Лекция: МАУЛИД АН-НАБИ: ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОРОКА

Празднование маулида

Одним из наиболее популярных праздников мусульманского мира является маулид ан-наби, празднование дня рождения Мухаммада. И хотя точная дата его появления на свет неизвестна, традиционно полагают, что он родился в день своей смерти, т. е. в 12-й день исламского месяца раби ал-аввал. Это очень популярный праздник у мусульман. Он был введен в Марокко в 1291 году Меринидом, правителем города Фес, и с тех пор широко празднуется в Магрибе (западная часть Северной Африки). Многие кланы этого региона претендуют на прямое потомство от пророка и очень серьезно чтут его память.

Церемония празднования популярна и в Египте, а в Индии она приобрела отчетливый индо-исламский характер. Здесь маулид ан-наби отмечается с большим размахом, поскольку проходит совместно с праздником урс (брачными церемониями). Одной из типичных особенностей праздника является украшение мечетей или иных зданий, доступных для широкой общественности, цветными огнями. Действо начинается с чтения Корана, особенно его Фатихи (Вводной главы), и продолжается декламацией религиозных стихов в честь пророка.

Огромное значение придается приготовлению особой пищи для коллективного угощения, хотя, например, в Турции весь день до заката люди держат пост. Одной из характерных особенностей этого вечера является пение религиозных песен газали в честь пророка. Зачастую восхваления, которые он получает, ставят Мухаммада на одну ступень с самим Аллахом.

В средние века маулид всенародно отмечался и в Мекке, но после захвата города в девятнадцатом столетии ультраортодоксами ваххабитами этот праздник был запрещен. В разных частях Индии праздник имеет местное значение; первые двенадцать дней месяца посвящены церемониям, процессиям, угощениям и каввали — песнопениям в честь пророка. В последний день устраивается грандиозный пир, бедным раздают еду. В некоторых частях Индии особое внимание уделяется реликвиям пророка. На всеобщее обозрение выставляются его волоски, во многих домах достают вырезанный на камне отпечаток его ступни. Блюда покрывают парчой и ставят на подставку, окруженную плюмажами из павлиньих перьев. Дома освещаются праздничными огнями, поют газали, звучит музыка, люди зажигают благовония и машут над ними плюмажами. Пять или шесть участников празднества ведут за собой большую процессию. В честь рождения пророка читают марсийю (элегию), которая сменяется дуруром — его благословением, подсчетами (муджизат) его чудес и поминанием (вафатнама) его смерти. Последнее прочитывается на местном наречии, чтобы все свидетели могли поскорбеть о его уходе.

В 1912 году день рождения пророка, 12-й день месяца раби ал-аввал, был объявлен в Оттоманской Империи всенародным праздником, и в этом статусе он по-прежнему отмечается в Пакистане. Города в этой стране украшаются флагами и вымпелами. Радио- и телевизионные программы посвящаются дню рождения Мухаммада, устраивается иллюминация. В Египте в его честь сочиняют поэмы и рассказывают фантастические легенды о его рождении. Звери и птицы, говорится в них, соревновались между собой за право ухаживать за пророком после его рождения и были разочарованы, когда это дело поручили кормилице Халиме. Звезды поздравляли друг друга с его рождением, и люди приходили издалека посмотреть на это чудо. Деревья тут же оделись листвой, и зацвели сады, и небо, казалось, собиралось прикоснуться к бесценной земле, на которой он был рожден.

Даже ортодоксальный ученый Ибн ал-Джуази писал в своей книге о маулиде, что Гавриил и все остальные ангелы провозгласили о его рождении, что Небесный Трон задрожал, гурии, юные райские девы, вышли из своих жилищ приветствовать его, и повсюду распространился аромат. Ридван, ангел, охраняющий ворота в Джаннат ал-Фирдаус — райские сады, предложил украсить небеса, а стаи птиц прилетали к Амине, и каждая несла с собой жемчужину. Когда Мухаммад родился, повествует легенда, Амина увидела свет, распространившийся по всей земле, и ангелы, окружив ее, пели хвалебные песнопения, прославляя Аллаха.

Эти легенды дали импульс к празднованию дня рождения Мухаммада, и хотя предпринимались многочисленные попытки модернизировать церемонию, все же эта красочная, яркая, фантастическая традиция осталась неотъемлемой частью празднества. Весь мусульманский мир будет продолжать преклоняться перед чудом рождения Мухаммада, а память о нем будет с любовью передаваться детям из поколения в поколение. Подобно многим другим популярным церемониям, ее соблюдение является обязательным для всех мусульман, и часть всенародной легенды об основателе ислама, конечно, останется в ней.

