Лекция: Специально для сайта: WWW.SLOVO.YAXY.RU 105 страница

 

ВАЛЬЕ (Valier) Макс (1895-1930)

немецкий инженер, пропагандист идеи космических полетов. В 1928-29 проводил опыты по применению ракетных двигателей на автомобилях, дрезинах и др. Погиб при экспериментах с жидкостными ракетными двигателями.

 

ВАЛЬЕ-И-КАВЬЕДЕС (Valle y Caviedes) Хуан дель (ок. 1652-1694)

перуанский поэт-сатирик. Последователь Ф. де Кеведо-и-Вильегаса. Его сатиры и эпиграммы расходились в устной форме (сборник «Зубастый Парнас» опубликован лишь в 1873).

 

ВАЛЬЕХО (Vallejo) Сесар (1892-1938)

перуанский писатель. В лирике, отмеченной влиянием модернизма, — элементы традиционного индейского мироощущения, мотивы одиночества, смерти, человеческих страданий (сборники «Черные герольды», 1918; «Трильсе», 1923; «Человечьи стихи», опубликованы 1939). Роман о перуанских рабочих-индейцах «Вольфрам» (1931). Книга очерков «Россия, 1931 год» (1931).

 

ВАЛЬЗЕР (Walser) Мартин (р. 1927)

немецкий писатель, член «Группы 47». Социальная критика, яркая сатирическая образность в трилогии «Половина игры» (1960), «Единорог» (1966), «Крушение» (1973). Духовная деградация личности, бессильной противостоять социальным и идеологическим механизмам общества, трагическая разобщенность людей в романах «Болезнь Галлистля» (1972), «По ту сторону любви» (1976), «Лебединый дом» (1980), «Прибой» (1985); повести, пьесы.

 

ВАЛЬЗЕР Роберт (1878-1956)

швейцарский писатель. Писал на немецком языке. В социальных романах «Семья Таннер» (1907), «Помощник» (1908), «Якоб фон Гунтен» (1909), в новеллах — пародия на правопорядок в Швейцарии.

 

ВАЛЬКИРИИ (др.-сканд. Valkyrja

букв. — выбирающая убитых), в скандинавской мифологии воинственные девы, решающие по воле бога Одина исход сражений. Отбирали храбрейших из павших воинов и уносили в Вальхаллу. Образ Валькирии использован в музыке и поэзии (опера «Валькирия» Р. Вагнера и др.).

 

ВАЛЬМИ (Valmy)

селение во Франции, к западу от Вердена (департамент Марна). Ок. Вальми 20.9.1792, во время войны революционной Франции против 1-й антифранцузской коалиции, французская армия впервые разбила войска австро-прусских интервентов и французских роялистов.

 

ВАЛЬМИКИ

легендарный древнеиндийский поэт. Считается автором первоначального текста поэмы «Рамаяна». Вальмики — один из героев ее 1-й и 7-й книг более позднего происхождения.

 

ВАЛЬМОВАЯ КРЫША

4-скатная, с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.

 

ВАЛЬРАС (Walras) Леон Мари Эспри (1834-1910)

швейцарский экономист. Построил общую экономико-математическую модель народного хозяйства.

 

ВАЛЬРАФ (Wallraf) Гюнтер (р. 1942)

немецкий писатель, член «Группы 61». Публицистические очерки («Нежелательные репортажи», 1970) и документальные книги «Рождение сенсации...» (1977), «Свидетели обвинения...» (1976), «Справочник по „Бильд“ (1981), „На самом дне“ (1985).

 

ВАЛЬСАМОН Феодор (ок. 1140 — после 1195)

византийский канонист. Автор толкования на номоканон Фотия, вошедшего в состав Пидалиона — греческой Кормчей — и ставшего одним из важнейших документов канонического права Православной церкви.

 

ВАЛЬС-БОСТОН

американский бальный танец свободной композиции, с характерным широким шагом на первую долю такта. Музыкальный размер 3/4.

 

ВАЛЬТЕР

автоматический 8-зарядный пистолет немецкой фирмы „Вальтер“, калибр 9 мм. Состоял на вооружении немецко-фашистской армии (образец 1938), применялся во 2-й мировой войне.

