Лекция: Просто изучая Шримад Бхагаватам, можно постичь суть всего знания.
Заключение
Мы поставим точку в этой главе, приведя блестящий сжатый анализ Ведической литературы, данный Шрилой Дживой Госвами в его Таттва-сандарбхе.
1. Поскольку человек обладает недостатками четырех видов, методы познания, такие как непосредственное восприятие и логический вывод, несовершенны и тем более не способны дать знание о духовной реальности, трансцендентной к ним
2. Поэтому единственным надежным источником знания являются Веды, которые содержат и материальное, и духовное знание, которое передается по парампаре.
3. Изучение Вед связано с существенными трудностями, среди которых можно выделить следующие:
- а) в настоящее время доступно лишь менее 6% самих Вед;
- б) Веды написаны на особом Ведическом санскрите, который требует многих лет изучения. Но, даже если изучить его, таинственный смысл Ведических стихов делает невозможным их понимание без духовного учителя в парампаре;
- в) перед изучением Вед необходимо выучить их шесть вспомогательных разделов, называемых ведангами. Все эти разделы обширны и требуют серьезного изучения;
- г) в Кали-югу плохая память делает невозможным изучение даже 6% Вед.
4. Можно было бы изучить Веданту — заключение Ведических произведений, но различные мыслители по-разному ее толкуют.Кроме того, есть и другие философии, и почему не изучать их?
5. Поэтому лучше изучать то, что проистекает из того же источникаи, следовательно, свободно от четырех недостатков, рассказано в форме историй и не требуют строго произношения, а также может изучаться любым человеком. Это Пураны, которые специально предназначены в помощь постижению таинственного смысла Вед. Поскольку Пураны и Итихасы исходят из Абсолютной Истины, они полны и не требуют дополнительных источников.
6. Пураны и Итихасы составляют Пятую Веду.Изначально была одна Веда – Яджур-веда. Затем Вьясадева выделил из нее четыре Веды. После этого остался еще миллиард стихов, которые составляли изначальную Пурану, которая до сих пор доступна на высших планетах. Из сострадания к обитателям Кали-юги, Вьясадева извлек из нее пятьсот тысяч стихов, из которых четыреста тысяч он разделил на восемнадцать Пуран, а оставшиеся стихи образовали Итихасу под названием Махабхарата.
7. Изучение Итихас и Пуран – это привилегия, ибо, изучая их, можно и вовсе обойтись без изучения самих Вед.
8. Пураны подразделяются на три категории по шесть в каждой в соответствии с гунами природы.
9. Из них Бхагавата-пурана является чистейшей, поэтому можно все понять, просто изучая Шримад Бхагаватам
Так, заключением Шрилы Дживы Госвами является однозначное указание изучать Бхагавад-Гиту и Шримад Бхагаватам, трансцендентную Бхагавата Пурану.
При использовании материалов Яшоматинандана даса.