Лекция: Кресты и распятия

В этот период, как в частной христианской жизни, так и в Церкви широкое распространение (почти такое же, как во втором столетии) получил крест как символ искупления, а также нанесение крестов на лоб, рот, грудь и даже на одежду. Зачастую это использовалось и в суеверных целях. Прозвище «молящиеся кресту», которое язычники дали христианам во времена Тертуллиана, во многих случаях оправдывало себя. Теперь, когда Церковь стала царством, наряду с простыми деревянными крестами стали изготовляться серебряные и золотые кресты, иногда роскошно украшенные жемчугом и драгоценными камнями. (Форма креста была разной. Крест crux decussata имел форму «X» (он назывался крестом св. Андрея, т. к. согласно легенде апостол умер на таком кресте); cruz commissa имел форму «T»; cruz immissa имел либо форму "+" (православный крест), либо форму "†" (католический крест).

В конце рассматриваемого периода мы впервые встречаем распятие, т. е. не просто крест, а крест с распятым Спасителем. В пятом веке появились кресты с фигуркой агнца, а иногда и бюста Христа, прикреплёнными к верхней или нижней части креста. Позднее на смену им пришли кресты со скульптурным изображением Христа. Константинопольский собор (Quinisextum) в 692 году постановил в 82-ом каноне: «Отныне вместо изображения агнца на образах будет изображение Христа». Но впоследствии Восточная Церковь запретила все скульптурные изображения, в том числе и распятия, признавая только живописное изображение Христа и святых. Первые католические распятия были безвкусны и оскорбительны для религиозного чувства, но позднее, в период своего рассвета, католическое искусство сумело выразить в скульптурном изображении страдающего и умирающего Искупителя; Его величайшие и святейшие муки с высочайшим достоинством. В Средние века на распятии также размещались и другие фигурки: Дева Мария, Иоанн, солдат и кающаяся Мария Магдалина, стоящая на коленях и обнимающая крест.

 

 

4. Взгляды на искусство «великих каппадокийцев» — Василия Великого и Григория Нисского.

После периода катакомб восторжествовало христианство, начинают строиться и украшаться храмы. Понятие прекрасного выходит на передний план. Среди Отцов Церкви надо выделить Св.Василия Великого и Григ.Нисского. Вас.Великий заложил основы правосл.учения о прекрасном. В тропаре св.Вас.Великому говорится, что «человеческие обычаи украсил еси», т.е. его деятельность в этом смысле настолько велика, что Церковь прославляет его за это в тропаре.

Из «Бесед на Шестоднев»: «Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, т.к. через него познается премудрость Творца». Вас.Великий говорит как бы от имени Моисея. Это святоотеческий постулат о мире. Вас.Великий остается здесь подлинным эллином, ибо для греков мир издревле был художеств.произведением. Для Платона, Сократа, Аристотеля, для всех греков мир есть худ.произв., есть космос, а космос – это украшение, это – красота.

Т.о., Вас. Великий соед. Библию с антич. эстетич. традицией. Он это делает, опираясь на слово Моисея «сотворил», ибо Моисей говорил, что Бог вначале сотворил небо и землю».Это легло в основу правосл.взгляда на прекрасное и на все православное творчество. «Сотворил, — говорил Вас.Великий,- как Благий, полезное, как Премудрый – прекраснейшее, как Могущественнейший –величайшее. Пророк показал тебе в Боге едва ли не художника, К-рый, приступив к сущности вселенной, приноровляет ее части одну к другой, производит само себе соответственной, согласное и гармоническое целое», и далее «Восславим наилучшего Художника, премудрого и искусно сотворившего мир и из красоты видимого, мы разумеем превосходящего всех красотою и из величия сих сделаем наведение о бесконечном».

