Лекция: ЧАСТЬ 1 2 страница

Посмотрите, какое у вас сердцебиение. Запыхались? Устали? Положите руки сюда и поднимитесь любым другим способом, но не тем, которому вы научились сегодня. По­вторите эти движения десять раз, и посмот­рим, что с вами будет. (Смех.) Уже два ваших восхождения будут равнозначны тем десяти, которые вы делали раньше. Остановитесь и подумайте о том, что именно так врач изме­ряет у вас работу сердца и время, которое вам необходимо для восстановления. Тем спосо­бом, которым мы пользовались раньше, дви­жение можно было выполнить раз сто, и вы бы не выдохлись, а сделали бы эти сто дви­жений, затратив в десять раз меньше време-

Мойшв Фельденкрайз

ни, чем вам потребовалось бы на их выпол­нение любым другим способом.

Еще один важный для нас момент — это то, что движение должно начинаться в тазо­вом поясе, а не в руке или ноге, однако на­правление движения задается движением го­ловы. Вспомните, что вы не смотрели ни вверх, ни вниз. Следовательно, ваша голова в движении не участвовала. Попробуйте так сделать. Сделайте какое-нибудь движение, и вы обнаружите, что не можете постоянно вертеть головой вправо и влево. Вы поймете, что, однажды постигнув суть того, чем мы занимались, вы сможете делать это любым другим способом, не выполняя движение целиком, а это и есть истинная свобода вы­бора. Однажды разгадав подлинный смысл движения, вы сможете выполнять его без участия рук, другой рукой, другой ногой — это не будет иметь значения. Но способ­ность вашей головы оставаться подвижной во время вашего движения чрезвычайно важ­на для самосохранения. Теперь вы сможете понять некоторые забавные ситуации, с ко­торыми сталкивались на протяжении всей своей жизни, но истолковать не могли.

Например, львы и тигры, так же как и все остальные животные, могут стоять на одной ноге и вертеть головой. И если я захочу под­няться, то мне будет трудно это сделать с не­подвижной головой.

Искусство движения. Уроки мастера

Изначально в природе движение появи­лось для самосохранения. Вы обнаружите, что нет ни одного животного, которое делает что-то с неподвижной головой. Охотясь за мышью, кошка сидит и следит за ней глаза­ми. Тигр, высматривая себе добычу, продол­жает вертеть головой. Если он перестанет, то горилла с одного удара сможет пробить ему голову веткой. Зебра может пастись в деся­ти-пятнадцати футах от льва, но все это время ее голова остается подвижной. Зебра слушает и вращает глазами, и льву достаточ­но лишь шевельнуть хвостом, чтобы та мгно­венно умчалась прочь. Ни одно животное не фиксирует голову в одном положении, и ес­ли вы также не будете этого делать, то смо­жете подниматься легко и свободно и, черт возьми, справитесь с чем угодно. На самом деле, если голова подвижна, то вам даже не нужно закреплять ноги. Вам не придется ос­танавливаться на полпути. Вы этому научи­лись неосознанно, потому что правильно с подвижной головой выполнили одно движе­ние и сила исходила из области таза. А когда фиксируется голова и таз не может выпол­нить действие, тогда ничего не получается.

Именно с помощью головы вы устанав­ливаете связь с окружающим миром и нахо­дите способы самосохранения. И, конечно, если она у вас есть, то вы поймете, что дви­жение зарождается в области таза. Я встаю

Мойте Фельденкрайз

вот так — посмотрите, — готовый и напасть, и скрыться. [Мойше показывает, как без уси­лий поднимается со стула.] Это — компо­нент правильного движения, суть правиль­ной позы, и эти вещи должны быть познаны на телесном уровне. Вы научитесь этому лучше, если один раз ощутите собственным телом, чем получив сотню объяснений.

