Лекция: Кинжал.

Кинжал является обязательным элементом, частью национального костюма черкесов. Хан-Гирей в связи с этим отмечал: “это оружие можно, так сказать причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидывают верхнее платье. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он всегда вооружен” [26].

Г.П. Прозрителев выделял два вида черкесских кинжалов: небольшой узкий кабардинский и короткий широкий шапсугский.

“Кинжал — чисто боевое оружие и он не применялся, как пишут об этом некоторые для приема пищи” [27].

Для этого использовался специальный небольших размеров подкинжальный ножичек. Он хранился в углублении, карманчике, сделанном с внутренней стороны кинжальных ножен.

Раньше черкесы носили сзади на правом боку так называемый “черкесский нож” (адыгэсэ). Его особенностью, кроме формы рукояти и лезвия, было то, что он, как и шашка, утапливался в ножнах вместе с рукоятью. В настоящее время ножи такого типа продолжают носить абхазские старики.

“Кинжалы работы мастеров Черкессии встречаются не часто. Они, как правило, датируются серединой — третьей четвертью ХIХ в. В конце ХΙХ в. — начале ХХ в. массовая продукция дагестанцев почти полностью вытесняла изделия местных мастеров”, — писала Э. Аствацатурян[28].

Здесь следует отметить, что дагестанские кинжалы, которые вытеснили местные образцы, не превосходили их по качеству. Здесь были другие причины: “В Кабарде оружейное производство достигло наибольшего развития во второй половине ХУIII — первой половине ХIХ вв. В последующий же период, в связи с прекращением Кавказской войны, расширением ввоза тульских и бельгийских изделий (более дешевые и некачественные), а также запретом царского правительства на местное изготовление оружия, это производство постепенно сокращается. Царское правительство, боясь использования оружия горцами против своих колониальных и национальных угнетателей, ношение оружия разрешало только надежным лицам, за благонадежность которых поручалось сельское управление...”, — писал Г.Х. Мамбетов [29]. Хотим мы этого или не хотим, мы обязаны согласиться с мнением Г.Х. Мамбетова.

«Кинжал», — писал Хан-Гирей, — «это оружие можно, так сказать, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают верхнее платье. Черкес ест, пьёт, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следовательно, он вечно вооружён...»[30].

Основным признаком для определения черкесских кинжалов служат орнамент и техника его исполнения, имеются и конструктивные особенности. Можно выделить три типа кинжалов.

1. Кинжалы среднего размера, общая длина которых в ножнах составляет 50см. Клинки имеют долы разной формы и числа: один, смещённый от центра, два посередине и т.п. Головка рукояти закруглена и слегка вытянута, сплошь покрыта серебром. Рукоять скреплена с хвостиком клинка двумя заклёпками со шляпками, имеющими полусферическую форму. Ножны представляют собой составной серебряный футляр с прорезами с левой стороны. Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом, состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру; стебли заканчиваются двух и трёхлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, чернью и позолотой. Черневой орнамент нередко окаймлён рамками, внутри которых расположены гравированные завитки в форме занятой с утолщённой части. В орнамент вкраплены солярные розетки. Они украшают шляпки заклёпок, шарик наконечника ножен. Фон разработан зигзагами и нередко позолочен. Иногда встречается имя мастера.

2. Кинжалынебольшого размера с клинками клиновидной формы, с небольшим ребром или долом поцентру. У пяты клинок утолщён, середина его упрощена, иногда в нижней части выбиты клейма кружочки. Рукояти выполнены из черного рога. бывают цельные или состоят из двух половин, скреплённых двумя тремя заклёпками со шляпками сферической формы; под шляпками находятся серебряные прокладки разной формы: закрывающие всё основание рукояти или в виде полоски, имитирующий галун, загибающийся на левую сторону; последняя форма прокладок характерна также для тифлисских кинжалов. Третья прокладка, наложенная на середину рукояти, имеет фигурную форму. Встречаются рукояти, сплошь обложенные серебром. Ножны выполнены из дерева, оклеены справа — чёрной, слева — тёмно — коричневой кожей. Прибор ножен — устье, обоймица, наконечник — серебряный, украшен чернью и гравировкой, орнамент содержит черкесские элементы: имитацию галуна, завитки с утолщением в головке, солярные знаки, сито. Все детали обрамляют прокатки сложной зерни. Фон орнамента разработан мелкими зигзагами, иногда позолочен.

