Лекция: Специально для сайта: WWW.SLOVO.YAXY.RU 706 страница

 

СУНДАНСКИЙ ЯЗЫК

относится к индонезийской ветви австронезийской семьи языков. Письменность на основе латинской графики.

 

СУНДАРБАН

заболоченные низовья дельты Ганга и Брахмапутры, в Индии и Бангладеш. Низменные острова (площадь ок. 27 тыс. км2) периодически затапливаются приливами. Мангровые леса и кустарники. Резерваты — Сандарбан-Форест (Индия), Сандарбан (Бангладеш). Название «Сундарбан» происходит, вероятно, от растущего здесь дерева сундри (ценная древесина).

 

СУНДМАН (Sundman) Карл Фритьоф (1873-1949)

финский астроном. Нашел (1912) решение небесно-механической трех тел задачи с помощью степенных сходящихся рядов.

 

СУНДСВАЛЛЬ (Sundsvall)

город в Швеции, порт на берегу Ботнического зал. Балтийского м. 93,4 тыс. жителей (1990). Целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение. К югу от Сундсвалля — алюминиевый завод.

 

СУНДУКЯН Габриэл Мкртичевич (1825-1912)

армянский писатель, драматург. В реалистических пьесах «Переполох» (издана 1881), «Супруги» (издана 1893), «Еще одна жертва» (издана 1894) показаны острые социальные конфликты. В пьесе «Пэпо» (издана 1876) создан образ героя из народа, протестующего против эксплуатации.

 

СУНДЫ (сунданцы

самоназвание — сунда), народ в Индонезии, главным образом на западе о. Ява. 24,5 млн. человек (1992). Язык сунданский. Верующие мусульмане-сунниты.

 

СУНДЬЯТА (Сундиата) Кейта

правитель (ок. 1230-1250 или 1255) средневекового государства Мали.

 

СУНЖА

река на Сев. Кавказе, правый приток Терека. 278 км. площадь бассейна 12,2 тыс. км2. Средний расход воды ок. 86 м3/с. Используется для орошения.

 

СУНЖЕНСКИЙ ХРЕБЕТ

в Предкавказье. Длина ок. 140 км. Высота до 926 м. Горные степи.

 

СУНЛЯО (Маньчжурская равнина)

на северо-востоке Китая, в бассейне рек Сунгари и Ляохэ. Ок. 300 тыс. км2. Высота 200-300 м. Участки степей и лесостепей. Посевы гаоляна, кукурузы, риса, бобов. На юге и востоке густо населена. Крупные города — Шэньян, Харбин, Чанчунь.

 

СУННА

мусульманское священное предание, состоящее из хадисов. Сложилось в кон. 7-9 вв.

 

СУННИЗМ

одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. В странах распространения ислама приверженцы суннизма — сунниты — составляют большинство (кроме Ирана, Юж. Ирака, Сев. Йемена). Наряду с Кораном признает сунну. При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опирается на «согласие всей общины», в отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов.

 

СУНТАР-ХАЯТА

хребет в Якутии и Хабаровском кр. Водораздел Алдана, Индигирки и рек бассейна Охотского м. Длина 450 км. Высота до 2959 м. Ледники (общая площадь св. 201 км2); ниже располагается пояс тарынов (наледей). В нижней части склонов — лиственничное редколесье, выше — горная тундра.

 

СУНЦЗИ НЯННИЯН

в китайской мифологии богиня, приносящая детей.

 

СУНЬ БИНЬ

в китайской мифологии бог — покровитель сапожников и кожевников.

 

СУНЬ ГУАНЬ (кит. три чиновника)

в китайской мифологии три божества — повелители неба, земли и воды. Изображались в облике чиновников с письменными принадлежностями в руках.

 

СУНЬ СЫ-МЯО

в китайской мифологии бог — покровитель врачей и аптекарей; обожествленный лекарь Сунь сы-Мяо (6-7 вв.).

 

СУНЬ ЯТСЕН (др. имена: Сунь Чжуншань

Сунь Вэнь) (1866-1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 — более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911-13, первый (временный) президент Китайской республики (1 января — 1 апреля 1912). В 1912 основал партию гоминьдан.

 

СУНЬ-ЦЗЫ

древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика).

 

СУОМЕНСЕЛЬКЯ (Suomenselka)

холмисто-моренная гряда в средней части Финляндии. Св. 300 км. Высота до 351 м. Озера, болота, хвойные и смешанные леса.

 

СУОМИ

финское название Финляндии.

