Лекция: Церковь и иудаизм

Отделение Церкви от синагоги не могло быть быстрым и легким. Позиции иудей- ских лидеров вначале не совпадали. Первыми в оппозицию к Церкви встали садду- кеи, которые возражали против учения о воскресении и его мессианских истолкова- ний (Деян. 4:1—3; 5:17—18). При этом некий фарисей по имени Гамалиил выступил в защиту апостолов, по всей вероятности, непреднамеренно (5:33—39). Это могло про- изойти потому, что первоначальная проповедь апостолов открыто не покушалась на статус Храма и ритуальные установления. Но когда Стефан совершил это, иудейские лидеры единодушно приговорили его к смерти (Деян. 7:42—60). Таким образом, иу- дейские лидеры уже на раннем этапе воспринимали христиан как некую отдельную группировку. Преследования Ирода Агриппы I (царя Иудеи, 41—44 гг.) касались, к


 

удовольствию иудеев, только христиан (Деян. 12:1—2). А когда христиане не примкну- ли к иудейскому восстанию 66—73 гг., отношения еще больше обострились. Христиа- не пали жертвой репрессий, а Иерусалимская церковь бежала в Пеллу, в Трансиорда- нию. Но окончательное разделение Церкви и синагоги произошло только после вос- стания Бар–Кохбы в 132—135 гг.

Различие последствий 70 года для двух этих общин очевидно. Разрушение Иеруса- лима естественно подвигло иудеев на великую переоценку ценностей и пробудило воспоминания о прежних опустошениях, произведенных иноземными властителями. С другой стороны, Церковь, несмотря на свои собственные страдания, могла рассма- тривать это событие как исполнение слов Иисуса (Мф. 24:1—2). Послание к Евреям (хотя время его создания и авторство оспариваются) показывает, что первоначальная Церковь согласилась с тем, что ритуалы, связанные с Храмом (или «скинией»), боль- ше не имеют отношения к тем, кто во Христе.

Статус закона и иудейской исключительности был на протяжении этих десятиле- тий болезненным вопросом для христиан. Несомненно, что в Иерусалимской церкви были те, кто неохотно отказывался от своих глубоко укоренившихся иудейских тради- ций, о чем свидетельствует присутствие на Иерусалимском соборе фарисеев (Деян. 15:5). Побежденные тогда доводами Петра, они все же сохраняли значительное влия- ние. Когда Павел возвратился в Иерусалим из своего третьего миссионерского путе- шествия, Иаков (брат Иисуса), возглавлявший в это вемя Иерусалимскую церковь, выразил беспокойство ряда ее членов тем, что Павел препятствовал соблюдению обрядовых предписаний среди новообращенных (Деян. 21:20—26). Понятно, что веру- ющие испытывали сильное искушение вернуться к иудейским обычаям. Павел сооб- щает, что даже Петр поддался в Антиохии этому искушению (Гал. 2:11–12). А в самой Палестине это было одной из величайших проблем, стоявших перед ранней Церко- вью. Люди, которые не были привязаны к иудейским традициям, вполне могли быть изгнаны под давлением властей. Возможно, это и явилось подлинным началом обра- щения язычников.

еще рефераты
Еще работы по истории