З. Кинжалы с небольшими клинками, у которых серебряные детали прибора украшены сплошной крупной зернью, посаженной в розетки из кручёной проволоки. В этой же орнаментированы пояса, выполненные известными черкесскими мастерами. Поэтому кинжалы, украшенные подобным образом, Можно считать черкесской работой. Этот тип украшения стал модным в начале ХХ века. Средняя длина клинка — 30 см, ширина — 3 см, длина с рукояткой — 40 см. Рукояти выполнены из кости или рога с серебряными накладками или сплошь обмотаны серебром. Ножны деревянные, оклеенные кожей, имеют серебряное устье и наконечник или представляют собой футляр. Вся поверхность серебряных деталей сплошь покрыта филигранными розетками в центре которых шарик крупной зерни.

К черкесской группе отнесемтакже небольшой нож с костяной рукоятью. Его ножны серебряное устье и наконечник, украшенные стеблями с листочками, которых помещены белые завитки в виде запятой.

Если сабли были в основном предназначены для ведения конного и пешего боя, то кинжалы для рукопашной схватки. Традиционным у кабардинцев был чёрный кинжал — къамэ фIыцIэ». Его рукоятка делалась из кости или дерева, ножны обтягивались кожей и украшались небольшими серебряными вставками. С оборотной стороны ножен делалось углубление для маленького ножа, предназначавшегося для разделки туши скота.В ХIХ веке в связи с изменением художественного оформления оружия и костюма кабардинские кинжалы «адыгэ къамэ» стали подразделяться на три типа. У наиболее дорогих рукоять и ножны были полностью в золоченой оправе «дыщэ къамэ» или в серебреной «дыжьын къамэ». Такими кинжалами могли обладать лишь состоятельные люди, феодальная верхушка. Их изготовление обходилось очень дорого. У кинжалов второго типа в позолоте или серебре «къамэ Iэпщэ» была рукоятка, а ножны лишь частично оправлялись золотом или серебром «къамэкI». Простой чёрный кинжал — третий тип — был в основном принадлежностью крестьян.

Некоторые виды холодного оружия предназначались для тайного ношения: маленькая сабля «хуэшысэ», палка с железным наконечником «мыжурэ», четырёхгранный заострённый нож «хьэджысэ», обычно скрытый в трости. Другой тип «хьэджысэ» изготовлялся в виде обыкновенного кинжала с тупым лезвием и остро отточенным концом. «О его древности свидетельствует нартское предание о Созырехе» [31].

Кинжал и меч, как и сабля, шашка, изготовлялись из булатной стали. Адыгам было известно несколько видов кинжалов: шапсугский – короткий и широкий, кабардинский — небольшой, узкий и хьэджысэ” — писал М.А.Меретуков [32].

В отличие от оружейников, делавших, кинжалы, мастер Дабагов Х. ( из Чегема) делал и особый вид холодного оружия “хьэджысэ”. Оно изготовлялось 2-х видов: один в форме обыкновенного кинжала, но с небольшим выступом на середине клинка (из стали), совершенно тупыми лезвиями и длинным острым концом. Такой кинжал служил не для удара, а для прокола. По своим размерам он больше обыкновенного кинжала. Другой вид напоминает штык винтовки, но он сделан с ручкой и в отличие от него четырехгранный. Такое оружие хранилось внутри палки. Трудно было предположить, что внутри этой палки с изящной ручкой находится грозное холодное оружие [33]. Встречаем мы у Мамбетова Г.Х.

Еще П. Остряков, писал, что шашки, а в особенности кинжалы, имеют много мастеров (местные и приходящих) и приготовляются на продажу в Моздоке, Ново-Георгиевске, Пятигорске, Владикавказе и др. Такое положение ( большое сохранение производства холодного оружия ) объяснялось тем, что кинжалы являлись не только оружием, но и принадлежностью костюма кабардинца, да и других горцев Северного Кавказа” [34].

