Лекция: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;

10. Не желай дома ближнего твоего; <…> не желай ничего, что у ближнего твоего.

 

Моисей умер в пустыне. Преемником его стал Иисус Навин. Он повел евреев в Ханаан. Укрепленный город Иерихон сдался; по легенде, от звуков израильских труб рухнули его стены. Центральные области и вовсе не оказали сопротивления (см. Книгу Иисуса Навина). Завоевание евреями Палестины привело к тому, что они от кочевой жизни перешли к оседлой, от скотоводства — к земледелию. Смешавшись с ханаанским населением, евреи испытали влияние местной языческой культуры. Каждая ханаанская местность имела своего ваала (т.е. бога-хозяина пашен, рощ, источников). Символом ваалов обычно был бык, а иногда они были антропоморфны. Жизнь земледельцев зависела от климата, урожая и от ваалов. Были у ханаанейцев и священные холмы и рощи. Были и эротические культы с непристойными фетишами, и священные жрицы распутства, которые должны были способствовать магически созреванию нив и размножению скота. С.А. Токарев считает, что под ваалами понимались и общинные, и городские покровители. Хотя ханаанская цивилизация в целом была выше израильской, евреи уже почти пришли к монотеизму. Яхве оставался Богом-Покровителем евреев, тем не менее, столкновение с местным язычеством создало ситуацию двоеверия. Влиянию язычества противостояли назореи — люди, посвятившие себя Богу, соблюдающие правила ритуальной чистоты, пищевые ограничения. Они не прикасались к телу умершего, не стригли волос, обладали якобы необычными способностями. Пример — Самсон (см. Суд.13). Против почитания местных богов выступали и появившиеся в 8в. до н.э. (а может, и ранее) пророки, позже ставшие обличителями грехов народа (см. 1 Цар.19,24). В данный период еврейское общество было построено на основах самоуправления. Ведущую роль в принятии политических решений, в военных действиях, в суде играли Судьи, не избираемые формально. Их авторитет свободно признавался. Но в конце Периода Судей пришли к мнению, что только царь, “сильная рука”, сильная светская власть может обеспечить безопасность и единство народа (а до того — идеал Боговластия). Мнение было спорным: не есть ли это покушение на божественную власть? Тем не менее, приблизительно в 1025г. до н.э. последний из судей — пророк Самуил вынужденно представил царя Саула (см. 1 Цар.10,18 и далее). Так в конце 11в. до н.э. возникает еврейская конституционная монархия (в “книгу” были записаны “права царства”: царь ответственен перед Богом и народом и подчинен пророку. Пророк — глас Божий, его воля. Монархия должна стать инструментом осуществления воли Бога). В Ветхом Завете монархия рассматривается как терпимое зло, как несовершенное установление, порожденное грехами и слабостью людей. Саула на троне сменил Давид, основатель Иерусалима как духовного центра Израиля, поэт, сложная, но яркая личность. Когда Давид состарился, его сменил сын Иедидия (на троне — Соломон, т.е. “миротворец”). Соломон исполнил мечту отца: построил в Иерусалиме Храм Яхве (первый Храм). Его архитектура и убранство олицетворяли Вселенную. Жертвоприношения могли совершаться только в этом единственном Храме. Смысл жертвоприношений разнообразен: педагогический (отвращало евреев от жертв идолам), символический (глядя на сгорающую жертву, человек понимает, что это он должен был погибнуть, но прощен и будет жить), мистический (жертва способствовала общению с Богом). Вокруг Храма сплотилось жречество, которое сыграло главную роль в распространении монотеизма среди евреев. При Соломоне в Палестине наступил мир, что способствовало развитию культуры, в том числе наук, литературы. Но при Соломоне опять началось влияние языческих культов. После его смерти единое государство, просуществовав 100 лет, в последней трети 10в. раскололось на 2 части: Иудею и Израиль. Спустя 2 столетия Израиль был разгромлен ассирийцами. Приблизительно в 621 г. до н.э. иудейский царь Иосия провел ряд религиозных реформ — серьезные меры по централизации культа, а заодно и политической централизации. Он удалил из Иерусалимского Храма предметы культа всех богов, кроме Яхве, упразднил все места почитания на “высотах”, перебил всех жрецов, служителей при “высотах”, всех заклинателей и т.п. Жрецы Иерусалимского Храма получили могущественную власть. Иерусалим (Иудея) пал в 586г. до н.э. под наступлением вавилонян. Храм был разрушен. Ковчег со скрижалями исчез. Существует предание, что Ковчег был спрятан и обнаружится после постройки третьего Храма. Пророк Иеремия трактовал все эти беды как наказание за грехи. Часть иудеев попала в плен к вавилонянам. В 538г. (или 539г.) до н.э. вавилонский плен закончился при Кире Персидском. Пленники были отпущены, дано разрешение на восстановление Храма. Храм восстанавливало около 40 тыс. чел. Работа была завершена в 515г. до н.э.