Урок второй

ПРОДУМЫВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ

Лягте, пожалуйста, на спину. Раздвиньте ноги немного шире уровня плеч, но не слиш­ком широко. Расположите руки по обеим сторонам тела, опустив вниз ладони и не­много отодвинув локти от боков. Закройте глаза и представьте, что собираетесь рабо­тать только левой ногой и что ваше лицо, нос и голова повернутся так, что вы будете следовать ее движениям, т. е. все остальные части тела, глаза, нос и голова расслаблены и их положение зависит от движений левой ноги. Следовательно, ваши глаза смотрят на левую ступню, и затылок расположен так, что вы не можете его напрячь, и поворачи­ваться он будет сам по себе. Итак, левая нога несет весь ваш вес. Теперь очень-очень мед­ленно согните и выпрямите левую ступню, не делая никаких резких движений коленом или бедром. Позвольте голове двигаться так, чтобы вы могли следовать движениям левой ноги и увидеть свой левый бок. Внешняя и правая стороны левой ступни, тазобедрен­ный сустав, позвоночник и плечи устроены

Мойше Фельденкрайз

таким образом, что вы, если даже захотите, не сможете сделать никакого движения го­ловой. Вы можете это себе только предста­вить. Не поворачивайте ступню вправо и влево, а лишь совсем немного сгибайте и раз­гибайте ее. Теперь очень-очень медленно сде­лайте легкое, едва заметное движение, что­бы оторвать левое колено от пола. Сделайте его таким незначительным, чтобы ощутить лишь то, что ваша пятка, лежащая на полу, готова к движению. Теперь в своем вообра­жении поднимите левое колено и опустите на место. Пятка приближается к вам, по­скольку укорачивается нога. Когда вы воз­вращаете ногу на место, пятка удаляется, и, следовательно, ступня должна следовать за движением пятки.

Снова представьте, что поднимаете левое-колено. Сгибается или разгибается ваша ступ­ня при приближении пятки? Продолжайте это движение и в то же время, поднимая ко­лено, прижмите левое бедро к полу. Посмот­рите на себя. Где, вы думаете, находится ваш тазобедренный сустав? Он располагается снаружи? Может, он является верхней час­тью бедра, большим вертелом — тем местом, которое вы можете достать слева рукой? Или на самом деле это головка бедра, та его часть, что двигается в вертлужнои впадине тазовой кости? Теперь, пока вы это делаете, можете ли вы найти углубление на внутренней части

Искусство движения. Уроки мастера

бедра? Можете его почувствовать? Вы в со­стоянии определить его местонахождение на тыльной стороне бедра, между ног, задним проходом, костями, на которых вы сидите, и большим вертелом, который расположен в добрых четырех дюймах от тазобедренного сустава?

Продолжайте поднимать колено, все бли­же придвигая пятку, и вытяните ногу, под­няв бедро как можно меньшим движением, чтобы внешне ничего не было заметно. Пос­ле этого согните колено и опустите бедро. Поднимите оба плеча и грудину, или груд­ную кость, находящуюся между ключицами. Голова при этом должна оставаться на полу. Разумеется, если вы поднимете оба плеча, центральную часть грудины и согнете коле­но, ваш тазобедренный сустав прислонится к полу и кое-что произойдет с позвоночни­ком. Продолжайте движение и выясните, что происходит с вашим затылком. Втягива­ются ли внутрь маленькие ложные ребра, когда вы поднимаете оба плеча, ключицы, грудину и видите свой живот? Удлиняется или укорачивается ваше тело? Прижат ли центр позвоночника к полу или нет? Теперь медленно усильте движение плеч и колена так, что если бы кто-то внимательно за вами наблюдал, то мог определить, что было в ва­шем воображении. Вы прижали к полу оба локтя? Голова находится посередине или

