Лекция: МВД РОССИИ

1. Cоциальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда, 2012. — №218-219. — С.1-6.

2. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства» // Казахстанская правда, 2012. — №437-438. — С. 1,2-8.

3. История религии в 2-х томах. — М., 2011.

4. Основы религиоведения. — М., 2012.

5. Основы социальной работы / Отв.ред. Павлинок П.Д. – 2-е изд. – М., 2011.

6. Социальная работа / Под общ.ред. Курбатова В.И. – Ростов на Дону, 2010

7. Теория социальной работы /Под ред. Холостовой Е.И. – М., 1910.

8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы – М., 2012.

9. Религия и жизнь: Вчера и сегодня: сто ответов на вопросы верующих и неверующих. Одесса,2012

10. Актуальные проблемы изучения истории религии. Л.,2011

11. Арин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра: курс лекций по истории религии М.,2010

12. Баукер Джон. Религии мира. Лондон, Нью-Йорк, Сидней. М., 2012

13. Константинов В.Н. История религий. Владимир, 2012

14. Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религий. М.,2011.

15. Токарев С.А Религии в истории народов мира. М.,2011

16. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М.,2012

17. Что такое религия? Саратов,2012

18.Сухов А.Д. Религия в истории общества. М.,2011

19. Будущее религии: проблемы и перспективы М.,2011

20. Августин Аврелий. Исповедь. М.,2011

21. Где истинная? Сведение о церквах и сектах. М.,2011

22. Иоанн, епископ. Прощание с еврокультурой. М.,2012

23. Где истина: Сравнение основных доктрин христианства с другими религиями СПб,2011

24. Рассел Бертран. Почему я не христианин. М.,2011.

25. Твен Марк. Дневник Адама. М.,2011

26. Гараджа В.И. Религиоведение: М., 2011.

27. Религия: История и современность. Учебник. М., 2012.

28. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов /Под.ред. М.Г. Писманика. М., 2012.

29. Религии человечества. М., 2012.

30. Филатова О.Г. Социология религии: Конспект лекций. М., 2011.

31. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2004.

32. Туфан З.А. Религия в системе духовной культуры. А., 2012.

33. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 2012.

34. У. Джемс. Многообразие религиозного опыта. М., 1992.

35. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 2012.

Форма 7

Вопросы для проведения первого рубежного контроля:

1. Ранние формы религии.

2. Автохтонные религии Африки, Америки, Океании, Австралии.

3. Религия в Древнем Египте.

4. Религия в Древней Месопотамии.

5. Религия в Древней Сирии и Финикии.

6. Религия в Древней Греции.

7. Религия в Древнем Риме.

8. Религия древних кельтов и германцев.

9. Древнейшие верования казахов.

10. Религия славян.

11. Религия протоиндийской цивилизации..

12. Индуизм, джайнизм.

13. Сикхизм.

14. Митраизм, зороастризм.

15. Манихейство.

16. Даосизм.

17. Конфуцианство.

18. Синтоизм.

19. Иудаизм.

20. Буддизм.

21. Христианство.

22. Ислам.

23. Распространение и особенности ислама в Казахстане.

24. Современные нетрадиционные культы.

 

 

Вопросы для проведения второго рубежного контроля:

1. История религии как гуманитарная дисциплина и ее актуальный характер.

2. Религия как общественное явление и ее отличительные черты.

3. Сущность религии и ее роль в жизни общества различных исторических эпох.

4. Социальные, психологические и гносеологические корни религии.

5. Происхождение религии и ее исторические формы.

6. Структура религии и ее содержание.

7. Социальная роль религии.

8. Древние религиозные верования.

9. Язычество как специфическая форма религиозного сознания.

10. Религия первобытного общества.

11. Религия в средние века.

12. Исторические концепции происхождения религии.

13. История происхождения буддизма.

14. Происхождения христианства.

15. Православие и его особенности.

16. Католицизм.

17. История возникновения протестантизма.

18. Христианские секты.

19. Ислам и история его развития.

20. Исламские секты и течения.

21. Национальные и племенные религии.