К 5в. до н.э. окончательно сложились основные черты иудаизма: строгий монотеизм и централизация культа, канонизация священных библейских книг. Племенной бог Яхве окончательно превратился в единого Бога-Творца мира и вседержителя. К концу 5в. до н.э. сложилась окончательная редакция Пяти-книжия, составлен Жреческий кодекс, в котором перечислялись жертвоприношения и подати, налоги, с которыми надо было идти в Храм. Жертвоприношения для Яхве приносились только в Иерусалимском Храме. Жрецы превратились в наследственную касту. Подчеркивается существующая давно идея богоизбранности еврейского народа. Если евреи страдают, то они виноваты в этом сами, так как нарушают заповеди Бога, и Он их за это наказывает. Но евреи остаются Его избранным народом: придет время, и Яхве простит свой народ и вознесет его выше всех народов на земле. Расселение евреев за пределами Палестины (т.е. так называемый период диаспоры) началось еще в годы ассирийского и вавилонского завоеваний. В 332г. до н.э. Иудея вошла в состав империи Александра Македонского. Позже Иудея была под египетским и под сирийским владением. В 63г. до н.э. ее захватили римляне. Позже был разрушен второй Иерусалимский храм (в тот же день, что и первый). Возникает синагогальная организация еврейских общин (хотя, возможно, синагоги были и ранее). (Синагога — и молитвенный дом, и центр общественной жизни.)

Таким образом, в результате древних завоеваний евреи полностью лишились самостоятельности. В такой обстановке усилилась вера в сверхъестественную помощь в избавлении от угнетателей, вера в избавителя, вождя, который придет, чтобы спасти еврейский народ. После 132 — 135 гг. н.э. евреи были окончательно изгнаны из Палестины и рассеялись по странам Римской империи.

 

Итак, к основным идеям иудаизма можно отнести:

Ø идею единого Бога-Творца мира и человека и другие идеи Декалога;

Ø идея богоизбранности еврейского народа, его особой миссии;

Ø идея направленности времени: от сотворения мира к его концу; в основе всемирной истории лежит план Бога, контролирующего и направляющего историю;

Ø идея возможности покаяния (грех — уход от Бога, покаяние — возвращение к нему);

Ø после гибели еврейского государства возникает идея Мессии, избавителя евреев от иноземного гнета, призванного восстановить договор Яхве с Его избранным народом. “Мессия” — русский эквивалент слова “машиах”, что на иврите означает “помазанник”, а по-гречески ”Христос”.

В иудаизме в целом не сложилось учение о загробном воздаянии. Мало говорится о загробной жизни. Иудаизм ориентирован, в основном, на “эту” жизнь. Тора объясняет, что человеку делать сейчас; а что будет после смерти, Бог откроет в свое время. Смутная вера в загробную жизнь появляется в период диаспоры. Появляется идея воскресения мертвых, идея блаженства в ином мире. В конце времен Бог воскресит мертвых, и бессмертные души обретут тела.

Остановимся на особенностях еще одной национальной религии – индуизма. Возникновению индуизма предшествовали ведийский и брахманский периоды в развитии религиозных представлений.