 

ВАЛЬТЕР Александр Филиппович (1898-1941)

российский физик, член-корреспондент АН СССР (1933). Основные труды по пробою диэлектриков.

 

ВАЛЬТЕР Антон Карлович (1905-65)

украинский физик, академик АН Украины (1951). Труды по ядерной физике. Руководил сооружением первого советского электростатического ускорителя электронов до 2,5 МэВ (1935-36). Участник сооружения линейного ускорителя электронов до 1,8 ГэВ (1964, Харьков).

 

ВАЛЬТЕР (Walter) Бруно (наст. имя и фам. Бруно Вальтер Шлезингер

Schlesinger) (1876-1962), немецкий дирижер. Работал в оперных театрах Вены, Мюнхена, Лондона, Берлина, с оркестром Гевандхауза в Лейпциге. В 1933 эмигрировал, с 1939 в США. Гастролировал в России. Прославился интерпретацией произведений В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Г. Малера.

 

ВАЛЬТЕР (Walther) Йоханнес (1860-1937)

немецкий геолог, иностранный почетный член АН СССР (1930). Труды по палеоэкологии, учению о фациях, биологии моря. Разрабатывал метод актуализма в геологии.

 

ВАЛЬТЕР Петр Александрович (1888-1947)

российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1933). Основные труды по аэро- и гидродинамике. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

 

ВАЛЬТЕР СКОТТ

см. Скотт В.

 

ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЙДЕ (Walther von der Vogelweide) (ок. 1170 — ок. 1230)

немецкий поэт-миннезингер. Пейзажная и любовная лирика, сатирические шпрухи, направленные против княжеских междоусобиц и папства.

 

ВАЛЬХАЛЛА

Валгалла (др.-сканд. Valholl — чертог мертвых), в скандинавской мифологии дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь.

 

ВАЛЬЦЕВАНИЕ (вальцовка)

деформирование в ковочных вальцах заготовок из металла, резиновых смесей, пластмасс. С помощью вальцевания получают готовые детали, точные заготовки для штамповки и др.

 

ВАЛЬЦЫ (от нем. Walze — валок

каток), рабочий инструмент кузнечных, дробильных и др. машин — 2 валка, вращающиеся в противоположных направлениях, что обеспечивает захват и обработку материала, проходящего между ними. Поверхность дробильных вальцов рифленая, в ковочных вальцах имеется ручей, соответствующий конфигурации детали.

 

ВАЛЬЯДОЛИД (Valladolid)

город в Испании, административный центр пров. Вальядолид. 334 тыс. жителей (1990). Машиностроение, химическая промышленность, цветная металлургия; производство ювелирных изделий. Университет. Известен с 10 в. Церковь Санта-Мария ла Антигуа (11-14 вв.), церковь Сан-Пабло (15 в., в стиле платереско), обрамленная портиками площадь Пласа Майор (16 в.).

 

ВАЛЮТА (итал. valuta

букв. — стоимость), 1) денежная единица какой-либо страны и ее тип (золотая, серебряная, бумажная); 2) средства на счетах, бумажные деньги, монеты, векселя, чеки, используемые в международных расчетах (иностранная валюта). См. также Обратимость валют.

 

ВАЛЮТНАЯ МОНОПОЛИЯ

исключительное право государства на операции с иностранной валютой, золотом. Связана с монополией внешней торговли.

 

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА МИРОВАЯ

форма организации международных валютных отношений, обусловленная развитием мирового хозяйства и юридически закрепляемая межгосударственными соглашениями. Ее определяющие элементы: национальные и коллективные валютные единицы, состав и структура международных ликвидных активов (валютные средства и золотые резервы), механизм валютных паритетов и курсов, условия взаимной обратимости валют, объем валютных ограничений, формы международных расчетов, режим международных валютных рынков и мировых рынков золота, статус межгосударственных валютно-кредитных организаций, регулирующих валютные отношения. См. также Золотой стандарт, Золотовалютный стандарт, Ямайское соглашение.

