Лекция: Праведность верующего зависит не от старания соблюсти закон, полностью или частично, но исключительно от веры во Христа.

Павел еще раз говорит в Колоссянам 2:13-14 об этой истине, что закон перестал быть средством праведности с момента искупительной смерти Христа на кресте:

И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту...

Здесь Павел говорит о том, что смертью Христа Бог истребил «рукописание, которое было против нас», и «взял его от среды».

Павел говорит не об истреблении греха, но об истреблении рукописания. Это рукописание — заповеди закона, которые стояли между Богом и теми, кто нарушал закон, т.е. нами. Их нужно было изъять из среды перед тем, как Бог смог излить милосердие и прощение на нарушителей закона, т.е. на нас. Подразумевается вся система закона Моисеева, включая тот особый раздел закона, который мы обычно называем «Десятью заповедями».

То, что изъятие включает в себя и Десять заповедей, подтверждается словами Павла двумя стихами ниже в той же самой главе, то есть к Колоссянам 2:16:

Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу...

Слово «итак» в начале этого стиха говорит о непосредственной связи с тем, что было сказано двумя стихами раньше; то есть, об истреблении заповедей закона через смерть Христа.

Опять же, упоминание слова «суббота» в конце стиха говорит о том, что религиозное соблюдение дня субботы входит в состав тех заповедей, которые были истреблены. А ведь заповедь соблюдения субботы является четвертой из десяти заповедей. Это говорит о том, что Десять заповедей включены в целый состав закона, который был истреблен и взят от среды благодаря смерти Христа.

Это еще раз подтверждает то, что закон, включая и Десять заповедей, является единой, целостной системой, которая живет и умирает, как единое целое.

Об этом же идет речь в Послании к Ефесянам 2:14-15:

Ибо Он (Христос) есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотиею Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир...

Павел утверждает, что Христос через Свою искупительную смерть на кресте разрушил (то есть лишил силы) закон заповедей, и что Он удалил великую стену разделения закона Моисеева, которая стояла между евреями и язычниками. Таким образом, Он сделал возможным как для евреев, так и для язычников, чрез веру во Христа, примирение обоих с Богом и друг с другом.

Выражение «закон заповедей» очень ясно говорит о том, что весь закон Моисеев, включая Десять заповедей, потерял силу как средство достижения праведности, по причине смерти Христа на кресте.

В 1-м Тимофею 1:8-10 Павел снова рассуждает над отношеним христианина к закону и делает тот же вывод:

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению...

Павел разделяет людей на две категории: с одной стороны праведники, с другой стороны те, кто виновны в различных грехах, перечисленных им. Тот человек, который виновен в этих грехах, не является истинным христианином; он не был спасен от греха верою во Христа.

В то же время тот, кто доверяется Христу во спасение, больше не виновен в этих грехах; он оправдан, сделан праведным — не своей собственной праведностью, но праведностью Божьей, которая чрез веру во Христа во всех и на всех верующих.

Павел подтверждает, что закон не для оправданного верой человека; такой человек больше не находится под властью закона.

Снова, в Послании к Римлянам 8:14, Павел говорит:

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии...

То есть, истинными верующими являются те, кто водимы Духом Божиим, — именно это выделяет их как детей Божьих. О таких людях Павел говорит в Послании к Галатам 5:18:

Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

Итак, то же самое, что выделяет истинных детей Божьих, ходящих в вере, — водительство Духа Божия — также означает, что такие люди не под законом.

Это можно выразить кратко и применительно к каждому из нас лично таким образом: если ты истинное дитя Божье по вере во Христа, то это проявляется в том, что ты водим Духом Божьим. Но если ты водим Духом Божьим, то ты не под законом. Итак, нельзя быть под законом и дитем Божьим одновременно.

Еще проще: дети Божьи не под законом. Этот контраст между законом и Духом на примере поиска верного пути двумя различными способами: или с помощью карты, или с помощью проводника. Закон символизирует карте, а проводник — Дух Святой.

В законе человеку дается совершенно точная и подробная карта. Инструктаж состоит в следующем: если ты будешь безупречно учитывать каждую деталь карты, то это поможет тебе найти дорогу с земли на небо. Однако еще никто из людей этого не достиг, т.е. еще никто не попал на небо благодаря безупречному соблюдению закона.

Под благодатью же человек доверяется Христу как Спасителю, и после этого Христос посылает Духа Святого этому человеку для личного водительства. Дух Святой, посланный с неба, уже знает дорогу туда и не нуждается в карте. Верующему во Христа, водимому Духом Святым, нужно только следовать за своим личным Проводником, чтобы попасть на небо. Он не нуждается в карте, которая есть закон.

Итак, Новый Завет совершенно логично, учит, что те, кто под благодатью, водимы Духом Божьим, и не зависят от закона. Таким образом, мы делаем вывод, что Бог никогда и не ожидал от человека достижения истинной праведности через соблюдение закона, полностью или частично.

На основании этого вывода естественно возникает очень интересный вопрос: если Бог никогда не ожидал от человека достижения праведности через соблюдение закона, то для какой цели закон был дан человеку?

Мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе.

ЦЕЛЬ ЗАКОНА

 

Откровение о грехе

 

Новый Завет явно говорит о том, что закон был дан, чтобы показать человечеству его греховное состояние (Рим.3:19-20):

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так-что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.

Обратите внимание в первую очередь на категорическое утверждение:

… делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть...

Другими словами, никто из человеческих существ не может достичь праведности соблюдением закона.

Наряду с этим Павел дважды утверждает ту главную цель, с которой закон был дан. Во-первых, он говорит, что весь мир становится виновен перед Богом. Во-вторых, что законом познается грех.

Таким образом, мы видим, что закон не ставил перед собой цель сделать человека праведным, но, напротив, заставить человека осознать свою греховность и, из-за этого, неизбежность Божьего наказания за грех.

Павел рассуждает о той же истине в Послании к Римлянам 7:7 и 12-13:

Что же скажем? неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай»… Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так-что грех становится крайне грешен посредством заповеди.

Павел использует три разные фразы, чтобы выразить одну и ту же истину:

… я не иначе узнал грех, как посредством закона… грех, оказывающийся грехом… грех становится крайне грешен посредством заповеди...

Другими словами, закон был дан с целью разоблачить грех, показать грех в его истинном свете, как тонкое, разрушающее и смертоносное явление. После этого у человека уже не оставалось никаких оправданий в непонимании своей крайней греховности.

