Лекция: КАК ИХ ЧИТАТЬ

 

Постоянство Пути -
в отсутствии осуществления.
В результате
отсутствует не-осуществленное.
Если удельные князья и правители
способны придерживаться этого,
тогда мириады сущностей сами стремятся
к преобразованиям.
Если в преобразованиях желают действовать,
то сущность моя удержит их
посредством первозданной целостности
отсутствия имен.
Состояние первозданной целостности отсутствия имен
также ориентирует на отсутствие стремлений.
Когда состояние отсутствия стремлений
осуществляется посредством покоя,
тогда выправление Поднебесной
будет происходить
само собой.

 


Тридцать восьмой чжан

Направляя вверх Потенцию, отрицаешь Потенцию.
Это дает:
Наличие Потенции.
Направляя вниз Потенцию, не утрачиваешь Потенцию.
Это дает:
Отсутствие Потенции.
Ориентируя вверх Потен

Дао Дэ Цзин (часть вторая)

Тридцать восьмой чжан
Направляя вверх Потенцию, отрицаешь Потенцию.
Это дает:
Наличие Потенции.
Направляя вниз Потенцию, не утрачиваешь Потенцию.
Это дает:
Отсутствие Потенции.
Ориентируя вверх Потенцию,
осуществляют отсутствие.
При этом отсутствует не-осуществленное.
Ориентируя вниз Потенцию, осуществляют ее
при наличии мотивов осуществления.
Ориентируя вверх контактность, осуществляют ее
при отсутствии мотивов осуществления.
Ориентируя вверх осознание, осуществляют его
при наличии мотивов осуществления.
Ориентируя вверх ритуал, осуществляют его,
но никто ему не соответствует.
Тогда усердствуют в сохранении его.
Причинность:
Утрачивают Путь, и следует Потенция.
Утрачивают Потенцию, и следует контактность.
Утрачивают контактность, и следует осознание.
Утрачивают осознание, и следует ритуал.
Ведь ритуал — это ослабление чести и веры,
он является началом смуты.
Предварительное знание — это цветы на Пути,
которые порождают глупость.
Это дает:
Великий муж основывается на том,
что является мощным,
и не пребывает в том, что ослаблено.
Основывается на том, что является плодами,
и не пребывает в том, что является цветами.
Причинность:
Отбрасывает то, берет это.


