Лекция: Часть II. "Книга Перемен" — код Вселенной ?!.

Предыдущая часть работы по китайской «Книге перемен» была уже опубликована в электронном варианте, когда автору попалась на глаза книга Ф.Капра «Дао физики», где анализируется явное сходство древних восточных философий с воззрениями передовой современной физики. В связи с этим появилась возможность дополнить «голый» математический анализ первой части некоторыми соображениями...

Как уже упоминалось в первой части данной работы, китайская «Книга перемен» не являлась просто «гадальной доской», а представляла собой своеобразную символическую квинтэссенцию всей философии Древнего Китая. Основная мысль этой философии заключается в том, что все явления во Вселенной имеют динамический характер, а мир заполнен непрекращающимися превращениями и преобразованиями всего сущего.

«Перемены — это книга, Которой нельзя чуждаться. Её Дао всегда изменяется — Преобразования, движение без минуты покоя, Протекающее через шесть пустот, Поднимаясь и утопая без устойчивой закономерности. Твёрдое и податливое сменяют друг друга в одном. Их нельзя вместить в какое-либо правило, Здесь действуют лишь перемены» (из даосских книг).

При этом любые перемены, любые изменения рассматриваются здесь не как результат действия каких-либо сил, а как внутренне присущая всем вещам склонность изменяться.

Своеобразие и оригинальность подобного подхода восточной философии долго воспринимались лишь как некая «экзотика», хитроумное логическое построение, далёкое от реального мира. Но во второй половине XX столетия такая, казалось бы, далёкая от «простого философствования» наука как физика вдруг стала приходить к аналогичным выводам.

«Динамический характер восточной философии представляется нам одной из важнейших её особенностей. Восточные мистики воспринимают Вселенную как неразрывную сеть, переплетения которой носят не статический, а динамический характер. Эта космическая сеть наделена жизнью, она непрестанно движется, растёт и изменяется. Современная физика, в конечном итоге, тоже пришла к восприятию мира в виде своеобразной сети взаимоотношений и, подобно восточному мистицизму, постулирует внутреннюю динамичность этой сети. С динамическим аспектом материи мы сталкиваемся в квантовой теории, описывающей двойственную природу субатомных частиц, одновременно обладающих свойствами частиц и волн, и, в ещё большей степени, — в теории относительности, в которой… предполагается, что материя не может существовать вне движения. Следовательно, свойства субатомных частиц можно объяснить только в контексте динамической картины мира, то есть в терминах перемещений, взаимодействий и преобразований» (здесь и далее: цитаты из Ф.Капра, «Дао физики»).

«Квантовая теория обнаружила, что частицы — это не изолированные крупицы вещества, а вероятностные модели-переплетения в неразрывной космической сети. Теория относительности вдохнула жизнь в эти абстрактные паттерны, пролив свет на их динамическую сущность. Она показала, что материя не может существовать вне движения и становления. Частицы субатомного мира активны не только потому, что они очень быстро движутся; они являются процессами сами по себе!»

Но близость позиций древних китайских воззрений и современной физики оказывается значительно более глубокой нежели «простое совпадение» основного принципа.

Скажем, если физика привыкла для наглядного представления и отображения сути своих принципов использовать математические выражения, то согласно представлениям древних китайцев, всё сущее вокруг нас возникает благодаря известным моделям осуществления перемен и отражается в них при помощи различных сочетаний линий внутри триграмм и гексаграмм. Но в первой части данной работы было показано, что расположение триграмм и гексаграмм в китайской традиции регулируется вполне чёткими и однозначными математическими закономерностями!!!

Ф.Капра же отмечает, что «максимальное проявление сходства воззрений восточной философии и современной науки наблюдается в теории S-матрицы… S-матрица представляет собой набор вероятностей для всех возможных реакций с участием адронов. S-матрица получила такое наименование благодаря тому обстоятельству, что вся совокупность возможных адронных реакций может быть представлена в виде бесконечной последовательности ячеек, которая в математике называется матрицей… Одно из важнейших нововведений теории S-матрицы заключается в том, что она переносит акценты с объектов на события; предмет её интереса составляют, таким образом, не частицы, а реакции между ними. Такое смещение акцентов вытекает из положений квантовой теории и теории относительности».