Т.о., Вас.Великий как бы возводит на богослов.уровень в док бытия Божия аргумент «от красоты»: поскольку мир прекрасен, то есть и художник этого мира, есть Бог –Творец. П.Флоренский, используя это, гов.: «Если есть « Троица» Андрея Рублева, значит есть Бог».

Итак, основ. И пер.полож. этого уч. Вас.Великого и всей св.отеч. трад.: Бог есть совершеннейшая красота, Он есть сов. Художник, а мир – Его сов.твор. В Евангелии мы можем различить три вида красоты: чел.творч., природу и красоту Божеств.

Выше природ.красоты есть красота души, духов.красота. «Прекрасная всякая душа, к-рая созерцается соразмерно свойственных ей сил, но истинная и вожделеннейшая красота, созерцаемая только имеющими очищенный ум, принадлежит Божьему, блаженнолмиу естеству. Кто внимательно устремляет взор на сияние и изящество сей красоты, тот заимствует от нее нечто, как бы от красильного раствора, на собственное свое лице наводя какие-то цветные лучи …. Почему и Моисей, соделавшись причастником оной красоты, во время собеседования с Богом имел прославленное лицо». Св.Пис. гов., что на Моисея нельзя было смотреть. «Посему чувствующий свою добродетель издает сей благодарственный глас: Господи, волей Твоей доброти моей подаждь силу». Речь идет о соотв.человека как образа и подоб.Божия Его первообразу. Связь между ними восстанав. Через созерцание Божест.Красоты. Познание Божеств.красоты – это путь Богопознания.

Внутр.сост., следы душ.красоты — важнейший постулат иконописи. Почему икона не может быть натуралистической, почему она идеально изображает портретное в основе сходство? Она идеализирует его, освобож.его от всего, след.этим замечат.словам Вас.Великого. Каждый раз, когда он об этом гов., он не забывает упомянуть: «Итак, нам должно заботиться о сей красоте, чтобы Жених-Слово, встретив нас, сказал: вся добра еси ближняя Моя и порока несть в тебе (Песнь Песней).

Степень причастности Божества есть степень красоты, потому что Бог есть соверш.красота. Вас.Великий гов. Об этом в соч. «О Духе Св.»: «Если бы тварная природа далеко отстояла от славы Божества, то нах. бы в жалком сост. Но недостойно Бога такое понятие о Боге, что Он попускает тувари быть как бы обнаженной от причастности Себе. И тварь не так жалка, и Бог не так бессилен, чтобы не сообщить тварям Своего приобщения» Понятие о Боге именно столь велико, что Бог творимое Им, любя его, делает причастным Себе. «Конечно же, созидаемый образ, будучи перенесен от первообраза, получил в веществе подобие и удержал в нем отличительный признак, запечатленный мыслью и рукой художника».

Далее, образ Божий – Христос. Слово, К-рое было у Бога, есть образ Божий. Внутри Троица второе Лицо есть образ первого Лица. «Кто видел Меня, тот видел Отца» Ин.14:9. А это значит, что Слово Божие есть образ Бога Отца. Вторая Ипостась образ первой.

Далее: «Образ Сына – Дух, и причастники Духа делаются сынами сообразными Бога». Речь здесь идет о сообразности человека через Церковь. Эту сообразность мы получаем через Духа. Господь нам сказал: «Пошлю Утешителя». Утешитель есть образ Сына и через Утешителя, К-рого нам посылает второе Лицо от Отца, мы становимся сообразными причастниками Божества. Это имеет отношение к церк.творч., потоиу что мы сами, как сказал Вас.Великий, есть живые образы Божии.

То, что обращено к слуху, и то, что обращено к глазу, — это разные вещи. Зрение является основным. Даже когда он говорит о духовном зрении – оно основное. «Чистие сердцем Бога узрят».

В основных постулатах Вас.Великого связь с неоплатоническим учением о прекрасном, он старался воцерковить языч.философию. (Лекция 7 о.Александра Салтыкова)

еще рефераты
Еще работы по истории