Лекция: Явление у дуба Маврийского

Когда был заключён с обеих сторон союз, Бог является в особенной близости к Аврааму. Авраам был тогда близ Хеврона, где впоследствии были гробы Исаака и Иакова, не имея своей земли, (нрзб.1сл.) при дубраве Мамвре. Здесь под одним из (нрзб.1сл.) принимал всех странников. И гостеприимство свойственно всем жителям востока, но в Аврааме это было в высшей степени, он не чуждался (19об) никого, и его радушным приёмом воспользовался Сам Великий его Союзник. В одно время он сидел в своей куще и по страннолюбию своему часто бросал взор на близ проходящую дорогу. И вот видит трёх путников, спешит к ним, бросается к ногам их и умоляет зайти в кущу. Они приходят, и старец сам умывает им ноги, хлопочет об угощении и заставляет Сарру делать то же. И когда странники сели за стол, один из них, казавшийся старшим, показал, что он знает все домашние обстоятельства Авраама. Где Сарра, спрашивает Он? Ему даже известно, что он бездетен, и Он говорит, через год у них будет сын. Авраам догадывается, Кто этот посетитель, но не смеет спрашивать. Наступил вечер, он принял их в полдень, они собрались идти от него. Обычай требовал спросить: кто они и куда идут? Авраам не смеет этого делать. Оставалось показать ещё один обычай расположения к посетителям – проводить их, и Авраам это исполняет. Они пошли по дороге к Содому. Авраам молча следовал за ними. Иегова отпустил двух своих спутников в Содом и открылся ему как другу, тогда и Авраам делается смелее. «Утаю ли я от раба Моего, сказал Иегова, что Я хочу сделать?! От Авраама непременно произойдёт народ великий… Вопль содомский велик и грехи их очень тяжки, пойду, посмотрю: довершилось ли у них то, о чём восходит ко мне вопль, или нет? Утаю ли всё это Я от Авраама, когда у Авраама будет великое потомство, и, следовательно, от него мои намерения сделаются известны целому народу, (20) и через него всему миру!» Авраам, зная развращение этих городов, опасается за судьбу их, и с ужасом видит, что двое спутников уже пошли туда. Его утешает мысль, что погибнут несколько тысяч людей, в числе их как бы не погибли добродетельные его родственники и знакомые. Сердце, полное любви, обращается ко Господу, и с трепетом спрашивает его: «Ах, Господи! Неужели ты погубишь с нечестивыми праведников? А, может быть, в этом городе найдётся 50 праведников?» Милостивый ответил: «Если Я найду в этом городе 50 праведников, и для них пощажу сие место», ободряет его. Он начинает страшиться, не слишком ли увеличил число праведников, а вместе чувствует, как он смел. Ах! Дерзну ещё сказать Господу, я прах и пепел: может быть, до 50-ти там не достигнет, только до 45-ти, ужели Ты тогда погубишь целый город? Такова благородная усиленная молитва заслуживает ответ: «Если Я там найду 45 праведников, не истреблю» Такой ответ даёт смелость (нрзб.1сл.) просить ещё раз: «Может быть, там найдётся только 40 праведников?» Опять Милостивый отвечает: «Не погублю» Душа Авраама борется теперь между страхом и радостью. Что, если станет он ещё просить, не будут ли уже прошения его напрасны, или может быть удостоится ещё одного милостивого спасти столько братьев. Но любовь к ближним продолжает все опасения. «Не прогневайся, Господи, если я ещё скажу, может быть, там найдётся (20об)30-ть праведников!» Он молился не напрасно, − «Если найду там и 30-ть, не сделаю сего» Ужели теперь дерзновение и любовь Авраама совсем истощилась? Нет, он говорит ещё раз Господу: «Может быть, там найдётся 20-ть праведников?» Условие и это было принято, и Авраам чувствует, что Господь, который столько милостив, услышит его ещё раз. «Да не прогневается Господь мой, если я ещё скажу однажды: может быть, там найдётся 10 праведников?» «Не истреблю и для 10-ти», ответил Иегова. Какая чудная борьба любви земной с небесной? Верх остался за Тем, кто имеет власть судить всех. Авраам не смеет просить за города, где нет и 10-ти праведников, а милостивый Господь довёл его до того сознания, что Он не менее разборчив в наказании, как и в помиловании, что Он столько же милосерд, сколько правосуден. «10 праведников! Войдёт ли в это число мой Лот и его дети?» Но уже не дерзал спрашивать Господа и молить Его о ком-нибудь.

Лучше никогда не говорил друг человечества с Богом! Сколько можно было сказать о ходе его разговора, и сколько более ещё можно чувствовать притом! Если благородное, исполненное любви и благожелательства сердце должно быть самое прекрасное зрелище пред глазами Премилосердного, то как должна быть эта молитва возвысить пред очами Божиими Авраама? Мы представляем каждому самому ощущать в словах Авраама эту кроткую настойчивость, которая столько различна от (нрзб.2сл.), от слов, произносимых без действия, (21)представляет с таким чувством он смотрел вслед Иеговы, и ожидал известия и решения дела, как его сердце билось за такое множество знакомых и незнакомых, и отчасти находившихся с ним в союзе людей.

Этим, собственно, заключается водительство Иеговы, которое имело целью утвердить Авраама в достоинстве Отца народу Избранному. И явление Бога в виде трёх странников имело целью: а) раскрыть и подтвердить Сарре то, что она слышала от своего мужа относительно высокого жребия, ей назначаемого. Болезнь обрезания долго не скрывавшихся на омертвленном теле Авраама, уже и собственная заматерелость (XVIII. 11) не дозволяли ей скоро (нрзб.1сл.) в истине обетования Божия, быть матерью многих народов. б) Открыть Аврааму суд над нечестивыми городами Содомского и Гоморского и другими, и избавление от общего их истребления родственника Аврамова Лота, для того, чтобы дать изъяснительный образ того, что бывает народами, когда исполняется мера грехов их (XV,16.) И залог исполнения обетований Завета относительно освобождения потомства Аврамова от народа, у которого он будет в рабстве.

еще рефераты
Еще работы по истории