Но «Книга перемен» также рассматривает не объекты, а события (т.е. перемены). И то, что в S-матрице является реакцией, то в «Книге перемен» — возможное событие, а соответствующая гексаграмма представляет из себя некий «код» данного события. Таким образом, «Книга перемен» — своеобразный аналог S-матрицы!..

И эта аналогия не ограничивается лишь акцентом на событиях, а прослеживается ещё по целому ряду параметров.

«… теория, объединяющая квантовую теорию с теорией относительности, должна отказаться от точного местонахождения отдельных частиц… Теория S-матрицы решает эту проблему, указывая точные значения только для импульсов частиц и умалчивая о том участке пространства, в котором происходит соответствующая реакция».

Но и «Книга перемен» акцентируется не на конкретной ситуации (начальной или конечной), а лишь на тенденции изменения этой ситуации, что аналогично как раз импульсу частицы...

В теории S-бустрапа и в её развитии — теории бутстрапа (есть и такая) — каждая частица принимает самое активное участие в существовании других частиц. Каждая частица помогает порождать другие частицы, которые, в свою очередь, порождают её. То есть весь набор частиц взаимосвязан и взаимно зависим.

Но и по «Книге перемен» в каждой ситуации есть каждая другая, в каждом событии («перемене») содержатся элементы всех других событий...

Таким образом оказывается, что «Книга перемен» — та же S-матрица, только конечная и двумерная. Но она ещё и шестиуровневая (ведь построена на гексаграммах — фигурах из шести элементов).

«В «И-цзин» [т.е. «Книге перемен»] триграммы и гексаграммы представляют те паттерны Дао, которые порождаются динамическим чередованием ИНЬ и ЯН в различных ситуациях, как в космосе, так и в жизни людей. Эти ситуации бесконечного протекания и видоизменения. Все вещи в этом мире подвержены изменчивости и текучести. То же самое характерно и для их символических изображений — триграмм и гексаграмм. Последние постоянно пребывают в состоянии преобразования и становления: одна фигура перетекает в другую, сплошные линии прогибаются и разрываются пополам, а два фрагмента разорванной линии стремятся сблизиться и срастись друг с другом. «И цзин», с её учением о динамических паттернах, порождаемых изменениями и преобразованиями, представляет собой наиболее близкую аналогию восточного мышления и теории S-матрицы. Обе эти системы взглядов уделяют первоочередное внимание процессам, а не объектам. В теории S-матрицы в качестве процессов выступают реакции частиц, лежащие в основе всех явлений мира адронов. В «И цзин» процессы носят название «перемен» и рассматриваются в качестве понятия, необходимого для описания и объяснения всех явлений природы».

Ф.Капра обращает внимание ещё на одну поразительную аналогию между S-матрицами и «Книгой перемен»:

«В теории S-матрицы понятие канала реакции имеет более фундаментальное значение, чем понятие частицы. Оно определяется как набор квантовых чисел, присущий различным адронным сочетаниям, а нередко — и отдельным адронам. Какое именно сочетание пройдёт через тот или иной канал, определяется вероятностью и зависит, в первую очередь, от имеющегося количества энергии».

«Вероятность прохождения реакции при столкновении двух адронов зависит от количества энергии, принимающей участие в столкновении… Однако при некоторых значениях запаса энергии вероятность реакции возрастает довольно резко; при таких значениях реакция будет происходить гораздо чаще, чем при всех остальных».

«Изменения в мире адронов порождают структуры и симметричные паттерны, которые могут быть символически изображены в виде каналов реакций. Физика не склонна придавать фундаментальное значение ни этим структурам, ни их симметрии, воспринимая их как логическое следствие динамической природы частиц из их тенденции к преобразованиям и изменениям».

«В «И цзин» мы тоже имеем дело с порождениями перемен — особыми структурами, триграммами и гексаграммами, которые, как и каналы частиц, представляют собой символические изображения возможных направлений перемен. Если каналы реакции наполнены течением энергии, то между линий, из которых состоят гексаграммы, струится поток «перемен»...»

Можно проиллюстрировать этот процесс следующим образом: кидая кости, абонент (т.е. гадающий по «Книге перемен») для полного соблюдения условий должен думать о проблеме (или ситуации), т.е. медитировать, говоря другими словами. Таким образом, медитируя, абонент направляет свою энергию на матрицу «Книги перемен» и вызывает определённый резонанс с каким-либо вариантом событий. Возрастание энергии при резонансе обеспечивает «выбор» наиболее вероятного варианта развития событий. Аналогия с S-матрицей практически полная...

