Лекция: Киевская Русь в период правления первых Рюриковичей.
При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912-945) и Ольги (945-957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно древлян.
Олег умер в 912 г., а в 913 г. древляне отказались платить дань Игорю, сыну Рюрика, который правил до 945 г. В то время дань, налагавшаяся Киевом на присоединяемые славянские племенные союзы была формой военной контрибуции, а по прошествии времени, с укреплением власти великого князя, превращалась в постоянную дань – налог – полюдье.
Но размер дани тогда не был фиксированным. Так, совершив поход на древлян в 913 г. Игорь взял с них дань «больше Олеговой» один раз, как наказание. В дальнейшем старший дружинник Игоря Свенельд собирал в древлянской земле дань, установленную Олегом. В 944 Свенельд увеличил размер налога, что дало возможность ему и его отрокам сильно обогатиться. В ответ на это древляне не стали участвовать в войске Игоря во время его похода на Царьград в 944 г.
В ответ на такое непослушание Игорь после похода назначил еще более тяжелую дань для древлян. Эту дань он собрал во время полюдья осенью 945 г. По дороге назад в Киев дружина выразила недовольство тем, что Свенельд и его отроки получили все-таки больше, и Игорь принял решение вернуться с небольшим отрядом, отпустив остальных с обозами в Киев.
Древлянский князь выслал Игорю послов, чтобы напомнить, что дань уже взята им полностью, но он не прекратил сбор полюдья. Тогда древляне напали на князя и дружину и убили всех, снова получив таким образом независимость от Киева. Игорь оставил после себя вдову Ольгу и сына Святослава. Святославу было в то время года четыре, поэтому править Русью стала княгиня Ольга (945—957).
По одним источникам, Ольга родом из Пскова, по другим, более поздним, она была простой поселянкой из местечка Выбуты, близ Пскова (которого в то время как будто еще и не было). Князь встретил Ольгу на охоте на берегу реки Великой, около Выбутской веси (Псковская земля). Через несколько лет он забрал ее в Киев и сделал княгиней.
Летописи и другие более поздние источники приписывают Ольге весьма лестные черты: умная, мудрая, энергичная, справедливая. Русская православная церковь причислила ее к лику святых. Но вот что пишет о ней Семен Скляренко в романе «Святослав»: «… княгиня Ольга внешне казалась ласковой, душевной, на самом же деле была холодной и жестокой. Она много обещала, но мало давала. Она была просто скупа… и все прикидывала, как бы поменьше дать дворовым, как дешевле прокормить гридней», т. е. дружину
Особенно подробно, с нарочито выраженной идеализацией описывают летописцы два эпизода из княжения Ольги: месть древлянам за убийство Игоря и ее поездку в Константинополь к византийскому императору. Что касается первого сюжета, то эта часть летописи настолько близка к эпическому сказанию, что вряд ли отражает реальные исторические события, и скорее всего представляет собой удачно найденную форму былины-назидания с целью придать государственно-ритуальный характер мести Ольги безрассудным древлянам.
События, по летописному сказанию, происходили в следующей последовательности. После убийства Игоря под Искоростенем древляне направили к Ольге посольство. Прибыв в Киев на ладьях по Тетереву и Днепру, послы неожиданно сделали вдовствующей Ольге предложение стать женой древлянского князя Мала, заявив ей: «Послала нас Древлянская земля сказать тебе: мужа твоего убили потому, что был он словно волк, всхыщая и грабя, а наши князья хороши, так как они хорошо управили Древлянскую землю. Выходи замуж за нашего князя Мала!»
Ольга сделала вид, что довольна столь лестным предложением и желает почтить послов. Она дала им коварный совет потребовать, чтобы их несли к ее каменному терему в ладье. Не разгадав злого умысла, доверчивые древляне принарядились, уселись в ладью и приказали нести себя к Ольге. А у терема княгини была заранее вырыта большая и глубокая яма. Обманутых послов вместе с ладьей бросили в эту яму и живыми засыпали землей.
После этого Ольга направила своих гонцов в Древлянскую землю. Гонцы передали древлянам, пока еще не ведавшим о расправе с первым посольством, что киевская княгиня согласна на брак и просит прислать за ней почетное посольство из «нарочитых мужей», иначе ее не отпустят из Киева. Древляне с готовностью избрали «лучших мужей» и снарядили их в Киев. Когда эти высокие послы прибыли к Ольге, она, следуя русскому гостеприимству, предложила им попариться в баньке. Там древлянских мужей заперли, баньку подожгли, «и тут изгореша вси».
