Лекция: Образный огонь

И все же в Библии часто встречается упоминание вечного огня, как образа гнева Божия, как образа полного уничтожения грешников от лица Господня. Так вечным огнем были наказаны города Содом и Гоморра (Иуда 7), в которых полностью были истреблены все обитатели их. Ныне от них остались одни руины, покрытые водами Мертвого моря, что совершенно не вяжется с представлением буквальности «огня вечного». Точно такой же огонь было обещано зажечь и в Иерусалиме, дабы наказать его за все его беззакония: «А если не послушаете Меня… то возжгу огонь в воротах его, — и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет» (Иер.17,27). И в то же время о Иерусалиме говорится, как о центре будущего Царства (Ис.2,2-4; Пс.47,2-3), а значит понимание негасимого огня не должно быть буквальным. Иерусалим был сожжен огнем (4Цар.25,9), но этот огонь все-таки не горел вечно.

Точно так же Господь наказал огнем и землю Едома, который «не будет никогда гаснуть ни днем ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою… филин и ворон поселятся в ней… и зарастут дворцы ее колючими растениями» (Ис.34,9-15). Из–за того, что в земле Едома будут обитать дикие животные, горящая и вечно дымящая смола должна также олицетворять неугасимый гнев Божий.

И еврейское и греческое «вечно, навсегда», строго говоря, означает «на век», т.е. на какой-то определенный срок (например, век = 100 годам). Иногда так определяется время существования какого-нибудь царства. Ис.32,14,15 иллюстрирует это: «Офель и башня навсегда будут служить… убежищем диких ослов… доколе не излиется на нас Дух свыше». Точно так же можно понимать и понятие «вечного огня».

Много раз гнев Божий, разгоравшийся за грехи Израиля, сравнивается с огнем: «Вот, изливается гнев Мой… и возгорится и не погаснет» (Иер.7,20; другие подобные места: Плач 4,11 и 4Цар.22,17).

Так же огонь ассоциируется с Божиим осуждением греха, особенно в пришествие Христово: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день» (Мал.4,1). Когда сжигается солома, или даже тело человеческое, то все превращается в прах. Невозможно жечь что-то вечно, а потому «вечный огонь» не может быть буквальным огнем вечных мучений. Так же нужно помнить, что и «ад» был также повержен в «озеро огненное» (Откр.20,14), а значит «ад» и «озеро огненное» не одно и то же. Просто здесь язык образов, символов, которым ярко выражается мысль о полном и окончательном уничтожении ада-могилы, ибо к концу тысячелетнего Царства смерти уже не будет.

 

Геенна

В Новом Завете одним их непереведенных слов осталось слово «геенна» (γέεννα). «Геенной» называлось место вблизи Иерусалима, куда выбрасывались и где сжигались городские отбросы. Подобными местами и ныне окружены многие города. Само слово «геенна» – арамейское, и представляет собой измененное еврейское название «Гебен-еннон» (долина сына Енномова – Нав.15,8). Само это место находилось вблизи Иерусалима и во времена Иисус Христа превратилось в городскую свалку, где сжигались не только городские отбросы, но и отбросы общества, трупы казненных преступников. Так что вечно дымящееся место, под названием «геенна», для жителей Иерусалима стало образом полного отвержения и уничтожения.

И опять-таки стоит заметить, что брошенные туда не горели вечно, а сгорая превращались в прах. «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр.12,29). В судный день Он попалит гневом Своим всех грешников, сожжет их насмерть, до конца, превратив их в прах, а не оставит жить, хотя и в вечном пламени. Кстати, Геенна уже однажды наполнялась грешными телами народа Божия, когда Он осудил их на плен Вавилонский (Иер.7,32,33).

Словом «геенна» Господь Иисус Христос мудро объединил ветхозаветные представления об этом месте с современным Ему образами. Он очень часто говорил, что отверженные Им на суде в пришествие Его, пойдут «в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк.9,43,44). Слово «геенна» должна была вызывать у слушающих Учителя ассоциации с полной и окончательной гибелью, с вечным отвержением от лица Божия, с палящим гневом Его против грешников, приговаривающим их к вечной смерти.

Упоминание неумирающего червя, очевидно, часть все той же идиомы совершенно полной гибели, ибо думать, что где-то есть бессмертные черви было бы, по крайней мере, глупо.

еще рефераты
Еще работы по истории