В медицинской практике существует определенный порядок лечения болезни: сначала ставится диагноз, затем назначается лечение. Прежде всего врач осматривает больного и пытается определить природу и причину болезни, и только после этого он назначает лечение.

У Бога точно такой же порядок решения духовных нужд человека. Прежде, чем назначить лечение, Бог ставит диагноз состояния. Основная причина всех страданий человека заключается в том, что все человечество болеет одной и той же болезнью, а называется эта болезнь «грех». Никакую человеческую нужду нельзя разрешить, прежде чем не будет поставлен этот диагноз.

Библия является единственной книгой в мире, которая правильно и ясно ставит диагноз и приводит причины всего, чего человечеству не хватает и от чего оно страдает. И по этой причине, в дополнение ко всему остальному, что эта книга предлагает, она бесценна и незаменима.

Показать неспособность человека спасти самого себя

Для каждого человеческого существа естественно желание быть независимым от Божьей благодати и милосердия. Это желание быть независимым от Бога само по себе является и результатом, и свидетельством греховного состояния человека, хотя большинство людей так не считает. Закон также был дан для того, чтобы показать грешному человеку, что он не сможет стать праведным своими собственными усилиями, стараясь исполнить закон.Так, когда человек убеждается в своем греховном состоянии, он в первую очередь пытается найти средства самоисцеления и достичь праведности своими собственными усилиями, независимо от Божьей благодати и милосердия. По этой причине, на протяжении всей человеческой истории, религиозные законы и установления были так привлекательны для человека, независимо от национальности или происхождения. Соблюдением религиозных законов и постановлений человек пытался заглушить голос своей совести и стремился к самоправедности.

Такова была позиция многих религиозных израильтян по отношению к закону Моисееву. Павел говорит об этой попытке Израиля установить свою собственную праведность в Послание к Римлянам 10:3:

Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией...

В результате попыток сделаться праведными своими собственными усилиями, Израиль не подчинился Богу — проявилось желание быть независимым от Божьей благодати и милосердия.

Тем не менее, когда человек соглашается посмотреть фактам в глаза и честно признать свое собственное пропитанное грехом состояние, он убеждается, что никогда не сможет стать праведным через соблюдение религиозных или этических правил. В Римлянам 7:18-23 Павел описывает это состояние от первого лица, как опыт, который он сам пережил, пытаясь достичь праведности соблюдением закона:

Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Павел описывает человека, который умом искренне признает праведность и желает вести такой образ жизни, который рекомендуется законом. Однако, чем больше он пытается делать то, что предписывает закон, тем больше он убеждается в существовании иного закона, иной силы, внутри своей греховной природы, которая постоянно враждует с законом, признаваемым его умом, и обрекает на неудачу все искренние усилия для достижения праведности через соблюдение закона. Суть этого внутреннего конфликта выражена в 21-м стихе:

… я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

Это кажется парадоксом, но, тем не менее, подтверждается всей историей человечества. Человек не знает, насколько он плох, пока не попытается стать хорошим.Всякая попытка стать хорошим только все более явно раскрывает безнадежную, неизлечимую греховность его собственной плотской натуры, которая обрекает на неудачу все его попытки и добрые намерения.

Итак, закон показывает человеку не только то, что он грешник, но и то, что его собственные усилия не могут спасти его от греха и сделать праведным.

Тень Христа

Следующей причиной введения закона было предсказание и предвещание грядущего Мессии, благодаря Которому человек способен принять истинное спасение и праведность. Закон делал это двояко: через пророческое слово и через установления и обряды закона.

Примером пророчества является Второзаконие 18:18-19, где Господь обращается к Израилю через Моисея:

Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу.

В Деяниях 3:22-26 Петр цитирует эти слова Моисея и относит их непосредственно к Господу Иисусу Христу. Итак, Христос — это тот Пророк, о Котором пророчествовал Моисей.

Мы также находим много прообразов Иисуса Христа как Спасителя в жертвоприношениях и церемониях закона.

Например, в 12-й главе Книги Исход, пасхальный агнец является прообразом спасения через веру в искупительную Кровь Иисуса Христа, пролитую во время Пасхи на Голгофском кресте. Точно также различные жертвоприношения, связанные с искуплением от греха и приближением к Богу, описанные в первых семи главах книги Левит, предвосхищают различные аспекты жертвенной, искупительной смерти Иисуса Христа на кресте.

По этой причине в Евангелии от Иоанна 1:29 Иоанн Креститель так представляет Иисуса Израилю.

… вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира...

Сравнение Христа с пасхальным агнцем помогало израильтянам увидеть во Христе Того, о Ком было предвозвещено через все установления закона о жертвоприношении.

Павел так подводит итоги целесообразности закона в Послании к Галатам 3:22-24:

Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою...

Слово «детоводитель» в греческом языке означает взрослого раба в доме зажиточного человека, главной обязанностью которого было обучение детей этого богатого человека азам наук и ежедневное сопровождение их в школу, где они углубляли свои знания.

Подобным образом закон обучал израильтян азам Божьей праведности и давал им понять неизбежность веры во Христа как единственного источника истинной праведности, которая через веру, независимо от дел закона.

Точно так же, как задачи раба были исчерпаны, когда он доверял детей своего хозяина опытному педагогу, так и задачи закона были исчерпаны, когда Израилю был представлен его Мессия, Иисус Христос, и израильтянам была показана необходимость спасения через веру в Него.

Сохранение Израиля

В словах Павла из уже процитированного отрывка Послания к Галатам 3:23 есть фраза, которая указывает на еще одну функцию закона, в связи с Израилем. Высказываясь как израильтянин, Павел говорит:

… мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

Установления и заповеди закона выделяли Израиль как особую нацию, для особых целей Божьих. Посредством закона Бог строго охранял Свое наследие от растленности остального мира. Он как бы заключил их под Свое попечительство. В Числах 23:9 пророк Валаам говорит о плане Божьем для Израиля, который Бог дал ему в видении:

… вот, народ живет отдельно, и между народами не числится.

Бог предусмотрел, чтобы Израиль жил обособленно, как уникальный и отдельный народ, на своей собственной земле. Но даже когда непослушание Израиля привело к тому, что они были рассеяны в качестве изгнанников и пришельцев между всеми народами земли, Бог все равно предусмотрел, чтобы они не числились между народами.

Это установление Божье об Израиле исполнялось самым чудесным образом на протяжении девятнадцати веков рассеяния евреев среди языческих народов. В какой бы стране они не жили, они всегда оставались евреями. Главным средством для такого сохранения Израиля в качестве особой нации было постоянное соблюдение закона Моисеева.