 

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНАЯ

форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством. Ее элементы: национальная денежная единица, состав официальных золотовалютных резервов, валютный паритет и механизм фомирования валютного курса, условия обратимости валюты, наличие или отсутствие валютных ограничений, порядок внешних расчетов страны, режим национального валютного рынка и рынка золота, статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны.

 

ВАЛЮТНЫЕ БЛОКИ

группировки государств, в которых валюта стран-участниц прикреплялась к валюте страны-гегемона. Возникли в ходе мирового экономического кризиса 1929-33 (стерлинговый 1931, долларовый 1933, золотой 1933-36), трансформировались в валютные зоны.

 

ВАЛЮТНЫЕ ЗОНЫ

группировки государств, сложившиеся во время и после 2-й мировой войны на базе валютных блоков. В валютных зонах проводится известная координация валютной политики и системы внешних расчетов. Основные валютные зоны — стерлинговая, долларовая, зона франка.

 

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

система государственных мероприятий, направленная на ограничение операций с иностранной валютой, золотом и др. валютными ценностями. Устанавливаются законодательным путем или в административном порядке; составная часть валютной политики государства. Валютные ограничения предусматривают: запрещение купли-продажи иностранной валюты; сдачу ее государственным органам по официальному курсу; регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала; репатриацию прибылей. При валютных ограничениях валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномоченных банках. Валютные ограничения применяются как крайнее средство против стойкого дисбаланса расчетов с заграницей и для поддержания валютного курса, а также с целью изыскания средств для выплаты внешней задолженности.

 

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

банковские операции на валютных рынках, связанные с куплей-продажей иностранной валюты. Валютная операция осуществляется на условиях немедленной поставки валют (»спот") и в форме срочных сделок, т. е. поставка валюты в будущем по курсу, существовавшему на момент заключения сделки («форвард»). Срочные валютные операции проводятся как для страхования от валютных рисков, так и для спекуляции на разнице между фактическими и ожидаемыми курсами. Ряд валютных операций представляет собой сочетание сделок «спот» и «форвард».

 

ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ

ценности, в отношении которых государство устанавливает ограниченный режим обращения. Так, в Российской Федерации к валютным ценностям относятся: иностранная валюта и выраженные в ней платежные документы и ценные бумаги, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы), природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты), жемчуг, за исключением бытовых ювелирных и др. изделий из этих металлов и камней.

 

ВАЛЮТНЫЙ КРИЗИС

обострение противоречий в валютной сфере, проявляющееся в резких колебаниях валютных курсов, несбалансированности платежных балансов, перемещениях ссудного капитала. Валютный кризис сопровождается усилением государственного вмешательства в форме девальваций и ревальваций, введением валютных ограничений, проведением мероприятий общеэкономического характера.

 

ВАЛЮТНЫЙ КУРС

цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Валютные отношения экономически развитых стран основываются на «плавающих» валютных курсах, зависящих от спроса и предложения на национальные валюты на соответствующих рынках.

 

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

совокупность спроса и предложений на валюты. Участники валютного рынка: банки, предприятия-экспортеры и импортеры, инвесторы, центральные банки, брокерские фирмы и др. финансовые учреждения. Опосредует международные расчеты.

 

ВАЛЮШКИС Гедиминас (р. 1927)

литовский архитектор, заслуженный архитектор Литвы (1977). Жилой район Лаздинай в Вильнюсе (1965-66, 1969-73, с соавторами). Ленинская премия (1974).

 

ВАМПИЛОВ Александр Валентинович (1937-72)

русский драматург. Остроконфликтные нравственно-психологические пьесы: «Старший сын», «Утиная охота» (обе 1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972), сатирические пьесы.

 

ВАМПИРЫ (десмодовые)

семейство летучих мышей. Длина тела 6,5-9 см. 3 вида, в тропиках и субтропиках Америки. Питаются только свежей кровью млекопитающих и птиц. Вампирами называют также представителей некоторых др. семейств летучих мышей, напр. ложных вампиров.

 

ВАМПУ ШКОЛА

см. Хуанпу школа.

 

«ВАМПУКА...»

