Лекция: Разработка проектной концепции изделия

1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

 

Разработка проектной концепции изделия

Изм.
Лист
№ докум.
Подп
Дата
Лист
КП ДО 01.01 ПЗ
Разраб.
Радвилович
Пров
Пардаев
 
 
Н Контр
 
Утв
Пардаев  
Разработка проектной концепции изделия
Лит.
Листов
БГТУ 209030210
1.1. Анализ новых направлений дизайна и конструирования, аналогов и прототипов

Новые направления дизайна и конструирования. Проследив историю мебели на протяжении по­чти всей цивилизации человечества, нетрудно за­метить, что у большинства современных изделий имеется немало прототипов и аналогов из далеко­го прошлого.

Отличительной особенностью настоящего вре­мени является то, что практически все население пользуется мебелью фабричного производства. Современные условия позволяют выпускать мебель на любой вкус, от исторических стилей до постмо­дерна, а производители стараются удовлетворять самые изощренные вкусы покупателей. Поэтому современная мебель отличается большим разнооб­разием дизайнерских направлений, которые захва­тывают в свой круг и многие исторические стили, вернее их стилизации или компиляции.

Под современной ме­белью будем понимать мебель, выпускаемую промышленностью в настоящее время, независимо от того, когда она была спроектирована. Мебель, которая проектируется, спроектирована или изготовлен только ее образец, будем называть перспективной. В связи с такой классификацией не будет большой ошибкой считать, что современный этап мебель­ного искусства в нашей стране и странах СНГ на­чался вместе с историей самих стран после распа­да СССР.

Схожесть технологии и применяемых материа­лов в разных странах, широкий торговый обмен мебелью обусловливают и некоторую ее стилевую близость. Правда, с сохранением национальных традиций и культурных особенностей разных стран, проявляемых в искусстве бытовых вещей, в том числе и мебели.

В связи с изложенным рассмотрение бытовой мебели целесообразно вести не по странам, а по направлениям ее дизайна, двигаясь от простейших по форме к более сложным.

Направлений дизайна современной мебели больше, чем описано ниже. Некоторые из них или кратковременны, как мимолетная мода, или некон­кретны, поэтому на них останавливаться не стоит.

В определении дизайнерских направлений ме­бели нет четких границ — где заканчивается одно и начинается другое. Например, одно и то же изде­лие мебели можно в равной степени отнести к де­мократичному или авангардному направлению, к художественному или элитному и т. п. На крупных международных выставках выделяют целые залы для мебели современного модерна.

 

 

Это мебель, ко­торую можно отнести и к минимализму, и к аван­гарду, и к демократичному дизайну. Заметим, что термин «модерн» в значении этого слова (новей­ший, современный) применим вообще к любой но­вой мебели, то есть он переходящий: по мере появления новой мебели он автоматически переходит к ней. С другой стороны, «модерн» — это и истори­ческий стиль на стыке XIX-XX веков.

Упрощенчество и минимализм. Одно из совре­менных направлений дизайна мебели и оформле­ния интерьера, которое получило распространение в западных странах, — минимализм. Его не следует относить к стилям, это скорее мода.

Минимализм выражается в упрощении формы изделий, отказе от каких-либо видов декора и при­емов декорирования. В идеале — это изделие без корпуса (несколько полок на стене), интерьер без гардин, ковров,предметов декоративно-прикладного искусства и т. п.

Упрощение формы обусловливает и упрощение конструкции мебели. Поэтому упрощенчество при­влекло такое стилевое направление, как кубизм.

Минимализм оправдан тогда, когда он являет­ся выражением интеллектуально богатой личнос­ти и когда соответствует образу жизни, приближа­ющемуся к своеобразному крайне выраженному аскетизму. В противном случае минимализм явля­ется слепым следованием моде.

Упрощенчество и минимализм в конструктив­ном отношении близко смыкаются с так называе­мым утилитарным направлением дизайна, когда форма изделий является следствием решения ути­литарных задач, а художественные цели при этом не ставятся.

Утилитаризм исходит из предпосылки, что лю­бая вещь обладает двумя свойствами — полезнос­тью и красотой и что соотношение этих свойств в разных предметах неодинаковое (например, в пол­ках для слесарного инструмента и для красивой посуды). В таком случае подход к проектированию меняется в соответствии с изменением соотноше­ния красоты и полезности. Минимализм же видит вещь как таковую, в единстве, аккумулируя все ее свойства, в том числе и эстетические, в одном — минимуме, который начинает выступать как иде­ал, как самоцель.

В Беларуси, как и в России, минимализм еще не прижился. Отчасти потому, что он сродни тому стилю 60-70-х годов, который язвительно называ­ли «ящичным». Еще не все повыбрасывали те на­доевшие старые изделия, которые вновь объявля­ются модными. Но первая проба минимализма в Беларуси уже состоялась: минималистские изделия были впервые представлены на республиканской выставке мебели в Минске в октябре 2001 года.

Этнографическое (народное) направление. Про­ектирование изделий этого направления ведется с учетом национальных традиций под народную мебель. Народная же в некоторой степени отож­дествляется с сельской, деревенской, а последняя получила название «кантри». В отличие от про­шлой сельской мебели, которую самодеятельные мастера выполняли вручную, в настоящее время изделия под сельские изготавливаются на совер­шенном оборудовании, поэтому они «посовременили».

Мебель в народном стиле воспринимается есте­ственнее, если поверхности изделий придается на­лет времени. Для этого выполняется специальная отделка — патинирование. Иногда делается искус­ственное старение материала.

Авангардное направление. Авангард — это на­правление в художественной культуре, порываю­щее с существующими нормами и традициями, пре­вращающее новизну выразительных средств в са­моцель. Авангардизм тесно связан с модернизмом.