Мойше Фельденкрайз

повернута влево или вправо? Какой сторо­ной голова лежит на полу? Держитесь той же мысли и увидите, что, когда вы выпрямляете колено и поднимаете бедра, плечи возвра­щаются в прежнее положение и затем снова поворачиваются в другую сторону. Увеличь­те скорость и далее продолжайте увеличи­вать или уменьшать ее до тех пор, пока не сможете выполнять движение очень быстро, и проделайте так по крайней мере 50 раз. При этом колено не должно уходить в сторону. Выполните движение с меньшим усили­ем и настолько быстро, насколько может по­зволить ваше воображение, на секунду оста­новитесь и затем ускорьте его. Кто ощущает эту скорость? Вы на самом деле подняли плечи? Грудная клетка находится по центру? Вы сокращаете мышцы живота? Вы втяги­ваете живот, когда поднимаете плечи? Те­перь перестаньте мысленно двигать ногой, втяните живот и поднимите плечи и затем наоборот — выпятите живот и опустите пле­чи. Вы так раньше это делали? Ощущаете ли вы нижние ребра спереди и сзади, с каждой стороны грудной клетки? Теперь то же са­мое проделайте с ногой и тазобедренным суставом, но представьте, что поднимаете голову, а не плечи. Вы стали выше или вы прогнули живот? В каком месте вы сгибае­тесь, чтобы сесть? Теперь поднимите коле­но, пятку и ногу, как вы это делали раньше,

Искусство движения. Уроки мастера

и поднимите плечи, как будто они собира­ются встретиться с коленом посреди груди­ны. В следующем движении вы будете де­лать то же самое, пытаясь поцеловать коле­но при его приближении к лицу и поднимая ему навстречу голову. Сделайте эти движе­ния едва ощутимыми, однако немного уве­личьте скорость и выполняйте два движения плечами и два головой. Обратите внимание на разницу между осязанием и ощущением и проследите, на самом ли деле вы лежите на левом бедре, а не на правом, и что ваша грудная клетка и задняя часть реберного каркаса действительно находятся не посере­дине.

Теперь медленно придайте движению большую четкость и выполните полное сги-бательное движение от ступни до макушки головы, выполняя два движения головой и всего два движения плечами. Остановитесь и спокойно полежите. Отметьте про себя, что вы чувствуете, когда вот так лежите. Подни­мите обе руки к потолку, сплетите пальцы и опишите руками круг. Это значит, что вы согнете локти так, чтобы казалось, будто вы описали окружность. Продолжайте сгибать ноги, наклонять голову и прогибать плечи, представляя, что голова проходит сквозь этот круг и в какой-то точке колено приблизится и соприкоснется со ртом. Сделайте движе­ние едва ощутимым. Обратите внимание на

Мойте Фельденкрайз

разницу в давлении на левое бедро, на пра­вое бедро и на лопатки. Теперь, опираясь на правую ступню, согните правую ногу и про­должайте сгибать все тело любым предпо­чтительным для вас способом, не ограничи­вая движений плеч или головы, и представь­те, что вы поднимаете левое колено, чтобы дотронуться до своего лица. Делайте движе­ние как можно слабее, чтобы его мог увидеть лишь тот, кто знает, о чем вы думаете, а не так, чтобы каждый, кто находится за милю от вас, мог сказать, чем вы занимаетесь. Еще раз обратите внимание на то, что происхо­дит с грудной клеткой, животом, поясницей,' тазом, лопатками, грудными мышцами и ребрами. Пока вы думаете, медленно исклю­чите из своего воображения все, кроме пра­вого плеча и левого тазобедренного сустава, и продолжайте выполнять движение. Ваш левый тазобедренный сустав и правое плечо должны двигаться по направлению друг к другу и обратно. Измените принцип дейст­вия, и теперь правое плечо и правое бедро подносите к полу не вместе, а попеременно. Выпрямите правую ногу и продолжайте по­очередно выполнять движения тазобедрен-*' ным суставом и плечом. 4

Опустите руки и продолжайте. Отметьте^ что происходит с позвоночником и ребрами/ Продолжайте сгибать левую ногу и плечи -*t нежно, не шевеля головой. Поднимите ле-

