Лекция: Русско-японская война 1904-1905 годов. Первая русская революция. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

Не в силах справиться с нараставшей революционной волной, царское правительство разжигало психоз войны на Дальнем Востоке. “Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война”, — говорил министр внутренних дел В.К. Плеве. Николай II ответил отказом. Земский съезд 71 голосом против 27 высказался за введение конституции в России. Началась петиционно-банкетная кампания: в короткий срок в 34 городах прошло более 120 банкетов, в которых участвовало более 30 тыс. человек. На высочайшее имя посыпались сотни петиций о даровании конституции.

9 января 1905 года Гапон повел 100 тыс. рабочих с женами, детьми, хоругвями и царскими портретами к Зимнему дворцу бить челом и просить у царя “правды и защиты”. Этот агент-провокатор выдвинул план действий — нечто среднее между прошением и бунтом. Петиция рабочих начиналась словами: “Государь! Воззри на наши страдания!”, а кончалась требованием Учредительного собрания. Дядя царя великий князь Владимир Александрович заявил на совещании сановников 8 января: “Лучшее средство от народных бедствий — повесить сотню бунтовщиков”. Николай II не решился вернуть посланную из Балтийского моря вторую Тихоокеанскую эскадру адмирала Рождественского. 14 мая в Цусимском проливе русский флот был разгромлен и потоплен. Русские потеряли все броненосцы, из 38 кораблей Рождественского во Владивосток прорвалось только 3, японцы не потеряли ни одного корабля. Это было уже не просто поражение, а катастрофа. Неудачи на фронте вызвали летом 1905 года волнения крестьянства и армии. Мощная стачка прошла в Иваново-Вознесенске, где рабочие создали первый в России совет.

Николай Шипов; численность — 65-70 тыс. членов; социальный состав — промышленная и финансовая буржуазия, либеральные помещики, состоятельная интеллигенция). Программа: содействие правительству, “идущему по пути спасительных реформ”; модернизация страны, защита принципа конституционной монархии, единого и неделимого российского государства; решение крестьянского вопроса, минуя принудительное отчуждение помещичьей земли; ограничение права стачек и отказ от введения 8-ми часового рабочего дня.

Левое, радикально-либеральное крыло составляла Конституционно-демократическая партия (лидеры — братья Долгоруковы, А.А. Кизеветтер, В.А. Маклаков, П.Н. Милюков, П.Б. Струве; численность 50-55 тысяч; социальный состав: прежде всего, интеллигенция, либеральные буржуа и помещики, удельный вес рабочих и крестьян не превышал 15%). Кадеты представляли российский левый вариант европейского либерализма. Программа — правовое государство в форме конституционной монархии, гражданские права, национальное, сословное, культурное равноправие; решение аграрного вопроса через принудительное отчуждение части помещичьих земель; признание права рабочих на стачки и 8-ми часовой рабочий день.

Тормозом на пути осуществления реформ вставал традиционалистско-дворянский лагерь: Русская монархическая партия, Союз русских людей, Всероссийский союз земельных собственников. Основной силой стал Союз русского народа (А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич), номинальная численность которого в 1907I Государственную думу, но было уже поздно. Разгоряченная масса вышла из-под контроля либеральных деятелей и устремилась за левыми эсерами и большевиками, призывавшими к восстанию, свержению царя и переделу помещичьих имений. В верхах тоже возобладали крайние силы. В апреле 1906 г. Витте со всем кабинетом был отправлен в отставку. Немалую роль в этом сыграла личная неприязнь Николая I Думу. Выборы в II такая дума была совершенно неприемлемой.

Требования думцев о принудительном отчуждении части помещичьих земель, об “ответственном министерстве” и, наконец, отказ большинства Думы осудить революционный террор, как это предлагали умеренные депутаты, вызвали возмущение Николая I Государственная Дума была распущена.

В день роспуска II Государственную Думу Столыпин пытался направить в обозначенное царским правительством русло.

Следует отметить, что крупнейшими фракциями в Думе были: кадеты — 98, трудовики — 104, автономисты — 76, социал-демократы — 65, черносотенцы и октябристы — 54.

3 июня 1907 г. под предлогом обвинения 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота несговорчивая Дума была распущена. Положение о выборах в нее — в нарушение Манифеста от 17 октября — было изменено. Государственный переворот знаменовал окончание первой русской революции.

Главным итогом революции 1905 — 1907 гг. стало ограничение самодержавия, учреждение законодательного представительства, умеренных гражданских и политических свобод, появление легальных партий и профсоюзов. Повысился жизненный уровень рабочих. В деревне были отменены выкупные платежи. Началось осуществление столыпинской аграрной реформы. Однако сохранение “полусамодержавной” монархии и помещичьего землевладения, систематическое урезание достигнутых прав и свобод оставили значительную часть оппозиции неудовлетворенной.

Правительство, возглавляемое Столыпиным, главной целью ставило коренную модернизацию экономики (прежде всего аграрного сектора) и частичное реформирование социальных отношений и госаппарата. Это должно было поставить Россию в один ряд с индустриально развитыми державами мира. Курс реформ был рассчитан на 10 — 20 лет.

