиция, как и закон, требует, чтобы действия ваших светлостей основывались на равенстве сторон в правах. Безусловно, мой клиент не может быть лишен важного средства защиты, поскольку потеря памяти ограничивает его и мои возможности по защите его интересов в полной мере! Я готов загрузить 66 505 прецедентов, касающихся обвиняемых, пострадавших от редактирования памяти, их прав и обязанностей перед законом.

Определенные сегменты мозаичного пола засветились, на них появились цепочки связанных с темой прецедентных случаев. Радамант продолжил:

— Во всех приведенных случаях суд предпринял меры, обеспечивающие непредвзятый подход к делам.

— Суд принимает ваши доводы. Суд сообщит, ответчику обо всех относящихся к делу подробностях, суд не освобождает ответчика от ответственности по дальнейшим и будущим искам о нарушении положений контракта. Определение любого суда, в котором может в будущем слушаться это дело, лежит вне нашей компетенции.

Ганнис нахмурился. Зеленый конус излучал самодовольство. Фаэтон отметил про себя, что все его движения и сейчас напоминали пингвина.

Фаэтон заговорил:

— Ваши светлости, поясните, как ваше решение будет действовать. Должен ли я задавать вам вопросы, либо воспоминания будут возвращены мне в отредактированной форме или как-то иначе?

— Представьте ваше ходатайство в приемлемой форме, и мы ответим, — ответил центральный куб.

Фаэтон толкнул конус носком ботинка.

— Быстро подскажи, что такое приемлемая форма.

Ганнис сделал шаг вперед и заговорил:

— Ваши светлости! У меня тоже есть предварительное ходатайство, которое я хочу представить суду. Я настаиваю, что представитель ответчика не имеет права выступать в суде в этом качестве. Правоведческий разум Радаманта является собственностью моего клиента, Гелия, который использует ту же базу данных в решении юридических вопросов. Возникает очевидное противоречие интересов. Радамант не может выступать одновременно за обе стороны.

Зеленый конус возразил:

— Ваши светлости, я построил «китайскую стену», блокирующую определенные секторы моего разума и моей памяти, чтобы избежать нарушения профессиональной этики…

Однако Ганнис не сдавался:

— Я продолжаю настаивать на своих словах. Радамант и сам является обстоятельством дела, будучи ценным недвижимым имуществом. Если мы считаем, что Фаэтон может стать наследником (а все мы знаем, как он намерен употребить деньги, если выиграет дело, и что он не намерен надолго оставаться здесь), я считаю, что мой клиент имеет условное выжидательное право собственности на поместье, тогда как ответчик должен быть лишен права использовать Радамант по доктрине порчи имущества!

Фаэтон нетерпеливо возразил:

— Ваши светлости! Не могли бы мы говорить на понятном мне языке?

— К порядку. За неуважение к суду может быть наложено любое наказание, признанное соответствующим случаю, поскольку все они не являются жестокими либо редко используемыми.

— Но я не понимаю, что происходит!

— В обязанности суда не входит просвещение ответчиков. Радамант, есть ли у вас возражения, по которым мы не можем принять ходатайство истца? Если нет, мы удовлетворим возражение. Бейлиф отключает Радаманта.

И Радамант пропал. Фаэтон остался один на потемневшем полу зала.

Ганнис улыбался с нескрываемым самодовольством.

 

 

Фаэтон был совсем один, как тогда в маленькой комнатке, где он нашел свои доспехи. Фильтры ощущений не действовали, и он больше не мог пользоваться вспомогательными средствами или расширителями памяти. Теоретически протоколы Серебристо-серой не позволяли использовать программы эмоционального контроля, Фаэтон применял тубулярные и парасимпатические регуляторы. Теперь же, когда он лишился поддержки Радаманта, он чувствовал себя словно пьяный. Душу переполняли отчаяние и безнадежность, и отключить их автоматически он не мог.

Фаэтон глубоко вздохнул, пытаясь вернуть себе спокойствие. В старые времена люди умели контролировать свои чувства без вмешательства кибернетики, органическим, естественным путем. Раз они могли это делать, то он тоже сможет!

— Теперь суд переходит к освидетельствованию, — произнес средний куб. — Желает ли ответчик дополнить или изменить свои предыдущие заявления суду?

— Вы говорите это мне? — спросил Фаэтон, стараясь не выдать голосом свой гнев. — Если вы хотите что-то спросить у меня, вам следует сначала объяснить, что здесь происходит!