«По словам Г.Н. Прозрителева, рана от шапсугского кинжала была наиболее опасной. Е. Ковалевский отмечал, что у адыгов кинжал был широкий. Но, как сказано выше, встречались у них и узкие. Адыг постоянно носил с собой кинжал, даже дома не расставался с ним. Изготовлялось несколько видов мечей: чэтэкΙэкΙ (короткий меч), чэтэщахь. Тыкубью (с широкой тупой стороной, франдж (с тремя продольными линиями)»[35].

Сабля.

«Сабель более позднего времени (XVIII и XIX в.в.) среди коллекции черкесского оружия не встречается», – писала Э. Аствацатурян [36].

Единственный вид сабли, который называет Хан-Гирей, — «это сабля колчанная (дяте). Она носится при колчане, имеет ручку чешуйчатую и обыкновенно бывает оправила в желтую медь, с искусством чеканную. Это сабля имеет то преимущество над шашкою, что его можно рубить и колоть, между тем как шашкою можно только рубить»[37]. Так называемая “колчанная сабля” могла носиться не только при колчане, но и крепиться к седлу. Об этом сообщает д. Кук, свидетельство которою относится к сороковым годам ХVIII в. «Когда они сидят на лошади, — писал он о кабардинцах, — у них к седлу прикреплена сабля под левым бедром, а другая висит у левого бока» [38].

Еще одно доказательство о распространении сабли наряду с шашкой и кинжалом. «В ХУII — первой половине ХIХ в. адыги изготовляли сабли, шашки (сэшко), кинжалы (къамэ), мечи (чатэ), огнестрельное оружие (агьэорэ Iэш), луки (щабз), стрелы (щэбзащ), колчаны (сагьындакъ), панцири (Iашъоджан), налокотники (Iэтэгьутелъ), наколенники (лъэкетелъ), шлемы (тандж)...», — писал М.А. Меретуков [39].

Значение сабли, как боевого вида оружия несколько упали, с появлением нового вида оружия — шашки. Но несмотря на это, она еще довольно широко была распространена у адыгов. Оружие вообще у адыгов называлось Iашэ (буквально — орудие). Термин этот входит как составной элемент в слово пхъэΙэш (буквально пхъэ — дерево, Iаш — орудие) — плуг. Как верно отмечено в литературе, излюбленным оружием адыгов являлись кинжал и шашка (сэшко).

Можно сказать, что сабля исчезает с появлением огнестрельного оружия, т.к. нет уже таковой необходимости в многофункциональном оружии (сабля), основным длинным клинковым оружием становится шашка. Из-за того, что появляется огромное количество людей вооруженных огнестрельным оружием, схватка с применением холодного оружия становится скоротечным, что исключает фехтование характерное для многофункционального оружия (меч, палаш, сабля, шпага, рапира) с атаками и защитами. Шашка же имея лишь одно функциональное для этой функции. Несмотря на это в течение длительного времени сабля, лук со стрелами и полный панцирный доспех уходят в разряд парадно-церемониального комплекса (например, симеотрически важным является ношение лука и стрел).

В ХIХ веке по мере всё более широкого распространения огнестрельного оружия, всё меньше пользовались кольчугой и исчезла потребность в сабле со штыковым концом. В собраниях оружия не сохранилось ни одной черкесской сабли ХУIΙI-ХIХ веков; видимо, они не производились. Шашка осталась единственным видом длинного холодного оружия. Хан-Гирей замечает, что шашку «носят обыкновенно при ружье; кто имеет ружьё, тот должен иметь и шашку» [40]. Это можно трактовать так, что шашка входит в полный комплект стрелка, не носящего защитного вооружения.

Шашка.

«Шашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает «длинный нож». Очевидно, у черкесов и следует искать родину этого оружия», — писала Э. Аствацатурян [41].

В письменных источниках слово, «шашка» впервые было употреблено Джованни де Луккой в 1625г; при описании оружия черкесов — «они ловко действуют шашкой...» [42].

