Лекция: Падение Никона.

Никон и в решении дел, относившихся к компетен­ции царской власти, стал в 1654—1656 гг. «великим го­сударем», фактическим соправителем Алексея Михайло­вича. Летом 1654 г., когда в Москве вспыхнула эпидемия чумы, Никон содейство­вал выезду царской семьи из столицы в безопасное ме­сто. Во время войны с Речью Посполитой и со Швецией царь надолго покидал столицу.

В эти месяцы Никон играл роль главы правительства и само­стоятельно решал гражданские и военные дела. Правда, для наблюдения в Москве оставалась комиссия боярской думы, а более важные дела пересылали для решения в поход царю и боярской думе. Но Никон подчинил комиссию боярской думы своей власти.

В отсутст­вие царя, она стала докладывать все дела ему. В приговорах по делам появилась даже формула: «… свя­тейший патриарх указал, и бояре приговорили». Для докладов члены комиссии боярской думы и при­казные судьи являлись в патриарший дворец и здесь ожидали приема. Во время приемов Никон вел себя надменно, в том числе и по от­ношению к самым родовитым боярам. Это поведение патриарха задевало спесь царедворцев, но в 1654—1656 гг. они не только терпели, но и раболепствовали перед ним.

Самомнение Никона и его активность росли вместе с успехами внешней политики России, так как в определе­нии ее курса он тоже принимал деятельное участие. Но за неудачи 1656—1657 гг. во внешней политике окружение царя возложило вину на Никона. Активным вмешательством буквально во все дела государства и стремлением навязать всюду свои решения, в том числе путем угроз (по меньшей мере дважды из-за несогласия царя с его «советами» Никон угрожал оставлением патриаршей кафедры), стал тяготиться и царь. Началось охлаждение отношений между ними. Патриарха реже стали приглашать в царский дворец, Алексей Михайлович все чаще общался с ним с помощью посыльных из царедворцев и делал

попытки ограничить его власть, с чем, конечно, не желал мириться Никон. Эту перемену использовали светские и духовные феода­лы. На Никона возводи­лись обвинения в нарушении законов, корыстолюбии и жестокости.

Открытое столкновение между царем и патриархом, которое привело к падению Никона, произошло в июле 1658 г. Поводом для него послужило оскорбление околь­ничим Б. М. Хитрово патриаршего стряпчего князя Д. Мещерского 6 июля во время приема в Кремле грузинского царевича Теймураза (Никон не был приглашен). Патриарх письмом по­требовал от царя немедленного наказания Б. М.

Хитро­во, но получил лишь записку с обещанием рассле­довать дело и увидеться с патриархом. Никон не удов­летворился этим и расценил происшествие как открытое пренебрежение к его сану главы русской церкви. 10 июля 1658 г. Царь не появился на торжественной обедне в Успенском соборе. Пришедший вместо него князь Ю. Ромодановский сказал Никону: «Царское величество почтил тебя как отца и пастыря, но ты этого не понял, теперь царское величество велел мне сказать тебе, чтоб ты впредь не писался и не назывался великим государем и почитать тебя впредь не будет». По окончании службы Никон объявил об оставлении патриаршей кафедры. Он рассчитывал, что его беспрецедентный шаг вызовет замешательство в правительственных кругах и в стране, и тогда он сможет диктовать условия своего возвращения царю. Подобное положение не устраивало царскую власть.

Единственный выход из создавшегося положения заключался в низложении Никона и выборе нового патриарха. С этой целью в 1660 г. был созван церковный собор, вынесший решение о лишении его патриаршеского престола и священства, предъявив Никону обвинение в самовольном удалении с патриаршей кафедры. Епифаний Славинецкий, выступив, указал на незаконность решения собора, так как Никон не был повинен в еретичестве, и судить его имели право лишь другие патриархи. Учитывая международную известность Никона, царь был вынужден согласиться и распорядиться созвать новый собор с участием вселенских патриархов.

Чтобы склонить на свою сторону восточных патриархов, Никон попытался вступить с ними в переписку.

В ноябре 1666 г. патриархи прибыли в Москву. 1 декабря Никон предстал перед собором церковных иерархов, на котором присутствовал царь с боярами. Все обвинения патриарх или отрицал, или ссылался на свое неведение. Никона приговорили к лишению патриаршего престола, но сохранили за ним прежний титул, запретив вмешиваться «в мирские дела Московского государства и всея России, кроме своих трех монастырей, данных ему и вотчин их; в них бо, аще хочет, да рассуждает мирские дела».

