Лекция: Общие итоги внешнеполитической деятельности императора Юстиниана.
Нам осталось рассмотреть последнюю проблему, относящуюся к нашей теме и рассмотренную в «Тайной истории» Прокопия Кесарийского. Речь идёт об общих итогах и последствиях внешней политики этого василевса.
Начинает Прокопий свой рассказ о дипломатической и военной деятельности императора с положения Ливии, провинции, бывшей до завоевания войсками Юстиниана Вандальским королевством в Африке. Состояние её представляется историку далеко не радужным: Юстиниан, подверженный своим всегдашним страстям к мучительству и грабежу, ради которых он, согласно нашему автору, и начал войну на севере Африканского континента, совершенно разорил бывшие вандальские земли.[202] Прокопий сетует, что «Ливия, протянувшись на столь огромные пространства», оказалась до такой степени разорена им (Юстинианом – М.А.), что встретить там человека на протяжении долгого пути – дело нелёгкое и, можно сказать, примечательное».[203] Затем Прокопий начинает приводить своеобразную статистику населения: оказывается, свободных вандалов-мужчин в Ливии до нашествия армии ромеев было «восемь мириад», что касается их жён, детей и рабов, число их, как утверждает историк, и вовсе не поддаётся точному подсчёту.[204] Но не только вандалы стали жертвами кровавой Юстиниановой кампании: ливийцы, среди которых, по замечанию Прокопия, встречались и горожане, и земледельцы, и жители средиземноморского побережья, занимавшиеся морским промыслом, и их соседи маврусии, которых было «много больше», нежели ливийцев, также подверглись почти поголовному истреблению (Прокопий свидетельствует, что число убитых ливийцев никто «из людей не сможет сосчитать», а все маврусии погибли «вместе со своими детьми и жёнами»).[205] Но не только местное население подверглось истреблению в ходе войны: историк сообщает, что земля Ливии стала последним пристанищем и для «многих римских воинов» и тех. Кто последовал за ними из Византия».[206] Завершает своё страшное перечисление павших в этой войне и расставшихся с жизнью в первые годы после неё Прокопий высказыванием, в котором заявляет, что оценку общей численности жертв в «пятьсот мириад» он считает «явно заниженной».[207] Находит историк и ответ на вопрос, кто же виновник этих событий. Нетрудно догадаться, что им на страницах «Тайной истории» выступает Юстиниан, который, по мнению Прокопия, в силу своей ненасытной алчности ничуть не позаботился об установлении порядка в завоёванной области, но, напротив, по своему обыкновению, всё разрушил. Не обходит вниманием историк и конкретные меры василевса, послужившие непосредственной причиной последовавшей массовой гибели и оскудения: Юстиниан отстраняет от власти в провинции Велисария, возводя на него ложное обвинение в тирании, а после предаётся самому безудержному грабежу, конкретные проявления которого сильно напоминают рассмотренные нами в предыдущих главах: обложение населения «небывалыми налогами», присвоение себе земель, «что получше», запрет на арианское вероисповедание, задержка жалованья солдатам и подвергание их иным лишениям. Жестокое подавление бунтов.[208] Прокопий здесь же высказывает одну из своих любимых мыслей: Юстиниану нравилось вводить подобные драконовские меры, поскольку по свое природе он был разрушителем установившегося порядка.[209]
Таким образом, результаты политики Юстиниана по присоединению и освоению Ливии предстают под пером Прокопия Кесарийского катастрофическими: византийская власть способствовала обнищанию и уничтожению населявших Ливию племён. Главным виновником этого исхода предстаёт василевс Юстиниан, который довёл Ливию до такого состояния в силу своей страсти к убийству людей, захвату денег и разрушению установившегося порядка.