«Если мы обратимся к археологическому материалу, — писала Э.Аствацатурян, — то увидим, что наряду с длинной саблей со штыковым концом в погребениях ХΙI-ХIII вв. встречаются более короткие (до 1 м) малоизогнутые клинки, не имеющие штыкового конца и защиты для руки. Это, видимо, и есть ранние варианты шашки — длинного ножа, долгое время эти два вида холодного оружия сосуществовали» [43].

Сабля только немного скривлена на конце и этим значительно отличается от турецкой. «Ее рукоятка проста, и рука, которая держит ее, ничем не защищена. Ножны делаются из черной красной кожи, и сабля вешается на ремне через правое плечо...», — писал Карл Кох [44]. Так называемая «скривленная сабля на конце», — это и есть шашка. Это можно доказать исходя из его же слов: «… ее рукоятка проста, и рука, которая держит ее, ничем не защищена...».

«А сабли и шашки припущенные у каждого кабардинца, да и панциря редкой человек не имеет. Они при драке их с неприятельми из пищалей стреляют каждой только один раз, а потом все саблями и шашками рубят и колют...» [45]. Еще одно доказательство о параллельном сосуществовании сабли и «сашки» (шашки). Описывая этот вид холодного оружия Ф.Ф. Торнау сообщал: «Это последнее, любимое и самое страшное черкесское оружие состоит из сабельной полосы, в деревянных, сафьяном обтянутых ножнах, с рукоятью без защиты для руки. Шашка черкеса остра, как бритва, и употребляется им только для удара, а не для защиты; удары шашки большей частью бывают смертельны» [46]. Шашка, представляющая собой разновидность сабли, сравнительно молодой вид оружия. Создателями шашки являются черкесы XVIII века. «Само слово «шашка» происходит от ее черкесского названия «сэшхуэ», означающее длинный нож, рубяще-режущее холодное оружие. Однолезвийный клинок небольшой кривизны с обоюдоострым передним концом и эфесом без гарды»[47].

Шашка имела ряд конструктивных особенностей, отличавших ее от своей предшественницы — черкесской сабли. Прежде всего, это меньший изгиб клинка, но, несмотря на это, как отмечал Хан-Гирей, « шашкою неудобно колоть, а только можно рубить» [48]. Возможно, как считают некоторые исследователи, это связано с тем, что у шашки отсутствует защитная крестовина на рукояти — гарда. «Этим смелым решением был уменьшен вес оружия на 1/6, 1/5 часть, кроме того, что немаловажно для рубящих клинков данное изменение передвинуло центр тяжести вперед» [49].

Шашка короче и легче сабли. Средняя длина клинка шашки — 72-76 см, средняя длина клинка черкесской сабли — 95-106 см. Согласно кабардинской формуле «шашка должна быть легкая как перо, упругая как лоза, острая как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение».

«Шашку носили в деревянных обтянутых сафьяном ножнах на левом боку лезвием вверх, при этом она была утоплена в ножнах по самую головку рукояти», — писал А.С. Марзей [50]. В изготовлении ножен принимали участие и женщины, украшавшие их накладками из кожи, серебряным и золотым галуном. Обоймицы делались металлические, оправленные в серебро с гравировкой и чернью. Было два способа ношения шашки: на поясной и на плечевой портупее. К кожаной поясной или плечевой портупее делался набор из серебряных бляшек. Серебром украшалась также рукоять шашки. Если она была деревянная, то сверху ее обкладывали серебряными пластинами, украшенными чернью и гравировкой. Если же рукоять делалась из цельного куска черного рога, то серебро не применялось. Вообще, как отмечают специалисты, «серебро в черкесских шашках использовалось довольно экономно — на рукоять и две узкие обоймицы, а также бляшки портупеи».

Еще одной особенностью шашки является наличие сверху на головке рукояти клинообразного выреза, который разделяет ее на две половины — уши. Это так называемый раструб. Боевые свойства шашки определялись как местными мастерами, так и завозились из Европы. При этом некоторые изделия местных кавказских мастеров не только не уступали старым европейским клинкам, но даже превосходили их. В.А. Потто писал по этому поводу: «Восточное оружие издревле славилось в Европе, но с тех пор, как русские начали войну на Кавказе, стали приобретать известность черкесские шашки, удары которых, нередко перерубавшие ружейные стволы и даже рассекавшие панцири, приводили всех в изумление» [51].