Изделия авангардного направления отличают­ся новизной функции, принципа ее осуществления, новизной материала, формы, технологических осо­бенностей изготовления. Не будет ошибкой, если к такой мебели применить термин «модерновая», так как по сути оба эти термина имеют схожее значе­ние.

Примером авангардной мебели могут служить кровать с водяным наполнением, кровать в форме круга, детская кровать в виде легкового автомоби­ля. Материал изделия также может вывести его в число авангардных. Например, изделия, выполнен­ные из одного стекла или картона.

Хай-тек. Это сравнительно новое название на­правления в дизайне, под которым понимают эсте­тические возможности высоких технологий, новых материалов и конструкций. При таком понимании хай-тек близко смыкается с авангардным направ­лением. Разница в названиях.

Демократичное направление. Мебель этого на­правления ориентирована на массового потреби­теля и относительно невысокие цены изделий. В данном случае используются рациональные конст­руктивные схемы изделий и материалы, обеспечи­вающие высокую производительность (древесно­стружечные плиты, синтетические облицовочные материалы и т. п.). Диапазон мебели демократич­ного направления весьма широк. С одной стороны он граничит с мебелью минималистского направ­ления, с другой — художественного.

Мебель демократичного направления может иметь рациональные с точки зрения материалоем­кости конструктивные схемы, активно использую­щие пространство при хорошем композиционно-художественном решении. Отличающаяся от тра­диционных форм, она приобретает некий художе­ственный оттенок. Например, профильные элемен­ты придают особую пластику набору для прихо­жей. Впечатление художественной мебели создает и набор офисной мебели. И что-то художественное в нем есть, но в принципе он не вышел за рамки демократичного дизайна.

Художественное направление. Мебель этого на­правления представляет собой наиболее разнооб­разную группу. К ней следует относить изделия с декоративными или конструктивными элементами, которым придана художественная форма или которые подвержены различным приемам декориро­вания (резьба, интарсия, тиснение и др.). К худо­жественной мебели следует относить и выполнен­ную в любых исторических стилях или под истори­ческие стили (так называемая стилизация). Сам стиль прошлых эпох относит изделия к определен­ному слою культуры и уже поэтому приобретает художественную ценность.

Одно из направлений художественной мебели получило название рустикальное. Оно достаточно широко распространено в европейских странах и Беларуси.

Желая усилить художественную выразитель­ность изделий рустикального направления, филен­ки рамочно-филенчатых дверей иногда украшают резьбой, которую выполняют на обрабатывающих центрах, а реже вручную.

Стремление сделать изделие еще красивее при­вело к тому, что к рустике с резьбой стали добав­лять отдельные элементы исторических стилей. Как правило, это барочные элементы, венчающие глав­ную секцию набора или изделия, в виде карниза. Надо отметить, что подобные вставки хорошо впи­сываются в общую композицию. Более того, они даже необходимы, для того чтобы прямолинейный карниз композиционно связывался с рисунками профильных резных дверей. Изделия подобного типа пользуются хорошим спросом у покупателей. Подчинение же и формы дверей барочному карни­зу переводит количество в качество — изделие уже становится по стилю в ряд с историческими. Прав­да, это изделия стилизованного барокко, то есть упрошенного, А такая форма больше подходит не только дм технологии, но и для современного об­раза жизни.

Современная технология формирования вспени­вающегося материала в пресс-форме позволяет выполнять любую сложную форму барокко. Жид­кие компоненты вливают в пресс-форму, в которой они вспениваются и зреют в течение нескольких минут. Отлитые детали защищают и отделывают, и «барокко» готово.

В современной мебели художественного направ­ления используют различные архитектурно-худо­жественные элементы исторических стилей (арки с замками, пилястры и ножки с каннелюрами, кар­низы с орнаментом, розетки, фиалы, выступающие цоколи и др.). В ряде европейских стран, особенно в Испании и Италии, а также во Франции, Герма­нии, Англии, выпускают мебель в чисто историчес­ких стилях (так называемая «ремейка»).

Мебель художественного направления делают во всем мире, но при этом учитывают свои особен­ности культуры, традиции, а также технологичес­кие возможности.

Элитная мебель. В ряде случаев необходимо оборудовать интерьеры представительского харак­тера (правительственные, посольские и т. п.), для которых первостепенное значение имеет престиж­ность, образность формы, уровень материалов и др. В таких случаях имеет место индивидуальный подход при разработке и изготовлении мебели. Мате­риалоемкость, унификация и тому подобные пока­затели отступают на второй план, а то и вовсе не учитываются.

Среди потребителей бытовой мебели также не­мало людей, для которых стиль, форма, эстетичес­кие достоинства играют первостепенную роль и ценятся значительно выше утилитарных функций.

Можно отметить, что элитная мебель — это выс­ший уровень мебели художественного направления. Не исключено также, что к элитной мебели могут относиться и некоторые лучшие изделия других дизайнерских направлений.

Прототипы проектируемого изделия. Мебель для офиса это определенный тип мебели, специально разработанный для офисного использования. Такую мебель отличает повышенная стойкость к износу, ударным и механическим воздействиям и нагрузкам. Современная офисная мебель зачастую обладает специальными эргономичными формами и размерами, а так же различными регулировками, позволяющими снизить утомляемость сотрудников и повысить эффективность их действий. Представленный ниже прототип рис.1 «большой» по размерам, а в нашем случае помещение маленькое и не позволяет нам установить данный прототип, поэтому я проектирую мини-кухню более компактную по своим габаритам.

 

 

Рис. 1. Мини-кухня

 

еще рефераты
Еще работы по истории