Лекция: Казахстан в сако –сарматскую эпоху. 4 страница

Самое крупное восстание, охватившее в 30—40-е годы XIX в. значительную территорию Казахстана, возглавил Кенесары Касым-улы (1802—1847 гг.) — внук хана Абылая, сын Касыма-торе.

Главная цель восстания под предводительством Кенесары Касымулы — сохранение независимости не вошедших в состав царской России земель Казахстана и прекращение их колонизации империей с помощью постройки крепостей и учреждения новых окружных управлений.

На взгляды Кенесары, который с 1824 г. участвовал в восстании брата Саржана, и его последующие действия оказал влияние отец, султан Касым. Касым в своих письмах, адресованных императору России и высшим российским чинам, просил не менять политический строй казахов, не покушаться на вольность народа, указывал, что округа и приказы организуются вопреки желанию казахов. Он требовал отмены принятых без согласия казахских султанов, старшин, народа решений и законодательных актов. Правительство никак не

прореагировало на его просьбы. Сопротивляясь созданию царским правительством окружных приказов, Касым с сыновьями Есенгель ды, Саржаном, Кенесары и вместе с 40 000 семей своих сторонников откочевал от Кокшетауских гор к границам Кокандского ханства. Испытывая сильную горечь по случаю гибели отца и своих старших братьев, погибших в 1836 г. от рук ташкентского правителя, Кенесары преследует и другую цель — освободить казахов из-под власти кокандцев.

Восстание под предводительством Кенесары Касым-улы охватило почти весь Казахстан. В нем активно участвовали казахи всех трех жузов.

Главной движущей силой восстания, продолжавшегося в течение 10-ти лет, были свободные кочевники. Участие всех трех жузов в развернувшемся политическом противоборстве придало движению национально-освободительный характер.

Участие ряда крупных представителей аристократии в восстании объяснялось их желанием использовать недовольство народа для возвращения былых привилегий и полноты власти. Среди участников восстания были султаны Кокшетауского края Шеген, Канкожа Уалиулы, Тани Тортайулы, вдова Уали хана — ханым Айганым. Верными сподвижниками, предводителями отрядов Кенесары, были его младший брат Наурызбай (1823—1847 гг.) и сестра Бопай.

Требования Кенесары, предъявляемые царскому правительству, оставались без ответа. В ноябре 1837 г. Кенесары Касымулы оказал открытое сопротивление, совершив нападение на отряд казаков Актауской крепости, которые сопровождали караван из Петропавловска. С весны 1838 г. участились стычки повстанцев с царскими отрядами. В этот период в восстании активно участвуют кочующие казахские роды Акмолинского округа. 26 мая 1838 г. отряды Кенесары совершили внезапное нападение на Акмолинскую крепость. Сподручный царского правительства султан Коныркулжа Кудаймендыулы и гарнизон крепости во главе с Карбышевым не смогли отстоять Акмолинск. Восставшие сожгли окружной центр.

Восстание развивалось настолько успешно, что отдельные казахские султаны, верные царскому правительству, чтобы спасти себя и скот, поначалу примкнули к восставшим. Летом и осенью 1838 г. основная часть Среднего жуза была объединена под знаменем Кенесары. С осени 1838 г. движение распространилось и на Младший жуз. Некоторое время спустя к движению примкнул бий Жоламан Тиленшиулы со своими сторонниками.

В августе 1841 г. войска Кенесары направились в Ташкент. Но распространение среди сарбазов болезни остановило этот поход. Часть восставших осадила крепости Созак, Жанакорган, Жулек и Ак Мечеть, где были сосредоточены крупные силы кокандцев. Осада Созака и взятие нескольких кокандских крепостей вдохновили восставших. Восставшие избрали Кенесары ханом в 1841 году, после взятия кокандских крепостей.

Сражение Кенесары в ночь с 20 на 21 июля 1844 г. завершилось победой: в ночной атаке восставшие окружили отряд Жантореулы и разгромили его. Итоги борьбы в 1844 г. вдохновили восставших, способствовали сплочению новых казахских аулов под знаменами Кенесары.

Решающий этап восстания и его поражение. Летом 1845 г. царское правительство, видя неуступчивость восставших, продолжило строительство укреплений. Были срочно возведены крепости по течению рек Ыргыз и Торгай. Царское правительство проигнорировало протесты Кенесары по поводу строительства крепостей.