 

СУОНСИ (Swansea)

город в Великобритании (Уэльс), порт в Бристольском зал., административный центр графства Уэст-Гламорган. 188 тыс. жителей (1991). Цветная металлургия, машиностроение, химическая, швейная промышленность. Близ Суонси — нефтеперерабатывающие заводы.

 

СУОЯРВИ

город (с 1940) в Российской Федерации, Карелия, на оз. Суоярви. Железнодорожный узел. 11,7 тыс. жителей (1993). Предприятия железнодорожного транспорта, картонная фабрика.

 

СУПАНБУРИ

город (первые вв. н. э. — 14 в.) в Центр. Таиланде, в 12-14 вв. столица тайского государства Утонг.

 

СУПАРНА

в ведийской и индуистской мифологии могучая птица. Иногда отождествляется с Гарудой.

 

СУПЕР… (от лат. suрer — сверху

над), приставка, означающая:1) расположенный сверху, над чем-либо (напр., суперобложка.2) Высшего качества, чего-либо (напр., суперэлита).3) Главный (напр., суперарбитр).

 

СУПЕРАРБИТР

член арбитража, избранный др. арбитрами, имеющий право решающего голоса при отсутствии согласия между др. арбитрами.

 

СУПЕРВИЗОР (супервайзер) (англ. supervisor

букв. — надсмотрщик), управляющая программа (или комплекс программ), предназначенная для организации многопрограммного режима работы ЭВМ (или вычислительной системы).

 

СУПЕРГЕТЕРОДИННЫЙ РАДИОПРИЕМНИК

приемник, в котором до детектирования принимаемого радиосигнала производится преобразование (понижение) несущей частоты, не изменяющее закона модуляции. Наиболее распространен.

 

СУПЕРИКОНОСКОП (от супер… и иконоскоп)

передающий электронно-лучевой прибор с накоплением заряда и переносом изображения с фотокатода на диэлектрическую мишень. Накопление заряда и образование потенциального рельефа на мишени суперкиноскопа происходит в результате вторичной электронной эмиссии. Из-за недостаточной чувствительности супериконоскоп вытеснен к нач. 70-х гг. 20 в. др. передающими телевизионными трубками, напр. суперортиконом.

 

СУПЕРИНВАР

см. Инвар.

 

СУПЕРКАЛАНДР (от супер… и каландр)

устройство для отделки бумаги (повышения гладкости, уплотнения, тиснения и т. д.); состоит из 6-12 бумажных и металлических горизонтальных валов (обычно расположены один над другим), между которыми пропускают бумажное полотно.

 

СУПЕРМАЛЛОЙ

см. Пермаллой.

 

СУПЕРМАРКЕТ (англ. supermarket)

крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными). Супермаркеты впервые возникли в США (1930) и получили распространение после 2-й мировой войны.

 

СУПЕРОРТИКОН (от супер… и ортикон)

передающий электронно-лучевой прибор с накоплением заряда, с переносом изображения с фотокатода на двустороннюю мишень, считыванием изображения с мишени медленными электронами и последующим усилением видеосигнала вторичным электронным умножителем. Одна из наиболее распространенных телевизионных трубок.

 

СУПЕРПАРАМАГНЕТИЗМ

парамагнетизм системы мелких (1-10 нм) ферро- или ферримагнитных однодоменных частиц во внешнем магнитном поле. Внешнее поле ориентирует магнитные моменты частиц по полю без изменения направления самих частиц, в то время как у парамагнитных газов магнитные моменты переориентируются вместе с их носителями — молекулами. Суперпарамагнетизмом обладают, напр., микрочастицы Со, выпадающие из твердого раствора Cu — Co.

 

СУПЕРПОЗИЦИИ ПРИНЦИП

1) в классической физике: результирующий эффект от нескольких независимых воздействий; представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым воздействием в отдельности. Справедлив для систем или полей, описываемых линейными уравнениями; важен в механике, теории колебаний и волн, теории физических полей.2) В квантовой механике принцип суперпозиции относится к волновым функциям: если физическая система может находиться в состояниях, описываемых двумя (или несколькими) волновыми функциями, то она может также находиться в состоянии, описываемом любой линейной комбинацией этих функций (принцип суперпозиции состояний).

 

СУПЕРПОЗИЦИОННАЯ КАРТА

перфокарта, на которую поисковые признаки записанной информации наносятся в виде системы отверстий так, что у карт с однотипной информацией эти отверстия совпадают «на просвет». Используется как носитель информации в информационно-поисковых системах.