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Предметом религиоведения является

2. Основные разделы религиоведения

3. Методы исследования:

4. Слои мировоззрения …

5. Положения о свободе мысли, совести, религии и убеждений, сформулированы во «Всеобщей декларации прав человека» ООН от 10 декабря …

6. Положения о свободе мысли, совести, религии и убеждений, сформулированы во «Парижской хартии для новой Европы» от 21 ноября …

7. Исходный принцип религиоведения

8. Буддизм, христианство, ислам – это, мировые религии, на основе которых складываются основные направления

9. «религия», «теология», «религиозный культ», «церковь», «конфессия» — это понятия

10. Какая форма религиозных верований была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке в XV веке

11. Вера в существование особого рода связи между какой-либо группой людей (племя, род, фратрия) и определенным видом животных или растений

12. Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира путем обращения к таинственным силам

13. Вера в существование душ и духов:

14. Магические верования и ритуалы вошли в основу практики каких религий

15. наиболее ранние из дошедших до нас религиозных верований

16. Ра это высшее божество

17. Гея, олицетворение земли, породившая небо, море, горы – это богиня

18. Одна из разновидностей политеизма, заключавшаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считает своим непосредственным покровителем лишь одно из множества богов и поклоняется только ему

19. превратил наиболее предпочитаемых духов в божества

20. конфуцианство разработал

21. Кунфуцианство было основано как этика в

22. Ассоциировался с небом как высшая божественная сила, определял судьбу всего живого на земле

23. Этико-философское учение разработанное Кун-цзы:

24. Конфуций выдвинул идею

25. Учение о Даосизме широко распространялось

26. Кто был основателем Даосизма

27. Даосизм приобрел религиозный характер в?

28. на скольких назиданиях было основано учение Даосизма

29. Воззрения даосизма изложены в

30. Первопричина, конечная цель, звершение бытия – это

31. точки зрения даосизма бессмертие достигается

32. Истоки даосизма восходят к

33. Конфуциански образованную интеллектуальную элиту в даосизме привлекал

34. Идейной базой тайных обществ «Путь Великого равенства», «Учение Белого Лотоса» были

35. В Индуизме богом земли считали?

36. Сколько воспевается гимнов о героизме Индре?

37. В какой древней поэме записаны основы всей религии Индуизма

38. Из скольких книг состоит «Веда»

39. Кто из богов считался богом счастья и семьи

40. образ космического начала в индуизме

41. Это учение наиболее ярко выразило

42. Индивидуальная душа

43. Мировая душа

44. ученичество, главенство в семье, отшельничество, аскеза и отрешение от земного – это четыре периода в жизни

45. На какой территории евреи создали свое государство?

46. Иерусалим во главе с храмом — центром Богослужения — стал столицей Израиля

47. Автор Торы, Пятикнижия

48. Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим:

49. Годы завоевания Ханаана еврейскими племенами

50. главная святыня иудеев -

51. Сыновья Израиля скитались по Синайской пустыне

52. Родоначальник еврейского народа

53. Уцелел после Всемирного потопа

54. Отец Авраама

55. Самая древняя мировая религия

56. Когда возник буддизм

57. Кто из правителей впервые провозгласил себя покровителем буддизма

58. Сансара — это:

59. Дхарма – это

60. карма – это

61. Учение буддизма изложено в

62. Утверждение буддизма в Шри-Ланке произошло

63. Утверждение буддизма в Индокитае произошло

64. великие истины Будды

65. христианство возникло в

66. Христианство возникло в

67. В ханжестве в связи с выступлением за чистоту иудаизма обвиняли

68. христианство не создано людьми, а дано человеку богом, — утверждает

69. оказала влияние на христианство

70. Неоплатонизм этого мыслителя оказал влияние на христианское вероучение

71. оказало влияние на христианское вероучение учение

72. «Золотое правило морали»

73. Один из римских мыслителей сформулировал принципы индивидуальной этики, которые импонировали христианству

74. гонению подвергались первые христиане при императорах Траяне, Марке Аврелии, Септимии Севере, Валериане, Диоклетиане

75. Православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей:

76. Автокефальные церкви подразделяются на

77. Общими для православных церквей являются

78. Принятие Древней Русью христианства:

79. Собор Святой Софии – главный соборный храм был заложен в

80. Основатели Киево-Печерского монастыря (50-е годы XIвека)