В XVIII веке и в первой половине ХIХ века черкесские дворяне, прежде всего кабардинцы продолжали носить доспех, состоявший из кольчужной рубашки и рукавиц, пластинчатых налокотников и высокого шлема с низко спускавшейся на плечи кольчужной сеткой. Сабли с длинным клинком и мощным штыковым концом были рассчитаны на прокол кольчуги. Наряду с ними существовала потребность и в более легком оружии, им и явился длинный нож — шашка. Возможно, это оружие было рассчитано на отражение внезапного нападения: шашку носили на портупее таким образом, что боев одним движением вынимал ее из ножен и не меняя положения руки наносил удар. В ХIХ веке по мере все более широкого распространения огнестрельного оружия, все меньше пользовались кольчугой и исчезала потребность в сабле со штыковым концом.

Шашка тем самым осталась единственным видом длинного холодного оружия. «Шашку носят обыкновенно при ружье», — писал Хан — Гирей, — «тот должен иметь шашку. Оружие это в большом уважении у черкес, в особенности древние шашки; шашкою, как выше замечено, неудобно колоть, а только можно рубить. Ее ручка бывает оправлена серебром под чернью и с позолотою, равно как из черного рога и белой кости; у беднейших же черкес, из простого класса народа, иногда рукоятки бывают деревянными» [52].

Самая ранняя известная нам черкесская шашка имеет дату 1713 года. Ее конструкция типична для черкесских шашек ХVΙΙΙ-ХΙХ веков. Характерная ее черта — небольшой изгиб клинка. Несмотря на малоизогнутость, клинок шашки никогда не предназначался для колющего действия, на это указывает прямое, а не наклонное к лезвию расположение рукояти и отсутствие заточки обуха в конце клинка. Средняя длина клинка — 72-76 см, ширина — 3 см. Таким образом, шашка имела легкий и недлинный клинок, согласно кабардинской формуле.

«Шашки делали из булатной стали, которую адыги изготовляли сами. Шашкой этой можно было «опоясаться», настолько она была гибка и прочна. Шашка имела изогнутый вид. Оттачивали ее в закрытом помещении, боясь присутствия дурного глаза… Адыгская шашка как боевое оружие обладало превосходными качествами...» — писал М.А. Меретуков [53].

Н. Дубровин писал, «… шашку черкес особенно любил и владел им в совершенстве, она «остра, как бритва, страшна в руках наездника и употреблялась им не для защиты, а для нанесения удара, который почти всегда бывал смертелен» [54].У адыгов существовало несколько видов шашек. Самой лучшей из них считалась сэшхопэгьуан, которую делали знаменитые мастера Карасаловых.

«Оружие, которое на Западе называют русским словом «шашка», обязано своим именем черкесско-кабардинскому слову сэшхуэ — «длинный нож, тесак», — писал Ярослав Лебединский «действительно, относительно шашки необходимо заметить, — продолжал он, — что она представляет собой достаточно своеобразный вид немного изогнутого холодного оружия: во-первых, эфес шашки не имеет гарды, а только лишь головку, расщепленную надвое клином так, что образуется разъем или паз; во-вторых, лезвие в своем конце имеет небольшое утолщение. Шашку носят режущей стороной лезвие вперед. К этому следует добавить, что ножны шашки скрывают не только лезвие, но и почти весь ее эфес» [55].Своеобразное описание шашки — Ярославом Лебединским.

Являясь сначала дополнительным элементом вооружения, которое носили наряду с саблей (изогнутого вида турецкого образца с усиленным четырехугольным концом, способным пробивать кольчугу), в ХVΙΙ-ХVIIΙ веках «длинный тесак» становится практически основным оружием черкесов. «Начавшееся в это время распространение ружей делает ношение кольчуги бесполезным, поэтому длинная сабля начинает выходить из употребления, уступая место шашке, более короткой, а потому и более легкой» [56].

