Лекция: Общая характеристика византийского искусства. Периодизация
Периодизация
1. Искусство 4-5 вв.
313 год — Миланский эдикт признает христианство официальной религией Римской империи.
· Начали возводить христианские храмы.
· Создавать монументальныеживописные циклы.
Поскольку христианская иконография еще не была разработана, живопись этого времени насыщена
· тайной символикой (от раннехристианского искусства);
· прямыми заимствованиями из античной живописи.
Произведения 4-5 веков – этосплав античных и раннехристианских форм искусства.
2. Искусство 6 века – эпоха первого расцвета византийского искусства, связанная с деятельностью императора Юстиниана (527-565).
Искусство отличается грандиозностью замыслов, масштабностью проектов.
· в архитектуре — становление типакрестово-купольного храма
· в живописи – появляется икона.
3. Иконоборческий период — 8-перв. пол. 9 вв.
Отрицая саму возможность изображения Бога в человеческом образе, иконоборцы ратовали за отвлеченные символические изображения, бессюжетные декоративные темы, буколические мотивы («ландшафты», «натюрморты» и т. д.).
Движение иконоборцев окончилось торжественным восстановлением иконопочитания (843 г). В результате чего восторжествовал основной принцип античного искусства – художественный антропоморфизм.
4. «Искусство средневизантийской эпохи» (втор. пол. 9 в. – 1204 г.)
— время полного оформления всех принципов «византинизма»,
— наивысшей духовной насыщенности византийского искусства, наибольшей отточенности его стиля,
— время широкой экспансии византийского искусства во все страны православного круга и даже в западноевропейские государства.
2 подпериода:
«Македонское Возрождение»-862-1057
«Искусство Комнинов» — 1057-1204
5. «Палеологовское возрождение» — 1261-1453
Время экономической и политической немощи Византии и блестящего расцвета ее искусства.
Ведущая область искусства — живопись.
Характерные особенности художественных произведений: артистизм, хрупкость, усиление светского начала.