81. митрополичья кафедра в конце XIII века была перенесена во

82. Время расцвета русского монашества

83. полемика между стяжателями и нестяжателями происходила в

84. Патриарх Никон предпринял попытку утвердить приоритет духовной власти над светской в

85. Самое крупное направление в христианстве

86. Основа вероучения католицизма

87. католицизм признает таинства

88. обет безбрачия (целибат) католического духовенства относится

89. Самое многочисленное и могущественное объединение в католицизме

90. Римская курия включает

91. На сессии какого собора в 1962-1965 гг. были приняты 16 документов по различным теологическим и социальным вопросам

92. Основная тема энциклики «Богатый в милосердии»

93. Основная тема энциклики «Искупитель человека»

94. Основная тема энциклики «Господь и животворящий»

95. первородный грех не только повредил природу человека, но и целиком извратил ее согласно

96. учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа – важнейший догмат большинства конфессий

97. Отказ принять примат римского папы объединяет всех представителей

98. признает аторитет Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры:

99. Мирское призвание и мирской аскетизм – характерны для

100. В 1571 году был утвержден символ веры, так зазываемые «39 статей»

101. В XVII веке возникло «Христианское общество друзей внутреннего света»

102. отстаивает принцип крещения учение

103. Крещение взрослых путем погружения было введено

104. за упрощение и удешевление культа, отвержение молитвы за умерших, отвержение поклонения Богородице и святым, мощей, икон и других реликвий выступил

105. В религиозной жизни Аравии первых веков новой эры видное место занимали

106. хадж — это

107. благочестивые люди, которые поклонялись единому богу Рахману — это

108. Основатель ислама:

109. Прощальное паломничество Мохаммеда в Мекку

110. Главная священная книга мусульман

111. кораническая экзегетика

112. Сунна – это

113. Сахабы –это

114. Сира — это

115. «Общество сознания Кришны»

116. «Миссия Божественного света» -

117. «Трансцендентальная медитация» — это

118. «Церковь Унификации», «Дети Бога», «Церковь Тела Христова» — это

119. «Церковь сайентологии», «космические религии», например «Общество Аэтариус» — это

120. учение Карлоса Кастанеды — это

121. в своем жилище в трансцендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждается играми, удовольствиями, в то же время, благодаря своим энергиям, он находится в каждой точке мироздания

122. Они называет себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, а свое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации (развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги

123. Учение, созданное Муном, согласно которому существует единый Бог, отец всех наций, извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и других религиях мира

124. основатель Сайентологии

125. Кто в качестве экспериментального подтверждения посмертного существования привлекаются и результаты применения для облегчения страданий безнадежно бальных людей так называемых психоделических» препаратов

126. автор работы «О смерти и умирании»

127. Социальное учение римско-католической церкви представляет собой

128. проблемы обновления социальной доктрины католической церкви были наиболее острой темой дискуссии

129. результаты дискуссии по социальной полемике изложены в

130. неспособность рыночной экономики удовлетворить все потребности людей признается в документе:

131. труд и капитал рассматриваются как две необходимые стороны экономики, которые нельзя противопоставлять друг другу, в документе

132. Ватиканом осуждается

133. получили признание и развитие в папских энцикликах дисциплины

134. Согласно этому принципу в религиоведении разработан ряд концепций религии: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические, этнологические и др.,

135. Один из протестантских теологов, историк и социолог религии применил к анализу религии (христианства) «исторический способ рассмотрения»

136. Один из протестантских теологов полагал, что религия — это «переживание святого», ее предметом является нуминозная (лат. numen — божественная воля, власть, сила божества) сила, исходящая от Божества

137. Один из православных богословов и философов следующим образом определяет религию: «… если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменалистически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение

138. Он утверждал, что «Религия есть смелое предприятие человека создать священный Космос. Иначе говоря, религия есть космизация священным способом. Священным мы считаем нуминозную, возбуждающую страх могущественность, которую человек переживает иначе, чем самого себя, и все же — как с ним связанную, и верит, что она господствует в определенных объектах опыта»

139. Они базировали характеристику религии на диалектико-материалистическом понимании природы, общества, человека

