Лекция: Погребальные обряды и мумификация

 

85. Плач по покойникам и погребение происходят вот как. Если в доме умирает

мужчина, пользующийся некоторым уважением, то все женское население обмазывает

себе голову или лицо грязью. Затем, оставив покойника в доме, сами женщины

обегают город и, высоко подпоясавшись и показывая обнаженные груди, бьют себя и

грудь. К ним присоединяется вся женская родня. С другой стороны, и мужчины бьют

себя в грудь, также высоко подпоясанные. После этого тело уносят для

бальзамирования.

 

86. Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются

ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят покойника, они показывают

родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом

мастера называют самый лучший способ бальзамирования, примененный [при

бальзамировании того,] кого мне не подобает в данном случае называть по имени

(Осириса — Диониса). Затем они предлагают второй способ, более простой и

дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают [родных], за какую

цену [и каким способом] те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная,

то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым

тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри

железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же

часть — путем впрыскивания t Растворяющих] снадобий. Затем делают острым

эфиопским камнем разрез в паху и очищает всю брюшную полость от внутренностей.

Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь

прочищают ее растертыми- благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой

миррой, касией и прочими благовониями, кроме ладана, и снова зашивают. После

этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять

тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело,

обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают

камедью — ее употребляют вместо клея. После этого родственники берут тело назад,

изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда

покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб

стоймя к стене.

 

87. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-

за дороговизны [первого] приходится выбирать второй способ бальзамирования, то

[мастера] поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в

брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не

извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем,

заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на

определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое

туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и

внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо,

так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают

[родным], больше уже ничего с ним не делая.

 

88. Третий способ бальзамирования, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В

брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70

дней. После этого тело возвращают родным.

 

89. Тела жен знатных людей отдают бальзамировать не сразу после кончины, точно

так же как и тела красивых и вообще уважаемых женщин. Их передают

бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступают для того, чтобы

бальзамировщики не совокуплялись с ними. Действительно, говорят, был случай, что

один из них совокупился со свежим трупом женщины и был пойман по доносу своего

товарища.

 

90. Если какого-нибудь египтянина или — что все равно — чужеземца утащит

крокодил или он утонет в реке, то жители того города, где труп прибило к берегу,

непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать

погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни

друзьям. Жрецы бога [реки] Нила (Хапи) сами своими руками погребают покойника

как некое высшее, чем человек, существо.

 

еще рефераты
Еще работы по истории