В 3 — 2 тыс. до н.э. в долине реки Инд существовала древнейшая цивилизация с довольно сложной культурой (земледелие, металлургия, ремесла, письменность). Раскопки свидетельствуют о существовании культа Богини-Матери, фаллического культа, фитолатрии и культе рек. Возможно, был развит тотемизм (почитали тура, тигра, слона, быка).

Ведийский период начинается с того, что с середины 2 тыс. до н.э. в долину Инда стали проникать кочевые племена ариев — из Средней Азии, Заволжья, Поднепровья. Они несли с собой свою религию: свои ритуалы, гимны, молитвы, заклинания и т.п., т.е. свои священные предания — Веды, язык которых позже стал называться ведийским санскритом. Веды — священное знание — образовали основу священного канона, который формировался с 16-15 вв. до н.э. по 6-5 вв. до н.э.Веды распадаются на 4 основных сборника (самхиты): Ригведа (древнейшая Веда — книга гимнов), Самаведа (Веда напевов и священных мелодий), Яджурведа (Веда жертвенных формул) и Атхарваведа (Веда магических заклинаний).Религия ариев представляла собой политеизм, однако главным считался тот бог, к которому в данный момент обращались. Кроме того, были особо почитаемые старейшие боги, например, бог Дьяус (бог неба, отец богов) и его жена Притхиви (богиня земли). Одним из древнейших богов был бог Индра. Видимо, он первоначально был племенным богом ариев, богом-воителем. Позже он стал небесным богом, громовержцем, богом бури и дождя. Его колесницей правит бог ветра Ваю. Маруты (божества бури) составляют боевую дружину Индры. Из других божеств можно назвать богиню зари Ушас, бога солнца Сурья (это не единственный солнечный бог, у него был брат Пушан — божество солнечного жара, позже появился солнечный бог Вишну), бога огня Агни, божество Сома (бог одноименного ритуального опьяняющего напитка). Был и бог Варуна — вседержитель рита, т.е. мирового закона, космического порядка, бог богов, небесный всевидящий судья, поддерживающий порядок. Были асуры — злые духи и дэвы — светлые духи. Враждебно настроенные по отношению к ариям местные племена олицетворялись в виде злых духов ракшасов. Существовал и культ предков. Основой ведийского культа являлось жертвоприношение (его смысл такой же, что и, скажем, у евреев). Преобладали бескровные жертвы: сок сомы, молоко, масло, мед, лепешки. Храмов еще не было, и жертвоприношения осу-ществлялись на специальной площадке, символи-зирующей центр мира.В Ведах можно найти вопросы о мироздании, о явлениях и объектах природы: почему солнце не падает и где оно находится ночью? Откуда приходит ветер и куда он уходит? Где “я” Вселенной? Что я собой представляю? В Ригведе изложен миф о создании мира из тела великана Пуруши. Изображений богов в этот период не находят. Представления о загробном мире были смутными, упоминаний о посмертном воздаянии нет.

Приблизительно в начале 1 тыс. до н.э. арии подчинили бассейны Инда и Ганги и начали заниматься земледелием. Менялись поколения ариев, и постепенно язык ведийских гимнов стал нуждаться в толковании, в разъяснении. Поэтому появились брахманы — специалисты в толковании текстов и ритуалов. Наставления брахманов составили сборники ритуальных толкований, которые также получили название “брахманы”. Брахманы (тексты) также вошли в ведийский канон. Также в него вошли араньяки (“лесные книги” для отшельников) и упанишады (религиозно-философская литература). В ведийской литературе появляются понятия Брахман и Атман. Брахман – всеобъемлющее, всепроникающее абсолютное объективное духовное начало, Высшая абсолютная Реальность, высшее духовное единство. Атман – всепроникающее субъективное духовное начало, индивидуальная душа, “я”, проявление Брахмана. Идеал упанишад – познание Брахмана, слияние с ним, достижение с ним единства и достижение блаженства. В ведийских текстах говорится о том, что все на земле является и конечным, и бесконечным, совершенным и несовершенным. Все стремится освободиться от своей конечности, стать совершенным. Путь к счастью – выход за рамки индивидуального (конечного) существования. Разумная жизнь – жизнь бескорыстного служения миру. Становясь рабами материальных ценностей, вещей, т.е. внешнего, мы упускаем истинное “я”. Мир преходящ, обманчив, и потому иллюзорен. Но, вместе с тем, он гармоничен и упорядочен. В упанишадах говорится: “Ты есть то!”, или: “Ты есть оно!”. Это значит: все, что тебя окружает, единосущно с тобой. Каждый несет в себе божественную сущность. В каждом существе и даже объекте природы есть Брахман. И ты есть Он, и Он есть ты. Сливаясь с божественной сущностью, душа тем самым поднимается над страхами, над суетой, над быстротечностью, иллюзорностью жизни, и в этом – начало освобождения. Главным божеством брахманов стал Праджапати — владыка порождений, хозяин существ, отец и первооснова всего, всех богов в том числе. Позже он был отождествлен с богом Брахма, который в период индуизма стал одним из трех важнейших богов – богом — создателем вселенной.