Следует подчеркнуть, что основным гарантом успешного осуществления намеченных реформ являлась личность Петра Аркадьевича Столыпина. Столыпин явился “харизматическим лидером”, сумевшим благодаря исключительности своих личных качеств вернуть государственной власти утраченный ею авторитет. Но добавим, что “харизматические” свойства личности премьер-министра могли быть эффективными лишь до тех пор, пока политика Столыпина пользовалась полной поддержкой со стороны настоящего “хозяина земли русской” — Николая XIX века М.М. Сперанского; отец А.Д. Столыпин — участник Крымской войны, друг Льва Толстого и приближенный императора Александра II назначает его министром внутренних дел, а уже в июле 44-х летний Столыпин возглавил правительство.

Важным звеном третьеиюньского режима была Государственная Дума. Новый избирательный закон от 3 июня 1907 года предусматривал сокращение числа выборщиков от крестьян в Думу на 56 %; избрание депутатов от рабочих только в 6-ти губерниях; уменьшение представительства от национальных окраин; увеличение выборщиков от помещиков на 33 %. Третьеиюньская монархия опиралась на дворян, помещиков, крупную и среднюю торгово-промышленную буржуазию, на великодержавные настроения русского населения.

Избранная по новому закону о выборах I Думе. Столыпин вместе со своим заместителем А.В. Кривошеиным, знатоком сельского хозяйства, переработал проект Витте и провел его царским указом от 9 ноября 1906 г.

Этим указом отменялся закон 1893 г. о неприкосновенности общины и разрешался свободный выход крестьян с землей из общины с закреплением своих наделов в частную собственность. С согласия пятой части домохозяев деревни можно было свести все наделы в участок (отруб) и перенести туда свои постройки (хутор).

На приобретение земли крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском банке под незначительные проценты сроком на 55,5 лет. Концентрация более шести наделов в одних руках запрещалась. Продажа земли помимо Крестьянского банка и переход ее в руки иностранцев тоже пресекались. Предусматривались меры по государственной поддержке переселения в Сибирь и Среднюю Азию.

Отметим некоторые результаты проводимых реформ. Уже к 1915 г. из общины вышло около 27 % всех общинных дворов; создано 1265 тысяч хуторов и отрубов (10,3 % от всего числа крестьянских хозяйств); из деревни в город ушли 4 млн. общинников, продавших свои земли. К концу 1916 г. помещичье землевладение сократилось с 53 млн. до 44 млн. десятин — 9 млн. десятин без революций и экспроприаций перешло в руки крестьян. За 10 лет с 1906 – 1916 гг. 2,5 млн. бедных крестьян переселились в Сибирь и Туркестан, получив за Уралом более 31 млн. десятин земли и составив оплот российского владычества в огромных азиатских владениях империи.

Важнейшими результатами реформы явилось то, что с 1909 г. устойчиво росли урожаи, на рынках Европы вологодское и сибирское масло вытеснило продукцию датских и английских фермеров. Россия больше не знала голода. «Столыпинские» крестьянские хозяйства подняли производительность труда до 70 % уровня США при вчетверо меньшей технической вооруженности. Медленно, но неуклонно улучшалось рабочее законодательство. Столыпин намеревался реорганизовать систему местного управления, предоставив большие права земствам, перестроить суд, сделать шаги к уравнению в правах с православными верующих других конфессий.

Столыпин верил в духовные силы общества и правильность избранного курса. В 1909 г. в интервью саратовской газете «Волга» он произнес слова, подхваченные всей русской печатью: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!».

К 1911 г. столыпинская политика «бонапартистского лавирования» окончательно перестала удовлетворять дворянско-традиционалистский лагерь «излишним» реформаторством. В то же время либералы проявляли все большее недовольство замедлением преобразований.

Столыпина ссорили с императрицей, которая считала, что царь оказывается в тени деятельного премьера. Под влиянием Александры Федоровны Николай II, обязанный ему столь многим, даже не пришел на похороны, зато приказал прекратить дело о попустительстве убийству и сказал, предлагая премьерство Владимиру Николаевичу Коковцову: “Надеюсь, что вы меня не будете заслонять, как Столыпин?”.

Деятельность Столыпина была последней выдающейся попыткой спасения государства от надвигавшейся катастрофы, энергичным и мощным рывком империи к модернизации. Курс, выбранный им, был единственно правильным, но, видимо, реформы пришли слишком поздно. Раскол между государством и интеллигенцией, превратившейся после 1905 года в пропасть, Столыпину преодолеть не удалось. Лишившись возможных союзников, Столыпин постепенно оказался в политической изоляции и, когда лишился поддержки царя, погиб. Сразу после его смерти модернизация была свернута, что сделало новую революцию неизбежной. В 1911 – 1914 гг. происходило постепенное разложение третьеиюньской системы. Окончательно связав себя с дворянско-традиционалистским лагерем, царский режим постепенно деградировал, отказываясь не только от политики реформ, но и вообще от четкой политической программы.

С 1911 г. все более очевидному исчерпанию реформаторского “ресурса” верхов начинает соответствовать новый подъем революционного движения. Расстрел рабочих на Ленских золотых приисках (апрель 1912 г.) поднял уровень рабочего забастовочного движения к маю 1913 г. до 1 млн. человек. К лету 1914 г. размах стачек превысил уровень 1905 г.: в первом полугодии 1914 г. бастовало около 1,5 млн. человек.

еще рефераты
Еще работы по истории