Искусство движения. Уроки мастера

вое колено вверх, а тазобедренный сустав опустите вниз, чтобы можно было почувст­вовать легкое движение — скольжение пят­ки по полу. Правое плечо и грудь направьте так, что если бы вам нужно было встать, то левая нога оказалась бы посередине, а лицо не отклонялось бы от линии, соединяющей левую пятку с головой. То есть левая пятка, колено и тазобедренный сустав, позвоноч­ник, грудина, центральная часть грудной клетки и середина спины должны находить­ся точно посередине направления лица, и, следовательно, голова должна быть обраще­на вниз по линии к левой пятке. Теперь со­гните левое колено и обопритесь о пол левой ступней, одновременно осторожно подни­мая левое бедро. Двигайтесь едва заметно, чтобы можно было проследить за движени­ем к правому плечу. Плотнее ли теперь при­легает правая лопатка к полу? Удлинился ли позвоночник? Можете ли вы теперь опреде­лить, что происходит с левой частью грудной клетки при каждом воображаемом подъеме тазобедренного сустава? Чем эти движения отличаются от движений ребер справа? Под­нимается ли вверх правое плечо, когда бедро отрывается от пола? Теперь сделаем все вместе. Действуйте так, чтобы, когда вы опираетесь на ступню, ваше бедро поднима­лось, грудь начинала колыхаться и малые ребра выдвигались так, чтобы правая лопат-

Мойше Фвльденкрайз

ка фактически растянулась на полу и прижа­лась к нему. Далее, опираясь на левое бедро, вообразите, что поднимаете плечи вместе с ключицами и передвигаетесь к левому тазо­бедренному суставу. Проделайте это не­сколько раз. Теперь обратите внимание на глаза. Они смотрят на обе стороны колена или ступни? Они глядят в бесконечность или на какую-то определенную часть вашего тела? Может быть, они смотрят вниз? Поду­майте о своем рте и о языке. Можете ли вы сейчас сделать все движение целиком, по возможности дыша поверхностно, как если бы вы спали? Иначе говоря, не заботясь обо всем этом.

Растянитесь на полу и медленно пере­двиньте правую ногу налево, чтобы закрыть щель между ногами. Теперь очень-очень медленно переместите обе ноги чуть левее, верните в обычное положение, затем зане­сите их чуть больше влево и снова верните обратно. Вы обнаружите, что каждый раз, когда вы представляете себе движение ног, голова тоже думает и поворачивается в том же направлении. Вообразите, что переноси­те влево ноги и голову, и обратите внимание на середину своего тела — область между плечами, грудной клеткой и позвоночни­ком, тазобедренными суставами и тазом. Те­перь очень медленно, ничего не делая, пред­ставьте, что переносите ноги и поворачивае-

Искусство движения. Уроки мастера

те голову направо и обратно налево. Поду­майте об этом несколько раз и сделайте то едва заметное движение, которое только что делали в уме. Наклоните обе ноги немного больше влево, на десятую дюйма, и затем на десятую дюйма вправо. Постепенно увели­чивайте движение пяток на полу, по воз­можности максимально выпрямив ноги. Они должны быть едва согнуты, иначе воз­никнет трение. Двигаясь влево, проследите за тем, насколько сильно поворачиваете го­лову. Дыхание сохраняйте поверхностным. Теперь уменьшите усилие, чтобы движение приблизилось к воображаемому и чтобы его не было видно, и продолжайте увеличивать движения налево и направо, теперь переме­щаясь не на одну, а на две десятых дюйма. Обратите внимание на свою грудь и поду­майте о том, что, когда вы на самом деле на­чали выполнять движение, оно не было по­хоже на то, которое вы себе представляли. Продолжайте усиливать движение ног нале­во и направо и выясните, каким образом вы поднимаете ноги, чтобы передвинуть их в одну и затем в другую сторону. Постепенно усиливайте движения обеих ног вправо и об­ратите внимание, что, как только вы начали это делать, неважно, насколько сильно, лицо тут же развернулось в эту сторону. Продолжайте, медленно двигаясь налево и так же медленно и без усилий направо.

Мойше Фельденкрайз

Центральная часть вашего туловища будет совершать дополнительное движение, одна­ко вам не следует направлять его. Если вы это сделаете, то никаких важных перемен в вашем обычном стиле движения не про­изойдет и урок будет потрачен впустую.

