Лекция: Появление государства у восточных славян

К началу IX в. в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы, а позднее благодаря их объединению – сильные межплеменные группировки. Вся жизнь вела славян к объединению. Центрами объединения стали Среднее Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный район во главе с городами Ладогой и Новгородом. Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и складывалась начальная восточно- славянская государственность.

Государство Русь на Днепре. Одним из признаков государственности, как уже говорилось, стало появление княжеской власти, дружин. В IX в. они показали всю свою мощь в отношениях с соседями. Ряд ударов был нанесен по Хазарии, и поляне освободились от уплаты ей дани. К этому же времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Именно от тех времен доходят первые известия византийских и восточных авторов о наименовании восточных славян, жителей Поднепровья «росами», «Русью». Поэтому мы и будем называть восточных славян так, как их называл остальной мир, как их называли древние летописи, – Русь, руссы, русины.

Удар по крымским владениям Византии – первое известное нам упоминание о государственном образовании Русь. Руссы завоевали все побережье Крыма до Керченского пролива, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Сохранилось легендарное известие о том, что вождь руссов, дабы вылечиться от недуга, принял крещение из рук местного греческого епископа, и болезнь тут же отступила. Факт этот многозначительный. К этому времени большинство стран Европы приняли христианство. Переход от язычества к новой монотеистической вере знаменовал собой наступление для этих стран новой цивилизации, новой духовной жизни, новой культуры, сплочение в рамках государства всего народа. Русь тоже сделала на этом пути первый, довольно робкий шаг, который еще не покачнул устоев славянского язычества.

Через несколько лет Русь предприняла вторую атаку, на этот раз на южный берег Черного моря. Правда, напасть на сам Константинополь русская рать еще не решилась. А в 838–839 гг. в Константинополе, а потом во Франкской империи появляется посольство от государства Русь.

Наконец, 18 июня 860 г. произошло событие, которое буквально потрясло тогдашний мир. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска. Руссы подошли с моря на 200 ладьях. Неделю они осаждали город, но тот выстоял. Взяв огромную дань и заключив почетный мир с Византией, руссы ушли восвояси. Сохранились имена русских князей, возглавлявших поход. Ими были Аскольд и Дир.

Через несколько лет греческие священники появились в земле руссов и крестили их вождя и его дружину. Предположительно это был Аскольд. Таким образом, от 60-х гг. IX в. доходит известие о втором крещении руссов.

Киевские рати идут и на север, с тем чтобы подчинить Киеву всю славянскую часть пути «из варяг в греки» и выходы к Балтийскому морю. Славянский Юг начинает активное наступление на славянский Север.

Варяги. В те же десятилетия в районе озера Ильмень и реки Волхов, на берегах Ладожского озера сформировался другой мощный союз славянских и угро-финских племен, центром которого стали земли приильменских словен. Объединению способствовала борьба словен, кривичей, мери, чуди с варягами, которые незадолго до этого установили контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне скинули на юге власть хазар, так на севере союз местных племен прогнал варягов. Однако в дальнейшем между местными племенами начались раздоры. Междоусобицу решили прекратить традиционным для той эпохи способом – пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей, и они появились на русском северо-западе со своими дружинами.

Летопись рассказывает, что в 862 г. в славянские и угро-финские земли прибыло три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. Старший из них – Рюрик сел княжить у ильменских словен. Его первой резиденцией стал город Ладога. Затем он перешел в Новгород, где «срубил» крепость. Второй брат сел в землях племени весь в городе Белоозе- ро, а третий – в землях кривичей в городе Изборске. В дальнейшем, после смерти братьев, Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель.

Оба государственных центра, образовавшихся в восточнославянских землях, называли себя Русь. В Южной Руси утвердилась местная Полянская династия, а в Северной Руси власть взяли выходцы из славянских земель южной Прибалтики. Соперничество между этими центрами началось сразу же после их образования.

После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь, но все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Власть от отца к сыну была передана по наследству. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях много сотен лет.

Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Регулярное появление варягов в восточнославянских землях, утверждение варяжской династии на древнерусском престоле стали не только знаменательным фактом в истории России, но и не менее знаменательным фактом в российской и мировой историографии.

Так кто же такие были варяги? К какой национальности они принадлежали? От ответа на эти вопросы зависят оценки исторического пути славянства в древности, уровня их политического развития, их международных контактов, особенно в контексте общеславянской истории.

Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности началось еще в середине XVII в. и продолжается до сих пор.

Одни считали варягов норманнами, скандинавами, исходя из того, что это была эпоха норманнских морских нашествий на богатые европейские страны, куда грабители – норманны отправлялись за добычей. Объектом этих нападений могли быть и земли восточных славян.