Лезвия шашек, имевшие либо вогнутые стороны, либо многочисленные борозды, часто изготовлялись произвольно, по вдохновению мастера. Ввиду недостатка стали на самом Северо-западном Кавказе, черкесам нередко приходилось покупать клинки, привезенные из других стран, которые они затем делали популярными на всем Кавказе. В частности об этом свидетельствовал И. Бларамберг: «… их сабли (шашки), кинжалы, пистолеты, ружья, сбруя и т. д. покрыты украшениями из серебра и золота превосходной работы. Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно обычно переходит по наследству от отца к сыну. Когда им достаются европейские сабли, они их снова закаливают и затачивают таким образом, что ширина клинка сокращается на одну треть и он теряет всякую гибкость...» [57].

К наиболее известным моделям клинков можно отнести следующие: — «гурда», имитировавшая древние генуэзские клинки, клеймом которой служили два полумесяца с зазубренными краями в окружении точек. «Гурда — клеймо, встречающееся на черкесских шашках. Иногда так называют самые клинки, имеющие это клеймо», — писал П. фон Винклер. далее продолжал он: «… в черкесских саблях гарда и выступов нет, так как сабля (шашка) входит в ножны по самую головку рукояти ...» [58].

Гурда — это серповидные зубчатые линии со словом «Генуя» между ними и тремя и более точками по бокам. «Этимология слова «гурда» не ясна до сих пор. Э.Э. Ленц считает возможным возвести его к персидскому «кард», то есть меч, нож, но существует турецкое «курдэ» — тесак. На Кавказе бытует следующее придание, призванное объяснить этот термин. два оружейника спорили, чьи клинки лучше. Один в доказательство превосходства своего клинка разрубил пополам барана, но второй не признал его победы. Тогда взбешенный первый оружейник с криком «гур — да!», т.е. «смотри», перерубил своего соперника и его шашку пополам. Он навлёк на себя кровную месть со стороны родственника убитого, но народное собрание, что сохранить жизнь такого оружейника, добилось примирения сторон, обязав мастеру выковать каждому кровнику по клинку. Мастер к своему старому клейму «челюсти» (символ того, что его клинок перерубает железо, как зубы перегрызают кость) прибавил точки, т. е. капли крови, в знак того, что клинки послужили выкупом за кровь» [59], — клинки с клеймом волчка (которого на Кавказе ошибочно принимали за обезьяну).

«Клеймо «волчок» первоначально принадлежало мастерам немецкого города Пассау, изображение волка было заимствовано из герба города, который в XIV веке пассуаские оружейники получили право выбивать на своих изделиях» [60], — различные немецкие и венгерские клинки с изображением звезд, людей (гусар), гербов, религиозных символов и т. д.

«Клинки с изображением креста, божьей матери, венгерского герба, скачущего гусара с саблей в руке и надписями: «Раtrona Hungaria Virco Maria» («Покровительница Венгрии дева Мария»), «Vivat Нussаг» («Да здравствует гусар») и др.». «Эти клинки имели венгерское происхождение. Венгерские подлинники почти не встречаются, распространены же немецкие клинки ХIХ века, подражающие венгерским. Однако, несмотря на несхожесть по форме с шашечными, эти клинки изредка встречаются на шашках, в том числе и черкесских» [61]. Свои характерные черты имеет прибор шашки. Рукоять представляет собой наиболее оригинальную часть шашки, отличающую ее от сабли. Цельная рукоять надевается на хвостовик, если же она состоит из двух половин, то эти половины накладываются на хвостовик с обеих сторон скрепляются друг с другом при помощи заклепок. Черен имеет преимущественно овальное сечение, одинаковую толщину вверху и внизу, высоту — 8-10 см. Головка рукояти крупная (5-7см высоты), она слегка вытянута вверх и закруглена. Сверху на головке имеется клинообразный вырез, который разделяет ее на две половины — уши, для черкесской шашки характерен узкий вырез, вследствие чего уши сближены. Назначение выреза объяснить не удается, но существует мнение, что разъем головки эфеса служил для спешившегося всадника опорой при стрельбе из ружья. В частности это опровергает Я. Лебединский: «Вряд ли справедливо такое объяснение...» [62].