Итак, вот те четыре цели, ввиду которых был дан закон Моисеев: во-первых, закон показывал человеку его греховное состояние. Во-вторых, закон показывал людям, что они, будучи грешниками, не могут сделаться праведниками своими собственными усилиями. В-третьих, через пророчества и обряды закон говорил о грядущем Спасителе и о спасении, и праведности верой в Него. В-четвертых, закон сохранил Израиль как особую нацию на протяжении многих веков их рассеяния, так что даже сейчас они сохраняются для особых целей Божьих.

Христос исполнил весь закон

Наше рассмотрение взаимосвязи между законом и Евангелием не будет полным, если мы не остановимся на словах Самого Христа, в которых подводится итог Его связи с законом, в Евангелии от Матфея 5:17-18:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

В каком смысле Христос исполнил закон?

Прежде всего, Он лично исполнил его Своей незапятнанной праведностью и безупречным, тщательным соблюдением всех заповедей, Галатам 4:4-5:

… Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Обратите внимание на слова «родился от жены, подчинился закону». По Своему рождению, как человек, Иисус Христос был евреем, обязанным соблюдать все постановления и заповеди закона. Он совершенным образом исполнял это все на протяжении Своей земной жизни, никогда не отклоняясь от того, что требовалось от каждого еврея по закону. В этом смысле только Иисус Христос из всех, подчинившихся закону, исполнил его совершенно.

Во-вторых, Иисус Христос исполнил закон и в том смысле, что Он умер на кресте. Об этом идет речь в 1-м Петра 2:22 и 24. Подразумевая Христа, Петр говорит:

… Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его… Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды...

Будучи без греха, Христос взял на Себя грехи всех, кто был под законом, и затем сполна понес наказание за несоблюдение закона, которое есть смерть. Когда Христос таким образом понес все наше наказание, тогда Бог, не компрометируя Свою божественную справедливость, смог предложить полное и бесплатное прощение всем, кто верой принимает искупительную смерть Христа за них.

Так Христос исполнил закон, во-первых, Своей абсолютно праведной жизнью и, во-вторых, Своей искупительной смертью, которой Он удовлетворил справедливое требование закона ко всем, кто не соблюдал этот закон совершенным образом.

В-третьих, Христос исполнил закон, соединив в Себе все черты обещанного Богом Спасителя и Мессии, пророчески предвозвещенного в законе. Уже в начале земного служения Христа, мы читаем такое свидетельство о Нем в словах Филиппа Нафанаилу в Евангелии от Иоанна 1:45:

… мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета.

Опять-таки, после смерти и воскресения Христос Сам сказал Своим ученикам в Евангелии от Луки 24:44:

… вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

Мы видим, таким образом, что Христос исполнил закон трояко: во-первых, Своей безупречной жизнью; во-вторых, Своей искупительной смертью и воскресением; в-третьих, исполнив все, что закон предвозвестил и предвосхитил о грядущем Спасителе и Мессии.

И мы не можем не согласиться со словами апостола Павла в Послании к Римлянам 3:31:

Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Для верующего в искупительную смерть Иисуса Христа, как в исполнение закона применительно к себе, полнота и истинность закона несомненны. Спасительная вера во Христа не отвергает откровение закона, но, напротив, исполняет его.

Это снова приводит нас к словам Павла в Послании к Римлянам 10:4:

Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

Христос покончил раз и навсегда с законом, как средством достижения праведности, понеся предписанное законом наказание Своей смертью в пользу тех, кто был под законом. Но во всех остальных отношениях закон все еще остается, во всей полноте и целостности, частью Божьего Слова, которое пребывает вовек. История закона, его пророчества и все его общее откровение о божественном разуме и совете — все это остается вечной и неизменной истиной.

ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ

 

 

К доктору пришел человек и пожаловался на боль в животе. Осмотрев больного врач поставил диагноз: «аппендицит».

«Аппендицит! — воскликнул больной. — Что это?»

Врач пояснил: «Аппендицит — это воспаление аппендикса».

Услышав такое пояснение, больной признался: «До сих пор я и не знал, что у меня есть этакий аппендикс и что он может воспалиться».

Подобным образом многие христиане осознают, что в их духовной жизни есть некая глубоко укоренившаяся проблема, которая внешне выражается в нестабильности, непоследовательности, неуверенности, отсутствии мира. Если таким христианам сказать, что причина их проблемы — непонимание таких фундаментальных концепций, как связь «веры» и «дел», или «закона» и «благодати», то эти христиане признались бы, подобно нашему больному: «До сих пор мы и не знали, что в Новом Завете вообще идет речь об этих вещах!»

Давайте кратко подведем итоги тому, что уже было сказано по этим двум взаимосвязанным вопросам.

Во-первых, весь Новый Завет учит, что спасение только по вере в полноту искупительного труда Иисуса Христа на кресте — без дел человека.

Во-вторых, спасающая вера всегда выражается в соответствующих делах.

В-третьих, эти дела, которыми выражается спасающая вера, не являются делами закона. Ту праведность, которую Бог хочет увидеть в нас, невозможно достичь делами закона.

Эти выводы относительно природы и цели закона Моисеева естественно ведут нас к следующему вопросу: если спасающая вера не выражается соблюдением закона, то какими же делами эта вера должна выражаться? Какие соответствующие дела мы должны ожидать в жизни всякого, кто претендует быть искренне верующим во Христа?

Ответ на этот вопрос, равно как и ключ к пониманию взаимосвязи между законом и благодатью, мы находим в словах апостола Павла в Послании к Римлянам 8:3-4:

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

Ключевой здесь является фраза: «чтобы оправдание закона исполнилось в нас», — где «нас» означает христиан, водимых Духом. Нам надлежит не исполнение закона, но оправдание закона.

Что здесь имеется в виду?

Сам Иисус дает разъяснение по этому вопросу в Евангелии от Матфея 22:35-40:

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Здесь Иисус определяет понятие «оправдание закона», о котором ранее говорил Павел. Закон Моисеев был дан только на определенный период времени немногочисленной группе людей. Но за этой целостной системой закона, данного таким образом, стоят два великих, вечных, неизменных закона Божьих для всего человечества: «возлюби Господа Бога твоего» и«возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Две великие заповеди

Система закона, данная через Моисея, была просто системой детально разработанных принципов применения этих двух великих заповедей — любви к Богу и любви к ближнему. Эти две заповеди лежали в основе всего кодекса закона Моисеева и всего служения и проповеди всех ветхозаветных пророков. Итак, оправдание закона можно выразить двумя простыми заповедями: «возлюби Бога» и «возлюби своего ближнего».