Теперь постепенно усильте движение ног и головы и посмотрите, что происходит с вашей грудной клеткой, позвоночником, тазом и ртом. Движение должно все больше и больше подлаживаться под ваш собствен­ный ритм и соответствовать свойственной именно вам связи ног с грудью и головой. Помните, вам вовсе не обязательно двигать­ся. Ваши ноги и пятки были вместе, и нача­ли мы с того, что пытались правой ногой до­тронуться до левой. А сейчас продолжайте увеличивать движение, но понемногу, чтобы достигнуть желаемой цели, не принуждая себя к этому. Отметьте для себя, чем отлича­ется движение вправо от движения влево, потому что перед тем, как двигаться в левую сторону, мы много размышляли об этом, а перед тем, как двигаться вправо, — нет. Продолжайте, не напрягаясь и ничего не делая, дыша поверхностно и оставив в покое остальные части тела. Вы не должны ставить перед собой цели добиться успеха. Увеличи­вайте движение до тех пор, пока не почувст­вуете, что если бы кто-то посмотрел на вас,

Искусство движения. Уроки мастера

то увидел бы, что вы делаете одинаковые движения в одну и в другую сторону.

Ощущаете ли вы, что становитесь выше, когда наклоняетесь влево или вправо? Или ниже? А что происходит с вашей грудной клеткой? Какая ее часть поднимается? Ка­кая часть двигается, когда вы начинаете дви­жение справа, представляя себе движение налево? В некоторых местах она приближа­ется к полу, а в некоторых отдаляется от не­го. Вы заметили, какие части в действитель­ности продуцируют эти движения? Продол­жайте до тех пор, пока не почувствуете, что делаете одинаковое количество движений в одну и в другую сторону. Можете ли вы те­перь понять, как двигаются ваши локти? Как двигаются руки и плечи? А что с седь­мым шейным позвонком? Это большой по­звонок в центральной части плечевого пояса, прямо под шеей, который выступает между плечами.

Теперь уберите правую ногу с левой сто­роны и вернитесь к тем движениям, когда вы сгибали левое колено и двигали пяткой, сгибая и разгибая ступню. Повторите движе­ния, которые мы делали чуть раньше, с ис­пользованием обоих плеч и лица, сгибая ко­лено и не отрывая тазобедренный сустав от пола. Поднимите правое плечо и голову и посмотрите, как вы управляетесь с локтями. Теперь постепенно усильте движение, как будто вы действительно обязаны его выпол-

Мойше Фельденкрайз

нить, и сядьте на левый бок. Теперь вообра­зите, что собираетесь сесть, но не делайте этого, а лишь представляйте себя сидящим, одновременно сгибая ногу, прогибая плечи и наклоняя голову. Вы обнаружите, что су­ществуют два вида сидячего положения. Первый — когда вы продолжаете тянуться и ваши плечи достаточно поднимаются для того, чтобы держать голову сзади. Второй — когда вы, поднимая голову, делаете грудь плоской. Попробуйте оба способа и опреде­лите, какой из них вам больше подходит. Те­перь медленно перекатитесь на любой бок и встаньте. Пройдитесь, обратите внимание на то, как вы себя чувствуете, выше ли вы стали или ниже? Как вам дышится? Посмотрите на лица друг друга. Можете ли вы опреде­лить, глядя в лицо, на какую его сторону мы влияли в нашем воображении? Кто из вас наблюдательней? Какая сторона лица длин­нее? На какой ноге вам легче стоять? Где ва­ши плечи? В чем разница между тем, как вы наступаете на левую ногу во время ходьбы и на правую? Теперь встаньте вот так и про­должайте поворачиваться вокруг себя впра­во. Точно определите свои ощущения. Те-: перь очень медленно повернитесь вокруг* своей оси налево и обратите внимание, чув-Е ствуете ли вы разницу между этим поворот * том и предыдущим? Теперь давайте немногоч отдохнем.