Восточные патриархи стремились восстановить взаимоотношения двух властей на основе византийского принципа «премудрой двоицы». При этом пределы обеих властей устанавливались следующим образом: «Патриарх да не вступитца в царские вещи царского двора, и да не отступит вне предел церковных, яко же и царь имати и хранит чин свой». При этом делалась оговорка: « но егда будет еретик и неправо править, тогда весма подобает патриарху противостояти ему и опасите его». Тем самым собор дал церковной власти грозное оружие, которое патриарх мог пустить в ход, объявив политику царя еретической. Такое решение

не удовлетворило правительство.

12 декабря был объявлен окончательный приговор по делу Никона. Местом ссылки низложенного патриарха определили Ферапонтов монастырь.

Но вопрос о соотношении «священства» и мирской власти оставался открытым. В конце концов, спорящие стороны пришли к компромиссному решению: «Царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в церковных». Это решение осталось не скрепленным подписями участников собора и не вошло в состав официальных деяний собора 1666-1667 гг.

 

 


Заключение.

В России XVII века объективно ощущалась необходимость церковной реформы, но ее проведение было сопряжено со многими трудностями. Царь осознавал ее необходимость.

Церковная реформа патриарха Никона оказала огромное влияние на внутреннюю жизнь страны и положила начало такому оригинальному социально-религиозному движению XVII в. как раскол. Но нельзя также отрицать и ее определенную роль во внешней политике Российского государства. Церковная реформа была призвана упрочнить отношения с некоторыми странами, открывала возможности для новых, более крепких союзов в политике. И поддержка православных церквей других государств также была очень важна для России.

Никон отстаивал принцип независимости церкви от государственной власти. Он пытался добиться полного невмешательства царя и бояр во внутрицерковные дела, а самому иметь власть, равную царской. Это, естественно, не могло остаться незамеченным. И окончательная размолвка Никона с царем произошла, конечно, не из-за происшествия на царском обеде. Настоящей причиной явилось его чрезмерно усилившееся влияние и постоянное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства. Началась долголетняя борьба самодержавия за полное подчинение церкви государству. Следующим важным этапом в ней стало

упразднение самого патриаршества в первой четверти XVIII века.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Борисов Н.С. «Церковные деятели средневековой Руси XVIII — XVII вв.» М.; издательство МГУ; 1988 год.
  2. Буганов В.И., Богданов А.П.
  3. «Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви» М.; Политиздат, 1991 год.
  4. «Русское православие: вехи истории» (Щапов Я.Н., Волков М.Я. и др.) М.; Политиздат, 1989 год.
  5. Радугин А.А. «Введение в религиоведение»М.; Издательство «Центр», 1997 год.
  6. Н.С. Богданов «Никониане» «Наука и религия» 1994 № 11
  7. О.П. Ершова «Документы по истории старообрядчества» М. 1993
  8. Н.И. Костомаров «Раскол» М. 1995
  9. Э.С. Кульпин «Истоки государства Российского от церковного собора 1503 г. до опричнины» ОНС 1997 № 1
  10. С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории» М. «Высшая школа» 1993 г.
  11. А.В. Карташев. «Очерки по истории русской церкви» (том II). г. Москва издательство «Терра» — «Terra» 1997.
  12. Составитель С.Г. Рубцов. Приложение к методической разработке экскурсии «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI – XIX веках». Соловецкие острова 1988.
  13. С.В. Лобачев. «Патриарх Никон» глава 7 — «Церковная реформа» (стр. 113 – 128). г. Санкт-Петербург издательство «Искусство — СПБ» 2003.
  14. О.В. Чумичева «Соловецкое восстание 1667- 1676 гг.». г. Новосибирск 1998.
  15. Л. Н. Гумилев « От Руси до России ».
  16. П.Г. Дейниченко « Начало правления Романовых. От Петра I до Елизаветы ».
  17. Е.Ф. Шмурло « Мир русской истории».
  18. Борисов Н.С. «Церковные деятели средневековой Руси XVIII — XVII вв.»М.; издательство МГУ; 1988 год.
  19. Буганов В.И., Богданов А.П.
  20. «Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви» М.; Политиздат, 1991 год.
  21. «Русское православие: вехи истории» (Щапов Я.Н., Волков М.Я. и др.) М.; Политиздат, 1989 год.
  22. Радугин А.А. «Введение в религиоведение» М.; Издательство «Центр», 1997 год.
  23. Н.С. Богданов «Никониане» «Наука и религия» 1994 № 11
  24. www.home-edu.ru/user/f/00001231/examen/17_vek/raskol1.htm
  25. www.grandars.ru/college/filosofiya/reforma-nikona.html

 

еще рефераты
Еще работы по истории