Этому же учит Павел в 1-м Тимофею 1:5-7:

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Обратите внимание на эту исчерпывающую фразу: «цель же увещания есть любовь» (увещание — наставление, заповедь, правило).

Той главной целью, с которой был дан закон, было внушение «любви» — любви к Богу и любви к человеку. Павел также говорит, что все, пытающиеся учить закону Моисееву или истолковывать его, не понимая этой главной цели всего закона, «уклонились в пустословие… не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают».

Другими словами, такие истолкователи совершенно упустили главное в законе — то есть любовь; этот закон любви — любви к Богу и человеку — лежит в основе всех остальных законов.

Павел говорит об этом верховном законе любви в Послании к Римлянам 13:8-10:

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Любовь — исполнение закона

Мне представляется, что кто-то может задать такой вопрос: «Вы говорите мне, что как христианин, я не подзаконен требованиям заповедей Моисеевых. Означает ли это, что мне разрешается нарушать эти заповеди и делать все, что я захочу? Свободен ли я совершить убийство или прелюбодеяние, или воровство, если захочу?»

Ответ на этот вопрос таков: как христианин, ты можешь делать все, что исходит из состояния совершенной любви к Богу и людям. Но все, что не по любви — тебе делать нельзя.

Тот человек, сердце которого наполнено и контролируется любовью к Богу, свободен делать все, что его сердце желает. По этой причине апостол Иаков дважды называет этот закон любви законом свободы. В Послании Иакова 1:25 говорится:

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании.

Чуть дальше, в Иакова 2:12, апостол говорит:

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Иаков называет этот закон любви совершенным законом свободы, потому что тот человек, чье сердце наполнено Божьей любовью, излившейся Духом Святым в него, свободен делать все, что хочет, т.к. любовь Божья лежит в основе его поступков. Что бы этот человек не пожелал сделать, это всегда будет соответствовать воле и природе Бога, потому что Сам Бог есть Любовь. Тот, кто живет по этому закону любви, является единственно свободным человеком — единственным человеком, кто свободен всегда делать то, что хочет. Такой человек не нуждается ни в каком ином законе для контроля.

Иаков дает этому закону еще одно определение: он называет его законом царским в Иакова 2:8:

Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете...

Почему этот закон назван царским? Потому что тот, кто живет согласно этому закону, воистину царь. Он не подзаконен никакому иному закону. Он свободен всегда делать то, что его сердце, движимое Духом Божьим, диктует ему. Исполняя этот один закон, он исполняет весь свод законов. Во всех обстоятельствах и во всех отношениях с Богом и людьми, исполняющий этот закон царствует в жизни, как царь.

Этот анализ того, что имеется в виду под оправданием закона, приводит нас к следующему выводу: стандарты истинной праведности, установленные в Ветхом Завете по закону Моисееву, и новозаветные требования Евангелия Иисуса Христа, не противоречат друг другу. В обоих случаях мерилом истинной праведности является любовь — любовь к Богу и любовь к людям.

Разница между двумя периодами — периодом закона Моисеева и периодом благодати Иисуса Христа — не в конечных целях, ими преследуемыми, но в тех средствах, которые используются для достижения этих целей.

В обоих случаях, как по закону, так и под благодатью, конечной целью является любовь. Но по закону для достижения этой цели использовалась система внешних заповедей и установлений, которые налагались на человека снаружи; а под благодатью средством является чудесное и постоянное действие Духа Святого в сердце верующего.

Закон Моисеев не достиг своей цели не потому, что сам закон был плох, но из-за врожденной слабости и греховности человеческой природы. Павел очень ясно говорит об этом в конце 7-й главы к Римлянам. В частности для того, чтобы проиллюстрировать эту истину, мы выберем 12-й, 14-й, 22-й и 23-й стихи.

Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра… Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Закон сам по себе праведен и добр. Тот, кто пытается жить по закону, может совершенно искренне признавать стандарты закона и стараться жить согласно им. Но невзирая на все это, сила греха внутри него и немощь его собственной плотской природы не дают ему исполнить требования закона.

По Новому Завету благодать Божья в Иисусе Христе направляет человека к той же цели — любви к Богу и любви к ближнему — но в распоряжение человека поступает совершенно новое средство для достижения этой цели. Благодать начинается с чудесного действия Духа Святого внутри сердца верующего.

Результат этого действия называется «рождением свыше» или «рождением от Духа». Об этом переживании пророчески говорится в Ветхом Завете, у Иезекииля 36:26, где Господь так говорит народу Израилеву:

И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.

Результаты этой внутренней перемены описаны у Иеремии 31:31,33:

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

Обещанный здесь Господом новый завет — это Новый Завет благодати, через веру во Христа Иисуса.

По этому Новому Завету природа грешника полностью меняется изнутри. Старое, каменное, нечувствительное к Богу сердце извлекается и вместо него насаждаются новое сердце и новый дух. Мы получаем внутрь себя новую природу, которая находится в соответствии с Божьей природой и Божьими законами.

Человек, преобразованный таким образом Духом Божьим, может ходить путями Божьими и выполнять волю Божью. Суверенный закон любви отпечатывается Самим Духом на чувствительных скрижалях сердца верующего, и с этого момента этот закон естественно проявляется в новом характере и новом поведении человека.

Таким образом, мы снова возвращаемся к словам Павла в Римлянам 8:3-4:

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

Попытки достичь праведности через закон ни к чему не привели, не потому что закон был плох, но исключительно по причине немощи плотской природы человека. Дух благодати Божьей меняет плотскую натуру человека, давая ему новую природу, которая может получать и проявлять Божью любовь.

Мы можем так кратко изложить основное отличие действия закона и действия благодати: закон зависит от усилий самого человека и действует снаружи; благодать зависит от чудесного действия Духа Святого и действует изнутри.

Великим и ясным откровением Нового Завета является то, что человеческое сердце подпадает под действие этого совершенного божественного закона любви только благодаря действию Самого Святого Духа. В Послании Римлянам 5:5 Павел говорит:

А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Обратите внимание, что это не просто любовь человеческая в любом ее проявлении, но любовь Самого Бога, которую Дух Святой способен излить в наши сердца.