Чтобы осуществить заключительную часть плана мести, хитроумная Ольга решила сама со своей дружиной поехать к древлянам, предварительно наказав им наварить побольше меда. Там она поплакала над могилой мужа, повелела насыпать над ней высокий курган и сотворить по умершему тризну — провести воинские игры и состязания в честь ушедшего в иной мир полководца. Древляне опять не разгадали коварного замысла Ольги. После тризны начался поминальный пир, во время которого киевские дружинники изрубили напившихся древлян — «исекоша их 5000».
Многие детали сказания кажутся недостоверными, но совсем неправдоподобным выглядит неведение древлян о том, что произошло в Киеве. Древлянская земля отстояла от Киева с запада на расстоянии одного-двух дней пути. И принародное убийство и сожжение древлянских послов вряд ли могло остаться тайной. Б. А. Рыбаков считает неведение древлян литературным приемом, который летописец использовал для связи отдельных звеньев сказания. Разумеется, киевляне каким-то образом отомстили древлянам за убийство Игоря, но сказание о роли Ольги в этом мщении не отражает реальных событий и является устрашающим эпическим произведением, созданным в интересах киевской великокняжеской власти.
Последняя месть Ольги древлянам связана с реальной осадой Искоростеня. Целый год киевские воины безуспешно осаждали древлянскую столицу, и тогда мудрая княгиня вновь прибегла к коварной хитрости. Она сказала горожанам Искоростеня: «Я не хочу больше мстить вам. И не хочу от вас тяжелой дани, как муж мой. Дайте мне с каждого двора по три голубя и по три воробья, и я тогда уйду». Наивные древляне обрадовались такой пустяковой дани и с низким поклоном выполнили просьбу княгини. А Ольга раздала всех птиц своим воинам, велела привязать к их хвостам тряпки с серой, в сумерках поджечь их и выпустить пернатых на волю. Птицы вернулись к своим насиженным местам, и весь город разом запылал. Древляне побежали из объятого пламенем города и были побиты или обращены в рабство киевлянами.
Два умерщвленных посольства древлянской знати, 5000 древлян, убитых у могилы Игоря, и выжженный дотла Искоростень составили общий итог непослушания древлян и их борьбы с Киевом. Таким образом автор сказания, воздействуя художественными средствами на сознание своих современников, хотел заставить их поверить в мудрость и непобедимость киевского княжеского дома. При этом следует иметь в виду, что обман, коварство и жестокость не противоречили морали того времени.
Чтобы в дальнейшем исключить открытое недовольство и стихийные взрывы простого народа, Ольга приняла со своей стороны ограничительные меры. Она объехала все русские земли, везде установила точный размер дани («уроки») и места ее сбора («погосты»), «давала суд и правду» и этим оставила о себе память в народе.
В рассказе о путешествии Ольги в столицу Византии летописца больше всего занимала религиозная сторона дела. Он пишет, что княгиня отправилась в Константинополь, для того чтобы «узнать истинную веру ближе и там сподобиться вечной жизни», т. е. принять христианство. В Константинополе Ольгу крестил патриарх, а ее крестным отцом стал сам император Константин VII. Он в своих записках сообщает о пребывании Ольги в Константинополе и оказанном ей приеме, но ничего не говорит об ее крещении. Ольга отправилась в свое нелегкое путешествие в мае 957 г.
Историки немало спорили о цели и результатах посольства княгини Ольги в столицу могущественной империи. Высказывалось мнение, что великая княгиня уже была христианкой, приняв крещение в Киеве до поездки в Византию. Но как бы то ни было, сам факт был из ряда вон выходящим. Еще никогда правители Руси не возглавляли посольства в империю — для этого, видимо, были весьма веские основания. Возможно, император Константин VII предполагал укрепить союз с Киевской Русью против своих недругов, и посольство русов двинулось в путь, чтобы провести переговоры по этому поводу. Однако Ольга была слишком умна и дальновидна, чтобы не воспользоваться случаем для извлечения политических выгод из сложившейся ситуации.
Все, что известно о пребывании великой княгини киевской в Византии, позволяет думать о больших политических и дипломатических задачах русского посольства. Никогда еще при дворе византийских властителей не появлялось столь многочисленное, пышное и высоко представительное посольство. Великая княгиня изрядно озадачила знатоков византийского дипломатического церемониала, заставив их считаться с собой как с главой соседней сильной державы.