Относительно Италии Прокопий рисует абсолютно ту же картину, даже, может быть, ещё более сгущает краски. Так, он заявляет, что Италия более чем в три раза превосходит Ливию размерами, и намекает на соответствующее число погибших.[210] Далее историк язвительно сообщает, что «все прегрешения, совершённые им в Ливии, Юстиниан повторил и здесь».[211] Посылку коррумпированных военных чиновников – логофетов – Прокопий расценивает как окончательное ниспровержение порядка.[212] Из всех последствий подобного курса историк выделяет два, на его взгляд, наиболее пагубных последствия: вымирание народа («земля. вообще говоря, совершенно лишилась обитателей»[213]) и сокращение территории Италии в размерах относительно времени существования королевства остготов: германцы захватили большую часть областей Галлии и Венетии, город Сирмий на границе с Дакией оказался в руках племени гепидов.[214]
Следовательно. В отношении Италии, завоёванной византийцами. Прокопий Кесарийский рисует столь же безрадостную картину: злой гений Юстиниана, стремящийся грабить, убивать, разрушать установившийся порядок довёл Италию и её население до нищеты и угрозы территориального расчленения.
Оценивает Прокопий Кесарийский и влияние внешнеполитических манёвров автократора на положение ядра Вимперии – Балканского полуострова. По сообщаемым им сведениям, территория Иллирии, Фракии, Эллады оказалась ежегодно разграбляема ордами варваров – гуннов, антов и склавинов, которых, как уже упоминалось, прикормил Юстиниан щедрыми выплатами и бездействием относительно их опустошительных рейдов.[215] Прокопий пишет, что, по его мнению, при каждом набеге этих племён было «умерщвлено и пораблщено более двадцати мириад римлян», итогом чего стало превращение земель Балканского полуострова в «Скифскую пустыню».[216]
Как видим, результаты внешней политики Юстиниана в Европе и в Африке, согласно данным Прокопия Кесарийского, были весьма плачевны. Но в «Тайной истории» есть и сведения, касающиеся влияния действий Юстиниана на международной арене на восточные области империи и их обитателей. Историк повествует, что восточные провинции державы ромеев «от Египта до персидской границы» постоянно передвигались набегам сарацин.[217] Прокопий рассказывает, что эти варвары «до такой степени» разорили эти земли, что они оскудели населением и «никому никогда не окажется под силу пересчитать тех. Кто подобным образом погиб».[218] Не меньший вред причиняли Византии и персы во главе с шахом Хосровом, которые, как свидетельствует историк, четыре раза вторгались в пределы державы ромеев, сопровождая свои походы разрушением городов, порабощением подданных Юстиниана, оставляя после себя пустынную землю.[219] Борьба двух держв за стратегически важную область – Колхиду (Лазику) увенчалась, согласно историку, тем, что она стала могилой для воинов трёх народностей – «римлян», персов и лазов, коренного населения.[220] Интересно, что в этом месте Прокопий отходит от привычного для римской и византийской исторической и географической традиции неприятия варваров и презрения к ним и проявляет сочувствие и к ним, говоря далее, что всем варварским племенами (персам, гуннам, сарацинам, славянам) при их вторжениях на территорию империи приходилось сталкиваться с ожесточённым сопротивлением, ввиду чего «погибло их ничуть не меньше, чем римлян».[221] Объяснение этой трагедии Прокопий даёт в рамках своей концепции власти Юстиниана: демон-василевс удовлетворял подобным образом свою страсть к кровопролитию.[222] Демонстрирует историк это намерение владыки ромеев и на примере конкретного сопоставления автократора с шахом Хосровом: несмотря на то, что правитель сасанидского Ирана был человеком «скверного нрава», все поводы к войне ему подавал Юстиниан.[223]
Под конец рассуждения о последствиях внешней политики Юстиниана для судеб Восточной Римской империи Прокопий Кесарийский излагает общие причины для всех направлений, которые привели к подобным итогам. По его мнению, именно бездарные дипломатические и стратегические качества Юстиниана, который «всё затевал не вовремя», мечтая о войне в годы прочного мира и падая духом вместо принятия необходимых решительных мер во время кампании, а также который не желал прекращать начатые тяжёлые войны в силу своей кровожадной природы и в то же время «занимался пустяками» из-за своей мелочности, и способствовали тому, что «вся земля переполнялась кровью человек, как римлян, так и почти всех варваров».[224]
Таким образом, можно сделать вывод, что Прокопий Кесарийский изображает в своём труде крайне негативную ситуацию, порождённую военными и дипломатическими действиями Юстиниана. Провинции империи, как завоёванные, так и исконные, переживают острый демографический кризис вследствие гибели большинства населения, некоторые области находятся под угрозой их захвата врагом, повсюду наблюдается взаимное уничтожение как византийцев, так и «почти что всех варваров» в жестоких войнах. Вину за эту ситуацию историк возлагает исключительно на Юстиниана, который, по его мнению, в силу своей алчности, мелочности, страсти к убийству и желания всё разрушать поставил «Римскую державу» на край гибели Как можно заметить, данная мысль полностью соответствует задаче, поставленной Прокопием перед самим собой — показать Юстиниана как средоточие зла, коварного демона, посланного Богом в наказание за грехи людей.