— Вы обязаны соблюдать порядок и приличия, иначе вы понесете наказание, — предупредил его куб слева.

Ганнис улыбнулся, словно акула.

— Возможно, ответчик желает потребовать время для того, чтобы сколотить новое состояние и нанять нового адвоката, — предположил он. — Мы не станем возражать против ходатайства об отсрочке заседания.

На мгновение Фаэтона словно молния ослепил гнев, и он сам удивился своим чувствам.

С другой стороны, вспомнил Фаэтон, древний мир неоднократно сотрясали войны, преступность и безумие, и не от случая к случаю, а постоянно. Возможно, самообладание — это не так просто, как ему раньше казалось.

Фаэтон возразил Ганнису:

— Ни о какой отсрочке не может быть и речи.

Повернувшись к Курии, он продолжил:

— В мои намерения не входило проявлять неуважение к вашим светлостям. Однако вы лишили меня поверенного, который давал мне инструкции по соблюдению процедур и ритуалов. Вы согласились сообщить мне сведения, отсутствующие в моей памяти и которые необходимы мне, чтобы участвовать в судебном разбирательстве. Однако вы этого не сделали. Это и есть хваленые справедливость и правосудие Курии? Я хочу напомнить вашим светлостям, что происходящее здесь сегодня сохранится не на сто или тысячу лет, а навсегда. Мы должны постараться, чтобы в будущем нас не в чем было упрекнуть.

Улыбка Ганниса исчезла, он снова включил программу контроля выражения лица.

— Принимается, — сказал куб справа. — Мы проинформируем вас о фактах по этому делу. Случай простой. Вам… (он использовал слово, которого Фаэтон не знал, какой-то устаревший юридический термин) огромная собственность и деньги, имущество подобной ценности никогда не переходило из рук в руки за всю историю человечества. В результате этого могут возникнуть серьезные изменения в социальных и экономических отношениях во всей Золотой Ойкумене. Соответственно, несмотря на чисто формальный характер дела, мы хотим избежать даже малейших нарушений норм. Поэтому Курия использует свое право и применяет особую юрисдикцию, создав суд по делам о наследстве с целью надзора за снятием показаний и освидетельствованием вашей личности. Настоящее заседание имеет целью предоставить вам возможность подвергнуться стандартному обследованию вашего разума и поклясться под телепатической присягой, что вы являетесь Фаэтоном Изначальным из рода Радамант. Есть ли у вас еще вопросы?

— Да. Кто передает мне это баснословное состояние и почему? Если кто-то желает сделать мне подарок, почему этот щедрый человек просто не выйдет и не передаст мне свой дар?

— Он мертв.

Вмешался Ганнис.

— Возражаю! Заявление суда предвзято. Окончательность смерти усопшего — один из фактов, рассматриваемых в данном деле!

— Отклоняется, — сказал куб слева. — Не мы устанавливаем правила.

— Смерть покойного является опровержимой презумпцией в свете рассматриваемых фактов, — заметил куб справа. — Он мертв, пока не доказано обратное.

Фаэтон снова заговорил:

— Ваши светлости, был ли тот человек исторической личностью, египетским фараоном или американским президентом? Я знаю, что иногда личности подобного масштаба учреждали трастовые фонды в качестве дара человеку, совершившему первым какой-нибудь героический поступок, например перелетевшему на управляемом аппарате через Атлантику или что-то в этом роде. Но если это так, почему мы находимся в зале суда? Разве археолог или палеопсихолог не мог бы определить первоначальное намерение покойного?

— Смерть произошла недавно.

На минуту Фаэтон остолбенел.

— Недавно?

— И у этого человека не было денег на ноуменальную запись? Или он был примитивистом, отказавшимся от нее по метафизическим причинам?

— Ваш сир, Гелий, является покойным.

На мгновение Фаэтон поверил. На одно мгновение он представил, как опустеет его жизнь, если в ней не будет сира-создателя. Если он ушел навсегда. Ему многое не нравилось в сире, они часто ссорились. Но они крепко-накрепко были связаны между собой, и они любили друг друга, как отец и сын, к тому же их объединяла целая вереница инженерных проектов. Невозможно было представить себе поместье Радамант, да и всю Золотую Ойкумену, без Гелия, без этого яркого, отважного человека, одного из самых выдающихся лидеров. Все равно что попытаться представить себе мир, где никогда не восходит Солнце. Безутешная печаль сжала его сердце.