Эта любовь Божья, изливаемая Духом Святым в сердце человека, производит совершенный девятигранный плод Духа.Этот плод Духа является любовью Божьей, проявляющейся во всех чертах человеческого характера и в поведении. Павел описывает этот плод к Галатам 5:22-23:

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Снова Павел подчеркивает, что такая жизнь, в которой божественная любовь совершенным образом проявляется в этом девятигранном плоде Духа, не нуждается ни в каком ином законе. Поэтому он и говорит: «На таковых нет закона».

Закон любви является, таким образом, концом всех других законов и заповедей. Это совершенный закон, закон царский, закон свободы.

Новозаветный образец послушания

Однако мы вовсе не пытаемся убедить вас, что любовь Божья — это нечто смутное, неопределенное, нереальное или сентиментальное. Напротив, любовь Божья всегда определенна и практична. Согласно Новому Завету, как любовь к Богу, так и любовь к человеку выражается так, что это соответствует любви Самого Бога — определенно и практично.

На протяжении всей Библии, как Ветхого, так и Нового Завета, главным критерием любви человека к Богу являлось послушание.

В Ветхом Завете Бог очень ясно выразил эту истину в Книге Пророка Иеремии 7:23:

...слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом...

Точно так же в Новом Завете Иисус, в Своем прощальном обращении к ученикам, особое ударение сделал на послушании. В 14-й главе Евангелия от Иоанна Он подчеркивает это три раза подряд:

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

(15-й стих)

И снова, в 21-м стихе этой же главы:

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня...

И опять, в 23-м и 24-м стихах, Он говорит об альтернативе:

… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих...

В свете этого становится ясным, что если христианин, который заявляет о своей вере во Христа, не покоряется Христовой воле, выраженной в Его словах и Его заповедях, он просто-напросто обманывает самого себя.

Самой главной заповедью Христовой, по Новому Завету, является любовь. Без любви не имеет смысла говорить о послушании. Но если мы проанализируем природу и проявление христианской любви, то обнаружим, что Новый Завет предлагает нам образец жизни, каждый аспект которой продиктован этой любовью.

Она охватывает личную жизнь верующего, его взаимоотношения как с Богом, так и с людьми. Она направляет и контролирует христианский брак и жизнь христианской семьи, как родителей, так и детей. Любовь обеспечивает жизнь и поведение Церкви Христовой. Она регулирует позицию верующего по отношению к обществу и начальствам.

Чтобы мы могли следовать этому образцу в своей жизни, от нас требуется соблюдение двух основных требований. Во-первых, мы должны молитвенно изучать и применять все положения Нового Завета. Во-вторых, мы должны постоянно признавать свою поминутную зависимость от сверхъестественной благодати и силы Духа Святого.

Таким образом, в нашей жизни проявляется истина, о которой говорится в 1-м Иоанна 2:5:

… А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего мы узнаем, что мы в Нем.

Книга 3

ОТ ИОРДАНА ДО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

 

 

Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.

Деяния 1:5

 

учение о крещениях.

Евреям 6:2

 

 

!

ГЛАГОЛ «КРЕСТИТЬ»

 

 

Наша цель — систематически проанализировать шесть важных основополагающих истин христианского вероучения, упомянутых в Послании к Евреям 6:1-2:

1. Обращение от мертвых дел.

2. Вера в Бога.

3. Учение о крещениях.

4. Возложение рук.

5. Воскресение мертвых.

6. Суд вечный.

В книге 2 мы рассмотрели первые две темы из эого перечня — «обращение от мертвых дел» и «веру в Бога» или, короче, «покаяние» и «веру». Перейдем теперь к следующему вопросу — учению о крещениях.

Мы начнем с анализа смысла слова «крещение» или глагола «крестить», от которого это слово образовано.

Значение глагола

Анализ глагола «крестить», показывает, что это необычное и интересное слово. В древнегреческом языке русскому глаголу «крестить» соответствует слово «баптизо».

Давайте проанализируем это слово. Корнем слова является «бапто». Суффикс «-из» имеет особое, причинное значение. Составной глагол, образованный при помощи этого суффикса, всегда имеет смысл «быть причиной чего-то», «вызвать что-то». Природа того, что является причиной или вызывает что-то, определяется смыслом корня слова. Для того чтобы понять слово «баптизо», нам нужно узнать смысл основы «бапто».

Это совсем не трудно. В греческом оригинале Нового Завета корневая форма «бапто» встречается три раза. Посмотрим, как «бапто» переводится на русский язык в каждом из этих трех случаев.

Вот эти случаи употребления «бапто» в Новом Завете:

Во-первых, в Евангелии от Луки 16:24. Здесь богач, мучаясь в адском огне, вопиет к Аврааму:

… отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой...

Во-вторых, это Евангелие от Иоанна 13:26. Это последняя вечеря, и Иисус указывает на Своего предателя, давая Своим ученикам определенное знамение:

… тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.

В-третьих, Откровение 19:13. Иоанн описывает Господа Иисуса Христа, грядущего в славе, во главе небесного воинства:

… Он был облечен в одежду, обагренную кровию.

Итак, наша греческая форма «бапто» переведена на русский язык тремя сходными по смыслу словами: «омочить», «обмакнуть» и «обагрить». Выражаясь современным русским языком, это слово можно было бы обозначить таким образом: «погрузить что-то в жидкость и снова вынуть из этой жидкости».

Стандартная симфония Стронга так определяет смысл слова«эмбапто», образованного от основы «бапто» и приставки «эм». Это слово также встречается три раза в тексте Нового Завета: Матфея 26:23, Марка 14:20 и Иоанна 13:26:

… опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня...

… один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.

… тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

Итак, перед нами шесть примеров употребления греческой формы «бапто», как в простом виде, так и в виде составного глагола. Во всех этих примерах смысл этого слова (как в оригинале, так и в русском переводе) следующий: «погружать что-то в жидкость и вынимать».

Итак, если «бапто» означает погружать что-то в жидкость и вынимать, то глагол «баптизо» может иметь только одно значение — «быть причиной погружения чего-то в жидкость и вынимания из нее».

Этот лингвистический анализ очень важен для русских верующих, потому что он помогает рассеять недоразумения, связанные с русским переводом «баптизо» словами «крестить», «крещение». Эти слова имеют отношение, скорее, к церковным традициям, а не к исходному значению греческого оригинала Нового Завета.

Историческое употребление

Выводы предыдущего раздела подтверждаются прослеживанием слова «баптизо» в более ранней истории греческого языка.

