Лекция: Философский и футурологический аспект
Ваше будущее зависит от многих вещей,
но, прежде всего, от вас самих <Ф.Тайгер>
Позиция автора – рациональный конструктивизм, эволюционная эпистемология, социальные инновации.
Конструктивизм – это такая философская, прежде всего эпистемологическая позиция, полагающая, что то, с чем имеет дело человек в процессе познания и освоения мира, – это не какая-то реальность, существующая сама по себе, которую он пытается постичь, а в каком-то смысле продукт его собственной деятельности (коллективной познавательной деятельности, или деятельности трансцендентального субъекта, по Канту). Конструктивисты считают, что человек в своих процессах восприятия и мышления не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит, конструирует его [Князева].
Социальный конструктивизм образно возможно описать фразой Гераклита: «Ничто никогда не есть, но все становится!».
Обустраивая, строя свое окружение – изменяется и сам человек. Из представлений конструктивистов о том, что человек создает окружающий мир и самого себя в нем, выводится ряд следствий.
Во-первых, множественность реальностей и проблему их соизмеримости, переводимости и взаимопонимания субъектов, живущих в разных персептивных и концептуальных мирах.
Во-вторых, это проблема ситуационных детерминантов познания, которые делают реальности разных субъектов принципиально иными, несоизмеримыми.
И, в третьих, если субъект не отражает сознание, а создает реальность, то по каким законам он ее создает.
На последнее, в контексте разрабатываемого проекта «Виртуальной горы» или социальной сети Пассионариев следует обратить особое внимание. То есть опираясь на позиции и подходы философского конструктивизма, следует обратить внимание на данную посылку особо. Активно создавая реальность и строя самого себя во взаимодействии с ней, субъект не встречает никакого сопротивления от реальности – оно буквально «залипает в реальности».
Радикальный конструктивизм как элемент философии предлагаемого, дополняется элементами эволюционной эпистемологии, нелинейной динамики и синергетики.
Постепенно обосновывая философскую концепцию предлагаемого – конструируя будущее, вместе с тем признается, что «творческая деятельность человека имеет естественные ограничения в виде собственных путей эволюции» (сложной социотехнической системы).