Лекция: Библейский и хронологический порядок пророков
Пророческие книги расположены в Библии не в хронологическом порядке. Располагая их по значимости, редакторы давали им следующие места: В еврейском каноне – 1. Иеремии, 2. Иезекииля, 3. Исаии и Двенадцать (книга пророка Даниила, как и Плач Иеремии помещались в агиографическом разделе).
Семьдесят толковников на первое место ставили 12 малых пророков. В Вульгате (лат.) и позднейших христианских изданиях на 1 месте ставится книга пророка Исаии – как содержащая самые ясные сведения о Мессии. В славянской и русской Библиях следующий порядок: в начале помещаются 4 великих пророка (называемые так по объему их писаний) Исаия, Иеремия (+Плач Иеремии, Послания Иеремии и книга пророка Варуха), Иезекииль, Даниил; и 12 малых пророков: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.
Если же поставить пророков в хронологическом порядке, то получится следующий список, состоящий из 3 отделов: допленные пророки, времени пленения и послепленные.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ПРОРОКОВ-ПИСАТЕЛЕЙ
I. Довавилонский период.
1. Иона между 793-753 при Израильских царях: Иоасе (798-783) и Иеровоаме II (793-753), которому он предсказал восстановление древних пределов ца-ва Израильского, и Иудейских царях: Амасии (796-781) и Озии (781-740).
2. Амос (Израильское) 770-750 при Иеровоаме II, Озии.
3. Осия 760-725 при Иеровоаме II, Озии Иоафаме, Ахазе и Езекии.
4. Исаия (Иудейское) 740-690 при Озии, Иоафаме, Ахазе, Езекии.
5. Михей (Иудейское) 740-695 при Иоафаме, Ахазе, Езекии.
6. Софония (Иудейское) 639-621 при Иосии.
7. Наум (Иудейское) 621-612 при Иосии.
II. Вавилонский период
8. Иеремия между 625-586 при Иосии, Иоакиме, Седекии.
9. Аввакум 608-597
10. Авдий около 586
11. Иезакииль между 592-571 в Вавилонии.
12. Даниил 597-539 в Вавилонии до 3-го года Кира.
III. Персидский период.
13. Аггей 520 при Дарии Гистаспе.
14. Захария между 520-515 при Дарии Гистаспе.
15. Иоиль 500-450 при Дарии Гистаспе.
16. Малахия 460-430 при Дарии Гистаспе. (Иудея во дни прор. Малахии не была самостоятельным гос-вом, а являлась частью Персидской империи, коей управлял в данное время Артаксеркс I Лонгиман (465-424 гг. до Р.Х.).
Пророческие и учительные книги Ветхого завета: происхождение, разделение, хронология. Откровение о Христе в пророческих и учительных книгах. Значение пророческих и учительных книг для приготовления человечества к принятию Евангелия.
