Лекция: Религиозный состав.
Религия (от лат. reliqio — благочестие, святыня, предмет культа) — одна из форм общественного сознания, специфичность которой относительно других выражается в том, что она, по мнению большинства атеистически настроенных ученых, является отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Непременным признаком религии как мировоззрения является вера в существование сверхъестественных сил и существ, именем которых религия освещает возникающие в ходе общественного развития нормы морали. Будучи явлением в основе своей идеологическим, религия порождает и ряд социально-политических институтов — церкви, клерикальные партии, профсоюзы, молодежные организации, социальные учреждения и др. [22].
Первоначальными формами религиозных верований были фетишизм, анимизм, культ предков или мертвых, тотемизм, полидемонизм, олицетворение сил природы, шаманизм, политеизм. Заметим, что у ученых разных школ и направлений нет единой точки зрения по вопросу о «первичности» той или иной из указанных форм и относительно хронологии их появления. Однако с определенной долей условности древние формы можно локализовать по регионам и народам. К примеру, шаманизм был наиболее распространен у народов Сибири, тотемизм — у народов Австралии, культ предков — у народов Восточной Азии.
Во втором тысячелетии до нашей эры стали появляться религии, которые сохранились до настоящего времени. Одним из самых ранних верований был иудаизм, возникший в Юго-Восточной Азии, на территории современного Израиля. Вначале это была политеистическая религия, которая впоследствии трансформировалась в монотеизм. В Южной Азии значительное влияние получил брахманизм, перешедший в индуизм – сегодня это основная религия в Индии. В VI-V и IV—III вв. до н. э. в Китае зарождается еще два религиозных течения — конфуцианство и даосизм. В Японии в первобытнообщинную эпоху возникает синтоизм.