Тридцать девятый чжан
Изначально так обретают единство:
Небо обретает единство способностью чистоты.
Земля обретает единство способностью покоя.
Дух1 обретает единство способностью божественной тайны.
Долина обретает единство способностью наполнения.
Мириады сущностей обретают единство
способностью жить.
Удельные князья и правители обретают единство
способностью осуществлять коррекцию Поднебесной.
Это и приводит их к единству.
Если у Неба отсутствует способность чистоты,
может и расколоться.
Если у Земли отсутствует способность покоя,
может прийти в движение.
Если у духа отсутствует способность
божественной тайны, может и иссякнуть.
Если у долины отсутствует способность
наполнения, может и истощиться.
Если у мириадов сущностей отсутствует способность
жить, могут и исчезнуть.
Если у удельных князей и правителей отсутствует
способность к коррекции посредством почитания
высокого, могут и рухнуть.
Причинность:
Основной для благородного является подлое.
Опорой для высокого является низ.
Это дает:
Удельные князья и правители называют себя
сирыми, вдовыми, неприкаянными.
Разве это не потому, что подлое является основой?
Разве нет?
Причинность:
В частом выражении восхваления -
отсутствие восхваления.
Не стремись к блеску драгоценного камня,
будь заурядным, как простой булыжник.
________________________________________
1Одна из трех драгоценностей человеческого организма наряду с семенем и дыханием-Ци.
Сороковой чжан
От обратного — таково движение Пути.
От слабости — таково применение Пути.
В Поднебесной мириады сущностей
рождаются в наличии.
Наличие рождается в отсутствии.
Сорок первый чжан
Высший воин, внимая Пути,
усердно движется по нему.
Средний воин, внимая Пути,
то хранит, то утрачивает.
Низший воин, внимая Пути,
громко смеется над ним.
Если не будет смеяться, не сможет
осуществлять Путь.
Причинность:
Об этом говорится в устойчивых выражениях.
Просветление Пути отражается в тьме.
Продвижение по Пути отражается в отступлении.
Равномерность Пути отражается в изъянах.
Ориентацию вверх Потенции отражает долина.
Великая белизна отражается в сраме.
Обширная Потенция отражается в недостаточности.
Напряженность Потенции отражается в халатности.
Простейшая истина отражается в текучести.
В большом квадрате-отсутствие углов.
Для большого инструмента-позднее завершение.
В большом звуке-разреженность голоса.
Большой образ-отсутствие формы.
Путь сокрыт в отсутствии имени.
Ведь только на Пути, совершенствуясь в зачине,
еще и завершают.
Сорок второй чжан
Путь рождает один.
Один рождает два.
Два рождает три.
Три рождает мириады сущностей.
Для мириадов сущностей то, что давит на спину -
Инь,
а что обнимают спереди -
Ян.
Через срединность дыхания-Ци
осуществляют гармонию.
Люди в первую очередь не любят быть
сирыми, вдовыми, не-прикаянными,
а правители и удельные князья
так и называют себя.
Причинность:
Для сущности и убыль может обернуться прибылью.
А, может и прибыль обернуться убылью.
Чему люди учат, тому учу и я1.
Коль сильный хребет2, то умрешь, так и не обретя.
«Сущность моя» это и делает
родителем своего учения.
________________________________________
1В оригинале стоит местоимение первого лица, но по нашему мнению данный текст не является личностным и в нем нет самоназывания. Там, где встречаются такие местоимения, они характеризуют разные аспекты прояления личности в целостности бытия. Сравни атман и брахман в традиционной индийской структуре личности.
2Сильный хребет. — Речь идет о постоянном напряжении внутреннего стержня индивида, о силовом типе взаимодействия с миром.
Сорок третий чжан
Предельно мягкое в Поднебесной опережает в гонке
предельно твердое в Поднебесной.
Отсутствие наличия приникает
в пространство отсутствия.
Сущность моя посредством этого знает
наличие прибыли-пользы
в осуществлении отсутствия.
Учение, не выраженное в словах,
прибыль-польза от не-осуществления, -
в Поднебесной редко1 достигают этого.
________________________________________
1Редко — В оригинале стоит знак, который в других контекстах переводится нами как разреженность. Поэтому данный отрывок может трактоваться следующим образом:«В Поднебесной достигают этого через разреженность.
Сорок четвертый чжан
Что роднее, имя или тело?
Чего больше, тела или предметов?
Что больнее, обретенье или потеря?
Вот причинность:
От сильной любви будут большие утраты.
Коль много накопишь, то много исчезнет.
Зная достаточность, не посрамишься.
Умея останавливаться, не погибнешь.
Сможешь тем самым тянуть и длить1.
________________________________________
1Тянуть и длить. — Эти два знака можно также перевести как „взращивать и длить“, они указывают на функции Неба и Земли и могут коррелировать со свойствами времени и пространства соответственно. Эти же знаки встречаются в седьмом чжане.
Сорок пятый чжан
Великая завершенность отражает изъяны.
В своем применении неразрушима.
Великая полнота отражает срединность.
В своем применении неистощима.
Великая прямота отражает кривизну.
Великая смекалка отражает глупость.
Великое красноречие отражает бормотанье.
Подвижность побеждает холод.
Покой побеждает жар.
Чистота и покой осуществляют коррекцию
Нисхождения Небес1.
________________________________________
1Нисхождение Небес.- То же, что и Поднебесная. С нашей точки зрения эти два знака во всех случаях могут трактоваться в равной мере и тем, и другим образом.
Сорок шестой чжан
При наличии Пути в Поднебесной и
скаковых жеребцов отправляют для
унавоживания полей.
При отсутствии Пути в Поднебесной и кобылы,
обряженные в боевую упряжь,
живут в предместьях.
Нет большего преступления,
чем попустительствовать стремлениям.
Нет большей беды,
чем неосознание достаточности.
Нет большей проблемы,
чем стремление обрести.
Причинность:
Осознание достаточности достаточного -
это постоянная достаточность.
Сорок седьмой чжан
Не выходя в двери,
осознаешь Нисхождение Небес.
Не выглядывая в окна,
видишь небесный Путь.
Чем дальше ты выходишь,
тем меньше ты осознаешь.
Это дает:
Человек мудрости, не движется, а осознает.
Не видит, а именует1.
Не осуществляет, а совершает.
________________________________________
1Не видит, а именует. — Данная фраза может трактоваться по другому: „Не виден, но известен“.
Сорок восьмой чжан
Осуществляя учение,
ежедневно прибавляют.
Осуществляя Путь,
ежедневно убавляют.
Убавляя еще и от убавления,
достигают отсутствия осуществления.
В отсутствии осуществления отсутствует
не-осуществленное.
Овладевая нисхождением Небес,
будь постоянно в отсутствии ситуаций.
Когда же возникает состояние наличия ситуаций,
