Лекция: Показателен случай, когда парцеллировано исключительно сильное по смыслу место в стихотворении.

Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней,
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:

Товарища в беде не поддержать.
Во чье-то горе обратить забаву.
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой, —

То прежде ты — завет тебе один:
Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.

(А. Твардовский)

Встречается слоговая П., преимущественно в шуточных стихах:

А вы знаете, что у,
А вы знаете, что па,
А вы знаете, что пы,
Что у папы моего
Было сорок сыновей.

(Д. Хармс)

Поэтический синтаксис отличают риторические восклицания, ко­торые заключают в себе особую экспрессию, усиливая напряженность речи. Например, у Н. В. Гоголя: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре). Таким восклицаниям часто сопутствует гиперболизация, как и в приведенном примере. Нередко они сочетаются с риторическими вопросами: Тройка! Пти­ца-тройка! Кто тебя выдумал? Риторический вопрос — одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков. Риторичес­кие вопросы содержат утверждение (или отрицание), оформленное в виде воп­роса, не требующего ответа: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?..

Совпадающие по внешнему грамматическому оформлению с обычными вопросительными предложениями, риторические вопросы отличаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, крайнее напряжение чувств; не случайно авторы иногда в конце риторических вопросов ставят вос­клицательный знак или два знака — вопросительный и восклицательный:

Ее ли женскому уму, воспитанному в затворничестве, обреченному на отчуждение от действительной жизни, ей ли не знать, как опасны такие стремления и чем оканчиваются они?! (Бел.); И как же это вы до сих пор еще не понимате и не знаете, что любовь, как дружба, как жалованье, как слава, как все на све­те, должна быть заслуживаема и поддерживаема?! (Добр.)

Риторический вопрос, в отличие от многих стилистических фигур, исполь­зуется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах, в художественной и научной прозе.

Риторическое обращение (риторическое восклицание) – подчеркнутое обращение к кому-либо (чему-либо). Данная стилистическая фигура заключает в себе особую экспрессию, усиливая напряженность речи

О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу. (Некрасов)

Риторическое обращение (восклицание) служит не только для названия адресата речи, но и для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Я предан вам душою. (Пушкин)

Более строгая, книжная окраска характеризует параллелизм — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(А. С. Пушкин.)

Синтаксический параллелизм нередко усиливает риторические вопросы и восклицания, например:

Бедная критика! Она любезности училась в девичьих, а хорошего тона набиралась в прихожих: удивительно ли, что «Граф Нулин» так жестоко оскорбил ее тонкое чувство приличия? (Бел.); Базарову все эти тонкости непонятны. Как это, думает он, подготовлять и настраивать себя к люб­ви? Когда человек действительно любит, разве он может грациозничать и думать о мелочах внешнего изящества? Разве настоящая любовь колеблет­ся? Разве она нуждается в каких-нибудь внешних пособиях места, времени и минутного расположения, вызванного разговором? (Пис.)

Оксюморон (греч. Oxymoron – остроумно-глупое) – яркий стилистический прием образования речи, состоящий в создании нового понятия с соединением контрастных по назначению слов. Данная фигура подобно антитезе является «местом встречи» антонимов. Сочетание антонимов в «чистом виде» в оксюмороне редко (Начало конца — заголовок), “Плохой хороший человек” – назв. Фильма.

В большинстве случаев слова, имеющие противоположное значение, соединяются как определяющие и определяемые [«Крупные мелочи», «Дорогая дешевизна» — заголовки] (прилагательное – существительное), поэтому их нельзя считать стопроцентными антонимами, так как последние должны принадлежать одной части речи. Яркие оксюмороны были созданы русскими поэтами.

Люблю я пышное природы увяданье. (Пушкин)

Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной (Ахматова)

Оксюморон часто встречается в названиях художественных произведений: “Оптимистическая трагедия”, “Живые мощи” Так же данная фигура используется в публицистическом стиле (часто в заголовках для привлечения внимания читателей): “Холода – сезон жаркий” “Отступление вперед ”

Повтор — прием в художественной речи, заключающийся в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности. Звуковые повторы.

Параллельные синтаксические конструкции нередко строятся по принципу анафоры (единоначатия: повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание). Так, в последнем из примеров видим анафори­ческое повторение слова разве, в стихотворном пушкинском тексте единона­чатия — в синем небе… в синем море. Классический пример анафоры являют лермонтовские строки:

Я тот, которому внимала Ты в полуночной тиши­не, Чья мысль душе твоей шептала. Чью грусть ты смутно отгадала, Чей образ видела во сне. Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого ник­то не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы...

Или

Суров закон. Суров, но справедлив. Из двух спорящих один всегда не прав. Из двух спорящих не прав тот, кто умнее.

Эпифора (концовка) — повторение последних слов предложения — также усиливает эмфатическую интонацию: Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать только то, чего я хочу,и только так, как я хочу,и только потому, что я хочу? (Добр.)

Эпифора придает лиризм тургеневскому стихотворению в прозе «Как хоро­ши, как свежи были розы...»; этот стилистический прием любил С. Есенин, вспом­ним его эпифоры! — Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет… Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет!; Глупое сердце, не бейся; Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлата­ном? Отчего прослыл я скандалистом?..Прояснилась омуть в сердце мгли­стом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом получит по шапке, если не мэр?

