Лекция: Одежда для молитвы

До сих пор мы рассматривали одежду повседневную, мирскую или светскую и в ней считалось неблагочестивым приходить на соборную молитву. Для молитвы существовал специального покроя длинный, до земли азям. Сейчас, к сожалению, во время всеобщего смешения и потери традиции, именно поддёвка во многих местах стала считаться церковной одеждой. А для придания «солидной церковности» её просто удлиняют как азям. Между тем, имеются соборные отеческие запрещения старопоморцам приходить на молитву в поддёвках: «в поддевках на молитве отнюдь не стояти».

На рис. 20 изображен азям — мужская верхняя одежда для соборной молитвы, принятая у старопоморцев (федосеевцев и филиповцев). Особенности покроя азяма зафиксированы в Уставе для Преображенского Богаделенного Дома Ильи Алексеевича Кавылина. Цвет может быть только черный, тёмно-коричневый, тёмно-серый и тёмно-синий. У азяма отрезная талия, опущенный назад плечевой шов и дугообразные выточки на спине, как и у поддевки. Но воротник уже не просто стойка, а имеет продолжение по всей верхней линии полочки. На спине от талии, под нижнем краем выточек идут по три встречных складки глубиной 7—9 см, почти одна над одной.

Длина, как сказано выше, доходит до обуви. Яркой отличительной особенностью азяма являлся красный витой «снурок» (витой шнур), коим обшивали обшлага и всю полочку с боку, включая ворот и накидные петли. Из петель составлялись 4 застёжки по две круглых пуговицы от ворота до пояса. Такие застёжки можно видеть на старинных портретах в г. Риге в Гребенщиковской общине. Однако ближе к XX веку эти застёжки перестали делать, и перешли на обыкновенные крючки как на светской или военной одежде. Интересно, что так же к XX веку на азямах исчез и витой шнур, но по обшлагам и на вороте появилась обшивка из черного бархата (возможно, только у клирошан).

На рис. 21, для примера, показан кафтан, который по обычаю носят в рижской гребенщиковской общине. Он куполообразный: нет ни складок, ни выточек, ни спереди, ни со спины. Это, скорее всего, старинная верхняя одежда, под которой носили азям или поддевку. Образец ее можно видеть в Историческом музее, там, в витрине показан бархатный кафтан такого покроя.

На рис. 22 мы видим сапоги старинного русского покроя: с загнутыми носами и на каблуке. Такие сапоги и носили за службой, как это видно на тех же старинных фотографиях. Существует и запрещение носить сапоги «смазные», т.е. блестящие — лакированные, а также сапоги без каблука — по-татарски.

Женская одежда для молений также имеет свои отличительные особенности, которые выделяют её из ряда традиционной народной одежды. Комплекс женской одежды для молений составляли следующие элементы: нижняя рубаха, подпоясанная поясом, рукава, надеваемые поверх нижней рубахи, сарафан, два платка (нижний и верхний).

Сарафан для моления (рис. 23) распашной косоклинный сарафан, с воротом, как у глухого туникообразного сарафана. Отличительной особенностью его являются три пары встречных складок, заложенных от ворота до середины лопаток и простроченные на спинке. Передние полы застегиваются на пуговицы с накидными петлями. Количество пуговиц должно быть кратно символическим для христиан цифрам (как и на лестовке, к примеру): 30, 33, 38, 40. Таким образом, даже пуговицы на моленном сарафане не были украшением, но напоминали значимые в христианском образе жизни истины. Подол сарафана сзади должен лежать на земле, подобием небольшого шлейфа. Передняя часть короче, настолько, что видны носки обуви. Для моленных сарафанов использовалась ткань темно-синего, темно-коричневого или черного цветов. Красный со всеми оттенками запрещался. Необходимо подчеркиуть, что сарафаны на молитву не повязывают поясами (41-я статья Польского собора).

Под сарафан надевалась нижняя рубаха с поясом, а по верх неё рукава (манишка) исключительно белого цвета (а не какого захочется или придётся! — У.С.). Широкие рукава рубахи собирались в сборку на запястье или заканчивались манжетом и украшались белым кружевом. В Казани на молитву принято надевать белую рубаху с широкими рукавами без сборки, также декорированными по краю белым кружевом (рис. 24).

 

Необходимым элементом женской м олитвенной одежды является платок. Сначала женщина надевает нижний платок белого цвета, полностью убирающий волосы и закрывающий лоб до середины. Затем голова покрывается верхним платком. Существуют особые правила ношения платка на молитве (рис. 25). Незамужние молящиеся (девицы и вдовицы) носят платок в роспуск, на кромку (изображение слева). Для молящихся недопустимы кисти (бахрома) по краю платка. Замужние носят платок только на угол (рис. справа). Напомним, что немолящимися могут быть не только замужние, но и отлученные от соборной молитвы за иные отступления или прегрешения. На молитву платок не завязывается узлом, но обязательно под подбородком закалывается на застёжку (в древности это была, скорее всего, фибула, сейчас же простая булавка). Цвет платка, как и сарафана исключительно тёмный.