Пророческими книгами в православно-богословской литературе называются писания пророков, имеющие пророческий характер. Таковы книги великих пророков: Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, и 12 малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В предложенном исчислении, очевидно, отличается класс пророческих книг в православной богословской литературе от соответственного ему класса пророков в еврейском каноне. В отличие от последнего, в него не входят исторические книги, хотя и написанные пророками: Иисуса Навина, Судей, Царств, и входит книга Даниила, не входящая у евреев в отдел пророков. Таким образом, строго пророческие писания, по православно-богословскому определению, соответствуют по своему характеру и содержанию общему ветхозаветному пророческому служению, его цели и характеру. Пророки ветхозаветные были богодухновенными мужами еврейского парода, коих избирал Господь для возвещения Своей воли о спасении еврейского богоизбранного народа и всего человеческого рода. Пророки были избираемы Господом, чтобы сохранять, охранять и изъяснять Моисеев закон, особенно с его внутренней нравственно-догматической стороны, поддерживать и охранять жизнь еврейского народа в определяемом законом теократическом направлении, строе и идеале, предвозвещать будущее спасение человеческого рода Спасителем и приготовлять евреев и весь человеческий род пророчествами о Спасителе к достойному Его приятию и вступлению в Христову Церковь. Насколько священные ветхозаветные книги, писанные пророками, соответствуют указанным целям пророческого служения и в своем содержании наполнены исключительно пророческими речами, имеют, таким образом, исключительно пророческое содержание, настолько они входят в пророческий отдел по православно-богословскому определению. Пророческие книги разделяются на книги великих и малых пророков. К первым относятся книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила; ко вторым: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
Первая и главная особенность пророческих книг заключается в богодухновенном состоянии пророков во время произнесения пророческих речейОбыкновенно пророки начинают свои книги словами: тако глаголет Господъ (Ам. 1, 2; 2, 1; 3, 1; Авд. 1, 1; Агг. 1, 2; Ис. 52, 1; Иер. 31, 1), или: быстъ слово Господне (Ис. 2, 1; Иер. 1, 1; Иез. 1, 3; 6, 1; Ос. 1, 1; Иоил. 1, 1; Иона1 1; Мих. 1, 1; Соф. 1, 1; Зах. 1, 1; Мал. 1, 1), или: видение еже виде (Ис. 1,Иез. 1, 1; 2, 1; Авд. 1, 1; Наум. 1, 1; Авв. 1, 1). Это начало соответствует часто встречающимся и в течение пророческих речей подобным же выражениям, указывающим иногда а особый предмет речи (Ис. 13, 1; 21, 1; 23, 1; Иер. 44, 1; 46, 1; 47, 1; 50, 1), иногда на особое по времени или месту произнесение речи (Ис. 8, 1; 45, 1; 50, 1; 56, 1; Иер. 7, 1; 8, 1; 10, 1; И, 1; 14, 1). Вообще же встречающиеся очень часто на протяжении пророческих писанин вышеуказанные выражения, свидетельствуя о богодухновенности пророков и их писаний, придают последним особый вид как бы «отпечатка» вдохновенного состояния самих пророков. Это состояние, обычно подробно описываемое пророками в повествованиях об их призвании к пророческому служению, чаще всего называется видением (Ис. 6 гл.; Иер. 1 гл.; Иез. 1-3 глл.; Дан. 7-12 глл.). Видением же можно назвать и обычное вдохновенное состояние ветхозаветных пророков, в коем они получали Божественные откровения, перед сообщением их еврейскому народу. Во время видений Господь открывал пророкам будущие события как бы в перспективе, соединяя их в общем плане, несмотря на действительное значительное разделение их по времени.
Особенность учительных книг Ветхого Завета по содержанию, в отличие от прочих книг из ветхозаветного канона, заключается в том, что они по преимуществу излагают ветхозаветное учение в моральных [1,193], и редко догматических вопросах. Если же в них излагается догматическое учение, то оно опять-таки имеет уклон практический, т.е. преследует нравственно – воспитательную цель [2,5]. Приближая богооткровенные истины к человеческому пониманию, учительные книги, действительно, «совершенствуют знание и благочестие» [3,2], через которые и достигается сама «мудрость».
Исключительной особенностью учительных книг является также то, что в них «направленность мысли выражена в поэтической форме» [4,103], стихотворным языком. Таким образом, учительные книги представляют собой поэтические произведения религиозной направленности, чем и отличаются от светской литературы.
Поэтические священные произведения Ветхого Завета разделяются на два главных вида: песнь и притчу (евр. машал) [2,6]. Песнью называется способ выражения мысли священного писателя через созерцание природы или человеческой жизни. Форма таких священных гимнов – краткое стихотворение.
Притчей же называется такой вид священных поэтических произведений, в которых нравоучительная мысль выражается в форме пословиц, поговорок, загадок, аллегорий [2,7].
Истинные пророки от ложных отличаются тем, что они не брали денег за свои пророчества + у них пророчества исполняются.