опера-пародия, высмеивающая условности и обветшалые традиции в оперных спектаклях. Музыка дирижера и композитора В. Г. Эренберга на текст пьесы «Вампука, принцесса Африканская» М. Н. Волконского. Поставлена в Санкт-Петербурге в 1909. Название «вампука» обычно используется как обозначение всего искусственного, ходульного в театральных постановках.

 

ВАМПУМ (от индейск. wampumpeag — нити с нанизанными на них раковинами)

средство запоминания и передачи сообщений у индейских племен Сев. Америки. Содержание сообщения выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин.

 

ВАН

город на востоке Турции, на восточном берегу оз. Ван, административный центр иля Ван. 153 тыс. жителей (1990). Мукомольная, цементная промышленность. Возник в 1-м тысячелетии до н. э. как древнеармянский город, до 6 в. до н. э. — Тушпа, которая была столицей государства Урарту. В 11 в. захвачен Византией, в 17 в. — турками.

 

ВАН (Van)

бессточное соленое озеро на востоке Турции. Расположено на Армянском нагорье на высоте 1720 м. Ок. 3,7 тыс. км2, глубина до 145 м. У берегов Вана — вулканы Сюпхан и Немрут. Рыболовство, солеварение, судоходство (железнодорожный паром на линии Анкара — Тебриз).

 

ВАН

титул правителей государств и княжеств в Китае и Корее в древности и средние века.

 

ВАН АЛЛЕН (Van Allen) Джеймс Альфред (р. 1914)

американский астрофизик. В качестве главного исследователя космической программы, осуществляемой на искусственном спутнике Земли «Эксплорер-1», обнаружил (1958) заряженные частицы высокой энергии, образующие радиационные пояса вокруг Земли («пояса Ван Аллена»).

 

ВАН АНЬШИ (1021-86)

китайский реформатор; в 1070-74 и 1075-76 первый министр. Ввел систему государственных ссуд крестьянам, заменил наемное войско армией, комплектуемой путем рекрутского набора, пытался регулировать рыночные цены. Большая часть реформ была отменена в 1085.

 

ВАН БАСТЕН (Van Basten) Марко (р. 1965)

нидерландский футболист. Чемпион Европы 1988. Обладатель Кубка Европейских чемпионов (1989, 1990) в составе команды «Милан» (Италия), обладатель Кубка Кубков (1987) в составе команды «Аякс» (Нидерланды). Признан лучшим футболистом Европы (1988, 1990, 1992)

 

ВАН БУРЕН (Va Buren) Мартин (1782-1862)

8-й президент США (1837-41), от Демократической партии. В 1829 государственный секретарь, в 1833-37 вице-президент.

 

ВАН ВЭЙ (699 или 701-759 или 761)

китайский живописец и поэт. Основоположник китайской монохромной пейзажной живописи, использующей тональные возможности туши. В лирических пейзажах создавал возвышенные обобщенные образы природы. В стихах отмечал едва уловимые краски и оттенки природы. Социальные мотивы выразил в мечтах об идеальном государстве.

 

ВАН ГОВЭЙ (1877-1927)

китайский историк и филолог. Труды по древнекитайской эпиграфике и др.

 

ВАН ГОГ (van Gogh) Винсент (1853-90)

нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма. Страстная эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, присущие искусству Ван Гога, выражались им в 1-й пол. 80-х гг. в произведениях, выдержанных в сумрачной гамме, проникнутых сочувствием к людям труда; с 1888 создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890).

 

ВАН ГОН (877-943)

первый правитель (ван) в 918-943 корейского государства Коре.

 

ВАН ДАММ (Van Damme; наст. фам. ван Варенбург

van Varenburg) Жан-Клод (р. 1961), бельгийский киноактер. Живет и работает в США. Чемпион карате по прозвищу «Мускулы из Брюсселя». Дебютировал в кино во французском фильме «Рю Барбар» (1983). В Голливуде снимался в фильмах, демонстрирующих его мастерство в боевых искусствах, — «Хищник» (1987), «Черный орел» (1988), «Кикбоксер» (1989), «Универсальный солдат» (1992), «Трудная мишень» (1993) и др.