Как это не прискорбно, но сейчас мы видим полное разноцветье в одежде и в платках у немолящихся. Не надо брать пример с «брачников» и надевать то белые, то цветастые платки — это совсем не традиционно для поморцев, а тем более для старопоморцев. «Общежительный устав, разработанный Андреем Денисовым в 1702 году (...). отражал стремление искоренить привычки мирской жизни. В 1720-е годы устав дополняют соборные постановления, регламентирующие характер одежды женщин, запрещающие кружева и «плетения вязебные» и «прочие непотребные» украшения...»21 И Выгорецкий собор 1725 г. также говорит в статие 10-й: «У всех в пустыни скитожителей накрепко смотрити чтоб шапок угловатых с трухмянями, и кушаков верблужьих и шелковых, и одежд драгах не было б»22.

Об одежде для соборного богослужения говорит статия 41-я Польского собора 1752 г.: «Юношам рубах красных и штанов каламенковых (из тонкой цветастой ткани), а девицам сапогов красных и платков красных и в повязках золотых на моление отнюдь не стоять, и поясами чтобы не подпоясывалисъ, и тем бы православных не соблажняли (! — выделено У.С.), аще прислушны будут обрящутся да сотворят поклонов 300 до земли».

Петербургский же собор 1809 г. об одежде уже не только для богослужения говорит: «Статия 8. Платье немецкое многая видится християны носят и о сем в божественном писании преужасныя запрещения. Сего ради от душевреднаго обычая сего всячески настоятели должны удерживати, а противящихся отлучати».

Шестая статья знаменитого московского собора 1883 г. запрещала тогда уже вошедшему в моду не христианскому обычаю в одежде: «Одеждами иноземными и языческими не украшатися (...)• В том одеянии в молитвенных домах отнюдь не стоять» (сейчас это как нельзя злободневно! — У.С.).

Нужно напомнить, что и дома, при келейной молитве, стоя пред святыми образами, также нельзя пренебрегать христианским одеянием, как и при соборе.

В настоящее время у современных христиан бытует мнение, что новоженам, да и другим немолящимся, отлученным от соборной молитвы совсем необязательно ходить в христианской одежде ни в повседневной жизни, ни даже приходя на соборную молитву. Да и бороду мужчинам и нестриженные волосы женщинам тоже носить не обязательно, а християнскую посуду содержать и подавно. «Ведь всё равно, мол, молиться не придётся». Но это совершенно не здравое, не православное рассуждение. Мы сами себя, без всяких гонений и запрещений, тем самым лишаем христианского облика (подобия Божия), отвергаемся святоотеческих заповедей и не хотим подражать житию угодников Божиих.

В заключение приходится признать вслед за известным духовным отцом Г.Е. Фроловым. «Вот мы называемся староверами, но наша наружность свидетельствует о противоположном. Часто отвечают: «Надо в душе хранить заветы благочестия». Но это лишь изворот. Твоя нечестивая наружность… исходит от твоей воли, от твоей приверженности всему новому и развращенному. Наружность твоя ясно обличает пустое внутреннее содержание. На тебе мундир не Христова воина, а антихристова». «Если стыдно на улице показать себя христианином перед развращенным миром, то зачем ты являешься в моленную и на христианские собрания и съезды в антихристовом виде? Что здравого может быть от таких совещателей?»23

Из рассказов очевидцев правильного отношения к не христианской развращенной одежде можно привести Наталью Алексеевну Сергееву (ныне почившую крылошанку Преображенского кладбища, ученицу Г.Е. Фролова). Когда к ним в деревню Раюши (Эстония) приехал молодой человек из города в модном пиджаке, некто из христианских старцев подошел к нему со спины и с низа до верху рванув, разорвал бесовский наряд. Аналогичный эпизод поведала нам и Капетолина Платоновна Рохина, прадедушка которой Амбросий Рохин был участником собора на Преображенском кладбище в 1883 г. (хотя и не молящимся). К ним, в християнское село Зубари Нолинского уезда тоже вернулся из города некий франт в «заграничном наряде», так его дед просто изрубил топором «антихристов мундир».

Сегодня же, увы, мы зрим совершенно спокойно, без всякого зазрения совести ходящих в християнские храмы беспечных людей, облаченных в эти демонские одеяния. Неужели у них нет возможности пошить хотя бы христианскую рубаху для посещения богослужений? Конечно есть! Пусть же оторвут от мирских занятий своей жизни немного средств и времени, чтоб хоть в этом попытаться походить на христиан, как призывали нас от начала православной веры и до наших последних дней святые отцы и благочестивые предки наши.

 

еще рефераты
Еще работы по истории