Решение Кенесары откочевать из Сары-Арки в Старший жуз было вызвано тем, что он в свое время оказал помощь казахским родам в борьбе за их освобождение из-под власти Кокандского ханства и теперь рассчитывал на их поддержку в борьбе против царизма.

Государство, организованное Кенесары, было феодальным. Хан и его социальная опора (аристократия) рассматривали всю казахскую землю как свою собственность. Кенесары Касымулы в основном опирался на биев, старшин и батыров.

В государстве Кенесары, в отличие от прежнего ханского правления, имелись свои особенности. Ханский совет, возглавляемый Кенесары, состоял из его близких родственников, биев, батыров и султанов. Отличие его от Ханского совета при хане Абулхаире заключалось в том, что власть была сосредоточена в руках самого хана. Взяв в 1841 г. ханскую власть в свои руки, Кенесары взамен суда биев ввел ханский суд. Специальная группа занималась финансовыми вопросами. Раздел и распределение скота и имущества крупных феодалов находились в руках помощников Кенесары.

Во время правления Кенесары были осуществлены изменения в земельном вопросе. Надо отметить, что Кенесары всегда поддерживал переход к земледелию, считал необходимым развивать зерновое хозяйство. Это объясняется, видимо, тем, что в связи с разрывом связей с русскими крестьянскими поселениями и среднеазиатским рынком возникли трудности в снабжении хлебом восставших аулов.

Отряды, возглавляемые батырами и толенгитами, формировались в основном из числа добровольцев. Достигая в некоторые моменты 20 000 человек, восставшие представляли собой внушительную силу. Отряды объединялись в сотни и тысячи. В войсках Кенесары Касымулы была установлена жесткая дисциплина. За предательство полагалось одно наказание — смерть.

Откочевка аулов Кенесары на юг неизбежно вела к столкновению с Кокандским ханством. Взятие восставшими (в октябре и ноябре 1845 г.) крепостей Созак, Жулек и Жана-Корган, направление другой части сил Кенесары на Ташкент вызвали страх правителей Коканда.

Если сторонники сына Абылая — султана Суюка признавали власть России, то большинство родов уйсуней, шапырашты, дулатов, жалаиров поддержало восставших. Среди противников Кенесары были известные в Степи правители Кунанбай Оскенбайулы, Барак Султан Байулы, которые имели большой авторитет среди казахов Семиречья.

Не вступая в стычки с превосходящими силами царс-ких карательных отрядов, Кенесары со своими аулами прошел по левобережью Или, приблизился к р. Чу и расположился в районе гор Алатау. Батыры Старшего жуза Тайшыбек, Саурык, всемерно поддерживали Кенесары в его борьбе против кокандских беков. Войска Кенесары вошли в соприкосновение с владениями киргизских манапов. В это время часть киргизов также находилась под властью Кокандского ханства. Однако влиятельные киргизские манапы, не желая вступать в конфронтацию с Россией и с Кокандом, оставили без ответа предложение Кенесары объединить усилия против Кокандского ханства.

В 1847 г. Кенесары вторгся в киргизские земли. К этому времени первоначальный антиколониальный характер восстания претерпел некоторые изменения. Притеснение войсками Кенесары местного народа, жестокость в отношении ни в чем не повинных киргизских аулов вызвали ненависть и ответную реакцию. В том же году неподалеку от нынешнего Токмака, в местечке Майтобе, Кенесары был окружен и в сражении с войсками киргизских манапов потерпел поражение. Кенесары, Наурызбай и многие другие верные ему батыры погибли.

Подобный трагический конец восстания Кенесары Касымова был предрешен рядом факторов. Война с киргизами носила братоубийственный характер. Часть казахов отказалась от поддержки Кенесары. Он остался лишь с преданными ему людьми, которые шли за ним и с пониманием отнеслись к трудностям, которые они переживали. Кенесары был глух к предложениям своих советников, которые пытались от-оворить его от нападения на кыргызов, и непоколебимо тел навстречу своей гибели.

Поражение восстания обусловили как политическая, так и внутриродовая разобщенность казахов, отсутствие поддержки феодальных групп. Часть султанов и биев, получивших немалые льготы от правителей Российской империи, не были заинтересованы в создании централизованного феодального государства. Раздробленные по жузам, экономически и политически разобщенные казахские роды поддерживали восстание в основном только в своих пределах. К тому же суровость Кенесары и жесткая тактика в отношении с аулами, его не поддержавшими, были не в традициях казахов. Это разредило ряды восставших. Кенесары Касымулы вел борьбу с Бухарой и кокандскими феодалами, но не смог создать коалицию против царской России.