этого недостаточно для овладения
Нисхождением Небес.
Сорок девятый чжан
В сердце-сознании человека мудрости -
постоянство отсутствия.
Способен осуществлять сердцем-сознанием
сердца-сознания ста родов1.
С совершенствующимися сущность моя
совершенствуется.
С несовершенствующимися сущность моя
тоже совершенствуется.
Это Потенция совершенствования.
С верующими сущность моя верует.
С неверующими сущность моя тоже верует.
Это Потенция веры.
Человек мудрости в пространстве Нисхождения Небес
воспринимает-впитывает,
осуществляя Нисхождение Небес
в завихрении своего сердца-сознания.
Сто родов всегда направляют внимание
в свои уши и глаза.
Человек мудрости всегда ограждается2 от этого.
________________________________________
1То есть, пребывая в состоянии отсутствия, человек мудрости созерцает на пустом экране своего сознания образы и мыслеформы, присущие сознаниям-сердцам обычных людей. Сравни с юнговскими концепциями „коллективного бессознательного“.
2Ограждается. — Данный знак может пониматься и по другому, и тогда эта фраза переведется так:»Человек мудрости относится ко всем как к своим детям."
Пятидесятый чжан
Выход — рождение.
Вход — смерть.
Попутчиков рождения -
на десять есть три1.
Попутчиков смерти -
на десять есть три.
Людей, рождающих движение,
ведущее в землю смерти,
тоже — на десять есть три.
И какова же причинность?
Это мощность порождения порождающего.
Так, внимающий совершенствованию
накопления порождающего, он,
двигаясь по суше не встретит
носорога и тигра.
Войдя в войско, он не столкнется с
вооруженным воином.
Для носорога отсутствует место, куда приложить
свой рог.
Для тигра отсутствует место, куда применить
свои когти.
Для воина отсутствует место, куда вонзить
свой клинок.
И какова же причинность:
Из-за отсутствия в нем земли смерти.
________________________________________
1На десять есть три.- Данное сочетание в оригинале может также пониматься как «13». Разные комментаторы трактуют по-разному этот чжан. Следует отметить, что и тройка и 13 в равной мере являются интересными числами, обладающими обширной символикой в китайской традиционной нумерологии.
Пятьдесят первый чжан
Путь порождает это.
Потенция накапливает это.
Сущности-вещи оформляют это.
Энергия-сила завершает это.
Это дает:
Из мириадов сущностей
нет
не почитающих Путь
и не возвышающих Потенцию.
Почитание Пути и возвышение Потенции делается
не по чьему-то наставлению,
а является самопроизвольной
естественностью постоянства.
Причинность:
Путь порождает это,
Потенция накапливает это,
взращивает это,
питает это,
распределяет это,
регулирует это,
вскармливает это,
покрывает это.
Порождая, не вступай в отношения обладания.
Осуществляя, не отождествляйся.
Возрастая, не главенствуй.
Это определяется:
Мистическая Потенция.
Пятьдесят второй чжан
При наличии начала в Поднебесной
тем самым осуществляется
материнская функция Поднебесной.
Когда же постигают свою материнскую функцию,
тогда узнают о своей детской функции.
Узнав свою детскую функцию, возвращаются к тому,
чтобы руководствоваться своей
материнской функцией.
Тело исчезнет, а не погибнешь.
Закрываешь свои отверстия;
запираешь свои врата.
До кончины тела не будет напряжения.
Открываешь свои отверстия;
улаживаешь свои дела-ситуации.
До кончины тела не будет избавления.
Видение малого выражает ясность.
Руководство слабостью выражает силу.
Применяй свой свет.
Возвращаясь, приходи к своей ясности.
Отсутствует беда утраты тела.
Это определяется:
Постоянство преемственности.
Пятьдесят третий чжан
Ниспошли мне четкого наличия знания,
как двигаться по великому Пути.
Страшусь лишь отклониться от него.
Великий Путь максимально рассеян1,
и народ предпочитает дорожки.
Приемные очень опрятны.
Поля совсем заросли.
Хранилища совершенно пусты.
Одежда в цветных узорах.
На поясе острые мечи.
Пресыщение питьем и пищей.
Наличие избытка товаров, предметов.
Это определяется:
Воровской беспредел.
Но ведь это же отрицание Пути.
________________________________________
1Рассеян.- Сравни с первой фразой из четырнадцатого чжана: «Смотришь на него. Имя назови „Рассеянное“.
Пятьдесят четвертый чжан
Если хорошо водрузить, то не вырвешь.
Если хорошо охватить, то не отнимешь.
Посредством этого от детей к внукам
непрерывно передается культ поклонения предкам.
Если совершенствовать это в теле,
тогда его Потенция будет истинной.
Если совершенствовать это в семье,
тогда ее Потенция будет избыточной.
Если совершенствовать это в регионе,
тогда его Потенция возрастет.
Если совершенствовать это в государстве,
тогда его Потенция создаст изобилие.
Если совершенствовать это в Поднебесной,
тогда эта Потенция распространится повсюду.
Причинность:
Тело следует рассматривать как тело.
Семью следует рассматривать как семью.
Регион следует рассматривать как регион.
Государство следует рассматривать как государство.
Поднебесную следует рассматривать как Поднебесную.
Посредством чего сущность моя
осознает такой характер Поднебесной?
Посредством этого.
Пятьдесят пятый чжан
Если вмещаешь полноту Потенции,
то приближаешься к состоянию новорожденного.
Ядовитые твари не ужалят.
Лютые звери не утащат.
Хищные птицы не вцепятся.
Кости мягкие, сухожилия слабые,
а хватает крепко.
Еще не осознает единения самки и самца,
а в действиях целостен.
Это предельное выражение семени.
До конца дня кричит,
а горло не садится.
Это предельное выражение гармонии.
Осознание гармонии выражается в постоянстве.
Осознание постоянства выражается в ясности.
Прибыль в жизни выражается благими знамениями.
Управление дыхания-Ци сердцем выражается в силе.
Сущность, став крепкой, начинает стареть.
Это определяется:
Не Путь.
Если не Путь, устраняйся пораньше.
Пятьдесят шестой чжан
Познание — не речь.
Речь — не познание.
Закрывают их отверстия.
Запирают их врата.
Затупляют их остроту.
Разрубают их путы.
Смягчают их сияние.
Объединяют их прах.
Это определяется:
Мистическое объединение.
Причинность:
Нельзя, захотев, быть родственным.
Нельзя, захотев, быть отчужденным.
Нельзя, захотев, иметь выгоду.
Нельзя, захотев, причинить вред.
Нельзя, захотев, быть благородным.
Нельзя, захотев, быть подлым.
Причинность:
Осуществляют благородное в Поднебесной1.
________________________________________
1Дання фраза может также толковаться:»Считаются благородными в Поднебесной" или «Заслуживают почитание Поднебесной».
Пятьдесят седьмой чжан
Посредством нормального
упорядочивают государство.
Посредством аномального
применяют оружие.
Посредством отсутствия дел-ситуаций
овладевают Поднебесной.
Каким образом сущность моя знает, что это так?
А так оно и есть.

