Лекция: Жанр портрета в русском искусстве. Портреты великих соотечественников.

На рубеже 17-18 веков России Средневековье сменилось Новым временем. То, что за границей длилось веками, в нашей стране произошло стремительно. Реформы, проведенные Петром I затронули не только экономику, политику, но и искусство. Целью молодого царя было поставить Россию в один ряд с иностранными государствами, окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Петр I приглашал иностранных художников в Россию, одновременно посылая талантливых россиян за границу учиться «художествам» в основном в Голландию и Италию. И очень скоро петровские «пенсионеры» — ученики, содержавшиеся за счет государственных средств, стали возвращаться на родину, привозя с собой новый художественный опыт и приобретенное мастерство. Через некоторое время в России появилось собственное учебное заведение — Академия Художеств, в которой учились молодые художники. До начала 18 века в России развивались в основном иконописные традиции. Первые портреты — парсуны (персоны), сочетает в себе приемы иконописи и портретной живописи. Условно передает портретное сходство, сохраняя как в иконе каноничность образов, плоскостное письмо и темный фон. Нередко глаза были очень темными, и на парсуне подписывалось как на иконе название старорусским шрифтом «Портрет царского шута Якова Тургенева». Первые портретисты — Иван Никитин «Портрет Петра I» и Андрей Матвеев «Портрет супругов»- ученые утверждают, что это портрет автора с супругой; в основном работали по заказу царского двора, и поэтому на их работах — Петр и его приближенные. В работах ощущается накая упрощенность, фигуры выхвачены из темноты лучом яркого света и существуют вне связи со средой, но авторы пытаются передать фактуру материала одежды, драгоценностей, цвет кожи. Постепенно с течением времени, происходит развитие портретной живописи. На полотнах появляется фон — интерьер комнаты, вид природы. Владимир Боровиковский был иконописцем, не учился в Академии художеств, но пользовался советами художников. В его творчестве отразился модный на то время сентиментализм. На портрете Марии Лопухиной- мечтательная поза, уединение героини и окружающий ее пейзаж создают впечатление естественности и непосредственности. Необычен фон картины: здесь и лесные деревья, и колосья и садовые цветы — розы и лилии. Это не конкретный уголок природы, а обобщенный его образ, как и легкая грусть девушки — не печаль по какому — то конкретному поводу, а просто мечтательное состояние души. Она находит в природе убежище от условностей светской жизни. Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819—1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787—1825). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...» И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла — и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви и мысли — тень печали.

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...

Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравился или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

В групповом портрете — «Сестры Гагарины» автор подчеркивает любовь и взаимную привязанность персонажей — изображенные на условном пейзажном фоне девушки музицируют: младшая играет на гитаре, старшая собирается петь. Ярким портретистом был Федор Рокотов «Портрет Струйской». Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735—1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью. Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Ярким портретистом был Дмитрий Левицкий «Портреты смолянок» — воспитанниц Смольного института благородных девиц, на портретах они погружены в занятия искусством и наукой.

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий

еще рефераты
Еще работы по истории