Но уже через минуту Фаэтон улыбался.

— Не может быть, ваши светлости! Я видел Гелия меньше двух дней тому назад. Он присутствовал на конкурсе-представлении Серебристо-серой, я сам видел, как он получал награду. Мы поговорили с ним перед его отъездом на оперетту Лемке. Вы, наверное, ее видели, зритель получает память каждого персонажа, но в хитро запутанном виде, поэтому каждый видит окончание в девяти различных вариациях. Он как раз любит подобные старомодные штучки. И… и только сегодня утром Гелия показывали на обводном канале. Шесть пэров оказали ему честь принятием в свои ряды. Полагаю, что теперь их уже семь. Сословие пэров! Он стремился получить звание пэра дольше, чем я живу на свете. Это же было утром! Вы же не хотите отнять у него звание, делая вид, что он умер! Он не умер! Никто теперь не умирает! В том нет больше нужды!

Голос Фаэтона становился все громче и пронзительнее. Вдруг он замолчал, мускулы на щеках свело.

На время в зале установилась тишина. Никто из членов Курии не упрекнул его в эмоциональном срыве. Ганнис отвернулся. Мрачный вид Аткинса оставался неизменным, хотя в его глазах появилось сочувствие и даже жалость.

Фаэтон уставился в пол, чувства переполняли его. Он увидел переплетения слов закона на мозаике. Законы создавались, чтобы защищать невиновных. Но даже сейчас, даже в эту эпоху существовали вещи, которые никто не мог отвратить.

— Это катастрофа на Солнце, да? — спросил Фаэтон.

Суд ответил:

— Специально для ответчика сообщаем, что во время солнечной бури Гелий отправил информацию своего разума на полярную станцию на Меркурии, однако солнечная буря исказила сигнал, это бесспорно. Была восстановлена лишь часть его сознания, позволившая частично воссоздать события, но в недостаточной степени, чтобы полностью восстановить личность. Человек, которого вы называете Гелием, на самом деле лишь его реликт, записанный час тому назад, когда буря только вырвалась из солнечного ядра, как автоматический дубликат. Задача суда состоит в том, чтобы решить, достаточно ли реликт подобен первоначальной версии и можем ли мы считать его преемником личности, то есть признавать его тем же человеком в глазах закона.

— Значит, разница между ними всего лишь в один час? Но это же смешно! Гелий, который жив сейчас, Гелий Реликт, должен быть неотличим от оригинала, Гелия Изначального.

— Я хочу привлечь внимание ваших светлостей к тому факту, что противная сторона признает и подтверждает непрерывность личности моего клиента и Гелия Изначального, — нагло вмешался Ганнис.

— Фаэтон не находится под присягой, — изрек центральный куб, — и не имеет права делать подобные заявления. Мы не принимаем комментарий.

Фаэтон переводил взгляд с Курии на озадаченного Ганниса и обратно.

— Но в чем же заключается мой иск на унаследование состояния Гелия? Не сомневаюсь, что в законе прописано, что, если тело человека умирает, его ноуменальная запись просыпается и занимает его место.

Ганнис заметил:

— Я хотел бы заметить суду, что возражающая сторона только что подтвердила свое согласие с версией моего клиента!

— Фаэтон задавал вопрос, относящийся к его ранее сделанному заявлению о том, что он не помнит обстоятельств дела. Но он не находится под присягой и еще не освидетельствован. Мы не принимаем замечания. Мы требуем, чтобы вы не занимали наше время фривольными ходатайствами, адвокат. Вам понятно?

Ганнис пробормотал:

— Более чем понятно, ваши светлости…

Центральный куб обратился к Фаэтону:

— В старые времена, когда наука, позволяющая ноуменальную запись, была еще плохо развита, а записи стоили дорого, их делали значительно реже.

— Первичный прецедент Каино против Шешсешн установил стандарт, — пояснил левый куб. — В упомянутом случае подсудимый влюбился и женился, это произошло спустя несколько лет после ноуменальной записи, через некоторое время он погиб в космической катастрофе. Когда был создан реликт на основе записи, истец потребовал, чтобы он взял на себя обязательства своего предшественника и прошел эмоциональное реструктурирование, чтобы у него появились чувства к жене. Созданный тогда стандарт гласит, что если разумный софотек не может предвидеть, основываясь на глубоком структурном анализе прежней личности, как будет вести себя реликт, значит, реликт является другой личностью и другим индивидом. Изменения должны носить основополагающий характер и руководствоваться философией, образом мышления и основными личностными ценностями, а не произвольными или поверхностными изменениями.