В III веке до нашей эры, благодаря обширным завоеваниям Александра Македонского, греческий язык распространился далеко за пределами самой Греции и даже греческих городов и колоний в Малой Азии. Таким образом, ко времени Нового Завета греческий язык стал общепринятым средством общения для большинства народов, населяющих страны Средиземноморского побережья. Именно эта форма греческого языка стала языком Нового Завета. Исторически она берет свое начало в классической форме, на которой говорили обитатели греческих городов и государств предыдущих веков. Таким образом, большинство слов, использованных в тексте Нового Завета, происходит от более ранних форм классического греческого языка.

Это относится и к рассматриваемому нами глаголу «баптизо». Самое раннее употребление этого слова обнаруживается в V веке до н. э. Оно встречается вплоть до II века н. э. (то есть, на протяжении всего периода написания Нового Завета). Все эти шесть или семь веков значение этого слова оставалось неизменным: «погружать»,«обмакивать». Оно употреблялось и в прямом, и в переносном смысле.

Вот некоторые примеры употребления этого глагола в греческой литературе:

В V веке до н. э. Платон употребил это слово относительно молодого человека, «погруженного» в умные философские рассуждения.

В произведениях Гиппократа (относимых к четвертому веку до н. э.) глагол «баптизо» употребляется в связи с погружаемыми в воду людьми и обмакиваемыми в воду губками.

В Семидесяти Толковниках (греческом переводе Ветхого Завета, приблизительно II или I век до н. э.) «баптизо» употребляется в 4 Царств 5:14, где Нееман пошел и окунулся семь раз в Иордане. В 14-м стихе употреблен глагол «баптизо». А вот в 10-м стихе употреблен другой глагол, который на русский язык переведен как «омыться». Иными словами, «баптизо» («крестить») означает конкретно «погрузиться», а не просто «омыться», без погружения.

Примерно между 100-м годом до н. э. и 100-м годом н. э. Стратон использует «баптизо» для описания людей, которые не умеют плавать, будучи «погруженными» в воду (по контрасту с деревянными бревнами, плавающими на поверхности воды).

В I веке н. э. Иосиф Флавий метафорически использовал «баптизо» для описания человека, «погружающего» меч в свою собственную шею, и Иерусалима, настолько «погруженного» во внутренние раздоры, что это обрекло его на необратимое разрушение. Ясно, что такое метафорическое употребление не было бы возможным, если бы прямой смысл слова не был четко обозначен.

В I-II веках н. э. Плутарх дважды использует «баптизо» для описания либо тела человека, либо идола, «погруженных» в море.

Из этого небольшого лингвистического анализа видно, что греческое слово «баптизо» всегда имело одно ясное и определенное значение, которое не претерпело изменений. От классического греческого языка до языка Нового Завета оно означало всегда следующее: «быть причиной погружения чего-то»«погрузить что-то в воду или какую иную жидкость полностью». В большинстве случаев акт погружения временный, а не постоянный.

Осмеливаюсь заявить, что любой достаточно образованный лингвист, который захочет тщательно исследовать весь этот вопрос, обязательно придет к такому выводу: правильное значение слова «баптизо», как в текстах Нового Завета, так и в других произведениях, написанных на древнегреческом языке, всегда означает «погружать что-либо».

Это краткое рассмотрение значения слова «крещение» показывает две характерные смысловые черты греческого оригинала. Всякое крещение для человека является как «тотальным», так и «переходным».

Оно является тотальным в том смысле, что затрагивает всю личность крещаемого; оно является переходным в том смысле, что крещаемый переходит в новое состояние — он поднимается на новый уровень, где он еще не был раньше.

Так, акт крещения можно сравнить с открыванием и закрыванием двери. Через дверь, отворяемую для крещаемого актом крещения, он переходит из того, что для него привычно и знакомо, в нечто новое и незнакомое. Дверь закрывается. Вернуться через эту закрытую дверь к старым путям и образу жизни уже невозможно.

Четыре разных вида крещения

Помня то, что мы узнали о природе крещения, вернемся к тому месту из Писания, где крещение называется одним из азов христианской веры — к Евреям 6:2. Мы замечаем, что слово «крещение» употреблено не в единственном, а во множественном числе. Это «учение о крещениях», а не о крещении. Из этого ясно, что существует более одного вида крещения.

Мы обнаруживаем, что в Новом Завете фактически идет речь о четырех видах крещения. Если мы перечислим эти четыре вида крещения в хронологическом порядке, по мере их упоминания в Новом Завете, то вырисовывается такая картина.

Во-первых, это крещение, проповеданное и преподанное Иоанном Крестителем — водное крещение. Оно непосредственно связано с покаянием. Этот тип крещения описан в Евангелии от Марка 1:4:

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Во-вторых, это такое крещение, которое трудно описать каким-то одним словом, но можно обозначить как «крещение страданием». Иисус говорит об этом в Евангелиии от Луки 12:50:

Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

Оно также упоминается в Евангелии от Марка 10:38. Сыны Зеведеевы просят Христа о привилегии сесть по Его правую и левую сторону, в славе Его. Иисус отвечает следующим вопросом на эту просьбу:

… не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Ясно, что Иисус говорит о той духовной и физической драме, которую Ему предстояло пережить на кресте, о полном подчинении всего Его естества — духа, души и тела — предначертанной воле Отца. Христос взял на Себя вину за наши грехи и ценой Своих страданий вместо нас уплатил ту цену, которая требовалась для искупления греха. Иисус указывает Своим ученикам, что для того, чтобы им исполнить тот план, который предусмотрен для их жизни, потребуется такая же капитуляция, передача всего себя в руки Божьи, даже если для этого потребуется и умереть.

Третий тип крещения — христианское водное крещение. Христос говорит о нем в Евангелии от Матфея 28:19:

… Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа...

Главное отличие христианского крещения от Иоаннова крещения в том, что христианское крещение осуществляется во имя всей Троицы — Отца, Сына и Духа Святого.

Четвертый тип крещения, о котором идет речь в Новом Завете, это крещение Духом Святым. Иисус так говорит об этом крещении в Деяниях 1:5, подчеркивая его отличие от водного крещения:

… Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.

Хотя в русском переводе употреблен творительный падеж (крещены «кем?» — Духом Святым), в греческом оригинале употребляется предложный падеж «крещены в Дух Святой». На протяжении всего Нового Завета глагол «баптизо» (крестить) употребляется только в предложном падеже. Это полностью согласовывается с буквальным значением слова «баптизо» — погружать.