В Поднебесной растет количество запретов и табу,
а народ становится беднее.
У народа увеличивается количество полезной утвари,
а в государстве и семье все больше беспорядка.
Чем больше у людей мастерства и хитрых приемов,
тем больше возникает аномальных явлений.
Чем больше издают указов и распоряжений,
тем больше появляется воров и разбойников.
Причинность:
Человек мудрости говорит:
Я — в отсутствии осуществления,
и народ сам изменяется.
Я — в стремлении к покою,
и народ сам себя исправляет.
Я — в отсутствии дел-ситуаций,
и народ сам богатеет.
Я — в отсутствии стремлений,
народ сам приходит к изначальной целостности.
Пятьдесят восьмой чжан
Его управление невежественно,
а народ его бесхитростен.
Его управление проницательно,
а народ его хитер и коварен.
Несчастье пусть станет опорой для счастья.
Счастье, пусть таит в себе несчастье.
Кто осознает свой предел?
Нормальное обращается, становясь аномальным.
Добро обращается, становясь нечистью.
Человек потерял свое солнце в глубокой древности.
Это дает:
Человек мудрости,
упорядочивая по квадрату1, не разделяет;
выделяя грани, не режет;
будучи прямым, не жесток;
будучи светлым, не слепит.
________________________________________
1Упорядоченность квадрата. — В оригинале стоит один иероглиф, обозначающий «квадрат или сторону», но именно квадрат и является основной классификационной схемой, которая соотносится в традиционной нумерорлогии с четверкой и отражает грань соединения времени и пространства через четыре фазы временного цикла, коррелирующие с четырьмя сторонами света, что наиболее явно видно в схеме Великого предела тай-цзи. В древности квадрат в паре с иероглифом, обозначающим «воина», указывал на магов, кудесников, точнее на людей, пользующихся в своих взаимоотношениях с реальностью схемами, которые не поддавались объяснению средствами обыденной логики.
Пятьдесят девятый чжан
Упорядочивание1 — люди.
Дела — Небо.
Нет ничего, что сравнится с бережливостью.
Будь только бережливым.
Это определяется:
Заранее воспринимать.
Заранее воспринимать.
Это определяется:
Двойное накопление Потенции.
Двойное накопление Потенции -
тогда отсутствие не-преодолимого.
Отсутствие не-преодолимого -
тогда никто не знает своего Предела.
Никто не знает своего предела -
может быть наличие государства.
Наличие материнского принципа в государстве
позволяет достичь длительности и долготы.
Это определяется:
Глубокий корень, прочный ствол.
Путь длинной жизни и долгого видения.
________________________________________
1Может переводиться и как управление.
Шестидесятый чжан
Порядок в большом государстве отражается
в приготовлении мелкой рыбешки.
Посредством Пути управляют Поднебесной -
их бесы1 не обожествляются.
Суть не в том, чтобы их бесы не обожествлялись,
а в том, чтобы их божественность не вредила людям.
Суть не в том, чтобы их божественность не вредила людям,
а в том чтобы человек мудрости тоже не вредил людям.
Пусть в паре не возникают отношения взаимного уничтожения.
Причинность:
Тогда Потенция, соединившись, возвращается.
________________________________________
1В данном контексте не следует полагать, что бесы — это плохо, а боги — хорошо. Можно сказать, что бесы и боги здесь указывают на некие энергетические субстанции с иньскими и янскими характеристиками, которые соответствуют Земле и Небу. Здесь можно также провести приблизительную аналогию с индийской традицией, где существуют девы и асуры, но кроме того есть и другие классы сущностей, выполняющих разные функции в мире.Так в «Ригведе» асурами могут быть и боги.
Шестьдесят первый чжан
Большое государство — это нисходящий поток,
фокус нисхождения Небес,
женский принцип1 нисхождения Небес.
Постоянство женского в том,
что покой побеждает мужское.
Покой осуществляет нисхождение.
Причинность:
Большое государство способно
нисходить к маленькому государству,
и тогда берет маленькое государство.
Маленькое государство способно
нисходить к большому государству,
и тогда берет большое государство.
Причинность:
Или, нисходя, способен взять;
или нисходишь и берешь.
Большое государство стремится только
присоединить и накопить людей.
Маленькое государство стремится только
подключиться к делам других людей.
Вот пара, в которой каждый обретает то,
к чему стремится.
Большое -
это необходимость осуществлять
нисхождение.
________________________________________
1Женский принцип. — Данный иероглиф обозначает самку животных.
Шестьдесят второй чжан
Путь — красный угол мириада сущностей.
Сокровище для совершенствующих людей.
Охраняющая сила для не-совершенствующихся людей.
Красивые слова подходят для базаров.
Благородные поступки нужны для репутации.
Есть в человеке несовершенное.
Как можно избавиться от этого?