 

ВАН ДЕЙК (Dyck

van) Антонис (1599-1641), фламандский живописец. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. Рубенса. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты («Карл I на охоте», 1633; портрет Г. Бентивольо, ок. 1623) замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные и мифологические композиции в духе барокко.ВАН ДЕЙК (Van Dyck, Dijk) Антонис, (22 марта 1599, Антверпен — 9 декабря 1641, Лондон), фламандский художник, один из создателей парадного аристократического портрета 17 в.Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки, Ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Однако подлинным его призванием стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, Ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.Ранний антверпенский период В 10-летнем возрасте Ван Дейк был отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. ван Балену, а в 1618 принят в гильдию живописцев св. Луки. Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремился отойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичь более самостоятельных живописных решений («Пьяный Силен», ок. 1618-20, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден; «Самсон и Далила», ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон; «Св. Мартин и нищие», ок. 1620-21, Завентам, приходская церковь; Виндзор, королевский замок).Портреты раннего антверпенского периода, запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми, отмечены строгой простотой, сердечностью («Семейный портрет», между 1618 и 1619, Эрмитаж; Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга и заказчика Рубенса, ок.1620, Национальная галерея, Лондон; живописца Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вос, собрание Фрик, Нью-Йорк; Изабеллы Брант, жены Рубенса, ок. 1620-21, Национальная галерея, Вашингтон).Итальянский период В 1621-27 Ван Дейк посетил Италию. Пребывание его в Генуе, Риме, Венеции, Милане, Палермо сопровождалось активным изучением итальянской живописи, особенно Тициана, и стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства. Внешняя представительность сочетается с внутренней одухотворенностью в портрете ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-24, галерея Питти, Флоренция).Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов («Маркиза Улена Гримальди», Национальная галерея, Вашингтон; «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале», собрание Фрика, Нью-Йорк; «Паола Адорно с сыном», Национальная галерея, Вашингтон; «Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале», Палаццо Россо, Генуя; «Маркиза Бальбиани», Метрополитен-музей; «Семейство Ломеллини», Национальная галерея, Эдинбург; «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора», Картинная галерея Берлин-Далем).Второй антверпенский период (1627-1632) В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, Ван Дейк практически становится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства («Отдых на пути в Египет», начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Более декоративна написанная на этот же сюжет картина из Эрмитажа, обычно известная как «Мадонна с куропатками» (начало 1630-х гг.). Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему присутствуют портреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (ок. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров, и менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству — фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника — баловня судьбы.Разнообразие характеристик присуще и офортам, составившим изданную в 1627 «Иконографию» — сборник офортов-портретов известных современников (из 100 изображений мастером собственноручно сделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы).Английский период В 1632 по приглашению короля Карла I Ван Дейк уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, Ван Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество.В многочисленных портретах (Филиппа Уортона, 1632, Метрополитен-музей; Томаса Уортона, конец 1630-х гг., Эрмитаж; Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп; Артура Гудвина, 1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающих атмосферу английского двора, высокий аристократизм образов сочетается с их эмоциональной утонченностью. Оригинальностью замысла отличается портрет Карла I (ок. 1635, Лувр): принципы парадного изображения выявлены здесь как бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фоне пейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня. Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает черты холодной представительности, внешней декоративности, в нем появляются символические и аллегорические аксессуары.По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». На основании рассказа приятеля Ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал над несколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.В Антверпене. Последние годы жизни Во время своей работы при английском дворе он дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ — циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла. Литература: Варшавская М. Я.: Ван Дейк. Картины в Эрмитаже. Л., 1963.Смольская Н. Ф. Антонис Ван Дейк. М.; Л., 1963.Грицай Н. И. Антонис Ван Дейк. М., 1979.Браун К. Ван Дейк: Пер. с англ. М., 1987.Larsen E. L Opera Completa di van Dyck. Milano, 1980. V. 2.Т. П. Каптерева

 

ВАН ДОНГЕН (van Dongen) Кис (1877-1968)

французский художник. По происхождению голландец. Примыкая к фовизму, в 1900-е гг. прославился темпераментными, красочными полотнами с изображением танцовщиц, дам полусвета, женскими портретами.