— Это судебное решение получило дальнейшее развитие в деле Ао Кселепек Изначальный против Кеса Кселепека Секондуса, — добавил правый куб. — Нептунский чародей сделал ноуменальную запись, а затем изменил структуру своего разума, став Инвариантным. После этого, отредактировав значительную часть своей памяти, разбудил реликта и заявил, что его первоначальный реликт, выполненный по образцу мага, является его настоящей личностью, а сам он не отвечает больше за выполнение своих контрактов и обязательств, которые были приняты им ранее. Его утверждение было отклонено, а ноуменальная запись признана самостоятельным и независимым индивидом. Правило гласит: если изменения личности с момента последней ноуменальной записи настолько велики, что реликт не понимает мысли и мотивации оригинала, то в глазах закона он является самостоятельной личностью. И напротив, если реликт может преодолеть произошедшие изменения без посторонней помощи, считается, что он является продолжением оригинальной личности.

— Значит, за этот час, что Гелий провел на станции, он сделал нечто такое, чего здесь, на Земле, он не может ни понять, ни признать… — продолжил его мысль Фаэтон.

— Именно такой иск вы подали в суд. Вы заявляете, что за этот час, когда случилась катастрофа, личность Гелия изменилась необратимым образом. Вы заявили, что он является другой личностью.

— Но как при этом я мог заявить свои права на собственность и имущество Гелия?

— Есть еще более старые законы, они относятся еще к тем временам, когда смерть была обычным делом. По тем законам, если человек умирал, не составив завещания и не выразив свою последнюю волю, его имущество переходило наследникам. У Гелия Изначального были авторские права на ваш генетический код; многие части вашей личности и сознания построены по образцу его собственных. Старый закон считал бы вас его сыном, а следовательно, и наследником. Эти законы никто не отменял, они по-прежнему действуют.

Только теперь Фаэтон начал понимать, какие богатства поставлены на карту. Гелию принадлежала Солнечная структура. Это был самый грандиозный из когда-либо осуществленных инженерный проект. Любой, кто получал прибыль от увеличения полезного ресурса Солнца, чье электронное или электромагнитное оборудование было теперь защищено от цикла солнечных пятен и солнечных вспышек, был обязан этим Гелию. То есть должны ему были все жители Золотой Ойкумены. Если они экономили секунды или даже минуты временной валюты вследствие реализации этого проекта, они экономили их благодаря ему. Эти секунды, помноженные на миллиарды людей, проживающих в Солнечной системе, превращались в годы и даже десятилетия компьютерного времени.

Получается, у Гелия было состояние, какого ни у кого, за исключением Орфея Бесчисленного Утверждающего, никогда не было.

— Я согласен на освидетельствование, — заявил Фаэтон.

— Оно уже проведено. Все записи вашего мозга выведены на наши личные каналы для исследования судом. Есть ли у адвокатов возражения, прежде чем мы примем решение о правовой обоснованности личности Фаэтона?

— Конечно есть, — заявил Ганнис с видимым удовольствием. — Мы считаем, что между Фаэтоном сегодняшним и тем, кем он был до редактирования памяти в Лакшми, существуют существенные различия. Его образ жизни и действия значительно отличаются от прежних. Он не посещает сомнительные вечеринки. У него больше нет опасных или социально неприемлемых увлечений. Ваши светлости! Обратите внимание, сколько времени Фаэтон тратил раньше на свои навязчивые идеи! Годы, даже века! А теперь он другой. Потому что (в этом и заключена главная мысль), ваши светлости, Золотая Ойкумена не приняла бы его, если бы он оставался прежним. Он сам не считает себя тем же человеком.

Фаэтон не согласился.

— Я тот же человек.

— В самом деле? — переспросил Ганнис. — А откуда вам знать?

Фаэтон не мог придумать ответ.

— Фаэтон не может быть подвергнут перекрестному допросу, — изрек центральный куб. — Вы должны привести решающие доводы. Обращайте свои высказывания к судьям.