Причинность:
Происходит интронизация сына Неба,
иногурация трех князей-гунов.
Хотя несут регалии двумя руками и впереди четверка лошадей,
не лучше ли сидеть,
чтобы продвигаться по этому Пути1.
В древности то, из-за чего ценили этот Путь,
разве не выражали таким образом:
Через это ищущий обрящет,
а имеющий грехи будет прощен.
Причинность:
Осуществлют благородное в Поднебесной.
________________________________________
1Имеется в иду, что для продвижения по Пути совсем не нужны внешние аттрибуты, достаточно просто сидеть, созерцая самопроизвольную естественность происходящих процессов.
Шестьдесят третий чжан
Осуществляют отсутствие осуществления.
Действуют в отсутствии дел.
Вкушают отсутствие вкуса.
Большое — маленькое.
Многое — малое.
Отвечай на обиды посредством Потенции.
Замышляя трудное, будь в его легком1.
Осуществляя большое, будь в его тонком.
В Поднебесной трудные дела
обязательно складываются из легких.
В Поднебесной большие дела
обязательно складываются из мелочей.
Это дает:
Человек мудрости заканчивает,
не осуществляя большого.
Причинность:
Может совершить это большое.
Ведь, легко обещая, уменьшаешь веру.
Умножая легкое, обязательно умножаешь трудное.
Это дает:
Человек мудрости приближает к трудному.
Причинность: Заканчивает в отсутствии трудного.
________________________________________
1Смотри также 73 чжан и примечание к нему, так как там комментируется точно такая же фраза, хотя в другом контексте она переведена несколько по-другому.
Шестьдесят четвертый чжан
Что спокойно, легко удержать.
Что еще не проявилось, легко проконтролировать.
Что хрупко, легко разрушить.
Что тонко, легко рассеять.
Осуществляй это, когда еще нет наличия.
Упорядочивай это, когда еще нет неурядиц.
Дерево толщиной в обхват
рождается из тончайшего ростка.
Башня в девять этажей поднимается с кучки земли.
Движение в тысячу ли начинается под ступней.
Осуществляешь — испортишь это.
Удерживаешь — потеряешь это.
Это дает:
У человека мудрости — отсутствие осуществления.
Причинность:
Отсутствие порчи.
Отсутствие удержания.
Причинность:
Отсутствие потери.
Народ, делая дела, постоянно,
приближаясь к завершению, портит их.
Если осторожен в конце также, как и в начале,
тогда не испортишь дело.
Это дает:
Человек мудрости стремится не стремиться.
Не придает ценности трудно достающимся товарам.
Учится не учиться.
Возвращается туда,
где проходят большинство людей.
Тем самым поддерживает
самопроизвольную естественность
мириада сущностей
и не осмеливается осуществлять.
Шестьдесят пятый чжан
Осуществляющие совершенствование
на Пути древности отрицают
применение просвещения народа,
а скорее делают его невежественным.
Трудность управления народом объясняется
избытком у него знаний.
Причинность:
Посредством знаний управлять государством -
разграбление государства.
Не через знания управлять государством -
благосостояние государства.
В осознании этой пары — суть следования идеалу.
Постоянно осознавай следование идеалу.
Это определяется:
Мистическая Потенция.
Мистическая Потенция и глубока, и далека.
В контакте с вещью — она от обратного.
Но именно так и достигается большая послушность.
Шестьдесят шестой чжан
Реки и моря оттого способны осуществлять
функцию правителя ста долин,
что они совершенны в их ориентации вниз.
Причинность:
Способны осуществлять функцию правителя ста долин.
Это дает:
Человек мудрости, стремясь продвинуться вверх в народе,
посредством своих речей ориентирует его вниз.
Стремясь продвинуться вперед в народе
посредством своего тела ориентируется назад.
Это дает:
Человек мудрости находится наверху, а народу не тяжело.
Находится впереди, а народу нет вреда.
Это дает:
В Поднебесной рады продвигать, а не преграждать.
В связи с тем, что не соперничает.
Причинность:
В Поднебесной никто не способен
вступить с ним в отношения соперничества.
Шестьдесят седьмой чжан
В Поднебесной всегда называют мой Путь великим.
А он, похоже, ни с чем не сравним.
Ведь только потому и велик.
Причинность:
В схожести ни с чем не сравним.
Если уподоблять,
то с течением времени он становится крошечным.
У «меня» в наличии три драгоценности.
Удерживаю и сберегаю их.
Первая выражается в милосердии.
Вторая выражается в умеренности.
Третья выражается в том, что не осмеливаюсь
осуществлять впереди Поднебесной
Милосердие -
Причинность:
Способность к мужеству.
Умеренность -
Причинность:
Способность к широте.
Не осмеливаюсь осуществлять впереди Поднебесной -
Причинность:
Способность главенствовать в сотворении инструментов.
Теперь же, если, оставив, милосердия быть мужественным,
оставив, умеренности быть широким,
оставив, задних быть впереди,-
это смерть.
Ведь, воюя с милосердием, побеждаешь.