 

ВАН ЛИН ГУАНЬ (кит. чудесный чиновник Ван)

китайское божество — хранитель входа. Его статуи ставят у входа в храм, в мифах он охраняет дворец Юй-ди.

 

ВАН МАН (45 до н. э. — 23 н. э.)

император Китая с 9 н. э. (в результате дворцового переворота). Пытался провести реформы (ликвидация частной собственности на землю, запрет купли-продажи рабов и др.).

 

ВАН МИН (Чэнь Шаоюй) (1904-74)

китайский государственный деятель, член Политбюро ЦК и секретарь ЦК КП Китая (КПК) в 1931-45. В 1931 исполнял обязанности генерального секретаря ЦК КПК.

 

ВАН СЕНТ (Van Sant) Гас (р. 1952)

американский кинорежиссер. Работал в рекламе, занимается живописью. В кино начинал с малобюджетных экспериментальных фильмов, на которые обратили внимание критики. Фильмы «Аптечный ковбой» (1979), «Мой личный штат Айдахо» (1991), «Даже пастушкам бывает грустно» (1994) получили признание на международных кинофестивалях. В 1995 поставил первый высокобюджетный фильм «Умереть за...».

 

ВАН СЯНЬЧЖИ (?-878)

один из руководителей в Крестьянской войне 874-901 в Китае. В 878 его войско разгромлено, сам он погиб.

 

ВАН СЯОНУН (1857-1918)

китайский актер и драматург. Выступал в различных театрах страны. Лучшая роль — поэт Ли Бо в пьесе «Бродячий император». Автор пьес «Плач в храме предков», «Преподнесение карты», драматического цикла «Три проклятия» и др. В 1912 участвовал в работе «Общества по реформе драмы» в Тяньцзине.

 

ВАН ТАО (1828-97)

один из идейных предшественников реформаторского движения в Китае (см. «Сто дней реформ»). Переводчик и публицист. Труды о политическом строе стран Запада. Выступал с программой поощрения торговли и промышленности.

 

ВАН ТИГЕМ Ф. Э. Л.

см. Тигем Ф. Э. Л. ван.

 

ВАН ФЛЕК (Van Vleck) Джон Хазбрук (1899-1980)

американский физик. Труды по квантовой теории магнетизма и твердого тела. Нобелевская премия (1977, совместно с Ф. Андерсоном и Н. Моттом).

 

ВАН ХАЙ

древнекитайский царь периода Инь-Шан. Изображался держащим птиц в обеих руках.

 

ВАН ХАЙЗ (Van Hise) Чарлз Ричард (1857-1918)

американский геолог. Основные труды по докембрию Канадского щита и проблемам метаморфизма.

 

ВАН ЧУН (27 — ок. 104)

китайский философ. Основное сочинение «Взвешивание рассуждений» («Лунь хэн») объединяет идеи конфуцианства и даосизма, проникнуто рационализмом и критикой религиозных предрассудков, содержит теорию трех типов человеческой природы: доброй, злой, совмещающей добро и зло.

 

ВАН ШУ

в китайской мифологии небесный возничий, везущий Луну.

 

ВАН ШУХЭ (210-285)

китайский врач. В книге «О пульсе» (т. 1-10, 280) изложил учение о его диагностическом и прогностическом значении. Труд Ван Шухэ послужил основой учения Ибн Сины о пульсе.

 

ВАН ЭЙК (van Eyck)

нидерландские живописцы, основоположники нидерландского искусства 15 в., братья: 1) Хуберт (ок. 1370-1426), возможно, начал «Гентский алтарь». 2) Ян (ок. 1390-1441), искусство которого, основанное на представлениях о единстве и гармонии мироздания, новаторски отразило многообразную красоту реального мира и человека. По-новому применив технику живописи маслом, убедительно передавал иллюзию наполненного светом пространства, предметного мира. Религиозные картины, портреты («Гентский алтарь», окончен 1432; портрет супругов Арнольфини, 1434), миниатюры.

еще рефераты
Еще работы по истории