Ганнис продолжил:

— Ваши светлости, мы желаем услышать ответ Фаэтона на один вопрос, который может оказаться решающим в этом деле. Считает ли он себя тем же человеком, который перевернул и вверг в ужас всю Золотую Ойкумену? А если он является той личностью, то не желает ли он понести соответствующее наказание за свои действия? А наказанием за его деяния является изгнание. Ваши светлости! С точки зрения государственной политики, богатства Гелия не должны служить бредовым целям Фаэтона, богатство будет растрачено без пользы, а Фаэтон, если это и есть Фаэтон Изначальный, погибнет позорной и одинокой смертью. А если он не тот Фаэтон, деньги не могут принадлежать ему. Я прошу ваши светлости провести освидетельствование с этой точки зрения. Безусловно, его мнение является решающим, он не может считаться Фаэтоном Изначальным, если не считает себя таковым!

Фаэтон повернулся к Ганнису.

— Это просто смешно. Я тот, кто есть.

Ганнис обратился к судьям:

— Я прошу у судей разрешения переговорить с Фаэтоном с глазу на глаз. Возможно, нам удастся достичь соглашения.

Курия выразила свое согласие.

Ощущение необъяснимого давления, напряженности в атмосфере, исходившее от кубов, исчезло, словно они заснули или занялись делами в другом месте.

Ганнис подошел к Фаэтону вплотную и зашептал ему на ухо:

— Все это просто глупо! Вы пытаетесь использовать закон, чтобы отобрать у Гелия его деньги. Вы же знаете, что Гелий — тот же прежний Гелий, а потеря памяти за один час ничего не меняет. Ну, давайте же! Отбросьте прошлое, забудьте про это дурацкое судебное заседание! Вы ведь даже не помните, почему начали его. Даже если Курия удовлетворит ваш иск, общественное мнение осудит. Сейчас у вас еще есть шанс продолжить жить счастливо. Подумайте! Вы на самом деле считаете, что Гелий мертв? Вы уверены, что ваши друзья, ваша семья не возненавидят вас, если вы продолжите эту комедию?! Сейчас у вас последний шанс с честью выйти из этой ситуации.

Ганнис придвинулся еще ближе, положил руку Фаэтону на плечо.

— Ну же! Хотя вы сейчас и не помните, когда-то мы были друзьями и партнерами. Это я создал доспехи, в которые вы сейчас одеты. Я не хочу вам зла, я действую ради вашего же блага. Да, ради вашего блага! Вы забыли, в чем на самом деле заключаются ваши интересы. Суд может принять решение в вашу пользу, а может и не принять. Если решение будет не в вашу пользу, вы станете Фаэтоном Реликтом, и жизнь ваша потечет в прежнем русле. Если же решение будет в вашу пользу, вы окажетесь тем человеком, который посеял смуту в нашем раю, тогда снова войдут в силу наши права по соглашению в Лакшми, вас ждет ссылка и остракизм. Вы этого хотите? Подумайте хорошенько, Фаэтон. А если вы подумаете, то поймете, что и сами не знаете, чего хотите.

Прав ли Ганнис? Фаэтон на самом деле не знал и не помнил, почему он затеял все это.

Однако он помнил прекрасно, что сама Разум Земли сказала ему, что лучше всегда оставаться самим собой. Возможно, он не понял, что она имела в виду. Но если он — его прошлое, забытое я — начал это дело, не ему его прекращать. Если бы с ним сейчас был Радамант!..

Фаэтон повернулся к кубам.

— Ваши светлости!

Ощущение присутствия, выраженное в едва ощутимом давлении, заструилось от кубов.

— Говорите.

— Я требую присутствия моего адвоката.

— Радамант не может вас защищать по этому делу.

— Мой адвокат — Мономаркос из правового подразделения Западного Разума.

— Хорошо. Подождите, пока мы откроем дополнительные каналы и сделаем другие приготовления: Мономаркосу требуются очень высокие интеллектуальные мощности, нам придется сменить конфигурацию, чтобы такое активное мыслительное пространство могло здесь присутствовать.

Стена за спиной Фаэтона засветилась от жара. Наномашины строили что-то с умопомрачительной скоростью. Серебряный куб менее ярда в поперечнике выкатился из стены, он был раскален добела. Костюм защищал Фаэтона, зато Ганнису пришлось отступить, прикрывая лицо локтем.

Прозвучал новый голос:

— Я здесь.

 

еще рефераты
Еще работы по истории