Историческое значение восстания велико: это было самое крупное восстание против колониального гнета, охватившее все три жуза; восстание выявило зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма, степени консолидации в самом казахском обществе.

 

47 вопрос.

Шокан Уалиханов (1835— 1865 гг.).

Имя, данное ему при рождении, было Мухам мед-Канапия, а Шокан (Чокан) — так ласково назвала его мать. Родился Шокан в 1835 г. в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Кусмуруне, а затем в ауле его предков — Сырымбете. Уже в начальной частной аульной школе в Кусмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков.

Осенью 1847 г. 12-летний Шокан был определен в Сибирский кадетский корпус в Омске.

В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.

Приняв участие в 1855 г. в поездке генерала Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью, проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийский Алатау.

Участвуя в Иссыккульской экспедиции 1856 г., Шокан осуществляет съемку бассейна озера Иссык-Куль, исследует историю и культуру киргизского народа, пишет «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах».

Осенью 1856 г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей между двумя странами.

Путешествие в 1857 г. в земли киргизов принесло Шокану много открытий. Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению киргизской народной литературы, как эпос «Манас». Им записан большой отрывок.

В 1858—1859 гг. Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой в то время «белое пятно» в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона. Его капитальный труд «О состоянии Алтышара...» содержит анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценен в научном мире.

В годы пребывания в Петербурге (1859—1861 гг.) Шокан Уалиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учеными-востоковедами и русскими писателями.

Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. Дружба с писателем, зародившаяся в Омске, продолжалась в Семипалатинске и Петербурге.

Весной 1861 г. Ш. Уалиханов тяжело заболел и вернулся на родину. Из-за разногласий с родственниками Шокан вернулся обратно в Омск, где активно включился в подготовку судебной реформы казахов. В 1864 г. Ш. Уалиханов участвовал в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева в Аулие-Атинскую крепость. Разочаровавшись в справедливости действий генерала, в июне 1864 г. вместе с другими противниками позиции М.Г.Черняева Шокан вернулся в Верный. В 1865 г. в газете «Русский инвалид» публикуется последний труд Шокана Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи.

В апреле 1865 г. Шокан Уалиханов скончался и был похоронен в местности Кошен тоганы у подножья Алтын Емеля (Алматинской области), где располагался аул султана Тезека — ага султана рода албан.

Его работы: «Аблай», «Казахское родословие», «О мусульманстве в Степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочевках казахов».

§ 29. ЫБЫРАЙ АЛТЫНСАРЫУЛЫ. АБАЙ КУНАНБАЙУЛЫ

Ыбырай Алтынсарыулы (Ибрай Алтынсарин) (1841— 1889 гг.) — выдающийся педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф, общественный деятель — родился 20 октября (2 ноября по новому стилю). С 1844 г., после смерти отца, малолетний Ыбырай воспитывается у деда Балгожи.

Ыбырай с малых лет проявил стремление к знаниям, в 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии. После отличного окончания школы в 1857 г. Ы. Алтынсарыулы работал писарем у своего деда бия Балгожи, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. Ему было поручено открыть школу для казахских детей. В 1864 г. он назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. Административно-политические реформы 1867—1868 гг. по управлению краем Ы. Алтынсарыулы встречает с надеждой, потому что считает их полезными для казахского народа. В то же время, хорошо зная о двойном гнете казахского народа, он глубоко задумывается над путями улучшения его жизни. В частности, на страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.

В 1879 г. Ыбырай Алтынсарыулы был назначен инспектором школ Тургайской области.

Ы. Алтынсарыулы является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Ыргыз (Иргиз) школы-интерната для казахских девочек.

Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ.

Он внедрял педагогическое наследие Ушинского, великого писателя Льва Толстого.

Для русско-казахских школ Ыбырай Алтынсарыулы написал два учебных пособия — «Киргизская хрестома-тия» и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку». Эти книги предназначались для казахских детей, обучающихся на русском языке. В частности, «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению многовековой, привычной для населения арабской графики.

В известном рассказе «Кышнак Сейткул» с одобрением отзывался об изменениях в жизни казахов, занявшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. Ыбырай Алтынсарыулы в произведениях «Талаптын пайдасы» («Польза от учения»), «Байлык неде?» («В чем заключается богатство?») отразил свою мечту о лучшей доле казахского народа.

Абай Кунанбайулы (Абай Кунанбаев) (1845— 1904 гг.) — великий поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, мыслитель и композитор.