И более того. То, что до сих пор считалось «недостатком» теории S-матрицы, оборачивается её достоинством, а именно: зависимость структуры S-матрицы от сознания! В философии «Книги перемен» важность роли сознания абонента не только учитывается, но и является одним из основных положений. В данном же случае сознание оказывается тем самым дополнительным источником энергии, обеспечивающим резонанс соответствующей «перемены» (т.е. канала реакции, по теории S-матрицы).

Далее. В теории S-матрицы существует несколько основных принципов, ограничивающих возможности построения элементов S-матрицы. В частности, по одному из этих принципов: «исход той или иной реакции можно предсказать только в терминах вероятностей, то есть сумма вероятностей всех возможных исходов — включая тот случай, когда взаимодействия между частицами не происходят вообще — должна равняться единице».

Но именно в терминах вероятности рассматриваются возможные варианты развития событий по китайской «Книге перемен». Очевидно, что сумма вероятностей различных вариантов в реальной жизни также равняется единице. В том числе и по выпадению костей при построении гексаграммы.

Если в «чистом» виде рассматривать бросание костей, то вероятность построения конкретной гексаграммы, естественно, будет равняться 1/64. Но если допустить, что процесс медитации (размышление над ситуацией) передаёт в матрицу «Книги перемен» некую энергию, изменяя расределение этой энергии между различными вариантами, то вероятности выпадения различных гексаграмм должны (по методологии «Книги перемен») изменяться, как бы «перераспределяя» вероятность построения в пользу той гексаграммы, которая соответствует «резонансному каналу реакции» (т.е. наиболее вероятному варианту развитию событий). При этом сумма вероятностей по всем гексаграммам, согласно указанному принципу S-матрицы (да и по простой логике) также должна оставаться равной единице.

Другой принцип, ограничивающий возможности построения элементов S-матрицы «гласит, что вероятности реакций (а следовательно, и элементы S-матрицы) не зависят от расположения экспериментального оборудования в пространстве и времени, его пространственной ориентации и состояния движения наблюдателя».

Некую аналогию этому принципу также можно обнаружить в «Книге перемен». Как указывалось в первой части данной работы, номера гексаграмм образуют пары «чёт-нечёт» на основе «принципа обратного прочтения». Поскольку гексаграмма является «одномерным» объектом (есть лишь одна ось «верх — низ»), постольку изменение «расположения наблюдателя» может выражаться лишь в изменении направления прочтения гексаграммы по этому «измерению»: либо сверху-вниз, либо снизу-вверх. Факт образования пар гексаграмм при этом изменении «ориентации» и будет отражать факт независимости вероятности «перемен» от «позиции наблюдателя». (Хотя строго этот принцип в «Книге перемен» не соблюдается: при всей «парности» гексаграммы получаются всё-таки разные...)

Итак, таблица гексаграмм «Книги перемен» и принципы её построения обнаруживают весьма сильное сходство со свойствами S-матрицы, описывающей фундаментальные процессы микромира. Подобное совпадение по множеству параметров не может быть абсолютно случайным… Если же учесть взаимосвязь микромира с процессами макромира, то можно сказать, что «Книга перемен» является не просто «доской для гадания», а неким символическим отображением «кода Вселенной».

И вопрос об истоках «Книги перемен» встаёт с необычайной остротой… Откуда у древних китайцев многие тысячи лет назад появились знания, к которым только-только подбирается современная новейшая наука?..

Это — загадка из загадок !!!

 

www.e-puzzle.ru

 


[1] Сергей Изриги (СИ) погиб в 2003 году (убит). После гибели СИ лидером ХС стала Масяня. (ред.)

[2] Как правило, компьютерные программы для резервной записи и последующего восстановления первичной информации сохраняют копии обрабатываемых файлов с расширением исходное_имя.bak.

[3] В каббале подлинное имя бога представлено четырьмя согласными буквами, и подлинное его произношение с гласными звуками даёт ключ ко многим оккультным тайнам и управлению мистическими силами.

[4] Так называемый (у КК) тональный наставник, в противополжность нагвальному.

