Лекция: Erster Band, S. 14–15 (берлинское издание 1840 г.) (первый том, стр. 14–15. — Ред.).

« »152

Силы, как и происхождение права вообще; и мы говорим это не только вообще о существовании государства, но о том особом виде, который государство принимает у каждого отдельного народа» 1.

Право возникает таким же «невидимым образом», как и язык, а живёт оно в общем народном сознании не в виде «отвлечённых правил, а в виде живого представления правовых институтов в их органической связи, так что, когда в этом является надобность, отвлечённое правило выделяется, в своей логической форме, из этого общего представления посредством некоторого искусственного процесса (durch einen künstlichen Prozess)» 2.

Нам нет здесь никакого дела до практических стремлений исторической школы права; что же касается её теории. то уже на основании приведённых слов Савиньи мы можем сказать, что она представляет собою:

1) реакцию против того, распространённого в XVIII веке, взгляда, что право создаётся произволом отдельных лиц («законодателей»); попытку найти научное объяснение истории права, понять эту историю как необходимый, а потому законосообразный процесс;

Попытку объяснить этот процесс, исходя из совершенноидеалистической точки зрения: «народный дух», «народное сознание» есть последняя инстанция, к которой апеллировала историческая школа права.

еще рефераты
Еще работы по истории