140. Один из немецких философов и социологов, один из основателей социологии религии, обращая внимание на сложность процедуры определения религии, писал: «Дефиниция того, что «есть» религия, не может находиться в начале рассмотрения, в крайнем случае, она может стоять в конце как следующая из него»

141. Один из социологов XX века различал «священную» и «профанную» области

142. Один из американских социологов утверждал, что «Сочленение норм и экспектации, с «регулирующими» их ценностями может быть названо легитимизацией нормативной системы. Здесь находится важнейшая точка сочленения социальной системы с системой культурной. В конечном счете, легитимизация восходит к религиозным обоснованиям, но в сложных обществах, кроме религиозного, имеются и многие другие нижележащие уровни узаконения»

143. Один из франузских философов-позитивистов, социологов и психологов интерпретировал религию на базе коллективной психологии

144. Австрийский психолог, невропатолог и психиатр применил принципы основанного им психоанализа и к исследованию религии

145. Один из европейских психологов и культурологов в своей аналитической психологии утверждает, что религиозные представления выступают как продукты «коллективного бессознательного», а последнее — как «базовый религиозный феномен»

146. Один из социологов, признающий право анализа культурной действительности под углом зрения ее экономической обусловленности, опасается недооценки значимости экономической интерпретации, но тем не менее считает, что экономическое объяснение носит ничуть не более исчерпывающий характер, чем выведение капитализма из тех или иных преобразований религиозного сознания

147. Религиозное сознание предстает в культе, прежде всего, в виде культового текста, к которому относятся

148. Один из немецко-американских философов, социологов и психологов в «Гуманистическом психоанализе» переосмысливает символику бессознательного, акцентируя внимание на противоречиях человеческого существования, конфликтных ситуациях, вызванных социокультурными факторами в обществе тотального отчуждения

149. Э.Фромм различает авторитарную и

150. К средством культа причисляют

151. Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны, является

152. Мазда в древнеиранском обществе воплощает

153. Митра в древнеиранском обществе воплощает

154. В этой церкви, основанной в 1954 г. согласно учению Муна, существует единый Бог, отец всех наций, извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога вне границ традиционных религий

155. Они отрицают Троицу и учат о единственном Боге — Иегове, а Христа считает высшим сверхъестественным существом, сотворенным Богом. После своего воплощения в человеческий образ и воскресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной

156. учение о дхармах, — «центральная концепциия»

157. Кто разработал собственный вариант православного персонализма, включающего философские, политические, экономические, нравственные, эстетические воззрения

158. Автор работ «Философия свободы», «Опыт эсхатологической метафизики», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», «Самопознание»

159. Исходным принципом персоналистской конструкции какого мыслителя, является понятие универсального, абсолютного бытия. Оно трансцендентно, не имеет пространственных и временных определений, не подчинено закону необходимости. Носитель универсального бытия — божество

160. Русский философ, считая природное бытие символическим отражением первореальности, отвергает библейский креационизм и провиденциализм

161. Русский философ рассматривает мистическую, или первичную, интуицию как нерационализированное познание сущего, раскрывающее «логос, смысл мира»

162. Представитель русского философского зарубежья в своем этическое учение православной ортодоксии, признавая наличие абсолютного и вечного нравственного закона, данного в Откровении, он одновременно существующее в мире зло соотносит не со свободой воли человека, а с иррациональной свободой, коренящейся в первичном хаосе, предшествующем акту творения. Бог не творит ни добро, ни зло, и поэтому он не несет за них ответственности

163. Представитель русского философского зарубежья в соответствии со своей конструкцией свободы различает три ступени в развитии этических установок: этику закона, этику искупления и этику творчества

164. Представитель русского философского зарубежья утверждает, что этика творчества предполагает свободную любовь человека к Богу, размышление о Боге, истине, красоте, воспитание святости, духовное преображение, влюбленность в высший мир, возвышение личности до богоподобного совершенства

165. Представитель русского философского зарубежья в работах «Смысл истории», «Философия неравенства», «Новое средневековье» он обосновывает неоправданность социальных революций, бесперспективность изменения общественных условий жизни вне божественного творчества

166. Представитель русского философского зарубежья в работе «Философия неравенства» выдвигает идею о революции как обмане и самообмане народа, поскольку «революция всегда враждебна духу свободы»