Княгине и в самом деле были оказаны неслыханные почести. Не в пример послам других государств она не пала ниц перед императором, с императрицей поздоровалась легким кивком головы. Во время приема и торжественного обеда во дворце не было послов других стран, что подчеркивало особое положение русской княгини. Император после процедуры крещения назвал Ольгу дочерью, а это означало высокое место княгини по отношению к императорской власти. Встречи с константинопольским патриархом также свидетельствовали об этом. Иными словами, всем своим поведением Ольга добилась решения чрезвычайно важной для Киевской Руси международной задачи — повышения политического статуса своего государства в тогдашнем мире.
По возвращении из своего затянувшегося путешествия в Византию Ольга официально передала княжение своему сыну Святославу. К тому времени, в свои 16 лет, он был уже вполне взрослым и весьма опытным в ратных делах мужем. Ольга женила его на дочери угорского князя Такшоня — на княгине Ильдико (русское имя — Предслава). Скончалась Ольга в преклонном возрасте в 969 г. Похоронена была по христианскому обычаю, без тризны.
Святослав (957—972), пожалуй, самая легендарная фигура из всех киевских князей. Вся его сознательная жизнь (прожил он лишь 31 год), начиная с раннего детства и кончая неравной битвой с печенегами у Днепровских порогов, когда он возвращался со своими воинами из Болгарии, прошла в походах и сражениях. Ему присущи были все положительные черты настоящего военачальника того времени — храбрость и хладнокровие, выносливость и удивительная неприхотливость, честность в бою и воинская сметливость. Это он в одном из тяжелых сражений с войском византийского императора бросил своей дружине клич, который до сих пор повторяют все истинные патриоты в неравной борьбе за свою свободу и независимость: «Ляжем зде костьми: мертвые бо сраму не имут!»
Святослав был прост в повседневной жизни и в отношениях с окружающими. Даже его первая юношеская любовь выпала на долю девушки-рабыни по имени Малуша, которая была ключницей у княгини Ольги. Она родила ему сына Владимира, будущего преемника киевского престола. Святослав любил Малушу, и только непреклонная воля матери вынудила его жениться на угорской княжне Предславе.
Святослав был неутомим в военных походах. Он не брал с собою возов, не возил шатров и даже котлов. Его дружина и сам он спали на конских попонах, подложив под голову седло. Мяса не варили — резали ломтями конину или говядину и жарили на углях. Воины его не знали усталости и стремительно переносились с места на место. По свидетельству летописца, Святослав не нападал на врагов, не готовых к бою: собираясь на кого-нибудь ратью, он посылал вперед сказать: «Иду на Вы».
Традиционно войны Святослава оценивались как захватнические, а он сам изображался как отважный, но полудикий воитель, не чуждый алчности к добыче, не щадящий ни себя, ни своих воинов. Многочисленные походы Святослава в разных направлениях дали повод некоторым историкам считать его вождем бродячей дружины, далеким от насущных интересов Древнерусского государства. Однако представитель другой точки зрения академик А. Н. Сахаров пришел к следующему выводу: «Внешняя политика князя Святослава Игоревича явилась закономерным продолжением усилий, предпринятых еще Олегом и особенно Игорем по укреплению позиций Руси в Северном Причерноморье, на восточных торговых путях, на подступах к Балканам»
По времени военные походы Святослава можно разделить на три этапа: походы на земли своих ближайших соседей; дальние походы на восток — река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) море, река Дон; походы на юг — Русское море, Болгария, Византия.
Погиб Святослав, как и положено воину в бои от рук печенегов. Что касается останков князя, то в источниках приводятся различные версии. Существует легенда, что по приказанию кагана Кури печенеги подобрали труп Святослава, сделали из его черепа чашу, оковали ее золотом и пили из нее на пирах.
Но до отъезда ему надо было решить вопрос, кого из сыновей сделать своим наместником в Киеве. У Святослава было три сына: Ярополк и Олег от законной жены Предславы и Владимир от рабыни Малуши. По желанию бояр Святослав на время своего отсутствия посадил Ярополка князем в Киеве. Древляне попросили себе в князья Олега, и Святослав согласился. Новгородцы пригласили Владимира княжить в Новгороде. Святослав поинтересовался, желает ли сам Владимир ехать в далекую северную землю, и остался доволен твердым и положительным ответом своего любимого сына. А чтобы быть спокойным за него, он в качестве воеводы послал с ним в Новгород не раз уже проверенного на деле дружинника Добрыню, родного брата Малуши.