*•£

Урок третий

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛА: ДВИЖЕНИЯ ПЛЕЧА

Лягте на живот и отведите колено правой ноги вправо. В эту же сторону поверните и голову. Ваша левая рука лежит вдоль тела, ладонью вверх. Правая рука находится око­ло лица. Теперь спокойно представьте себе, как вы будете медленно передвигать правую руку, не поднимая с пола, немного правее и затем немного левее. Осознайте, что для вас это простое движение. Теперь передвиньте правую руку чуть вверх. Это сложнее? «Вверх» означает в направлении головы.

Теперь правой рукой изучите пол — плав­но, маленькими движениями, вверх, вниз, вправо, влево. Точно определите, в каком направлении ваша рука двигается с большей легкостью. Не стремитесь настолько углуб­ляться в исследование, чтобы достать до Аф­рики. Не прилагая усилий, делайте только небольшие движения, самые маленькие, ко­торые только можно ощутить, как будто их и вовсе нет. Важно найти эти различия. В ка­кую сторону двигаться легче — вправо, вле­во, вверх или вниз? Вы обнаружите, что дви-

Мойше Фвльдвнкрайз

жения в каком-то направлении затруднены и помеху можно устранить, лишь что-то сде­лав с локтем.

Теперь определите, какое положение и направление представляют наибольшую труд­ность. Попытайтесь узнать, как можно по­мочь себе локтем. Некоторые из вас уже сде­лали это самопроизвольно, т. к. все, чему я учу, находится в согласии с нервной систе­мой. Поэтому есть люди, которые все будут делать правильно с самого начала, до того, как я что-либо расскажу. И ошибка их за­ключается в том, что они правильно выпол­няют задание. Что вы об этом думаете? О ка­кой я говорю стороне, когда прошу вас под­нять локоть или помочь себе локтем что-то сделать? Многие уже сделали правильную ошибку, а некоторые неправильную. Как вы можете поднять локоть, чтобы не пошеве­лить другим плечом, головой и тазом? Не поднимайте его и двигайтесь медленнее, чтобы можно было подготовиться к дейст­вию, совершая в себе коренные преобразо­вания. Если вы поторопитесь, то у вас ниче­го не выйдет. Научение должно идти настоль­ко медленно, чтобы в структуре каждого сформировалась деятельность. Когда вы хо­рошо организованы, то можете двигаться быстро. И тогда мы сможем двигаться так быстро, как мы это делали сегодня, вставая винтовым движением. Если вы помните, я

Искусство движения. Уроки мастера

просил вас двигаться быстрее для того, что­бы показать, что это неправильно, что этим мы приносим себе только вред. Когда при усвоении нового выбора мы вьшолняем слиш­ком торопливые движения, то повреждаем суставы, нарушаются наши умственные спо­собности, дыхание, и становится невозмож­ным добиться поставленной цели. Теперь оставьте, пожалуйста, руку там, где она есть, и оторвите от пола правый локоть. Ваша ру­ка должна согнуться и остаться на полу.

Теперь поднимите локоть, и вы увидите, что он не захочет сдвинуться с места до тех пор, пока вы куда-нибудь удобно не при­строите руку. Если же вы поспешите, то не заметите, что на самом деле произошло с ло­паткой и ключицей, и подумаете, что сдела­ли движение одним локтем. Продолжайте перемещать руку сообразно восходящим и нисходящим движениям локтя. Локоть не может двигаться отдельно от ключицы. Это должно стать для вас осознанным, а не авто­матическим действием. Поднимите локоть на максимальную высоту и остановитесь, когда движение обретет другие свойства. Вы обнаружите, что качество движения в запяс­тье, кисти, плече и, следовательно, в ключи­це ухудшается. Если вам трудно двигать пле­чом, пододвиньте его к правому уху. Затем медленно начните перемещаться, не торо­пясь, чтобы можно было двигать и головой.