Абай (настоящее имя — Ибрагим) Кунанбайулы родился в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая Кунанбай был правителем рода тобыкты. Мать Улжан нежно любила сына и дала ему ласковое имя Абай, которое.

Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдает Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы, где мальчик изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает русскую школу. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Замечая многое в родовых распрях, с чем он не мог смириться, Абай постепенно отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, не оправдывая тем самым надежды отца.

На мировоззрение поэта большое влияние оказали представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился еще в Семипалатинске. В формировании его поэтического творчества в демократическом направлении заметно влияние политических ссыльных, представителей русского освободительного движения Е.П.Михаэлиса, А.В.Леонтьева, С.С.Гросса. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу дружбы казахского и русского народов, Абай призывал изучать язык и культуру великого русского народа.

Дети Абая, по примеру отца, получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище.

Помимо ярчайшей поэзии, которую Абай создал в казахской литературе, он был и композитором: широко известны его песни, положенные на переведенные им из «Евгения Онегина» отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай и Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.

В своей среде Абай не нашел духовно близких и столь же крупных, как он сам, ярких фигур. Преждевременная смерть его талантливых сыновей — Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в 1904 г. — надорвали сердце поэта. Он умер в том же 1904 г.

Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательном памятнике его художественно-философской прозы — «Гаклие».

Пропагандист русской литературы, переводил произведения И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина.

. А.Байтурсынов до сентября 1917 г. был редактором еженедельной газеты «Казак», издававшейся с 1913 г.. Как редактор организованной им газеты «Казак» А.Байтурсынов сыграл огромную роль в разоблачении колониальной политики царизма в Казахстане.

50 вопрос.

РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг. В КАЗАХСТАНЕ

Один из первых марксистских кружков был образован в 1902 г. в Оренбурге. Революционная деятельность таких известных личностей, как М.В.Фрунзе и В.В.Куйбышев, начиналась в Казахстане.

Поводом к началу революционного брожения в Казахстане, как и в других национальных окраинах империи, послужило «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. в г. Санкт-Петербурге. Однако удаленность Казахстана от центральных районов России, попытки местной колониальной администрации скрыть от местного населения правду о событиях в центре, полный контроль властей над почтово-телеграфной службой и местной печатью привели к тому, что информация о кровавом воскресенье в Петербурге и событиях в других крупных городах дошла до Казахстана с большим опозданием и к тому же в искаженной форме.

Одним из фактов открытой поддержки требований крестьянской массы явились рабочие стачки в Верном, Кустанае, Перовске, которые прошли в мае 1905 г. Одним из организаторов антиправительственного митинга в Каркаралинске был Миржакып Дулатов.

С разоблачением царского манифеста 17 октября 1905 годавыступила казахская национально-демократическая интеллигенция в лице таких признанных лидеров, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Миржакыи Дулатов, Мухаметжан Тынышпаев и другие.

В Перовске политическая демонстрация носила интернациональный характер, так как казахи и русские выступили сообща, выдвинув единые требования к местному управленческому аппарату.

16—28 ноября 1905 г. прошла забастовка почтовотелеграфных служащих в Семипалатинске, участники которой предъявили четкие политические требования. Для усмирения забастовщиков губернатор области Галкин вызвал военную колонну из Каркаралинска.

6—7 ноября протест против антинародных действий царских властей выразили солдаты батальона Западно-Сибирского полка, а 21 ноября — солдаты гарнизона г. Жаркента.

Крупные забастовки в Казахстане.

Самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих в годы Первой российской революции явилась забастовка на Успенском (Нельдинском) руднике в Центральном Казахстане (1905 году, 2 декабря), где в производстве было занято более 300 рабочих, 265 из которых составляли казахи. Рудник считался собственностью племянника французского президента Карно. Руководил забастовкой комитет под названием «Русско-киргизский союз против капитала», в состав которого входили П.Топорнин, Л.Байчагиров, С.Невзоров и др. Требования носили социально-экономический характер.

Низкая заработная плата, невыносимые условия труда, пренебрежительное отношение иностранных специлистов к рабочим явились основными причинами начала забастовки. Требования самого крупного интернационального выступления рабочих 1905-1907 гг. на Успенском руднике были частично удовлетворены.

В числе событий 1905—1907 гг. особое место занимает массовая стачка в Семипалатинске, охватившая рабочих многих предприятий. Начавшаяся 3 июля, стачка явилась крупным выступлением рабочих Казахстана в начале 1906 г.

51 вопрос.