167. Для представителя русского философского зарубежья социализм лишен творческого порыва, наполнен злобой и мстительностью». При этом он сочувствует «христианскому социализму»: «Братство людей возможно лишь во Христе и через Христа», а коллективизм возможен только в «соборном сознании церкви», поскольку корни человеческих бедствий и человеческой нужды заложены в греховной природе человека и мира

168. Краеугольным камнем этого религиозного направления является учение о гармонии веры и разума

169. Они сводят приверженность к следующим принципам: признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; учение о непосредственном отношении между Богом и человеком; выдвижение на первый план эмоционально-интуитивных средств познания действительности; сосредоточение внимания на проблемах отдельной личности

170. Отличительной особенностью этой школы является использование представлений французского философа А. Бергсона о непосредственном опыте, с помощью которого постигается абсолютное, положений прагматизма о действии человека как основной форме его жизнедеятельности, отказ от рассмотрения внешней (объективной) реальности и перенос внимания на чисто внутренние, психологические процессы, со знания на веру

171. Он стремится представить христианство как динамичное учение, способствующее включению человека в активное освоение и преобразование мира. «Быть — значит действовать», — утверждает он через действие человек вступает в контакт с внешним миром, преобразует его, создавая материальную и духовную культуру. Главное в действии — духовная деятельность, акт выбора, принятие решения без достаточного логического осмысления

172. Основатель католического экзистенциализма

173. Он выделяет основные критические точки процесса развития мира — космогенеза — которые выступают как следующие этапы: неорганическая природа («преджизнь»), органическая материя («жизнь»), духовный мир («мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега»)

174. С его точки зрения, до появления человека с его уникальной способностью к мышлению все в мире было разобщено, и это разобщение постоянно усиливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу —сферу духа. Именно эту сферу он по аналогии со стадиями геохимического развития Земли — барисферой, литосферой, биосферой— называет ноосферой — мыслящим пластом Земли

175. Его эволюционизм, предполагающий конвергенцию и социальную унификацию, означает снятие всех интеллектуальных, политических, национальных и языковых барьеров. Вначале возникнут единые общечеловеческая культура, техника, наука, религия и мораль. В конечном итоге история человечества перерастает у этого автора в эсхатологию— учение о конечных судьбах мира и человека, а сама жизнь общества — в проект эволюции от низших социальных форм высшим форма психизма, где человеческое сознание, духовная культура отделятся от своих материальных носителей и будут существовать самостоятельно, как особая сфера реальности

176. Его учение, предполагающее конвергенцию и социальную унификацию, означает снятие всех интеллектуальных, политических, национальных и языковых барьеров. Вначале возникнут единые общечеловеческая культура, техника, наука, религия и мораль. В конечном итоге история человечества перерастает у этого автора в эсхатологию— учение о конечных судьбах мира и человека, а сама жизнь общества — в проект эволюции от низших социальных форм высшим форма психизма, где человеческое сознание, духовная культура отделятся от своих материальных носителей и будут существовать самостоятельно, как особая сфера реальности

177. Человек, согласно известному тексту из послания этого апостола, сознает, что делает не то доброе, что хочет делать, но злое, которого не хочет

178. Реформатор церкви и создатель одноименного религиозного течения в трактате «О рабстве воли» отрицает у падшего человека стремление к добру. Только по благодати, в вере обретает человек внутреннюю свободу и надеется получить в окончательном явлении Бога, в «свете славы» разрешение всех вопросов, неразрешимых в свете природного разума

179. В центре этой теологии находится учение о Боге как абсолютной суверенной воле, источнике любых норм и установлений

180. Вслед за Ф. Меланхтоном протестантские богословы XVII в. занимались систематической разработкой теологии, используя аристотелевскую философию. Это привело к формированию

181. В эпоху Просвещения один из немецких лютеранских теологов вслед за Спинозой доказывал, что исторические вопросы могут исследоваться независимо от теологии

182. На протестантских теологов оказали воздействие идеи родоначальника немецкой классической философии, который в «Критике чистого разума» (1781) показал, что положения традиционной теологии (о Боге, бессмертии души и загробной жизни) не могут быть рационально обоснованы