В период формирования ведийского канона сложились основы кастового строя Индии. Первоначально существовали варны — сословия (“варна” на санскрите означает “цвет”, “род”, “разряд людей”). Кастовый строй возник на основе варнового деления. “Каста” — португальское слово, означающее “род”, “порода”. Первое упоминание о сословном делении есть уже в Ригведе, в мифе о Пуруше: “Брахманом стали его уста, руки кшатрием, Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра”. Брахманы — жречество, монахи, ученые; кшатрии — воины, знать, правительство; вайшьи — земледельцы, торговцы, ремесленники; шудры — рабы, зависимые люди — слуги. Принадлежащие к первым трем варнам проходили обязательный обряд посвящения, что означало их второе рождение. Их так и называли – “дважды рожденные”.

В брахманский период сохранилось почитание предков. Жертвоприношение стало частным делом (с учетом возможностей каждого), общественных жертвоприношений не было. Боги получили характер кастовых богов: у брахманов главным богом был Брахма, у кшатриев — Индра, у вайшьев — Рудра (ведийский свирепый бог-разрушитель, насылающий болезни на людей и порчу на скот; этот бог позже был отождествлен с богом Шива). А шудры вообще были отстранены от официального культа.

В брахманский период возникла идея перевоплощения (в брахманскую религию она перешла из местных древних верований, от тотемических представлений о перерождении). Согласно брахман-ским представлениям, душа человека после его смерти не погибает, а переселяется в другое тело, а во что именно, зависит от поведения человека в его теперешней жизни, и, прежде всего, — от соблюдения им кастовых правил, или правил поведения своей касты. Возникает и идея воздаяния за поступки. Человек своим поведением сам создает свою судьбу в будущем воплощении. В брахманизме осталась вера в священный авторитет Вед, имена некоторых ведийских богов и ритуал жертвоприношения.

Брахманическая религия, неизбежно соприкасаясь с верованиями местного населения, должна была приспосабливаться к ним. Кроме того, влияние оказывали аскеты, литература упанишад, зародившиеся в 6-5 вв. до н.э. буддизм и джайнизм, которые отвергали святость Вед. Возникает новая ориентация на размышления о смысле жизни и истинном знании. Под влиянием этих условий брахманы попытались увязать свои сложные религиозные построения с неарийскими верованиями. В результате слияния брахманизма с элементами местных верований в середине первого тысячелетия до нашей эры и возник индуизм, который к 4-6 в.в. н.э. стал господствующей в Индии религией.