НАЧАЛО И ХАРАКТЕР НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В 1916 г.

В газете «Казах» вышла статья А.Бокейханова «Снова война». В ней автор доказывал, что эта война несправедлива, что сильные государства ведут политику насилия. «Государи воюют, а проливается кровь народа, разрушаются его хозяйства. Кто оправдает эти бесчинства?» — писал автор.

В начале XX в. жизнь Казахской степи серьезно осложнилась. Форсированными темпами шла дальнейшая колонизация азиатского Востока России. Только в 1907—1912 гг. были переселены из европейской части страны 2 млн. 400 тыс. человек. «Санкт-Петербургские ведомости» еще на заре реформы Столыпина писали: «Если государственные интересы требуют принесения киргизов в жертву, то возражать, конечно, против этого не приходится...»

К 1917 г. в Казахстане под переселенческие участки были изъяты более 45 млн. десятин лучших пахотных земель и пастбищных угодий. Переселенческие хозяйства использовали в основном наемный труд. Создалась большая казахско-киргизская батрацкая армия.

Согласно царскому указу от 25 июня 1916 г. все мужское трудоспособное население в возрасте от 19 до 43 лет подлежало набору для работ по обустройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии. Тем самым царское правительство хотело освободить часть русских солдат и рабочих от устройства оборонительных сооружений и других тыловых работ, заменив их «реквизированными инородцами», как более покорной и дешевой рабочей силой. Предполагалась реквизиция более 500 тыс. жигитов из Туркестана и Степного края. Это привело к массовым волнениям в Степи.

Мыржакып Дулатов писал: «Народ избивался, лишался сна и покоя».

23 августа 1916 г. секретным приказом генерал-губернатора А. Куропаткина были освобождены от набора должностные лица волостных, сельских и аульных управлений; нижние полицейские чины из коренного населения; духовенство; счетоводы и бухгалтеры в учреждениях мелкого кредита; «туземцы», занимающие должности в правительственных учреждениях, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан, а также лично пользующиеся такими правами.

В ответ на царский указ стихийно, почти одновременно восстали народы огромных регионов — Казахстана и Туркестана. Повсеместно создавались повстанческие отряды. Повстанцы отбирали и уничтожали списки молодежи призывного возраста, нападали на байские аулы, уничтожали долговые и налоговые расписки, документы на продажу земли, громили волостные правления, аулы волостных управителей. Происходили столкновения повстанцев с царскими отрядами. Восставший народ первым делом восстановил традиционные доколониальные институты государственного управления. Повсеместно избирались ханы из представителей степной аристократии.

В Иргизском, Тургайском уездах 9 представителей степной знати были провозглашены ханами. В Чурубай-Нуринской волости ханом был провозглашен Нурлан Кияшев, Карачагской — Оспан Чонов. В Жайылмысской волости Верненского уезда ханом стал волостной Бекболат Ашекеев. Была воссоздана структура власти: елбеги— глава администрации, жасакшы — судейская коллегия, казнашы — казначейство, сардарбек — командующий повстанческой армией.

Характер движения, движущие силы.

Движение 1916 г. охватило весь Казахстан, Среднюю Азию, часть Сибири и Кавказа. Оно поднималось стихийно и было неоднородным. Главной движущей силой стали народные массы – шаруа.

Движение имело широкую социальную основу. Идея национальной независимости, ставшая общенародной, объединила воедино различные слои населения казахских шаруа, рабочих, нарождающуюся национальную буржуазию, конкурировавшую с русским и иностранным капиталом, традиционную знать Степи, стремившуюся сохранить феодальные отношения. В тех районах, где восставали целые аулы, волости, уезды и уходили в глубь степи, забирая с собою все имущество и скот, вынуждены были присоединиться к восставшим и баи. На стороне восставших оказались и другие «инородцы» — дунгане, уйгуры, узбеки, киргизы.

Одним из крупных центров движения 1916 г. было Семиречье.

Генерал А. Куропаткин, назначенный 20 июля 1916 г. генерал-губернатором Туркестанского края, дал приказ «привести в покорность восставших, не стесняя себя никакими средствами», использовать «родовую или племенную рознь туземного населения для борьбы с возмутившимися».

В свою очередь генерал-губернатор Семиречья М. А. Фольбаум срочно рассылал в казачьи станицы винтовки и патроны для организации карательных отрядов из местного казачества. Огнестрельным оружием было вооружено местное русское кулачество переселенческих сел. При карательных отрядах, уездных городах области были созданы военно-полевые суды.