183. Основатель «Новой Тюбингенской школы» Ф. Баур (1792 — 1860) рассматривает формирование новозаветных текстов и христианского вероучения как результат борьбы каких тенденций

184. Один из сторонников мифологической школы, также базирующегося на младогегельянстве в исследовании Библии объявил мифом само историческое существование Иисуса

185. Эти теологи отвергли традиционное учение о Троице, боговоплощении, божественности Христа, его непорочном зачатии, чудесах, спасительном значении его смерти на кресте, телесном воскресении, реальность чуда Пятидесятницы, а также учение о сотворении Богом мира и человека, грехопадении, первородном грехе. Они создали образ «либерального» исторического Иисуса

186. В США оформился фундаментализм (от выпускавшегося с 1912 г. издания «Основы»), который выступил против модернизации христианства и потребовал принимать в качестве фундамента вероучения богодухновенность канонических книг Библии. И в 1919 г. была создана какая ассоциация

187. Швейцарский реформатский священник и богослов был создателем диалектической теологии, его концепция осуществляет на новом философском уровне возврат к протестантской ортодоксии, поэтому диалектическая теология обозначается часто так же, как неоортодоксия

188. В «Церковной догматике»(1932 —-1965) швейцарского реформатского священника, богослова, мыслителя центром теологии является христология, только в Иисусе Христе постигается человеком бытие Бога и предопределение — божественный выбор рода человеческого как партнера завета любви и боговоплощения в Иисусе

189. П. Тиллих в этом трехтомном труде трактует богословские понятия как символы экзистенциального понимания человека в его отношении с Богом и выдвигает метод «корреляции», которая должна перебросить мост от философии, формулирующей вопрoсы, к теологии, дающей oтветы

190. В теологии этого какого немецко-американского философа обнаруживается в полной мере основное противоречие феноменологическо-антропологического способа обоснования религии: вера, отосланная повседневность и секулярную культуру, постоянно балансирует на грани неверия, и сомнение оказывается ее необходимым элементом. Но именно этот подход своим понятием Бога как «глубины» бытия и человеческого существования, повлиял на радикальные формы модернизации христианства

191. В середине нашего века в этой теологии развертываются дискуссии о секуляризации и о «смерти Бога», укрепляется неолиберализм, который принимает радикальный характер и выступает в виде ряда близких друг к другу разработок: «безрелигиозного христианства», «теологии смерти Бога», «секулярной теологии», критической теологии», «политической теологии», «феминистской теологии», «теологии освобождения», «теологии революции», «деконструктивистской теологии»

192. Эта теология основывается на учении французского философа Ж. Деррида (род. 1930), предложившего преодолеть метафизические и логоцентристские (опирающиеся на звучащее слово) напластования в культуре и отыскать посредством расчленения текстов («деконструкции») глубинные истоки взаимодействия с трансценденцией

193. Ряд американских теологов, объединившихся когда (сборник «Деконструкция и теология», 1982), не только зафиксировали кризис традиционного богословия, но и заявили о «смерти» всякой теологии, основанной на метафизике, на понимании Бога как сверхъестественной реальности. По их мнению, предмет этой теологии исчерпан, понимаемый таким образом Бог «умер», и осталось только «научиться танцевать танец смерти на могиле Бога»

194. Устарелость традиционного учения, так и тенденцию секулярной теологии понимать человека в качестве автономного существа. Этот сдвиг виден в концепциях двух виднейших представителей «теологии надежды», «эсхатологической теологии» — Ю. Молътмана (род. 1926) и В. Панненберга (род. 1928), которые трактуют откровение как включающее активное действие Бога в истории, сохраняют принципиальные положения вероучения, но пересматривают их традиционное обоснование, а в философско-теологическом и социальном аспектах своего учения используют что новейшие философские, социологические и психологические теории

195. Эсхатологически ориентированную систематическую теологию разрабатывает и известный немецкий богослов Вольфхарт Панненберг. В ряде книг («Систематическая теология» и др.) он принимает основные положения философской антропологии М. Шелера (1874 —1928) и X. Плеснера (1892—1985), социологии знания, использует чье учение об отчуждении, с тем, чтобы истолковать «открытость человека миру», его способность преобразовывать действительность как «открытость Богу»

 

 

МВД РОССИИ

еще рефераты
Еще работы по истории