 

СУПЕРСИММЕТРИЯ (от супер… и симметрия)

гипотетическая симметрия, объединяющая в одну группу (супермультиплет) частицы с разными спинами, как с целыми (бозоны), так и с полуцелыми (фермионы), т. е. подчиняющиеся разным квантовым статистикам. Должна проявляться при сверхвысоких энергиях. По современным представлениям является основой для построения единой теории всех взаимодействий, включая гравитационное.

 

СУПЕРСТРАТ (от лат. superstratum — настланное)

язык пришельцев по отношению к языку первоначального населения; следы влияния языка пришельцев на язык коренного населения (ср. Субстрат).

 

СУПЕРФИНИШ (суперфиниширование) (от супер… и англ. finish — отделка

обработка), тонкая отделочная обработка поверхностей деталей брусками из мелкозернистых абразивных материалов.

 

СУПЕРФОСФАТ

фосфорное удобрение для разных почв под различные сельскохозяйственные культуры. В основном Са(Н2РО4)2 с примесью гипса. Простой гранулированный (содержит 14-19,5% Р2О5), двойной (45-48% Р2О5), аммонизированный, марганизированный, борный, молибденовый.

 

СУПЕРЭЛИТА

семена лучших растений, полученные в научно-исследовательских учреждениях, наиболее полно передающие все признаки и свойства сорта. Используют для получения семян элиты.

 

СУПЕСЬ

песчано-глинистая осадочная горная порода, содержащая 10-20% глинистых частиц. Термин «супесь» применяется и для обозначения гранулометрического состава почв.

 

СУПИНАТОР (от лат. supino — опрокидываю)

ортопедическое приспособление (стелька), вкладываемое в обувь при плоскостопии.

 

СУПО (Soupault) Филипп (1897-1990)

французский поэт-сюрреалист. Сборник галлюцинаторных стихотворений в прозе «Магнитные поля» (1920, в соавторстве с А. Бретоном). Лирика 1917-73 гг. собрана в книге «Стихи и стихотворения»(1977). Эссе о У. Блейке (1928), Лотреамоне (1929), Ч. Чаплине (1930). Мемуарная книга «Воспоминания о забвении» (1981).

 

СУППИЛУЛИУМА I

хеттский царь в 1380-1340 до н. э. Подчинив Митанни, восстановил господство хеттов в Передней Азии.

 

СУППЛЕТИВИЗМ (от позднелат. suppletivus — дополняющий)

образование форм одного и того же слова от разных основ («я — меня», «иду — шел», «хороший — лучше»).

 

СУППОЗИТОРИИ (от лат. suppono — прикладываю снизу)

то же, что свечи.

 

СУППОРТ (от позднелат. supporto — поддерживаю)

основной узел металлорежущего станка (обычно токарной или строгальной группы) для закрепления и перемещения режущих инструментов.

 

СУПРАЛИТОРАЛЬ (от лат. supra — над

выше и литораль), зона на границе моря и суши, расположенная выше литорали. В супралиторали соприкасаются морская и наземная фауна и флора; супралитораль орошается брызгами прибоя, особенно во время штормов, иногда покрывается водой при ветровых нагонах.

 

СУПРАСЛЬСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

хранилась в Супрасльском монастыре (ныне территория Польши); составлена в 1-й пол. 16 в. Охватывает события с 9 в. до нач. 16 в., в т. ч. по истории Украины и Белоруссии.

 

СУПРЕМАТИЗМ

стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, «высший, последний»), которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок.

 

СУПРЕССИЯ (от лат. suppressio — давление)

полное или частичное восстановление у наследственно измененных форм организма (мутантов) нормального проявления признака в результате новой мутации.

 

СУПРЕФЕКТ (франц. sousprefet)

во Франции до 1983 представитель префекта в административном округе.

 

СУПРУГИ (правовое положение)

лица, состоящие в надлежаще оформленном браке. По российскому праву супруги полностью равноправны; при регистрации брака могут сохранить добрачные фамилии либо избрать общую — по фамилии одного из них; имеют равные права на имущество, нажитое во время брака. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга, в ряде случаев — и после расторжения брака.

 

СУПРУН Степан Павлович (1907-41)

летчик, дважды Герой Советского Союза (1940, 1941, посмертно), подполковник (1940). Участник боев с японскими войсками в Китае (1939-40). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир полка; сбил 2 самолета противника, погиб в бою вместе с шестью немецкими самолетами.

 

СУПРУНЕНКО Николай Иванович (1900-84)

историк, академик АН Украины (1972). Труды по истории Украины.

 

СУПРУТСКОЕ ГОРОДИЩЕ

2-й пол. 1-го тыс. н. э. у одноименного села в Тульской обл., торгово-ремесленный центр кон. 1-го тыс. Остатки наземных жилищ, гончарный горн, погребения.