Начинают возникать храмы, устраиваются торжественные церемонии, в храмах сооружаются статуи богов. Сами боги становятся более “демократичными”. Например, возникает учение об аватарах (нисхождениях, воплощениях): каждое небесное божество может иметь свою земную аватару. В индуизме три главных бога (тримурти): Шива — разрушитель вселенной (это его главная функция), Брахма — творец вселенной, Вишну — сохраняет вселенную.Вишну — всеобъемлющее божество, вобравшее в себя вселенную. Когда усиливается зло и людям грозит опасность, Вишну из сострадания нисходит на землю и действует в облике рыбы, черепахи, вепря, получеловека-полульва, карлика, человека, Будды, а в будущем предстанет как царь на белом коне, который установит золотой век. Это — аватары Вишну. Самое почитаемое воплощение Вишну — Кришна (пастух-герой, проповедь которого составила “Бхагавадгиту”). Вишну — мягкий, непротиворечивый, максимально приближенный к людям. Зато самая яркая черта Шивы — противоречивость и двойственность: он то милостив и созерцает, то вдруг пускается в пляс, становится гневным и свирепым. Выглядит он дико, под стать характеру. Энергичный Шива — бог смерти и времени, которое все разрушает, однако, разрушая, освобождает место для новых рождений. Поэтому можно говорить и о созидающей силе Шивы, который задает ритм вселенной, воплощает культ жизненной силы и мужского начала. Среди второстепенных богов можно отметить таких: Ганеша(покровитель купцов, путешественников, ученых, очень симпатичный бог с головой слона), Хануман (обезьяний предводитель, преданный Раме (аватара Вишну)), Кама(бог любви), Гаруда (царь птиц), Лакшми – богиня богатства и красоты. Есть также боги — покровители городов, семей, сельские боги, даже бог кладбищ. Понятие дьявола, воплощающего абсолютное зло, в индуизме отсутствует. Сохранился культ предков, зоолатрия (почитаются корова, обезьяна, змея), фитолатрия, оролатрия (особенно почитаемы Гималаи), культ рек и культ камней. Кроме космогонической версии, связанной с расчленением Пуруши, в индуизме есть еще одна: в начале была тьма хаоса, потом возникли воды, породившие огонь. Сила тепла породила Золотое Яйцо. Из него возник Брахма, который разбил яйцо на две части: верхняя половина стала небом, нижняя — землей. Между ними Брахма поместил воздух. Создал сушу среди вод, страны света, время, мысль, богов, планеты, людей, речь, страсть, зверей, птиц, насекомых, растения, демонов.

В индуизме получили свое полное развитие идеи, зародившиеся в период брахманизма: идея сансары (санскр. “блуждание”) — идея круговорота жизни, бесконечной череды перевоплощений; идея кармы (“поступок”, “деяние”) — идея закона воздаяния, регулирующего череду перерождений. Судьба человека в будущем перерождении зависит и от того, например, насколько он был справедлив, правдив, снисходителен, беззлобен, милосерден, соблюдал принцип непричинения вреда живому, и от того, насколько человек придерживался правил поведения своей касты (варны), т.е. от того, например, как выполнены различные обряды: свадебный, погребальный и другие. Так, если шудра в точности исполнял все правила поведения своей варны, то у него есть возможность воплотиться в человеке более высокой варны. Прекращение действия закона кармы и освобождение от уз сансары — конечная цель жизни. Это состояние называется в индуизме мокша (санскр. “избавление”, “освобождение”, т.е. освобождение от мирских тягот, состояние свободы и совершенства, гармония “я” и Всеобщего, но без полного исчезновения индивидуальной души; такое состояние не предполагает абсолютного бездействия).

На смену жертвоприношению как основному обряду в индуизме пришло богопочитание.Бога почитают в виде иконы, статуи или иного изображения. Обряды предполагают омовение статуй, возлияния сока цитрусовых, молока, меда, масла, йогурта, каши, украшение бананами, окуривание. Жертвоприношения сохраняются, богам жертвуют кокосовые орехи, цветы, бананы, рис, деньги, благовония. Но главное — это лицезрение бога и установление личных с ним отношений. В отличие от христианства с его негативным отношением к теме первородного греха, в индуистских храмах можно встретить эротические скульптуры, напоминающие о культе плодородия. Чувственная любовь — это чуть ли не богослужение, необходимое для духовного освобождения людей, которые получают возможность думать о своем вечном предназначении. Из основных символов индуизма отметим лотос (эмблема солнца, космической силы, символ плодородия), свастику (“су” – “благой” и “асти” –“быть”, т.е. знак благопожелания и благоденствия, охранительный знак и эмблема Вишну).

 

еще рефераты
Еще работы по истории