Лекция: Богословие прп. Максима Исповедника: учение о логосах, христология, учение о волях природной и гномической.

Прп. Максим Исповедник (М.И.) род. ок. 580 г., ум. в 662 г. в ссылке (Грузия). В Восточн. Ц-ви богословие Максима имело сильное влияния в течение всей её истории. Восточные богословы Симеон Новый Богослов и Григорий Палама являются интеллектуальными наследниками Максима. Более того, множество работ Максима включено в греческое «Добротолюбие» — собрание некоторых наиболее известных греческих христианских писателей. О логосах. Согласно космологии М.И. всё существующее – неуничтожимо существует в Боге, в виде Божественных мыслей-смыслов (малых логосов). Все Б. мысли-логосы сосредоточены во 2-й Ипостаси – в Логосе. Творение осуществл-ся по действию Божеств-й воли, которая приводит в исполнение план Домостроительства, имеющ-ся в Логосе. Отличие от Платона в т., ч. мир идей находится вне Бога, а у М.И. мысли-образы сокрыты в Боге, но не в Его сущности. Отличие от неоплатоников (Плотин) в том, что М.И. мысли-идеи определяет как творческие воления Божии, т.е. мысль Бога тождественна Его действию (энергии). В обосновании этого М.И. ссылается на Климента Александр-го. Поскольку все предметы участвуют в Боге (логосы исходят из Него), то все творное (по логосам) важно в очах Божиих, а следоват. важно и для христиан. Христиане призваны любить и сохранять ближних, природу, богодухнов. культуру, тем более обрядово-церковную традицию. Так для него ценен сокровенный смысл церк. символики и таинств, обряд для М.И. не случаен, всё закономерно, разумно и уместно. О воле. Наличие плана в Божеств. Домостроительстве не ведет к учению о предопределении. По М.И., Бог сотворил мир Своим свободным движением воли и заложил принцип свободы (свободы воли) и в Своё творение. Свобода творения состоит в т., ч. творение в своих реальных проявлениях, в образах (тропосах) своего существования может не соответсвовать имеющимся о нем Божественным мыслям (логосам). И это плохо сказывается на самой твари. Истинное, благое назначение дара свободной воли реализуется, в случае если тварь использует дар для свободного движения к Творцу. Т.о. если бы Иисус Христос имел лишь одну Божественную волю (по монофизитам-монофелитам), то это значило, что в Нём отстутствует естественная чел-ческая воля. В таком случае чел-ческое ествество Иисуса было бы мёртво-пассивным, и не называлось бы подлинным тварным чел-ческим естеством. Для спасения мира Ипостасному Логосу подобало не кажущимся, а реальным образом включиться в творение. Для этого воплотившемуся Богу Слову и была необходима подлинная, а не фиктивная (по монофелитам) чел-ческая воля. Во Христе неслитно-нераздельно соединены два естества, две энергии и две воли. Воля чел-ческая добровольно во всем следует за волей Божией. Это ответ на тезис монофелитов о немыслимости, чтобы Христос по Своей чел-ческой воле сделал что-то противоречащее воле Бога, следовательно Божественное естество и воля в Нём поглотили чел-ческое естество и волю. Христология.В силу единства Личности Христа, в Нём имеет место общение свойств чел-ческого и Божественного естества. Это позволяет говорить о «страдании и смерти Бога по плоти», «о крови и теле Бога», рождестве Бога Девой Марией (Богородица) и о безсмертии и вечносущности Иисуса Христа.

еще рефераты
Еще работы по истории