Лекция: Фамарь посрамляет Иуду

Внезапно прервав историю об Иосифе, автор Бытия удерживает нас в напряжен- ном ожидании. Мы должны немного потерпеть, прежде чем узнаем, что произошло с ним в Египте. Но история Фамари и Иуды отнюдь не выпадает из основной линии по- вествования. Во многих отношениях она тематически и фразеологически переклика- ется с содержанием глав 37 — 50, и прежде всего — в отношении исполнения обетова- ния патриархам о потомстве. Здесь показано, как был постыжен безжалостный Иуда,


 

и это подготавливает нас к восприятию нового Иуды, способного на сочувствие (гл. 44). Кроме того, здесь рассказывается о рождении еще одних близнецов, младший из которых обойдет старшего (38:27–30).

Но современного читателя больше всего озадачивают поступки участвующих в этом эпизоде персонажей. Неужели рассказчик действительно одобряет поведение Фамари? Почему Иуда и его сыновья так поступали? Достаточно ли времени прошло между 37:36 и 39:2, чтобы успели произойти события гл. 38? Учитывая, что в библей- ские времена женились сразу после достижения половой зрелости, можно предполо- жить, что все описанное в гл. 38 произошло примерно за двадцать лет. Согласно 37:2; 41:46–47 и 45:6, между продажей Иосифа в Египет и его признанием перед братьями прошло двадцать два года.

Обычай левирата известен у многих народов, как древних, так и современных. Со- гласно его ветхозаветному варианту, деверю бездетной вдовы полагалось на ней же- ниться, дабы родить детей вместо умершего брата. Втор. 25:5—10 рассматривает такой брак как желательный, но не обязательный. Но в более древние времена Иуды и Фа- мари деверь непременно должен был жениться на своей овдовевшей невестке, а све- кор был обязан проследить, чтобы это было исполнено.

Иуда и его сыновья пренебрегли своим долгом, а Онан практиковал своего рода контрацепцию. Это противоречит духу 1:28, букве закона о левирате и обетованиям патриархам о бесчисленном потомстве.

И Онан умер (10), потому что воспротивился провозглашенной воле Бога. Иуда, обязанный позаботиться о том, чтобы следующий его сын, Шела, выполнил свой долг и обеспечил исполнение обетовании, не сделал этого.

Фамарь, вдова, не имела возможности воздействовать на свекра за несправедли- вость законным путем. Поэтому она решила заманить его в ловушку. Она перехитри- ла Иуду, добилась своих прав по закону левирата и принесла двух сыновей дому Иа- кова. Один из ее сыновей стал предком Давида и Иисуса. По ходу дела она разоблачи- ла лицемерие Иуды, так что в конце концов ему пришлось признать: «Она правее ме- ня» (26). Это не означает, что сношение с собственным свекром одобряется; слова и не познавал ее более (26; ср.: Лев. 18:15) свидетельствует об обратном. Нестандартное поведение Фамари в данном случае было все же оправдано из–за гораздо большей нравственной и религиозной нерадивости ее свекра. И образумил Иуду именно ее не- обычный поступок.

Примечания. 1–5Одоллам и Хезив находились недалеко от Хеврона. 12Фамна находилась примерно в 4 милях (6 км) к западу от Беф–Шемеша. 13Стрижка овец была шумным и ярким праздником (ср.: 31:19; 1 Цар. 25:2–37). 18Печать носили на шнуре, продетом сквозь отверстие в центре. 24Возможно, Иуда считал Фамарь ви- новной в прелюбодеянии, поскольку она была условно помолвлена с Шелой. В таком случае можно было требовать смертной казни, но не через сожжение, которое пред- назначалось для более тяжких преступлений (Втор. 22:21; Лев. 21:9). 29Родословие Фареса приводится в Руф. 4:18–22.

еще рефераты
Еще работы по истории