Мойте Фвльденкрайз

Чем торопливее вы действуете, тем меньше необходимых вам изменений вы достигнете. Выясните, в каком положении вам стано­вится труднее двигать локтем. Когда разбе­ретесь, прекратите движение.

Если бы когда-нибудь вам два с полови­ной часа пришлось играть смычком на скрипке или на виолончели, то вы бы поня­ли, насколько руке необходимы движения. Вы когда-нибудь видели, как девяностолет­ний Казальс1 играет на виолончели? Вы об­ратили внимание на движение его кисти? Вы не поймете этого, если будете выполнять движение слишком быстро. Казальс же сам до этого додумался. Теперь очень медленно поднимите локоть до того места, в котором движение затрудняется. Держа локоть на этом уровне и не меняя его положения, по­пытайтесь оторвать запястье от пола. Сперва поднимите самую нижнюю его часть, а затем пальцы. Вы увидите, как много в руке ско­пилось бесполезного напряжения, которое мешает вашему плечу двигаться. Сделайте несколько движений запястьем и рукой, затем, поворачивая руку, поднимите боль­шой палец таким образом, чтобы опереться на мизинец, и верните обратно. Продолжая движение, обратите внимание на свои ощу-

Пабло Казальс, 1876—1973, испанский вио­лончелист, дирижер, композитор. Один из самых ярких виолончелистов-виртуозов XX века.

Искусство движения. Уроки мастера

щения в правой и в левой ногах и в левом плече. Далее оставьте локоть на полу и пра­вой рукой исследуйте ту же область, что и раньше. Решите для себя, насколько вы те­перь осмелитесь добраться до Нигерии, до водопада Виктория и до всех прочих мест, куда вы раньше переместиться не могли. Это удивительное знание.

Теперь остановитесь в том или ином мес­те, где вы чувствуете, что ваше движение ме­няет свойства. В этой позиции подвигайте локтем чуть вправо и чуть влево; теперь по­смотрите, как вы делаете эти движения? Скорее всего, вы не можете поднять локоть, не двигая при этом плечом. Обратите внима­ние на то, что происходит с другим плечом. Теперь узнайте, можете ли вы поводить ру­кой, чтобы исследовать пол рядом со лбом, двигая при этом, разумеется, всем, чем не­обходимо. Запомните характер этого движе­ния и остановитесь, когда оно начнет ме­няться. Вы должны стремиться исследовать пол вокруг головы. Что вам нужно сделать с локтем и плечом, чтобы усовершенствовать это движение? Попытайтесь рукой посте­пенно приблизиться к правой стороне голо­вы и к уху, но держать ее выше. Потрогайте голову, но не сверху, а ведя рукой по полу вокруг нее, пока не дотронетесь до теменной области справа. Теменная область — это об­ласть от виска до уха в наивысшей точке го-

Мойте Фельденкрайз

ловы. Перенося туда руку, посмотрите, что нужно сделать с локтем, чтобы, как и рань­ше, правильно выполнить движение. Затем пальцами правой руки плавно проведите воз­ле правого уха, за ухом и по затылку. Дви­гайтесь вдоль шеи и расположите локоть так, как до сих пор еще не делали. Каким обра­зом вы проведете рукой вниз вдоль шеи и между лопаток?

Вы должны быть в состоянии двигать плечом вместе с локтем, иначе вы никогда не дотянетесь туда рукой. Сейчас вы убеди­тесь в том, что нужно будет поднять локоть на высоту головы и даже выше. Пальцы вы можете опускать к спине, пока не дотроне­тесь до шеи или до позвонка между плечами. Продолжая движение, обратите внимание на то, что, когда ваш локоть поднимается, какая-то часть вашего тела становится мягче и оказывается прижатой к полу. Если этого не произойдет, вы почувствуете боль в пле­че, в шее или где-нибудь еще. Теперь оста­новитесь и вернитесь в исходную позицию.

Изучите, пожалуйста, правой рукой пол еще раз и найдите его новые участки, до ко­торых вы можете достать рукой с большой легкостью. Обратите внимание на места, ко­торые вы теперь можете охватить и до кото­рых раньше вы даже не помышляли дотя­нуться. Теперь проверьте, можете ли вы также двигаться вправо, не вытягивая туда руки.