В Деяниях 1:8 Иисус раскрывает основную цель крещения Духом Святым:

… Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями...

В первую очередь, крещение Духом Святым наделяет нас сверхъестественной силой для свидетельства о Христе.

Из этих четырех типов крещения, которые мы перечислили, только один вид — крещение страданием — относится к более высокому уровню духовного переживания, по сравнению со всеми остальными, и поэтому выходит за рамки нашего исследования. Мы сознательно свели его к рассмотрению только азов христианства, по этой причине мы больше не будем упоминать об этом крещении, но сосредоточим свое внимание на трех остальных видах и проанализируем их в том порядке, в каком о них идет речь в Новом Завете: во-первых, крещение Иоанна Крестителя; во-вторых, христианское водное крещение; в-третьих, крещение Духом Святым.

ОТЛИЧИЕ ИОАННОВА КРЕЩЕНИЯ ОТ ХРИСТИАНСКОГО КРЕЩЕНИЯ

 

 

Возможно, далеко не все христиане понимают разницу между крещением Иоанна Крестителя, с одной стороны, и христианским крещением, с другой. Нашим ключевым текстом будет Деяния 19:1-5, где одновременное упоминание этих двух форм крещения помогает ясно понять разницу между ними:

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошед верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса...

Здесь, в Ефесе, Павел встречается с теми, кто представился ему как «ученики». Поначалу Павел было принял их за учеников Христа, — но при более близком знакомстве он обнаружил, что они всего лишь последователи Иоанна Крестителя.

Они услышали и приняли Иоаннову проповедь к покаянию и ту форму крещения, которая соответствовала ей, но они еще не слышали ничего из евангельской проповеди, сосредоточенной на жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа, ни о христианской форме крещения, непосредственно связанной с принятием Евангелия.

После того как Павел объяснил им Евангелие, они приняли его и снова были крещены, на этот раз, как свидетельствует Писание, во имя Господа Иисуса Христа.

Из этого примера ясно видно, что между Иоанновым крещением и христианским крещением существует четкое различие по сути и значимости. С того момента, когда служение Иоанна закончилось и началась эра Евангелия, Иоанново крещение перестало приниматься, как тождественное или равноценное христианскому крещению. Напротив, от тех, кто только был крещен Иоанновым крещением, требовалось еще раз креститься полным христианским крещением.

Иоанново крещение — покаяние и исповедание

В Евангелии от Марка 1:3-5 содержится суть проповеди и служения Иоанна Крестителя, с соответствующей им формой крещения:

«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Бог предусмотрел две цели в проповеди и служении Иоанна. Во-первых, он подготовил сердца израильтян к приходу и явлению им долгожданного Мессии, Иисуса Христа. Во-вторых, он стал связующим звеном между эрой закона и пророков, завершившейся его служением и Евангельской эрой, начавшейся тремя годами позже в результате смерти и воскресения Иисуса Христа.

Во исполнение этих двух целей Божьих, служение Иоанна было и кратковременным и преходящим. Оно не было эрой само по себе, но всего лишь периодом перехода.

В своей проповеди и служении Иоанн главным образом подчеркивал два момента: во-первых, покаяние; во-вторых, открытое исповедание грехов. Те, кто принимали эти условия, были крещены Иоанном в водах Иордана, в знак публичного свидетельства о том, что они покаялись в своих прошлых грехах и посвятили себя лучшей жизни.

В Евангелии от Марка 1:4 говорится:

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Если перевести дословно, Иоанн проповедовал крещение покаяния в прощение грехов. Это согласовывается с текстом из Евангелии от Матфея 3:11, где сам Иоанн употребляет этот предлог «в»:

Я крещу вас в воде в покаяние...

Мы видим, что Иоанново крещение было в покаяние и в прощение грехов. Поэтому очень важно установить смысл предлога «в», употребляемого после глагола «крестить».

Очевидно, это не означает, что крещенные Иоанном начинали переживать покаяние и прощение после крещения. Напротив, когда многие фарисеи и саддукеи приходили к Иоанну, чтобы креститься от него, он отказывался принять их и требовал, чтобы они явили свидетельство действительной перемены своей жизни до самого крещения. Об этом говорится в Евангелии от Матфея 3:7-8:

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния...

Другими словами, Иоанн требовал от них: «Сперва докажите своей жизнью, что вы действительно изменились, и тогда я крещу вас».

Это говорит о том, что Иоанн требовал, чтобы приходящие к нему креститься имели в своей жизни плод покаяния с прощением грехов до того, как он крестил их. Итак, фраза «крещение покаяния для прощения грехов» не означает, что эти два внутренних переживания следовали за внешним актом крещения. Наоборот, она означает, как это и видно из контекста, что внешний акт крещения являлся лишь видимым свидетельством и подтверждением того, что крещаемые уже покаялись и приняли прощение грехов.

Так, акт крещения являлся внешней печатью, которая удостоверяла внутреннюю перемену, произошедшую ранее.

Очень важно понять этот момент, потому что фраза «крестить в» встречается в связи с двумя последующими явлениями Нового Завета — христианским водным крещением и крещением Духом Святым. Для их исследования целесообразно применить тот же принцип, который был использован нами для изучения Иоаннова крещения. Однако, мы вернемся к этому позже.

Итак, подведем итог тому, что мы узнали об Иоанновом крещении. Те, кто искренне приняли условия Иоанна Крестителя, действительно пережили и покаяние, и прощение грехов, что было явлено в измененной к лучшему жизни. Однако характер этих переживаний похож на само служение Иоанна, которое вызвало их к жизни — по своей сути это были переходные переживания.

Крещенные Иоанном не достигали состояния постоянного внутреннего мира и победы над грехом, возможного только благодаря полному Евангелию Иисуса Христа; но их сердца были готовы к принятию и ответу на Евангельскую весть, когда ей предстояло быть проповеданной.

Христианское крещение — исполнение всей праведности

Давайте теперь обратимся от преходящего к вечному — от крещения Иоанна Крестителя к полному христианскому крещению, повелеваемому Самим Христом в качестве неотъемлемой части Евангельской истины. Наилучшим образом христианское крещение представлено в Евангелии от Матфея 3:13-17, где речь идет о крещении Самого Иисуса:

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

В связи с этим давайте прежде всего отметим, что хотя Иисус был крещен Иоанном Крестителем, Его крещение было несколько иного порядка, чем всех остальных, крещенных Иоанном. Как мы уже заметили, Иоанново крещение предполагало исполнение двух главных условий: покаяние и исповедание грехов.

