Лекция: Пейзаж 1960-х годов
В 1960-е годы значительных успехов добились белорусские пейзажисты. Как и прежде пейзаж остаётся самым любимым и распространённым жанром белорусской живописи. К нему постоянно обращаются художники как старшего, так и среднего поколения. Тем не менее в развитии этого жанра произошли значительные изменения. Наряду с лирическим появился так называемый эпический пейзаж, в котором нашли отображение размышления художников над судьбой своей Родины. Живописцы всё чаще стали создавать многогранные обобщающие полотна философского содержания.
Интересные пейзажи в эти годы создали белорусские живописцы В. Цвирко, П. Маслеников, В. Громыко, Д. Алейник, Е. Зайцев, И. Карасев, Ф. Дорошевич, М. Беленицкий, Н. Воронов, И. Ахремчик, А. Бархатков и др.
Особый вклад в развитие и становление пейзажного жанра в белорусской станковой живописи внёс народный художник БССР Виталий Цвирко. Уже в самих названиях работ заложена общая мысль, которую автор воплощает в яркой живописной форме. Излишняя детализация, которая встречалась в ранних работах мастера, уступает место широким обобщениям. Художник пытается создать на холсте ёмкий образ белорусской природы.
Достаточно интересны пейзажи В. Цвирко в композиционном плане, как правило, автор смотрит на землю «с высоты птичьего полёта», поэтому земные пространства кажутся бесконечными и необъятными.
Примером этому может быть пейзаж «Нёман» (1967). Знаменитая белорусская река, о которой сложена масса песен и легенд, открывается зрителю во всей красе и величии. Этот и ряд других пейзажей, написанных в середине 1960-х годов, особенно величественны и эпичны, они проникнуты чувством современности, ярким национальным колоритом.
В 1967г. за серию пейзажей с общим названием «На земле белорусской» В. Цвирко был удостоен Государственной премии БССР. В эту серию вошли пейзажи «Рассказ о Полесье», «Нёман», «Браслав», «Припять. Весна», «На Припяти. Деревья сбросили листья», «На реке Берёзе» все 1966г.
Особую страницу в творчестве автора занимает «героический цикл»: «Ганча – земля партизанская», «Березина», «Священные камни» (все 1969) и другие. Говоря про этот цикл необходимо отметить влияние «сурового стиля» на творчество живописца. На основании синтеза впечатлений от непосредственных природных наблюдений у В. Цвирко сформировался свой неповторимый стиль. Однако увлечение «суровым стилем» было недолгим. Соединение экспрессии и лаконизма с мощным рисунком – стали особым живописным стилем В. Цвирко.
Значительных успехов в области пейзажа достиг В. Громыко. В работах этого художника преобладает эпичное начало, которое, тем не менее, несёт лирический оттенок. Как и в пейзажах В. Цвирко здесь главным эмоциональным компонентом становится цвет, который в соединении с оригинальным пластическим решением создаёт незабываемый образ природы.
Широкую известность получил пейзаж В. Громыко «Льны белорусские» (1970). Сине-зелёные стебли льна как бы ассоциируются с образом Беларуси. Палитра живописца не многословная, манера письма несколько суховатая. Художник с особой любовью старательно прописывает каждый сантиметр живописной поверхности, каждую деталь пытается изобразить достоверно, с материальной завершённостью.
Для творческой манеры В. Громыко характерно, что он всё время пытается подчинить цветовое решение одной цели. Так, например, в пейзаже «Над озером» (1973) такой идеей является мысль о вечности жизни. Художник старательно выписывает каждую деталь полотна. Гармония оранжевых и красных тонов придают пейзажу несколько декоративный колорит. Однако это не снижает его эмоционального воздействия.