Основание рукояти расширено до ширины клинка, находит на него на 2-3 см, а затем сходит на нет. Крестовины для защиты руки рукоять не имеет, в этом заключается главное отличие шашки от сабли. Рукоять устроена так, чтобы свободно входить в устье ножен по самую головку. Этот тип рукояти у русских получил название «Кавказский образец». Нередко рукояти делались из цельного куска черного рога. «Широко распространен был еще один тип рукояти — деревянная; обложенная серебряным листом, украшенная гравировкой и чернью» [63].

Ножны черкесских шашек представляют собой две деревянные дощечки, обтянутые красным сафьяном, на который сверху прикреплялись накладки коричневой, синей или черной кожи. На наконечнике накладки широкие, оканчивающиеся треугольником, на устья — широкие прямоугольные, в середине — треугольные. Накладки могли быть и из бархата разного цвета. Обшивались накладки узким серебряным галуном. В изготовлении ножен участвовали женщины — обшивали их кожей и сотканы ими галуном. Узкие, одна или две, обоймицы делались из серебра, а чаще из железа, на которое сверху накладывался тонкий лист серебра, украшенный гравировкой и чернью. Одна обоймица располагалась в верхней части ножен, другая — посередине. К кожаной плечевой или поясной портупее делался набор из серебряных бляшек. другой тип ножен, как правило, более поздний, представлял собой деревянную основу, обтянутую черной шагренью с серебряным прибором, украшенным чернью и гравировкой. Нередко серебряные накладки имитировали форму кожаных накладок, а чернь и гравировка — галун. Как правило, серебро в черкесских шашках использовалось довольно экономно — на рукоять и две узкие обоймицы. А также бляшки портупеи. Способ ношения шашки составляет одну из ее особенностей. Шашка подвешивалась лезвием вверх, как упоминалось выше; для этого кольца для портупеи располагались не на вогнутой стороне ножен, а на выпуклой. При вынимании из ножен руку с шашкой направляли прямо пред собой, а не отводили вправо вверх, как с саблей.
«Старинные ножны черкесского типа покрыты кожей или материей красного, черного или зеленого цвета с серебряным позументом. Одна из наиболее современных моделей, широко распространенная на всем Кавказе предполагает покрытие ножен кожей черного цвета и отделку серебром с чернью, которая в некоторых случаях повторяет старинное расположение позумента из материи», — писал Я. Лебединский [64].

Узоры чернью на элементах металлической гарнитуры могут с точностью указывать на этническую принадлежность изготовителя шашки: у каждого кавказского народа есть собственные, только ему одному присущие мотивы. Их трудно не узнать, даже несмотря на то, что их копировали российские оружейники.

Шашка может также быть идентифицирована по клейму. В регионах, находившихся под управлением российской администрации, основными способами маркировки были чернь по серебру и гербы (их стали использовать, однако, несколько позже), рисунок которых позволяет установить место производства.

Кавказские оружейники ставили на своих изделиях знаки либо арабской вязью, если это были мусульмане, либо буквами русского, грузинского или армянского алфавита. Иногда они ставили «тамгу» — геральдический знак рода, к которому они принадлежали.

Как уже упоминалось выше, шашку было принято носить слева, острие лезвия и кончик головки эфеса при этом были направлены назад. Ножны чаще всего были подвешены на двух пассиках тонкой кожаной портупеи с пряжкой и застежками их серебра с чернью. Иногда, что было редкостью, пассики портупеи завершались крючками, закрепленными на поясном ремне. Чтобы вынуть шашку из ножен, ребро ладони правой руки сначала помещалось в углубление между концом головки и рукояткой эфеса, а затем шашка вынималась или точнее, вытягивалась наружу. Опытный воин мог одним движением, без паузы, обновить шашку и нанести первый удар.

Хотя небольшой изгиб лезвия и позволял колоть противника, шашка использовалась лишь для нанесения рубящих ударов. По этой причине некоторые авторы считают, что шашка уступает сабле, как оружию более универсальному (так полагал в 1836 году Хан-Гирей). На деле же шашка позволяла наносить быстрые и яростные удары, или как писал в 1864 году генерал Торнау, «ужасающие удары», делавшие излишним изощренное искусство фехтования.

еще рефераты
Еще работы по истории