 

СУР (древнее финикийское название Тир)

город на юге Ливана, порт на Средиземном м. 14 тыс. жителей (1975). Ремесла (изделия из шелка и стекла). Известен с 4-го тыс. до н. э. Остатки древних и средневековых построек. Археологический музей. Туризм.

 

СУР

династия, правившая в 16 в. в Сев. Индии, основана правителем Бихара, происходившим из афганского племени сур (см. Шер-шах), изгнавшим из Дели Великого Могола Хумаюна.

 

СУРА (араб.)

глава Корана.

 

СУРА

река в европейской части Российской Федерации, правый приток Волги. Ок. 841 км, площадь бассейна 67,5 тыс. км2. Средний расход воды 260 м3/с. Сплавная. Судоходна на 394 км от устья.

 

СУРАБАЯ (Surabaya)

город в Индонезии, на о. Ява, морской порт в устье р. Кали-Мас (рукав Брантас), административный центр пров. Вост. Ява. 2,4 млн. жителей (1990). Паромом связан с о. Мадура. Металлообрабатывающая, машиностроительная, нефтехимическая промышленность; художественные промыслы (батик, резьба по дереву и др.). Музей. Университет.

 

СУРАБХИ

в индуистской мифологии божественная корова, живущая в сварге. Исполняет желания богов.

 

СУРАЖ

город (с 1781) в Российской Федерации, Брянская обл., на р. Ипуть. Железнодорожная станция. 12,8 тыс. жителей (1993). Фабрика технического картона; пищевые предприятия.

 

СУРАКАРТА (Соло)

город в Индонезии, на о. Ява, на р. Соло. 504 тыс. жителей (1990). Пищевая, текстильная промышленность. Центр традиционных художественных ремесел (батик и др.). Мечеть Мангкунегаран (16 в.), дворец «кратон» (18 в.).

 

СУРАКАРТА (Соло) (Surakarta

Solo), султанат на о. Ява (Индонезия) с сер. 18 в. до 1950. В Республике Индонезии в 1950 вошел в пров. Центр. Ява.

 

СУРАМСКИЙ ХРЕБЕТ

в Грузии, см. Лихский хребет.

 

СУРАНОВ Александр Степанович (р. 1913)

российский конструктор авиационного автоматического оружия. Вместе с А. Э. Нудельманом участвовал в разработке авиационных пушек НС-23, НС-37, НС-45. Государственная премия СССР (1943, 46).

 

СУРАПАТИ (Surapati) (?-1706)

национальный герой Индонезии, руководитель антинидерландского движения на о. Ява в 80-х гг. 17 — нач. 18 вв.

 

СУРАТ

город на западе Индии, шт. Гуджарат; морской порт в устье р. Тапти, близ Аравийского м. 1,5 млн. жителей (1991). Текстильная, пищевая, бумажная промышленность. Художественные ремесла. Первая английская торговая фактория в Индии (основана в 1613).

 

СУРБАРАН (Zurbaran) Франсиско (1598-1664)

испанский живописец. Представитель севильской школы. Строгий монументализм композиций и образов тонко сочетал с тщательностью в передаче предметной фактуры, теплотой цветовой гаммы, светотеневой моделировкой (цикл картин из жизни св. Бонавентуры, 1629).

 

СУРГУТ

город (с 1965) в Российской Федерации, Ханты-Мансийский а. о., порт на р. Обь. Железнодорожная станция. 258,5 тыс. жителей (1993). Центр нефтегазодобывающнго района. ГРЭС-I и ГРЭС-II. Газоперерабабатывающая, деревообрабатывающая, пищевая, рыбная промышленность. Краеведческий музей. Основан в 1593, центр русской колонизации Сибири.

 

СУРГУЧ

смесь сосновой канифоли, пигмента и минерального масла. Температура размягчения 60-90 °С. Применяют для опечатывания почтовых отправлений, бутылочной посуды и др.

 

СУРГУЧЕВ Михаил Леонидович (1928-91)

российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1990). Основные труды по разработке нефтяных и газовых месторождений, в т. ч. по методам увеличения нефтеотдачи пластов. Ленинская премия (1966).

 

СУРДАС (ок. 1483 — ок. 1563)

индийский поэт, певец, проповедник. Слагал стихи на брадже (одном из диалектов хинди). Его поэзия связана с традициями религиозно-реформаторского движения бхакти. Лироэпическая поэма «Море поэзии Сурдаса» запечатлела крестьянскую жизнь, верования, язык.