Однако Иисус не совершил ни одного греха, в котором Ему нужно было бы исповедаться или покаяться. Следовательно, Его крещение не было похоже на крещение остальных людей, крещенных Иоанном.

Сам Иоанн признал это, ибо в том отрывке, который мы уже процитировали, Матфея 3:14, он говорит:

… мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Однако вот что отвечает Иисус:

… оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (праведность).

Ответ Иисуса раскрывает как причину, по которой был крещен Он Сам, так и истинное значение полного христианского крещения, в отличие от крещения, преподанного Иоанном Крестителем. Крещение Иисуса не являлось внешним свидетельством Его покаяния во грехах, ибо Он не совершил их. Напротив, как Сам Иисус объясняет, Он был крещен во исполнение (завершение) всякой (всей) праведности.

Здесь, как и во многих других аспектах Своей жизни и служения — Иисус сознательно установил стандарт поведения. Будучи крещен Иоанном, Он установил образец того крещения, которое Он желал видеть в жизни Своих последователей.

Это полностью согласовывается со словами апостола Петра в 1-м Петра 2:21-22:

… Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его...

Это подтверждает уже сказанное: Иисус был крещен Иоанном не потому, что Он покаялся в грехах. Напротив, как отмечает Петр, Иисус «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его». Но, будучи крещенным таким образом, Он оставил пример всем христианам.

Помня это, давайте обратимся к той причине, которую Сам Иисус выдвинул как довод Своего крещения, и более подробно проанализируем Его слова: «… ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матф.3:15).

Для большей ясности давайте выделим три слова из этого высказывания: во-первых, слово «так»; во-вторых, «надлежит»; в-третьих, фразу «исполнить всякую правду».

Во-первых, «так» или проще «таким образом». Своим примером Иисус установил образец исполнения или принцип крещения. Иисус не был крещен младенцем. В Евангелии от Луки 2:22 мы читаем, что когда Иисус был младенцем, Его родители «принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа». Нет намека на крещение. Иисус был крещен в том возрасте, когда Он полностью понимал и что Он делал, и почему Он это делал.

Далее, относительно самой процедуры крещения, мы читаем в Евангелии от Матфея 3:16:

И крестившись Иисус тотчас вышел из воды...

Логика подсказывает нам, что крещение Иисуса состояло, во-первых, в сошествии в воду, а затем в выходе из нее. Учитывая прямой смысл глагола «баптизо», о котором речь шла выше, не остается никаких сомнений в том, что Иисус был полностью погружен в воды Иордана.

Давайте перейдем ко второй части объяснения Иисуса, почему Он был крещен: «надлежит». Это слово предполагает, что для последователей Христа крещение обязательно, его нужно исполнить, это заповедано Богом. Это вовсе не законническая заповедь, сродни закону Моисееву. Для христиан это самое естественное и подобающее выражение искренней и безоговорочной любви.

То, что Иисус употребил форму множественного числа — «надлежит нам» — говорит о том, что Иисус отождествил Себя со всеми верующими в Него, следующими за Ним через эту установленную заповедь веры и послушания.

Наконец, последняя фраза «исполнить всякую правду». Как мы уже отметили, крещение Иисуса не свидетельствовало о том, что Он исповедал и покаялся в Своих грехах. Напротив, Он никогда не согрешал; Он всегда был полностью праведен. Та правда или праведность, о которой говорит Иисус, являлась, прежде всего, внутренним состоянием сердца, которое всегда было Ему присуще.

Однако позволив крестить Себя, Иисус исполнил или завершил эту внутреннюю праведность внешним актом послушания воле Своего Небесного Отца. Именно через этот внешний акт послушания и посвящения Себя Богу Он начал жизнь того активного служения, которым Он завершил план Бога Отца.

То же самое относится ко всем истинным верующим христианам, которым преподается крещение. Они крестятся не потому, что они являются грешниками, исповедавшими и раскаявшимися в своих грехах. Это отодвинуло бы их на уровень Иоаннова крещения. Правда в том, что они перешли в нечто более полное и великое, чем это было доступно для тех, кто знал только проповедь и крещение Иоанна.

В Послании к Римлянам 5:1 читаем:

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа...

Истинные христиане не просто исповедали и покаялись в своих грехах. Они сделали это и еще что-то. Верой в искупительную смерть и воскресение Иисуса Христа ради них, они оправдались — стали праведными — Бог вменил им праведность Самого Иисуса Христа на основании их веры.

Вот почему они крестятся — не просто в ознаменование того, что они исповедали свои грехи и покаялись в них — но для того чтобы «исполнить (завершить) всякую правду (праведность)». Этим внешним актом послушания верующие завершают ту внутреннюю праведность, которую они уже приняли в свое сердце верою.

Это объяснение показывает нам, насколько отличается по истинной природе и значимости христианское крещение от того крещения, которое проповедовал Иоанн Креститель. Теперь мы понимаем, почему Павел отверг Иоанново крещение для тех, кто желали быть истинными христианами. Он, в первую очередь, наставил их в полной истине Евангелия, сконцентрированной на смерти и воскресении Христа, а затем настоял на их повторном крещении полным христианским крещением.

В заключение давайте обозначим суть христианского крещения. Водное крещение — это внешний акт послушания, которым верующий исполняет или завершает ту внутреннюю праведность, которая уже есть в его сердце благодаря вере в искупительную смерть и воскресение Христа.

 

УСЛОВИЯ ХРИСТИАНСКОГО КРЕЩЕНИЯ

 

Теперь мы подробно и в логической последовательности рассмотрим конкретные условия, которые должны быть соблюдены теми, кто желает креститься.

Покаяние

Первое условие указано в Деяниях 2:37-38, где описано, как проповедь Петра в день Пятидесятницы повлияла на большую группу иудеев:

Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа...

Здесь, в ответе на вопрос: «Что нам делать?» — апостол Петр дает две ясные и определенные заповеди: во-первых, покаяться; во-вторых, креститься.

Мы уже убедились, что покаяние является первой реакцией, которую Бог ожидает от всякого грешника, желающего спастись. Поэтому покаяние предшествует крещению. Крещение является внешней печатью или подтверждением той внутренней перемены, которая уже имеет место в результате покаяния.

Уверование

Второе условие для христианского крещения упоминается Самим Христом в Евангелии от Марка 16:15-16:

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей тва

еще рефераты
Еще работы по истории