Удерживая с милосердием, достигаешь крепости.
Когда Небо помогает тебе,
оно посредством милосердия охраняет тебя.
Шестьдесят восьмой чжан
Совершенствующийся в деле воина
не воинствен1.
Совершенствующийся в битвах
не гневлив.
Совершенствующийся в победах над противником
не вступает в контакт.
Совершенствующийся в использовании людей
осуществляет ориентацию вниз.
Это определяется:
Потенция не-соперничания.
Это определяется:
Сила использования людей.
Это определяется:
Союз с пределом небесной древности.
________________________________________
1Возможен и другой перевод данной и последующих фраз, в которых используется одна и та же конструкция построения: «Осуществляющий функцию воина через совершенствование не воинствен. Совершенствующийся в битвах не гневлив. Побеждающий противника через совершенствование не соперничает. Использующий людей через совершенствование осуществляет ориентацию вниз». Следует отметить, что практически нет ни одной фразы во всем этом тексте, которая не допускает нескольких параллельных интерпретаций.
Шестьдесят девятый чжан
У использующих оружие есть изречения:
«Сущность моя» не осмеливается
осуществлять функцию хозяина,
а осуществляет функцию гостя;
не осмеливается продвинуться на сантиметр,
а отступает на метр.
Это определяется:
Движутся в отсутствии движения.
Закатывают рукава в отсутствии рук.
Бросаются на отсутствие противника.
Удерживают отсутствие оружия.
Нет большей беды, чем недооценивать противника.
Недооценивая противника,
близок к потере драгоценностей «сущности своей».
Причинность:
Когда скрещивают оружие при равных силах,
побеждает сожалеющий.
Семидесятый чжан
Речь «сущности моей» -
очень легка для осознания,
очень легка для действия-движения.
В Поднебесной никто не способен осознавать,
никто не способен действовать-двигаться.
В речи — наличие предков.
В делах — наличие владыки.
Вот только отсутствует осознание.
Это дает:
Не «я» осознает.
Осознание «я»-это разреженность.
Подражание «я»-это придавание ценности.
Это дает:
Человек мудрости покрыт грубой шерстяной материей1,
а за пазухой яшма-нефрит2.
________________________________________
1Здесь напрашивается интересная параллель с суфиями в исламе, которые так же носили одежды из грубой шерстянной материи, одеваемой на голое тело. Некоторые исследователи само слово «суфий» производят от корня, обозначающего шерстянную ткань.
2Данный чжан может быть переведен и как простое повествование от первого лица. Мы предпочитаем интерпретацию, отражающую некую мистическую структуру описания личности, в которой противопоставляются «моя сущность», которую можно условно соотнести с брахманом в индийской традиции, и просто «я» или эго, условно соответствующее атману. Интересно провести параллель и с гурджиевскими концепциями сущности и личности.
Семьдесят первый чжан
Осознание не-осознания -
ориентация вверх.
Не-осознание осознания -
болезнь.
Ведь только боление болезнью -
Это дает:
Не боление.
Человек мудрости не болеет -
через боление своей болезнью.
Это дает:
Не боление1.
________________________________________
1Интересно сравнить с восприятием жизни Сократом, который считал, что жизнь — это болезнь, а смерть — выздоровление.
Семьдесят второй чжан
Если народ не боится власти,
тогда придет еще большая власть.
Будте в отсутствии привыкания к тому,
что приносит покой.
Будте в отсутствии пресыщения тем,
что вас порождает1.
Ведь только не пресыщение -
Это дает:
Не пресыщение.
Это дает:
Человек мудрости осознает себя, не показывая себя2.
Любит себя, не предавая ценности себе.
Причинность:
Отбрасывает то, берет это.
________________________________________
1Эта и предыдущая фразы могут быть в равной мере переведены так:«Не привыкают к тому, что тебя успокаивает; не пресыщаются тем, что тебя порождает.» Первый вариант подчеркивает состояние отсутствия, которое и будет основным условием правильного построения отношений с порождающим и успокающиваем тебя через естественное ощущение привыкания и пресыщения, возникающее в этой области системы человек-мир.
2Возможный вариант перевода таков:«При самопроизвольном осознании не проявляется самопроизвольно».
Семьдесят третий чжан
>Храбрость в смелости ведет к гибели.
Храбрость в не-смелости ведет к жизни.
В этой паре может быть польза, может быть вред.
Если Небо не любит кого-то, кто знает причину этого?
Это дает:
Человек мудрости приближает процесс к трудности1.
В Пути Небес -
нет соперничества — а совершенствование в победах;
нет речи — а совершенствование отклика;
нет призывания — а само приходит;
такая беспечность — а совершенствование замыслов.
Сеть Неба необъятно редка, а нет упущений.