Несколько в ином плане развивается творчество М. Данцига. В его городских пейзажах разговор идёт о красоте родного города, архитектурное решение которого отличается от того, что существовало в далёком прошлом. На смену традиционной кирпичной постройки приходят высотные здания из стекла и бетона. Композицию пейзажа «Мой Минск» (1967) художник строит таким образом, что безошибочно можно узнать черты современного Минска, где удачно сочетаются ясность и простота архитектуры со сложностью инженерных решений. Необходимо отметить, что живописная манера автора достаточно жёсткая, хотя это оправдано характером современного урбанистического города. Живописец не заботиться и о пространственной перспективе, из его пейзажей как «выкачен» воздух, это несколько обедняет окружающий простор, делая его сухим.
Говоря о работах М. Данцига, нельзя не заметить эволюцию, которая произошла в творчестве живописца в последние годы. Если ранние работы мастера были наполнены лирическими нотами, то в новых пейзажах больше внимания отдаётся передаче современных ритмов, урбанистике. Колорит становится более экспрессивным и мужественным.
Не менее интересны и работы гомельского художника Д. Алейника. В картине «Над Сожем» (1961) он нашёл очень удачное композиционное решение, показал силу и красоту белорусской реки. Зритель ощущает неповторимую прелесть проснувшейся от зимнего сна природы, видит, как большие, сверкающие белизной льдины стремительно мчатся по голубой глади реки. Выразительно и эмоционально и другое полотно Д. Алейника, «Зимний вечер» (1963). В этом пейзаже художник подсмотрел то чарующее состояние природы, когда золотистые лучи заходящего солнца сверкают на ветках занесенных снегом деревьев, искрясь и переливаясь всеми цветами радуги. В пейзаже подкупает не только богатство цветовой гаммы, но и та непосредственность, с которой художник передает эту удивительную красоту.
Минские пейзажисты старшего и среднего поколения П. Маслеников, П. Крохалев, Б. Аракчеев, В. Версоцкий также старались подчинить свою палитру воплощению лирических мотивов. Так в пейзаже «Голубая весна» (1968) П. Крохолев смог изобразить то очарование природы, когда мартовское солнце уже щедро дарит людям своё тепло, но зима ещё не хочет уступать свои права. Голубые тени на проталинах снега контрастируют с пожухлыми, но не опавшими листьями и ослепительно белым снегом. Таким образом обычный мотив в руках мастера превратился сказочный уголок живой природы.
Большое место в творчестве живописцев 1960-х годов занимает композиционный пейзаж, который рассказывает не только о красоте родной земли, но и тех людях, которые на ней работают и живут среди композиций такого плана работа В. Сумарева «Утро. Иней» (1968).
Павел Маслеников в своих пейзажах старается сохранить тот мягкий лиризм, которым были окрашены его ранние работы, написанные во время пленэрных поездок по Беларуси. Среди композиций этого плана – «На окраине Минска» (1963), «Минское море» (1960) и другие. В первой работе изображён индустриальный мотив. Через силуэты корабельных сосен просматриваются черты Минского тракторного завода. Материальная теплота деревьев гармонично сочетается с голубыми корпусами завода.
Достаточно интересно продолжает работать в пейзажном жанре С. Катков.Художник умеет в самом неприметном мотиве найти своеобразную красоту – «Логойский мотив» (1965), «На Березине» (1975).
Убедительные образы родной природы создали в своих полотнах В. Цвирко («Логойский сказ», 1960), А. Бархатков («Первые всходы», 1961), Л. Дубарь («Голубые сумерки», 1965), М. Беленицкий («Пейзаж с подсолнухами» и «Зубры», 1956), Н. Дучиц («Начало марта», 1957), И. Ахремчик («Июльский день», 1960), П. Маслеников («Минское море», 1960 и «Зима в Ждановичах», 1964) и ряд других авторов.
Разностилистичность и широта творческих поисков белорусских пейзажистов свидетельствуют о том, что живописцы не останавливаются в своём стремлении изобразить красоту родной природы, а постоянно ищут новые оригинальные образные решения.