Искусство движения. Уроки мастера

Ведите рукой по полу с правой стороны по направлению к себе и определите, как вам нужно расположить локоть и плечо, чтобы рукой дотронуться до груди. Дотроньтесь до груди, рядом или под ней, в области нижних ребер, — там, где вам на самом деле удобно. Как сделать так, чтобы было удобно? Иссле­дуйте, пожалуйста, грудную клетку от ниж­них ребер вверх до тех пор, пока вы без уси­лий, сохраняя те же свойства движения, мо­жете это делать, и определите, в какой точке меняется движение. Дотроньтесь до груди, но только не спереди. Не отрывайте ее от пола. Ваша кисть никогда не попадет под мышку. Вот сейчас, не успел я об этом ска­зать, кое-кто тут же попытался забраться в подмышечную впадину. Такие люди, конеч­но, молодчаги, но уже в печенках сидят и у себя, и у других. Теперь медленно проведите рукой вдоль груди. Когда вы приблизитесь к месту, до которого уже трудно достать, раз­верните, пожалуйста, пальцы внутрь, чтобы касаться груди ногтями и тыльной стороной руки. [Некоторые члены группы не следуют этой инструкции.]

Если бы мы не общались при помощи языка, то вы бы ничему не смогли как следу­ет научиться. Вам все еще нужен кнут. Итак, раз вам нужен кнут, а у меня нет ни време­ни, ни самого кнута, чтобы выпороть вас, можете вы просто на секунду взглянуть на

Мойше Фельденкрайз

меня? Для людей, которые не могут учиться, пример того, как надо действовать, можно показать лишь одним-единственным спосо­бом. Смотрите. Я обвожу рукой вокруг гру­ди, но продолжить движение не могу. Тогда я поворачиваю руку так, что пальцы тыль­ной стороной и ногти касаются моей груди. Далее я обнаруживаю, что могу продвинуть­ся туда, куда раньше не мог, и это — все, что я вас просил сделать. Продолжайте, пока не почувствуете, что больше не можете дви­гаться в ту сторону, не ломайте спину. Вам нужно меняться, иначе вы никогда не доста­нете рукой туда, куда можете достать. Но, чтобы измениться, вы должны понять, что если вы последуете моему совету, хотите вы этого или нет, но ваше плечо изменит поло­жение, а грудная клетка начнет двигаться. Одна женщина так сделала и сразу же угоди­ла под мышку, и все, кто не будет следовать инструкциям, доведут себя до полного изне­можения, но до сути не дойдут.

[Мойше показывает движение: помещает кисть под мышку в том месте, где это сде­лать уже трудно, и поворачивает голову.] Это легко, нужно просто перейти в то место, где движение затруднено, — для меня это здесь. Далее, смотрите, что я делаю. Повер­нитесь, посмотрите, что происходит с запяс­тьем, грудью и плечами. А посмотрев, вы скажете: «Странно, почему же раньше мне

Искусство движения. Уроки мастера

было сложно это сделать? Это совсем не­трудно, просто у меня негибкий ум». Итак, это мой пример. Повторите вы сейчас за мной движение и ничего не выучите. Мед­ленно двигайтесь вдоль груди до любой точ­ки, в которой вам становится труднее это де­лать. Выполните движение, подобное тому, что делал я, но медленно. Не двигайтесь на­лево или направо — только нужное нам дви­жение и обратно. Вы обнаружите порази­тельную вещь, что, когда вы делаете три дви­жения с одного и того же места, ваша рука действует так, как раньше не могла. Далее перемещайтесь вдоль груди, доставая рукой туда, куда вы с легкостью можете достать, и затем покрутите запястьем, чтобы перейти к точкам, представляющим уже большую слож­ность. Вы обнаружите, что обрели порази­тельную способность распространяться на те места, о которых ранее не могли и помыс­лить.

еще рефераты
Еще работы по истории