________________________________________
1Легкость и трудность — это две составляющие ощущений, которые реализуются в восприятии индивида во время любого процесса. Обычный человек в своей ассиметрии восприятия постоянно ориентирован на ощущение легкости во всем, а человек мудрости предпочитает видеть трудную составляющую даже в том, что может спонтанно восприниматься как легкое.
Семьдесят четвертый чжан
Если народ не боится смерти,
то что его смертью пугать?
А вот, если человек
при постоянстве страха смерти
осуществляет аномальное,
то «сущность моя» должна схватить и убить его.
Кто осмелится?
Постоянно есть ведающий убийствами, который убивает.
А вот если убивать вместо ведающего убийствами -
Это определяется:
Заменить великого мастера-плотника.
Вот замените великого мастера-плотника, -
и редко будет такой, кто не поранит себе руки.
Семьдесят пятый чжан
Голод в народе — это из-за того,
что их высшие берут много налогов на зерно.
Это дает:
Голод.
Народом трудно управлять — это из-за того,
что их высшие осуществляют наличие.
Это дает:
Трудно управлять.
Народ легко относится к смерти — это из-за того,
что их высшие стремятся в толщу жизни.
Это дает:
Легко относится к смерти.
Ведь только в отсутствии осуществления за счет жизни
заключается мудрая способность ценить жизнь.
Семьдесят шестой чжан
Человек в жизни — мягкость и слабость.
В его смерти — твердость и сила.
Из мириада сущностей
травы и деревья в жизни -
это мягкость и хрупкость.
В их смерти — сухость, крепость.
Причинность:
Твердость и сила — это попутчики смерти.
Мягкость и слабость — это попутчики жизни.
Это дает:
Сила оружия ведет к уничтожению.
Сила дерева ведет к перелому.
В сильном и большом находится ориентация вниз.
В мягком и слабом находится ориентация вверх.
Семьдесят седьмой чжан
В небесном Пути нет ли подобия натягивания лука?
Высокое — оно придавливается.
Низкое — оно приподнимается.
При наличии излишка его убавляют.
При недостаточности его восполняют.
В небесном Пути убавляют наличие излишка
и восполняют не-достаточность.
Кто способен наличие излишка отдавать Поднебесной?
Только тот, у кого в наличии Путь.
Это дает:
Человек мудрости в осуществлении не отождествляется,
совершив дело, не пребывает в нем.
Нет у него стремления проявить умелость.
Семьдесят восьмой чжан
В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды.
Но при столкновении
твердостью и силой
никто не способен ее победить.
Посредством отсутствия в себе,
посредством переменчивости1.
Через слабость побеждают силу.
Через мягкость побеждают твердость.
В Поднебесной нет никого, кто не знает.
Нет никого, кто способен сделать.
Это дает:
Человек мудрости говорит:
Принимаешь на себя грязь государства.
Это определяется:
Хозяин главного алтаря.
Принимаешь на себя недобрые знамения в государстве.
Это определяется:
Правитель Поднебесной.
Правильность речи отталкивается от обратного.
________________________________________
1Переменчивость. — Этот же знак обозначает Перемены в «Каноне Перемен».
Семьдесят девятый чжан
Смирение в большой обиде
обуславливает наличие остаточной обиды.
Как можно таким образом
осуществлять совершенствование?
Это дает:
Человек мудрости держит левую половину
контрактной бирки1
и не предъявляет претензий к людям.
При наличии Потенции отвечают за обязательства.
При отсутствии Потенции ведают взыманием податей.
В небесном Пути отсутствует родственность,
а есть постоянство контакта
с совершенствующимся человеком.
________________________________________
1Левая половина контрактной бирки. — Человек, который владеет левой половиной берет полную ответственность на себя за исполнение договора, то есть человек мудрости предъявляет претензии лишь самому себе во всех ситуациях.
Восьмидесятый чжан
Маленькое государство, скудное население.
Пусть у народа будет десятки и сотни
приспособлений-инструментов,
а не применяют.
Пусть народ придает значение смерти
и не путешествует далеко.
Хотя есть лодки и колесницы,
а никто на них не ездит.
Хотя есть вооруженные воины,
а никто их не строит.
Пусть народ вернется к письму
через вязание узлов и использует его.
Сладка его пища.
Красива его одежда.
Мирны его покои.
Радостны его обычаи.
Соседние государства глядят друг на друга.
Петухи и собаки слышат голоса друг друга.
А народ до старости и смерти
не общается друг с другом,
не приходя и не уходя.
Восемьдесят первый чжан
Верные речи
не красивы.
Красивые речи
не верны.
Совершенствующийся
не рассуждает.
Рассуждающий
не совершенствуется.
Знание -
это не эрудиция.
Эрудиция -
это не знание.
Человек мудрости
не накапливает.
Чем больше он делает для других,
тем больше у него в наличии для себя.
Отдавая другим,
он умножает себе.
Путь Небес приносит пользу,
а не вредит.
Путь человека мудрости
в осуществлении без соперничества