Заключение.
Настало время подвести общие итоги изображению внешней полтики Юстиниана в «Тайной истории» Прокопия Кесарийского.
На основе источника можно прийти к выводу, что политический курс василевса Юстиниана в целом и его деятельность на международной арене в частности определяются действием трёх мощных страстей, составляющих, по Прокопию. Природу императора: к убийству людей, к деньгам, к разрушению вековых устоев. Для историка из Кесари Юстиниан – безусловно демон, основная цель которого – погубить человеческий род. С этим, согласно данным «Тайной истории», и оказываются связаны основные методы проведения Юстинианом своего внешнеполитического курса; неудачные союзы с варварами всех племён. Приводящие к их регулярным набегам на территорию империи и к систематической выплате василевсом контрибуций, переманивание союзников и нарушение заключённых договоров, излишняя воинственность в сочетании со скаредностью в содержании действующих армий. Таким образом, анализ основных приёмов политики императора даёт представление о его курсе на международной арене как о воплощении подлости, безответственности и алчности.
Сообщает нам источник и об участии в дипломатических делах супруги Юстиниана Феодоры… Анализ сведений «Тайной истории» позволяет сделать вывод, что она активно вмешивалась в дипломатические дела своего мужа, лично принимала послов «варваров» (то есть всех иностранных держав), вербуя сторонников «лержавы ромеев» при иностранных дворах. Очень часто она проводила политические или придворные интриги, так или иначе имеющие отношение к дипломатии и военному делу, которые однако очень часто приводили к осложнению византийской политики на международной арене. В целом образ Феодоры в полной мересоответствует функции её супруга: быть среоточием зла и губить «Римскую державу» и её подданных.
Сообщает Прокопий и сведения по управлению Юстиниана войсками и разведкой, что оказывало прямое воздействие на степень успешности внешнеполитического курса империи ромеев. Анализ этих данных позволяет прийти к выводу, что в изображении историка из Кесари Юстиниан относился к исполнению этой обязанности халатно, пытался обогатиться на этом и позволял совершать подобное фискальному чиновничеству – логофетам, в результате чего армия ослабла и империя потерпела ряд провалов в международных делах.
Разбор образов высшей военной элиты Византии, непосредственных двигателей её внешней политики, приводит к выводу, что правящий класс державы ромеев бывл охвачен самыми разнообразными пороками, включая малодушие, готовность пойти на клятвопреступление, корыстолюбие. Как итог действия этих пороков в сочинении Прокопия Кесарийского выступает Божий гнев, обрекающий деятельность военачальников, а вместе с ними и интересы империи в целом на неудачу.
И. наконец, итоги внешней политики Византии периода правления Юстиниана трактуются Прокопием Кесарийским в виде апокалипсической картины разрушения благосостояния государства и захваченных им областей (Ливия, Италия) и всеобщей гибели населения – как ромейского, так и варварского. Происходит это, как считает историк, вследствие демонического нрава и стратегической бездарности Юстиниана, желающего погубить род людской и одновременно неспособного выработать правильную линию проведения внешнеполитического курса.
Следовательно, можно сделать общий вывод, что по материалам «Тайной истории» Прокопия Кесарийского» внешняя политика Юстиниана предстаёт крайне неудачной, а он сам – своеобразным «антигероем» византийской истории, выступающим в роли Божьего наказания, желающим в силу своей демонической причины погубить весь человеческий род и присвоить его достояние. Эти цели вкупе со стратегической бездарностью василевса в изображении Прокопия Кесарийского и приводят к совершенной деградации внешнего, а вместе с ним и внутреннего положения Восточной Римской империи.
Список использованной литературы и источников.