Долгое время господствовала точка зрения, что именно норманны – Рюрик и варяги создали государство в землях славян. А сами славяне были неспособны создать государственные структуры из-за своей дикости и отсталости.

Эта теория появилась во время противостояния Швеции и России в период Смутного времени, когда шведы захватили часть русских северо-западных земель с Новгородом, Карелию и искали исторические обоснования для своей экспансии. В дальнейшем всякий раз, как обострялось противостояние стран Запада с Россией, эти взгляды немедленно всплывали на поверхность в зарубежных сочинениях. Ученых, исповедывавших эту точку зрения на создание российской государственности, стали называть нор- манистами, а их взгляды определили как норманнскую теорию создания Русского государства. Приверженцами норманистских взглядов в России в XVIII в. стали некоторые историки немецкого происхождения (Г. Ф. Миллер, А. Г. Шлецер), а также те представители официальной исторической науки XVIII – XIX вв., которые вслед за ними утверждали норманизм, полагая, что это возвышает правившую в течение семи веков в России династию Рюриковичей.

Противниками норманизма в том же XVIII в. стали выдающиеся русские историки В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов, утверждавшие, что варяги и Рюрик – это представители южнобалтийского поморского славянства, которые были тесно связаны с восточными славянами общностью происхождения, языка, исторических общеславянских связей. Представителей этой научной позиции стали называть антинорманистами.

Позднее, когда ученые в России (в XIX в. С. А. Гедеонов в двухтомнике «Варяги и Русь», Д. И. Иловайский и др.), а также советские историки (Б. Д. Греков и др.) и зарубежные специалисты доказали, что государственность вызревала у славян задолго до появления варягов, эта точка зрения была отвергнута.

Казалось, что вопрос решен. Но нет. И сегодня существуют норманисты и антинорманисты. Только спор в основном идет по вопросу – кто были варяги по национальности. Норманисты, утверждая скандинавское происхождение варягов, нередко возвращаются к уже отжившим взглядам на исключительную роль скандинавов в создании русской государственности. В обобщенном виде эта точка зрения выражена в сборнике «Древняя Русь в свете зарубежных источников» (М., 1999). Антинорманисты утверждают славянское происхождение варягов. Их точка зрения отражена наиболее полно в книге «Антинорманизм. Сборник русского исторического общества» (М., 2003, т. 8 (156).

Главный аргумент сегодняшних норманистов – это находки в северо-западных славянских землях вещей, которые они трактуют как скандинавские. Антинорманисты опираются при отстаивании своих позиций на данные русских летописей, сведения иностранных письменных источников, материалы лингвистических, антропологических изысканий.

Так, Нестор-летописец пишет о происхождение Рюрика и призванных в 862 г. варягах: «Те варяги назывались русью», точно так же как свои этнические названия имели шведы, норманны (норвежцы), англичане и др.

Варяги, по мнению летописца, «сидят» к востоку от западных народов, по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря. «А славянский язык и русский одно есть», – подчеркивает он. Это значит, что те князья, которых пригласили приильменские словене и кривичи, были им родственны. Это объясняет безболезненное и быстрое внедрение пришельцев в восточнославянскую среду, отсутствие в Древней Руси названий, связанных с германскими языками.

Происхождение слова «Русь». Почему названия «Русь», «руссы» появились в IX в. одновременно и на славянском северо-западе, и на юге, в Поднепровье?

С V–VI вв. славяне занимали обширные территории в Центральной и Восточной Европе. Среди них было немало племен с названиями «руссы», «русины». Их называли также рутенами, рутами, ругами. Потомки этих руссов до сих пор живут в Германии, Венгрии, Румынии. На славянском языке «русый» означает «светлый». Это типично славянское слово и типично славянское название племен. Переселение части славян, живших первоначально на Дунае, в Поднепровье (о чем рассказывал в своей летописи Нестор), принесло туда это название.

Другие руссы жили в землях, примыкающих к южным берегам Балтийского моря. Там издавна существовали сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели свои государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Поэтому летописец позже написал: «Новгородцы – от рода варяжского».

Зато нет никаких данных о существовании имени Русь в Скандинавии, как нет данных и о том, что там в IX в. существовала княжеская власть или какое-то государственное образование. Но спор о происхождении варягов продолжается.

Создание единого государства Русь. Правившему с 679 г. в Новгороде Олегу выпала роль объединителя двух древнерусских государственных центров. В 882 г. он собрал большую рать и предпринял поход на юг. Ударную силу его войска составила варяжская дружина. Вместе с ним шли отряды, представляющие все северо-западные русские земли: здесь были ильменские словене, кривичи, а также их союзники и данники – чудь, меря, весь. Вместе со всеми в княжеской ладье плыл и маленький Игорь.

Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, затем взял Любеч. Приплыв к Киеву, он понял, что взять штурмом хорошо укрепленный и многолюдный город ему будет трудно. Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией, хазарами и новыми степными кочевниками – печенегами. И тогда

Олег пошел на хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал к киевскому князю весть о том, что приплыл купеческий караван. Ничего не подозревавший Аскольд пришел на встречу и был убит тут же на берегу.

Олег утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей. Можно думать, что киевские язычники не вступились за своего правителя христианина Аскольда и помогли язычникам Олега овладеть городом. Так идеологические взгляды впервые на Руси повлияли на смену власти.

Итак, новгородский север победил киевский юг. Новгород стал объединителем русских земель в единое государство. Но это была лишь чисто военная победа. В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднеп- ровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своим стольным городом, подтвердил это положение.

Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Он продолжал объединение восточнославянских земель. Правитель упорядочил свои отношения с северной Русью, обложил данью подвластные ему территории – «уставил дань» новгородским словенам, кривичам, другим племенам. Он заключил договор и с варягами, который действовал около 150 лет. По нему Русь обязывалась уплачивать варяжскому южнобалтийскому государству по 300 серебряных гривен (гривна – самая крупная денежная единица на Руси) ежегодно за мир на русских северо-западных границах и за регулярную военную помощь варягов Руси.

Затем Олег предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью мехами. Здесь он столкнулся с Хазарией, чьими данниками были радимичи и северяне. Но военный успех вновь сопутствовал Олегу. Теперь эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарии и вошли в состав Руси. Данниками Хазарии по- прежнему оставались вятичи.

Русь в начале X в. Объединив восточнославянские земли, освободив многие из них от дани чужеземцам, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул великого князя, т. е. князя всех князей. Остальные же властители отдельных племенных княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению своими княжествами.

Новое государство Русь не уступало по своим размерам Франкской империи Карла Великого или Византийской империи. Однако многие районы Руси были малозаселены и малопригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Кроме того, оно сразу же стало многонациональным государством, включало в свой состав разные народы. Все это делало его рыхлым и непрочным.

Князь Олег был известен не только своей объединительной политикой и борьбой с хазарами. С самого своего возникновения Русь ставила перед собой масштабные задачи: овладение устьем Днепра, устьем Дуная, утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах, прорыв через хазарские кордоны на восток и подчинение своему контролю Таманского полуострова и Керченского пролива. Некоторые из этих задач были намечены еще антами, а позднее – Полянскими князьями, и теперь возмужавшая Русь вновь пыталась повторить порыв предков.

Частью этой политики стал поход Руси на Византию в 907 г.

В начале лета огромная русская рать на ладьях и конным строем по берегу двинулась на Константинополь. Руссы «повоевали» окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде необычного зрелища и запросили мира. По мирному договору греки обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и широко открыть византийский рынок для русских купцов. Те получили даже право беспошлинной торговли в пределах империи, что было делом неслыханным. В знак окончания войны и заключения мира русский великий князь повесил свой щит на воротах города. Таков был обычай многих народов Восточной Европы.

В 911 г. Олег подтвердил свой договор с Византией. В Константинополь прибыло русское посольство, которое заключило с империей первый в истории Восточной Европы письменный договор. В одной из статей шла речь об установлении между Византией и Русью военного союза.

Так государство Русь сразу же заявило о себе как о крупной силе на международной арене.

 

ДОКУМЕНТ

Договор Руси с Византией

В лето 911. Послал Олег мужей своих установить мир и заключить договор между греками и Русью...

Если же убьет Русин Христианина или Христианин Русина – пусть умрет там, где совершил убийство. Если же убийца скроется, а окажется имущим, то ту часть имущества, которая принадлежит ему по закону, пусть возьмет близкий родственник убитого… Если кто ударит другого мечом или каким-либо другим орудием, то пусть за тот удар или избиение заплатит потерпевшему 5 литров серебра по закону Русскому… Если Русин Христианину или Христианин Русину нанесет какое-либо мучение и насильно захватит чужое имущество, и это будет доказано, то пусть виновный возместит убытки потерпевшему в тройном размере. Если ладья сильным ветром будет выброшена на чужую землю и будет обнаружена кем-либо из Руси, то они будут охранять ее с ее снаряжением и товарами и отошлют ее в землю Христианскую… Также если случится несчастье с ладьей Русской около земли Греческой, (мы) проводим ее в Русскую землю… Если пленник, удерживаемый любой изсторон, Русью или Греками, будет продан в иную страну и будет обнаружен Русином или Гречином (соотечественником пленного), то дозволяется его выкупить и возвратить выкупленного в свою страну… Если челядин Русский будет украден или убежит или будет насильно продан и Русь на это пожалуется и это будет подтверждено челядином, то пусть Русь возьмет его...

 

 

еще рефераты
Еще работы по истории