 

Зачем

Поет

Птица?

Сборник

рассказов-медитаций

 

 

перевод с английского

О. Вишмидта

 

 

Что стоит за его феноменальным успехом? Если вкратце, то гигантский всплеск интереса к духовности во всем мире. Людей больше не подкупишь готовыми ответами или религиозными догмами, вызывающими тоску по прошлому; эти изъезженные тропы не смогли привести человечество к духовному пробуждению. Сегодня человек мучительно ищет пути к более независимому взгляду на жизнь, иной раз не зная, где именно нужно искать.

Современный человек, запутавшийся в переплетении различных культур, прежде всего хочет знать, кем он является в действительности, что угнетает его душу, что мешает его духовному прогрессу. Ему хочется заново открыть для себя Бога, отбросив все то, что на протяжении веков отождествлялось с именем Божьим: надуманные законы, традиции, доктрины, слова, оторванные от реальной жизни.

Вот почему Тони де Мелло говорил, что «наше агрессивное духовенство породило одни проблемы», «доброе имя Иисуса было опорочено проповедниками» и что «очень трудно распознать святого, ведь он ничем не отличается от любого из нас». Короче говоря, Тони де Мелло говорит, что если мы действительно хотим вернуть доверие к христианству, то нам нужно проникнуть в глубины человеческого духа, выйти за пределы нынешних границ сознания.

 

 

Эта книга была написана для людей с различным мировоззрением — как верующих, так и атеистов, Тем не менее не буду скрывать от своих читателей, что я — католический священник. Я хорошо знаком с разными мистическими традициями, не относящимися ни к христианству, ни к религии вообще. Эти традиции оказали на меня огромное влияние. Однако я постоянно возвращаюсь именно в свою Церковь, ибо она — мой духовный дом. Несмотря на то, что я порой остро, иногда не без смущения, осознаю ее ограниченность и узость, я никогда не забываю, что именно христианская церковь сформировала меня как личность и что именно благодаря христианской церкви я стал тем, кем являюсь сегодня. Поэтому свою книгу я с благодарностью посвящаю ей.

 

Все мы любим разные истории. В этой книге вы найдете множество всевозможных историй, как древних, так и современных: буддистских, христианских, дзэнских, хасидских, русских, китайских, индуистских, суфийских.

Все рассказы обладают особым качеством: их чтение в определенном порядке способствует, вашему духовному росту.

 

КАК ИХ ЧИТАТЬ

Существует три способа чтения:

1. Вначале прочтите один рассказ. Потом переходите к следующему, и так далее. Такой способ чтения доставит вам удовольствие.

 

2. Прочтите рассказ дважды. Поразмышляйте над прочитанным. Сопоставьте его со своей жизнью. Вы сможете почувствовать некий теологический подтекст. Данный способ можно успешно применять в группах, где собравшиеся будут иметь возможность обмениваться впечатлениями от услышанного. Тогда это уже будет теологический кружок.

 

3. Поразмыслив, прочтите рассказ еще раз. Погрузитесь в тишину; пусть текст обнажит для вас свою внутреннюю глубину и истинный смысл: то, что лежит за пределами слов и размышлений. Вы сможете ощутить прикосновение к тайне.

 

А можно перечитывать одну и ту же историю на протяжении всего дня. Пусть ее аромат, ее мелодия постоянно сопровождают вас. Пусть она проникнет не только в ум, но и в само сердце. Такой подход поможет вам ощутить себя немного мистиком. Именно такая задача и стояла когда-то перед авторами этих рассказов.

 

еще рефераты
Еще работы по истории