Маулид в истории ислама

Несмотря на свою популярность, маулид не принят повсеместно. Ортодоксальный ислам непоколебимо стоит на своих позициях, утверждая, что Мухаммад, хотя и является величайшим пророком, был всего лишь человеком, созданным Аллахом, поэтому все восхваления и почет должны оказываться только Богу. Маулид ан-наби рассматривается ими как бида, недозволенное новшество в исламе, и, следовательно, не может получить их одобрения. Законы и практика ислама вскоре после кончины пророка были определены для консервативных мусульман посредством иджмы, консенсуса ортодоксальных мусульманских теологов и правоведов. Задача ученых заключалась в поддержании всего того, что уже давно было определено относительно личности пророка и его религии. О нововведениях и ереси, подобной маулиду, не могло быть и речи, особенно после того, как церемония вознесла Мухаммада до высоты, противоречащей его традиционной пророческой модели.

Происхождение самой церемонии теряется в глубине веков, но известно, что о ней знали в двенадцатом столетии. Согласно суннитским историкам, первое празднование было устроено Музафар-ад-Дином Кокбуру, зятем известного египетского правителя Салах-ад-Дина. По мере роста в Египте суфизма, маулид быстро приобретал широкую популярность, а затем распространился и по другим мусульманским странам.

Теологи ортодоксального ислама, питающие глубокое уважение к памяти пророка, были глубоко обеспокоены нововведениями, идущими вразрез с увековеченными временем традициями ислама. Ибн Таймийа, очень консервативный исламский правовед, умерший в начале четырнадцатого столетия, строго осуждал введение новых праздников, в частности церемонии, посвященной рождению пророка. Его современник Ибн ал-Хаджж особенно критиковал участие в церемонии женщин и раскол между улама ислама (консервативными теологическими лидерами) и любителями вновь зародившегося празднества.

Так же, как глубоко уважаемый исламский теолог ал-Газали двумя столетиями ранее примирил движение суфийских мистиков с ортодоксальным исламом, другой великий исламский ученый должен был найти точку соприкосновения между различными фракциями в церемонии маулида. Джалал ад-Дина ас-Суйути, компетентного практически во всех аспектах ислама, одно время просили заняться сложной судьбой маулида и вывести заключение (фетву). Он исследовал эту проблему со всей объективностью, на которую был способен, и пришел к решению, которое хотя и не всех удовлетворило, но было молчаливо принято и привело к всеобщему примирению, а также к известной терпимости со стороны ортодоксов.

Он признал, что празднество было новшеством, не имеющим прецедента в оригинальных исламских текстах или записях, но тем не менее оно было безвредным и помогло укрепить любовь к Мухаммаду в мусульманских массах. Он определил эту церемонию как бида хасана, доброе нововведение, за которое можно получить вознаграждение, поскольку в нем ярко выражается уважение и прославление памяти Мухаммада. В действительности никто не возражал против излияния народной радости и счастья по поводу прихода в мир пророка, и так как праздник собирает мусульман, чтобы вместе почитать Коран и письменные свидетельства о его удивительном рождении, что сопровождается обильными угощениями и ничем больше, вряд ли кто-либо будет настаивать на запрещении этой церемонии.

Богослов уловил настроения ортодоксальных мусульман, которые утверждали, что они не смогли найти ни в Коране, ни в сунне пророка никаких оснований для проведения этого праздника. Он очень серьезно отнесся к претензиям ученого ал-Факихани, который настойчиво возражал против участия в празднике женщин, чье пение и раскачивания были не чем иным, как жестами похоти и страсти, и против веселящихся людей. Они, по его мнению, были бездельниками, заинтересованными только в заполнении своих желудков, а само празднество направлено на разрушение страха перед Днем Страшного суда. Ответ Джалал ад-Дина ас-Суйути заключался в следующем: хотя оппоненты и не смогли найти в Коране упоминания об этом празднике, это не означает, что он был неизвестен. Он заручился поддержкой ал-Байхаки, который приводил цитаты из предания, рассказанного одним из близких сподвижников пророка, Анаса, о том, что иногда Мухаммад раздавал пожертвования в честь своего дня рождения. И все-таки ас-Суйути выразил свое несогласие с излишествами, которые так яростно клеймил ал-Факихани.

Тогда же церемония была в основном принята, и, несмотря на недавние попытки снова осудить ее, она будет по-прежнему оставаться одной из особенностей народного ислама.

еще рефераты
Еще работы по истории