[5] Имеется в виду «мелочный тиран» в терминологии К.Кастанеды. Человек, который своими действиями способствует снижению Чувства Собственной Важности. (Примеч. ред.)

[6] Карлос Кастанеда. Подстрочник.

[7] К.Кастанеда. «Внутренний огонь».

[8] Толтеки — здесь: хранители древних знаний. (Примеч. ред.)

[9] Имеется в виду старый сайт ХС. (ред.)

[10] Сергей Изриги (СИ) — лидер Хакеров Сновидений.

[11] ТС — точка сборки.

[12] Ченнелинг — способ передавать на землю информацию от высших существ (духов), при котором «каналом» является человек.

[13] Пранаяма — дыхательные медитативные техники.

[14] См. восьмую книгу Кастанеды «Сила Безмолвия».

[15] Эту стену видят многие при входе в осознанное сновидение, обычно с левой стороны. Кастанеда описывал её в тринадцатой главе книги «Дар Орла» и более подробно — в отдельной главе издания на испанском языке.

[16] Книга, описывающая магические процедуры и ритуалы, буквальный перевод с французского — грамматика.

[17] В дальнейшем, в некоторых пасьянсах 10 (десятки) заменяются на римское обозначение десяти: «X».

[18] ДЭИР — школа Дальнейшего Энерго Информационного Развития.

[19] ЭИ-поле — энергоинформационное поле.

[20] ВД — внутренний диалог.

[21] Здесь: отдельное общее пространство, пространство с границами.

[22] Здесь — шаблон.

[23] Невидимые гипотетические слои Земли, в которых хранится информация обо всех произошедших событиях.

[24] Ксендзюк Алексей Петрович, великий украинский мексиканец, предок украинских запорожских конкистадоров, внебрачный прапраправнук Тараса Шевченко и внук Остапа Бендера.

[25] Здесь: безличные силы, которые влияют на события.

[26] Здесь: точка по ходу цепочки на карте ДНК, где пересекаются цепочки, и где можно перейти на следующее кольцо силы.

[27] Это масон, который написал известный «Курс Энциклопедии Оккультизма».

[28] Американский писатель и философ, основатель саентологии.

[29] Большое поместье с обширным хозяйством.

[30] Возможно, СИ намекает на прикол с Флориндой, за которой гналась старуха со скоростью около ста километров в час. ДХ заинтересовался у Флоринды, испускала ли она при этом газы.

[31] Юморестка М.Жванецкого 70х годов ХХ века о больших раках за 5 рублей и маленьких по 3. (ред.)

[32] Здесь были ошибки. (Примеч. сост.)

[33] Сергей Изриги погиб в 2003 г. (ред.)

[34] Старый советский анекдот про армию:

Прапощик стоит перед строем солдат и говорит:

— Товарищи солдаты, сейчас вы быдете грузить самое лёгкое железо — люминь.

Голос из строя:

— Алюминии, товарищь прапощик!

— Повторяю для непонятльвых. Сейчас вы будете грузить люминий. А кто шибко грамотный — будет грузить чугуний!

[35] Музыкальный термин: аккорд из четырёх звуков.

[36] Музыкальный термин: главный, опорный звук лада.

[37] Здесь: с интервалами, выстроенными согласно музыкальным законам.

[38] Программа для автоматической проверки грамматики и правописания.

[39] Книга Мёртвых (предание безумного араба), посвящена служителям апокалипсиса. Там описаны ритуалы, немного истории и руководство по вызову духов и сущностей.

[40] hex — гексаграмма.

[41] ОВД — Остановка Внутреннего Диалога.

[42] Здесь: сочетания черт в гексаграмме.

[43] ЧСВ — Чувство Собственной Важности.

[44] Лайфспринг — высокоэффективный тренинг личностного роста.

[45] См. книгу Кастанеды «Магические Пассы».

[46] || — отмечает точку разрыва.

[47] Т.е. вы решаете сами для себя что обозначить непрерывной чертой и что прерывистой. Если вы подбрасываете монету, то вы уславливаетесь сами с собой, что, например, орёл означает непрерывную черту, а решка — прерывистую. Если бросаете игральную кость, то чётное число означает непрерывную черту, а нечётное — прерывистую и т.п. (ред.)

еще рефераты
Еще работы по истории