Между тем движение охватило всю территорию, прилегавшую к реке Чу, к озеру Иссык-Куль. Повстанцы уничтожали телеграфные линии, нападали на почтовые станции, на аулы волостных управителей. Более 10 тыс. киргизских и казахских повстанцев осаждали Токмак.

Колонизаторы использовали испытанные приемы борьбы с «инородцами». Царская администрация пред-принимала меры к тому, чтобы спровоцировать межнациональные столкновения. Начальники карательных отрядов получили установку: «считайте малейшие группировки киргизов кучами уже за мятеж, подавляйте таковой, при первом признаке волнения арестуйте хотя бы второстепенных главарей, предавайте полевому суду и немедленно повесьте».

В Каркаринском регионе образовался крупный очаг восстания против царского режима. В августе 1916 г. более 5 тыс. повстанцев осадили Каркаринскую ярмарку и, нанеся существенное поражение карательному отряду, овладели ярмаркой.

По воле восставшего народа во главе повстанцев Верненского уезда оказались волостной управитель Бек-болат Ашекеев, Токаш Бокин, в Каркараменском регионе — Жаменке Мамбетов, Узак Саурыков и др.

В Туркестане были расстреляны 347 человек, 168 человек выселены. Не было счета расстрелянным без суда. Более 238 тыс. населения восставших аулов Семиречья откочевало в Китай.

Аулы и кишлаки на всем протяжении от Верного до границы с Китаем были превращены в развалины. Оставшаяся часть казахского населения этого огромного региона была загнана в бесплодные горные районы или пустынные зоны Прибалхашья.

Тургайский центр движения.

Крупным центром национально-освободительного движения 1916 г. была также Тургайская область. Борьба казахских крестьян здесь оказалась особенно упорной и длительной. Повстанцы избрали своим ханом Абдулгафара Жанбосынова, пользующегося уважением в народе, а своим сардарбеком — Амангельды, внука известного батыра Имана.

Тургайский очаг движения отличался централизацией власти, слаженной системой управления повстанческим движением. Вопросы военной учебы находились в центре внимания военного совета — кенеса. В сентябре 1916 г. в Тургайском уезде Амангельды Иманов создал большой повстанческий отряд, организовал производство оружия и сам обучал повстанцев военному делу. К этому времени их общее число дошло до 20 тыс.

Сардарбек восстания А.Иманов изобрел свою тактику ведения боя: создавал особые отряды из мергенов, расставлял их в песчаных барханах как снайперов, бросал стремительную конницу на коммуникации карательных отрядов.

В конце октября 15 тыс. повстанцев под командованием А. Иманова осадили город Тургай. Для разгрома непокорных царское правительство направило девятитысячный карательный экспедиционный корпус во главе с генералом Лаврентьевым. По пути к Тургаю отряды карателей истребляли казахские аулы. Оказавшись не в силах овладеть Тургаем, повстанцы сняли осаду, перешли к урочищу Батпаккара и в пески Аккум и начали партизанскую войну.

Лихие конные налеты храбрых жигитов отряда прославленного снайпера батыра Кейки наводили ужас на карателей. Упорное сопротивление отрядам карателей оказали сарбазы А. Иманова в боях под Татыром, Шошкалы копа, Куюк копа, Догал-Урпеком, при осаде Тургая.

Трагически закончилась битва при Догал-Урпеке. 40 сарбазов, ведшие арьергардные бои, были окружены карателями. Сарбазы отстреливались до последнего патрона, а оставшиеся в живых перед закатом солнца с пиками наперевес вступили в рукопашный бой.

Итоги движения, причины поражения и историческое значение.

Движение в тех регионах, где колонизация шла ускоренными темпами, где возникали все новые и новые русско-украинские поселки и казачьи станицы, принимало ярко выраженный антирусский характер.

В Семиреченской области нападению повстанцев подверглись 94 переселенческих села.

В этих условиях с трибуны IV Государственной думы с яркой обличительной речью выступил А. Ф. Керенский, подвергнув критике царское правительство и колониальную администрацию Туркестана и Степного края. Один из создателей Кустанайской социал-демократической организации публицист С. Ужгин выпустил прокламацию «Слово о событиях в Карабалыке».

В Тургае Никита Кротов обучал повстанцев искусству военного дела и сам погиб в одном из сражений с карателями. Одним из видных организаторов Каркаринского очага движения был Е. Е. Курев. На стороне восставших сражалась дочь предпринимателя Софья Вербицкая.

еще рефераты
Еще работы по истории