Как видно из последнего примера, автор может отчасти обновлять лексику эпифоры, варьировать ее содержание, сохраняя при этом внешнее подобие высказывания.

Анадиплосис(«стык») — повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое. По современной стихологической терминологии повторение конца стиха в начале следующего. Приём известен с древних времен.

Неоднократно встречается в библейских псалмах:

…откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа…

поток прошел бы над душею нашею;
прошли бы над душею нашею воды бурные.

Примеры анадиплосиса в народной русской поэзии:

Станем-ка, ребята челобитную писать,
Челобитную писать, во Москву посылать.
Во Москву посылать, царю в руки подавать.

На кресте сидит вольна пташечка,
Вольна пташечка бор-кукушечка
Высоко сидит, далеко глядит.
Далеко глядит за сине море.

Целовал он ей руки белые,
Руки белые, пальцы тонкие,
Пальцы тонкие в золотых перстнях.

Пример анадиплосиса в русской книжной поэзии:

Я на башню всходил, и дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня.

Симплока(греч. συμπλοκή — сплетение) — фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, — разные начало и конец при одинаковой середине.

Образцы С. первого вида чаще встречаются в народной поэзии:

Во полеберезонька стояла,
Во полекудрявая стояла.

(Народная песня)

Былопированье, почестный пир,
Былостолованье, почестный стол.

(Русская былина)

Очень редка С. первого вида в авторской поэзии:

Всегда и всюду
Двое так идут
И думают —
Всё мирозданье — тут.

Всё — толькоруку протяни — все тут.
Всё — толькопристальней взгляни — все тут.
Всё — толькокрепче обними — все тут.
И соловьи поют,
И поцелуй,
И хруст шагов в лесу...

(В. Луговской)

Что же ты, песня моя,
Молчишь?
Что же ты, сказка моя,
Молчишь?

(П. Васильев)

Примеры С. второго вида:

Молодымвезде у нас дорога,
Старикамвезде у нас почёт.

(В. Лебедев-Кумач)

Морелюблю с кораблями,
Неболюблю с журавлями.

(В. Боков)

Ненавижувсяческую мертвечину!
Обожаювсяческую жизнь!

(В. Маяковский)

То же в соединении с хиазмом:

Чтоб жить не в жертву дома дырам,
чтоб мог в родне отныне стать
отец, по крайней мере, миром,
землей, по крайней мере, мать.

(Он же)

Хиазм Хиазм [греч. χιασμός — крестообразное расположение в виде греческой буквы χ (хи)] — стилистическая фигура, заключающаяся в том, что в двух соседних предложениях (или словосочетаниях), построенных на синтаксическом параллелизме, второе предложение (или сочетание) строится в обратной последовательности членов. Иначе говоря, X. — это перекрестное расположение параллельных членов в двух смежных предложениях одинаковой синтаксической формы.

 

Автомедоны наши бойки,

Неутомимы наши тройки.

(А. Пушкин)

… Испанский гранд, как вор,
Ждет ночи и луны боится.

(А. Пушкин)

Ужель меня несчастней нету
И нет виновнее его.

(М. Лермонтов)

Чтоб жить

не в жертву дома дырам.

Чтоб мог

в родне

отныне

стать

Отец,

по крайней мере, миром,

Землей, по крайней мере, — мать.

(В. Маяковский)

Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.

(А. Ахматова)

Еще не все отысканы могилы
И мертвецы оплаканы не все.

(Г. Николаева)

Зевгма [с греческого — собственно «сопряжение», «связь»] — термин античной стилистики. З. в широком смысле античные грамматики называли такие обороты речи, когда какое-нибудь слово, чаще сказуемое, которое должно быть повторено два или несколько раз, ставится один раз, а в других местах лишь подразумевается. В пример приводили такую фразу: "Союзникам я объявляю, чтобы они взялись за оружие и что следует вести войну" (подразумевается — я объявляю). В более узком смысле под термином З. фигура речи, заключающаяся в том, что слово, которое в предложении образует однотипные синтаксические сочетания с другими словами, употребляется только в одном из этих сочетаний, в других же опускается: «Большинству из нас показалось, что он говорит правильно, и охотиться для жертвы богине» (разумеется не «показалось», а «мы решили» см. трагедию Еврипида). Под зевгмойподразумевают намеренное или случайное использование слова в предложении сразу в нескольких значениях; например:Иванов стучал по столу и начальству. З. иногда рассматривалается как риторическая фигура, напр. в такой фразе: "Стыдливость победила страсть, страх — дерзость, рассудительность — безумие" (повторяются приблизительно одинаковые отрезки речи, члены, параллельно построенные).

Антите́за(редко антитезис; риторическое противопоставление текста; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Как стилистический прием антитеза широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах:

Ученье – свет, а неученье – тьма.Мягко стелет, да жестко спать.

Классические примеры антитезы нам дает русская художественная литература:

Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ты румян как маков цвет, я как смерть и тощ, и беден. (Пушкин)

Антитеза бывает двух типов:

— простая (членная). Например: У сильного всегда бессильный виноват (Крылов)

сложная (многочленная). Например: Ненавидим мы, и любим мы случайно, ни чем ни жертвуя, ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови… (Лермонтов)

Из последнего примера видно, что сложная антитеза может включать в себя несколько антонимических пар.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица)

Как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях:

еще рефераты
Еще работы по истории