 

СУРДИНА (сурдинка) (франц. sourdine

итал. sordina, от лат. surdus — глухой, глухозвучащий), приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра.

 

СУРДОКАМЕРА (от лат. surdus — глухой и камера)

помещение со звуконепроницаемыми стенами, служащее для проведения физиологических, психологических и др. исследований, а также тренировок (напр., при подготовке космонавтов) в условиях отсутствия звуковых раздражителей.

 

СУРДОПЕДАГОГИКА (от лат. surdus — глухой и педагогика)

отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

 

СУРДОТЕХНИКА

отрасль приборостроения; разработка и производство технических средств для коррекции и компенсации недостатков слуха и обусловленных ими нарушений речи.

 

СУРЕНЬЯНЦ Вардгес Яковлевич (1860-1921)

армянский живописец, график и театральный художник. Эффектные исторические и историко-бытовые картины («Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899).

 

СУРЕПИЦА

однолетнее травянистое растение рода капуста семейства крестоцветных. Ок. 20 видов, в умеренном поясе Северного полушария. В семенах 35-45% масла; медонос.

 

СУРЕПКА

род двулетних или многолетних трав семейства крестоцветных. Ок. 20 видов, в умеренном поясе Северного полушария. Сорняки, растут на влажных местах по лугам, пастбищам, пустырям, у дорог. Сурепку весеннюю, или зимний кресс, культивируют в Зап. Европе как салатное растение.

 

СУРЕПНОЕ МАСЛО

растительное жирное масло, получаемое из семян сурепицы. Используется главным образом в мыловаренной и лакокрасочной промышленности.

 

СУРЖИНА Нонна Андреевна (р. 1937)

украинская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1976). С 1963 в Харьковском, с 1974 в Днепропетровском театрах оперы и балета.

 

СУРИЙО ТАИ

национальная героиня Таиланда. Жена короля Аютии Маха Чакрапата. В 1549 участвовала в сражении с бирманскими войсками и погибла, прикрывая отступление войск своего мужа.

 

СУРИК ЖЕЛЕЗНЫЙ

природный пигмент от желто-красного до вишневого цвета; основной компонент — оксид железа Fe2O3. Используется в лакокрасочных материалах, образующих свето-, щелоче- и кислотостойкие покрытия.

 

СУРИК СВИНЦОВЫЙ

пигмент от светло-оранжевого до красного цвета; оксид свинца Pb3O4. Применяется в нижних (грунтовочных) слоях антикоррозионных лакокрасочных покрытий. Ядовит.

 

СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916)

российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Березове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887; «Покорение Сибири Ермаком», 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.

 

СУРИКОВ Василий Иванович [12 (24) января 1848

Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва], российский художник. Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством.Родился в семье канцелярского служащего. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду; будущий мастер привык с детства воспринимать окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Д. Веласкес и художники венецианской школы, такие, как П. Веронезе. В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит «картины с затрагивающим смыслом» и «моготу форм», — и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления, из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники.Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей). Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же). Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (эскизы 1876-77 — там же).«Утро стрелецкой казни»Переезд молодого художника в «первопрестольную», впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину, смотрел «как на живых людей») явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру — картине «Утро стрелецкой казни». Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Поэтому, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» — из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера.«Утро стрелецкой казни» — грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), — производит фурор. И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии — хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года — казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I — Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя — или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории — явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, — тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества «нервных клеток» картины) — не как-нибудь поверхностно «осовременивает» образ, но, напротив, укрепляет его «древний дух» (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство.Живописец-историкСвою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе — Третьяковская галерея). Обе композиции — об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола — тоже «читаются» как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, — суровой и красочной — разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове...» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903-07, все — Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, — простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке [«П. Ф. Сурикова» (мать художника), 1887, Русский музей]. Его замечательный дар колориста, который не красит, а строит форму цветом, пользуясь открытыми, звучными тонами, с особой непосредственностью проявляется в акварельных этюдах. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели. Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме П. Пикассо, а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом-«декадентом» М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале «Аполлон»), который М. В. Нестеров назвал «быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках» (в письме А. А. Турыгину, 1927).Среди поздних картин Сурикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Русский музей) и «Благовещение» (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма («Автопортрет», 1913, Третьяковская галерея; «Человек с больной рукой», 1913, Русский музей).Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка (напр.,. художников круга «Бубнового валета»).Литература: В. И. Суриков: Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977.Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.Суриков и Сибирь. Красноярск, 1995.Алленов М. М. Василий Суриков. М., 1996.М. Н. Соколов

еще рефераты
Еще работы по истории