Лекция: Присоединение к Православию


Кроме лиц, не имевших до Крещения никакой конфессиональной принадлежности, Церковь присоединяет к себе уверовавших во Христа бывших иноверцев, а также покаявшихся еретиков и сектантов. В Православии существует три чина их присоединения к Церкви.

1. Через таинство крещения.

2. Через таинство миропомазания.

3. Через таинство покаяния.

При определении того, каким чином следует присоединять к Православию инославного, имеют значение критерии степени сохранности веры в том исповедании, к которому он принадлежал.

Первый чин, который предполагает присоединение к Православию через крещение, совершается в том случае, если речь идет о нехристианине (язычнике, мусульманине, иудее, буддисте или сектанте – например, муните, последователе Порфирия Иванова, «виссарионовце», свидетеле Иеговы). Это также все протестанты, кроме лютеран, реформатов, англикан и старокатоликов. Этим же чином принимаются и «древние» еретики – павлиане, евномиане, савеллиане, монтанисты, а также молокане, духоборы, субботники (26) и другие, присоединяемые к Православной Церкви, как и нехристиане, через крещение.

Также не признается крещение старообрядческих начетчиков, если нет четких свидетельств правильного совершения обряда. Дело в том, что существует ряд беспоповских согласий, радикально искажающих форму таинства, поэтому их адепты присоединяются к Православию также через крещение.

Основной критерий при этом – было ли совершено над присоединяемым к Православию правильное крещение (в три погружения с произнесением крещальной формулы). Поскольку крещение неизгладимо (об этом свидетельствует Никео-Цареградский Символ веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов...»), то 47-е Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер, аще поистине имеющего крещение (правильно крещенного) вновь окрестит… да будет извержен (то есть лишен священного сана)». Поэтому если к Православию присоединяется лютеранин, кальвинист либо иной протестант, крещенный во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то происходит это не через крещение, а через миропомазание.

Второй чин, который предполагает присоединение к Православию через миропомазание, совершается над протестантами, имеющими правильное Крещение, но не миропомазанными, а также над армянами и католиками, над которыми не было совершено это таинство.

Протестанты не только не признают таинства миропомазания, но и не имеют непрерывного иерархического преемства, которое Православная Церковь признает необходимым условием правильности совершения таинств (правила Второго, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов). Что касается католиков и армян, то они получают правильное миропомазание, а потому чрез это таинство принимаются только те из них, которые не были миропомазаны. Чин принятия в Православную Церковь лиц указанных исповеданий состоит из оглашения и самого миропомазания.

Через миропомазание присоединяются к Православной Церкви и немногочисленные «древние» еретики: македониане, новациане, ариане и аполинариане.

Третий чин присоединения к Православию – через покаяние – совершается над старообрядцами поповского согласия, католиками, несторианами и монофизитами. Это предполагает, что вероучения вышеназванных церковных сообществ не в полной мере соответствуют вероучению Православной Церкви, но тем не менее признается действенность совершаемых ими таинств крещения и миропомазания.

еще рефераты
Еще работы по истории